Информационная глобализация в социально-экономической сфере - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Информационная глобализация в социально-экономической сфере

Панкова Ю.К. 1, Стафеева Е.Р. 1
1ГУАП
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье рассматривается такое явление как информационная глобализация и ее проявление в экономической и социальной сферах общества. На примере разных компаний представлено влияние информационной глобализации на их экономическую деятельность. Также проанализированы положительные и негативные аспекты этого явления.

Ключевые слова: информационная глобализация, цифровизация, информационные потребности, транснациональные корпорации, «Nestle», сетевой маркетинг, социальные сети, пандемия коронавируса, интеграция

This article examines such a phenomenon as information globalization and its manifestation in the economic and social spheres of society. The influence of information globalization on their economic activity is presented on the example of different companies. The positive and negative aspects of this phenomenon are also analyzed.

Keywords: information globalization, digitalization, information needs, transnational corporations, "Nestle", network marketing, social networks, coronavirus pandemic, integration

В настоящее время актуальным аспектом цифрового общества является информационная глобализация, затрагивающая наиболее близкие процессы, происходящие с человеком в современном мире, особенно в связи с жесточайшими условиями пандемии.

Цель исследования – раскрыть сущность явления информационной глобализации, выявить причины данного процесса, ознакомиться со структурой информационной глобализации и, наконец, выявить значимые последствия информационной глобализации.

Последние социологические исследования показывают, что информационная глобализация является одним из наиболее показательных интеграционных процессов современности и выступает как преобладающее направление дальнейшего развития общества.

На основе различных источников мы вывели собственное определение информационной глобализации, наиболее полно отражающее, на наш взгляд, сущность данного процесса. Информационная глобализация – это постоянно усиливающаяся всеохватывающая информационная взаимосвязь субъектов и объектов информационного пространства, характеризующаяся созданием глобальных информационных сетей, всесторонним развитием средств коммуникаций, тенденцией к компьютеризации многих сфер жизни общества, происходящая в контексте процесса формирования всемирного финансового и экономического рынков.

Информационная глобализация, впрочем, как и все явления, происходящие в современном мире, имеет свои плюсы и минусы. А если быть точнее, то человек может по-разному использовать достижения, полученные в процессе научно-технического прогресса и непосредственно самой глобализации. С первого взгляда в информационной глобализации нет ничего плохого. Мы живем в мире современных технологий и информационная глобализация-это вполне естественное явление для нашего времени.

Как и глобализация в целом, информационная глобализация предназначена для достижения полного взаимопонимания между странами, народами, культурами, для международного сотрудничества, для ускоренного развития экономики. Несомненно, все это имеет место в нашем мире и является положительным аспектом глобализации. Однако если рассматривать этот вопрос подробнее, то мы, безусловно, наткнемся на такое же огромное число негативных последствий этого явления. Но для того, чтобы более детально разобраться в последствиях информационной глобализации, узнаем о причинах.

Рассмотрим возможные причины формирования информационной глобализации в сфере экономики. Всем известно, что мы стоим на пороге информационного общества, для которого характерны такие черты как компьютеризация, информатизация, внедрение абсолютно новых средств связи и видов передачи информации. Показательным явлением также служит информационная мобильность, то есть быстрое передвижение информационных потоков по информационным каналам передачи данных. Важной особенностью данного процесса является неограниченность. Никто и ничто не может ограничить информационную мобильность в современных реалиях. Всё это приводит к разложению информационных потоков на отдельные составляющие. Также в условиях информационного общества растут и информационные потребности населения и социальных институтов, непосредственно связанных с ним. Информационные потребности представляют собой нужду в особой информации для поддержания равновесия в информационном обществе. Этот аспект также является возможной причиной формирования экономической информационной глобализации.

Несомненно, необходимо также понимать из чего состоит информационная глобализация. Попытаемся определить структуру информационной глобализации для наиболее полного понимания сущности данного концепта. Во-первых, стоит отметить такую вектор-тенденцию как всеохватывающая слежка за людьми. В погоне за пониманием социальных потребностей населения создаются различные технические устройства, способные отследить социальную активность определённого человека. Во-вторых, отслеживаются информационные ресурсы. В реальном времени происходит оценка событий, связанных с каждым ресурсом. В-третьих, существенно ограничивается доступ к информационным и материальным ресурсам части населения планеты, так как данные ресурсы распределяются в различных объёмах, отходя в большей мере к конкретным субъектам.

