МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕВУШКАМИ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕВУШКАМИ.

Лыженкова Р.С. 1, Еловская К.А. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной работе мы разберем музыкальное сопровождения и танцевальные направления на занятия физической культурой с девушками в ВУЗЕ.В ходе работы была поставлена цель работы, поставлены задачи, проведен анализ литературных источников, проведено исследование, на основании которого можно сделать вывод, что танец и музыкальное сопровождение являются неотъемлемой частью друг друга.

Ключевые слова: Музыка, танцевальные направления, физическая культура, развитие, занятия, цель, работа, использование.

Цель работы: Изучить использование сопровождение музыкой и танцевальные направления на занятиях с девушками в вузе путем изучения различных источников и проведения социального опроса в ИрГУПС.

Актуальность темы состоит в том, что одной из главных задач преподавателей в наши дни является привлечение человека к занятиям физической культурой и спортом с использованием музыкального сопровождения улучшения учебного процесса.

Проблема: Понижения интереса и мотивации к занятием физической культурой без музыки и внесения новшества в учебную программу, например различных танцевальных направлений. Отсюда и плохое посещение занятий.

Изучая литературу по данной теме, можно увидеть, что музыкальное сопровождение занятий физической культурой- это целенаправленно подобранные и правильно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), способствующие оптимизации урока и наиболее эффективному решению его основных задач. Следует отметить, что на современном этапе музыка широко используется во многих инновационных и традиционных направлениях физического воспитания, причем с людьми разного возраста и социального статуса, уровня здоровья, развития физических качеств и двигательных способностей, типа темперамента. Из этого можно сделать вывод, что из особенностей форм организации занятий, направленности, целей и задач, контингента обучающихся, использование музыки имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе и дальнейшем ее применении. Вопросы роли и значения музыкального сопровождения в физической культуре давно находятся в поле зрения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Например, Е. Г. Сайкина и Ж. Е. Фирилева (2003) считает, что целенаправленно подобранная учителем музыка с ее динамическими оттенками непроизвольно выравнивает степень напряжения и расслабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Важно контролировать процесс выполнения упражнений, чтобы подчеркнуть сильные части ритма, отчетливость их выражения и строгую равномерность темпа, при этом сильные части в музыкальном произведении подсознательно связаны с увеличением мышечного усилия и отдачи, а слабые - с ослаблением мышечного усилия и вдоха. Использование музыки в любом формате физических упражнений для решения нескольких задач, к основным из которых относятся: содействие полноценному гармоничному развитию личности, задействованной в использовании искусства как синтетической формы человеческой деятельности, способ тренировки одновременно тела и души; оптимизация организации занятий; облегчение решения задач того или иного направления занятия и для каждой его части урока; повышение эмоционального фона урока; создание стилистической, образной, типовой основы для выполняемых двигательных функций; стимулирование концентрации сознания студентов на внутренних психических и физических ощущениях за счет воздействия специально подобранных функций музыкальной выразительности на подсознание; отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения. Но стоит отметить, что разнообразие направлений физической культуры обусловило определенную специфику в использовании музыки. На данном этапе можно выделить три типа использования музыки в физической культуре, определяя их по приоритетности - набухающий, психологический, фоновый. Изучая литературу, можно также сказать, что основное положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции. Музыка также активизирует волевые усилия, пробуждает эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Она должна быть ритмичной, веселой и полной движения. Исследования показывают, что мелодии, которые доставляют людям удовольствие, создают приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, понижают кровяное давление, расширяют сосуды и положительно влияют на работу мышц. И, наоборот, когда музыка раздражает- пульс учащается, сердцебиение становится слабее и работа мышц уменьшается. Танец в сочетании с игрой помогает обрабатывать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы прекрасно понимаем, что именно музыкальные игры очень популярны у детей, вызывают у них веселое настроение, укрепляют их жизненные силы.[3]

Поэтому можно сказать, что музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Слушая музыку, человек сравнивает фразы по сходству и контрасту, усваивает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. Формируются первичные эстетические оценки человека. На занятиях по хореографии студенты знакомятся с лучшими образцами народной, классической и современной музыки, тем самым формируется их музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление, что помогает им воспринимать музыку и хореографию в единстве во время постановочной работы. Чувство музыкального восприятия у ребенка развивается в процессе сочетания движения и музыкальной фразы (начала и окончания). Начало мелодии - это начало движения. Конец мелодии – конец движения. Воспитывается умение вписываться в музыкальную фразу. При подборе музыкального материала для занятий физкультурой необходимо ориентироваться на очень специфический вид музыки – музыкальное сопровождение движений, которые логически задаются идеей хореографической постановки. Учебный репертуар музыкальных школ не вполне подходит, так как он в первую очередь предназначен для обучения, исполнения сольных произведений, отработки фортепианных техник и звуковых нюансов. Как правило, отбор осуществляется в специальном музыкальном материале, который, к сожалению, редко встречается в музыкальных библиотеках и задачей концертмейстера является не только найти подходящие ноты, но и выбрать из них именно то, что пригодится на уроках хореографии. Среди хореографов есть такое понятие, как "квадрат". Это не что иное, как период, состоящий из восьми или шестнадцати тактов, на логической завершенности которого строятся танцевальные движения. не все выбранные вальсы, польки и марши могут быть одобрены хореографом. В этой работе важен контакт между педагогом-хореографом и концертмейстером, отбирающим музыкальный материал. Все песни должны быть прослушаны педагогами, их исполнение должно проходить на высоком уровне, чтобы быть понятым хореографом, который, как правило, образно видит танец или его фрагмент в целом и связывает движение с определенной музыкальной фразой. Концертмейстер должен прекрасно уметь читать ноты, исполнять произведения в нужном темпе, желательно сразу после просмотра.[1]

