ПОНЯТИЕ ДИСКУРСА И СПЕЦИФИКА СПОРТИВНОГО ДИСКУРСА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОНЯТИЕ ДИСКУРСА И СПЕЦИФИКА СПОРТИВНОГО ДИСКУРСА

Тэрдик О.О. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье рассмотрены различные интерпретации понятия «дискурс»; изучены особенности спортивного дискурса; исследована сущность дискурсивного анализа; описаны виды спортивного дискурса; выявлены проблемы изучения спортивного дискурса.

Ключевые слова: спортивный дискурс, текст, контекст, коммуникативная ситуация, дискурсивный анализ.

Категория дискурса, одна из основных в коммуникативной лингвистике и современных социальных науках, как и всякое широко употребляющееся понятие, допускает не только варианты произношения (с ударением на первом или втором слоге), но и множество научных интерпретаций.

На сегодняшний день сложность определения понятия дискурса видится в наличии огромного количества научных практик, занимающихся его изучением (психолингвистика, социология, лингвокультурология, семиотика, социология, философия, этнология, антропология); а также школ и направлений, придерживающихся различных взглядов на изучение дискурса.

В начале 70-х годов предпринята попытка дифференцировать понятия текст и дискурсбывшие до этого в европейской лингвистике почти взаимозаменяемыми, с помощью включения в данную пару категории ситуацияТак, дискурс предлагалось трактовать как «текст плюс ситуация», в то время как текст, соответственно, определялся как «дискурс минус ситуация». В этом находит выражение общая тенденция к пониманию дискурс-анализа как широкого подхода к изучению языковой коммуникации, для которого характерны, с одной стороны, повышенный интерес к более продолжительным, чем предложение, отрезкам речи и, с другой стороны, чувствительность к контексту социальной ситуации.

Профессор Амстердамского университета Т. Ван Дейк придерживается подобных взглядов. Т. Ван Дейк, посвятивший большое количество работ изучению вопросов дискурса, понимает его как комплексное коммуникативное событие, составляющими которого является наличие адресата и адресанта, а также коммуникативного действия, происходящего в определенном контексте (временном, пространственном и так далее). Ван Дейк рассматривает коммуникативное действие очень широко. Оно может быть как устное, так и письменное, в нем допускается как вербальная, так и невербальная составляющая.

Исходя из определения, данного Ван Дейком [1, с.1], можно отметить, что специфической чертой спортивного дискурса является спортивный контекст, в рамках которого происходит коммуникативное действие. Сходного мнения придерживается также автор многочисленных работ, посвященных изучению непосредственно спортивного дискурса, А.Б. Зильберт. Он считает, что «для отнесения дискурса к спортивному в любом виде общения из трех элементов коммуникации – субъекта, адресата, содержания общения – достаточно содержания (это относится, прежде всего, к сфере масс-медиа)» [3, с.110]. Он отмечает, что если содержание дискурса не имеет к спорту никакого отношения, но «субъект» и «адресат» принадлежат к институту спорта, в таком случае спортивным дискурс быть признан не может. Очевидно, что разговор спортсмена с тренером о погоде не будет являться примером спортивного дискурса.

Схематично можно обозначить дискурс как речь, вписанную в коммуникативную ситуацию. В таком случае, спортивный дискурс – это, речь (как форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил), имеющая место в рамках спортивной ситуации. В лингвистическом энциклопедическом словаре В.Н. Ярцевой дискурс определяется как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие» [6, с.132].

Дискурс часто сопоставляется с понятиями «текст» и «диалог». В связи с тем, что дискурсивный анализ предполагает также исследование закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, а движение есть динамика, то таким образом подчеркивается динамический характер дискурса, в противопоставление тексту как статической структуре.

Несомненно, между понятием дискурса с одной стороны и понятиями текста и диалога с другой существует ряд сходств и отличий. Однако более корректным является двухкомпонентное определение дискурса, включающее и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в ее социальный контекст, и ее результат (то есть текст).

Дискурс – объект междисциплинарных исследований, то есть следует рассмотреть несколько подходов к изучению дискурса для получения достоверных результатов исследования. Например, рассмотрение дискурса с точки зрения лингвокультурологии позволит получить ценную информацию об особенностях британского национального характера, о ценностях британской культуры, так как задача лингвокультурологии – определение национально-специфических моделей речевого поведения. Как отмечает В.Н. Ярцева: «Дискурс обращен к ментальным процессам участников коммуникации: этнографическим, психологическим и социокультурным правилам и стратегиям порождения и понимания речи в тех или других условиях» [6, с.132]. Иными словами, в ходе изучения текстов придется выйти за пределы его языковой структуры, и учесть многие культурные и прагматический факторы.

Существуют различные типы дискурса. В большинстве типологий выделяют устный и письменный дискурс, причем устный дискурс – это исходная, фундаментальная форма существования языка, а письменный дискурс является производным от устного. Некоторые авторы склонны выделять мысленную разновидность дискурса, но в силу отсутствия легко наблюдаемых проявлений он исследован гораздо меньше, чем устный и письменный. Одно из наиболее известных исследований мысленного дискурса принадлежит Л.С. Выготскому [5, с.253]. Исходя из данной типологии, к примерам устного спортивного дискурса относятся репортажи, прямые трансляции спортивного события, комментарии экспертов, интервью со спортсменами об итогах состязаний. К письменному спортивному дискурсу могут быть отнесены научные публикации по проблемам спорта и физической культуры (статьи, монографии, диссертации), правила соревнований, новостные сообщения в спортивных печатных СМИ, тексты спортивных рубрик неспортивных газет.

Как считает вышеупомянутый Б.А. Зильберт [2, с.45], основной проблемой изучения спортивного дискурса является его интертекстуальность (свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга). Ему видится очень сложным выделить спортивный дискурс в чистом виде. Для исследования целостной картины спортивного дискурса необходимо рассматривать его связи и точки пересечения с другими видами дискурса в синхронном плане. Так как в основу работы легли новостные сообщения, то в этом случае спортивный дискурс будет переплетаться с дискурсом масс-медиа, особенности которого тоже должны учитываться.

Таким образом, дискурс в наиболее общем виде рассматривается как «текст + ситуация». Ввиду значимости дискурса, без его изучения ни языковые, ни коммуникативные явления не могут быть исследованы в полной мере. Что же касается спортивного дискурса, то его основной характерной чертой является спортивная тематика. Отметим также, что спортивному дискурсу присуща интертекстуальность, которая не позволяет установить четкие границы вышеупомянутого понятия. С целью выявления лингвокультурных характеристик спортивного дискурса необходимо также учесть особенности языка и структуры текста, присущие дискурсу СМИ.

Список использованной литературы

1. Дейк, Т. А. ван. Анализ новостей как дискурса / Т.А. ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация - Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – С. 111-160.

2. Зильберт, А.Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) / А.Б. Зильберт // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - Вып.19. – С. 103-112.

3. Зильберт, А.Б., Зильберт, Б.А. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи / А.Б. Зильберт, Б.А. Зильберт // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - Вып.17. – С. 45-55.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: 'Лабиринт',1999. – 352 с.

5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / В.Н.Ярцева [и др.]; под общ. ред. В.Н. Ярцевой. - 2 изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 658 с.

Просмотров работы: 303