В ходе проведения данной работы был проведен социальный опрос в «Инстаграмм». Цель опроса было узнать, как современные девушки относятся к использованию музыки на занятиях физической культурой, раскрывают ли танцы и музыка работу человека в коллективе, их отношения по поводу здоровья человека на занятиях. Из этого и были сформулированы несколько вопросов для исследования, на основании которых будут получены результаты проведенной работы.

На первый вопрос « Обязательно ли использовать музыку на занятиях физической культурой?» можно увидеть что - 83% девушек ответили, что использование музыки увеличивает интерес к занятиям. И лишь-17% ответили что музыка ни на что не влияет на занятиях.

На второй вопрос «Хотели бы вы, чтобы на занятиях всегда использовали ритмичную музыку?» мы видим, что 73 ответили, что с удовольствием ходили на занятия где всегда используется музыкальное сопровождение и 27% ответили, что нейтрально бы к этому относились.

На третий вопрос «Раскрывает ли музыка работу человека в коллективе?» почти все проголосовали за. 75% ответили, что именно благодаря музыке и танцам появляются слаженные коллективы и всего лишь 25% ответили, что это никак не способствует слаженности коллектива.

На четвертый вопрос « Может ли танцевальные направления существовать без музыкального сопровождения?» 48% ответили, что музыка- это душа танца. Построение, характерность, темперамент танца заключены, именно в ней. И 52% проголосовали, что и без музыки можно исполнить любое танцевальное направление.

На данный пятый вопрос « Чем бы вы из предложенных вариантов занимались на занятиях физической культурой?» - были контемп, хип хоп, зумба. В этом вопросе контемп и хип-хоп почти все время опросы шли на ровне, но хип-хоп вырвался вперед, за него проголосовало 55%, за контемп 27% и за зумбу всего 18% человек.

На следующий вопрос «Как танцевальные направления и музыка влияют на здоровье человека?», многие считают, что улучшаются органы дыхания и повышается выносливость организма проголосовало и поэтому 70% проголосовали положительно влияют на человека. И за то, что такие занятия делают ваше тело стройнее проголосовало 22%, а вот за то, что музыка и танцы никак не влияют на здоровье занимающихся проголосовало 9%.

Проведенный опрос показал, насколько девушки заинтересованы в занятии физической культурой с использованием танцевальных направлений и музыкой. Из этого можно сделать вывод, что для большинства девушек все- таки важно и приемлемо, чтобы на занятиях физической культурой использовалось музыка. Ведь это и укрепление здоровья, и развитие координации и выносливости.

В ходе работы была поставлена цель работы, поставлены задачи, проведен анализ литературных источников, проведено исследование, на основании которого можно сделать вывод, что танец и музыкальное сопровождение являются неотъемлемой частью друг друга. Вместе они повышают эффективность занятий и увеличивают посещаемость занятий. Я также рассматривала вопросы, связанные с использованием музыкального сопровождения на уроках физкультуры. Во время проведения ежедневной работы можно сказать, что музыка способствует улучшению самочувствия, развитию координации движений, воспитывает у учащихся чувство и понимание ритма, гармонию и соответствие красоты и выразительности движений, музыкальный вкус. Его использование на занятиях помогает преодолеть нарастающую усталость и помогает избежать монотонности на занятиях, а также может ускорить процесс овладения техникой движения. Использование музыки в танцевальных направлениях решает несколько задач, основными из которых являются следующие: способствовать всестороннему гармоничному развитию личности учащихся через искусство как синтетическую форму человеческой деятельности, способ тренировки как тела, так и души; помогать в организации деятельности учащихся в ходе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перемен, смене движений и мест в зале); помогать решать основные задачи класса и каждой его части; способствовать улучшению эмоционального фона в классе и психо-эмоционального состояния учащихся. Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение используется при выполнении физических упражнений в детских садах и школах, в различных видах спорта, во всем многообразии современных направлений физической культуры и оздоровления.[2]

Список используемой литературы:

1.Бореев Г.А. «Пифагорейская теория музыки и света» журнал «Теория и практика физической культуры» [эл. статья] сетевой адрес https://elibrary.ru/contents.asp?id=42390100

2.Ковшура Е.О, Ковшура Т.Е., Власова З.Н. Внедрение современных технологий в учебный процесс по физической культуре студентов вузов/Издательский дом «Среда»//2013г, стр.1-4 [электр. статья] сетевой адрес https://scienceforum.ru/2019/article/2018013390

3. Горюнова Т.А. «Танцы как вид спорта: выбираем подходящее направление» [электр. статья] сетевой адрес https://lifehacker.ru/dancing/

Просмотров работы: 18