Явление информационной глобализации кажется очень далеким от нашей повседневной жизни. Однако это совсем не так. Каждый из нас, сам того не осознавая, является субъектом, то есть, участником данного процесса. Чтобы убедиться в этом и проследить звенья цепи, которые напрямую соединяют нас с информационной глобализацией, обратимся к опыту транснациональных корпораций.

Каждый из нас употреблял шоколад «Nesquick» или чай «Nestea» и уж точно слышал про кулинарные шедевры с помощью приправ от «Maggi». Но мало кто задумывается, что всё это товары дочерних предприятий самой большой глобальной корпорации среди пищевых - компании «Nestle». Компания была основана в Швейцарии химиком Генри Нестле в 1866 году. История компании берёт начало с изобретения основателем молочной смеси, которая вызвала интерес у потребителей. Сейчас «Nestle»-это крупнейший производитель продуктов питания с оборотом в 91,439 миллиарда долларов.

Рассмотрим статистические данные компании подробнее (рис.1).

Рис.1. Основные группы товаров и объем продаж компании «Nestle» за 1999-2020 гг.

Основные регионы сбыта продукции показаны в таблице 1.

Таблица 1.

Страновые регионы поставки продукции компании «Nestle»

за 1999-2020 гг.

США

43%

Китай

10,9%

Франция

7,1%

Бразилия

5,7%

Мексика

5,5%

Германия

5,1%

Филиппины

3,3%

Канада

3%

Италия

2,9%

Япония

2,9%

Россия

2%

Испания

1,5%

Другое

7,1%

Успех данной компании, безусловно, определяется качеством производимой продукции, высокой квалификацией сотрудников, грамотной финансовой политикой, большим опытом в данной сфере и так далее. Однако в контексте нашей работы хотелось бы обратиться к такому фактору как резко возросший уровень информационных систем в процессе информационной глобализации. Рассмотрим механизм влияния информационной глобализации на работу транснациональной корпорации со стороны самой компании.

Итак, рассмотрим проявление информационной глобализации на примере компании «Nestle». В 2013 году транснациональная корпорация открыла свое представительство в Кремниевой долине в Калифорнии. Целью данного события стало содействие распространению цифровых инноваций и укрепление отношений с другими дочерними компаниями и потребителями непосредственно. Как известно, Кремниевая долина-это юго-западная часть Калифорнии, где сосредоточено огромное количество предприятий и центров, которые специализируются на разработке компьютерных технологий, развитии средств связи. Безусловно, выход компании «Nestle» на такой уровень привел к расширению партнерских связей с другими ведущими корпорациями в сфере разработки новейших технологий. Другой же задачей данного сотрудничества стало привлечение множества небольших компаний, специализирующихся в рамках данного сегмента рынка.

Таким образом, компания «Nestle» идет в ногу со временем и в контексте постоянного развития информационно-цифровых технологий, транснациональная корпорация закрепляет свои успехи, достигнутые за последнее время.

Более того, выход «Nestle» на рынок цифровых технологий помогает более точно определять потребности своих потребителей и эффективно и быстро на них реагировать. Так, в социальной сети Facebook на странички «Nestle» подписано более 180 млн человек. Это ли не проявление информационной глобализации? Ведь согласитесь, многие из нас зарегистрированы в Facebook, Twiter, Instagram. Причем мы часто не задумываемся над тем, что данные социальные сети являются основными субъектами цифровой глобализации. При помощи данных сетей корпорации могут быстро и эффективно предоставлять своим потребителям различного рода информацию. Сейчас большую популярность приобретает сетевой маркетинг. Amway (American Way of Life), AVON products, MARY KAY, oriflame, faberlic, herbalife-все этм компании являются представителями сетевого маркетинга. Их продукция довольно популярна среди населения, а следовательно и прибыль данных компаний высокая. Возможно, в скором времени они вытеснят обычные сетевые магазины. Особенно сейчас, когда весь мир уходит «на удалёнку», компаниям приходится менять формат работы и развивать свою деятельность в онлайн-режиме.

Также стоит отметить, что компания «Nestlé» не осталась в стороне от нынешних событий. Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации, сильно пострадал гостиничный и ресторанный бизнес. В связи с этим работники компании «Nestlé Professional» создали новый формат коммуникации с клиентами, организовав серию вебинаров. В ходе данных встреч поднимались вопросы о текущих и будущих трендах в категории кофе, а также о мерах безопасности, которые так необходимы для возвращения работы офисов и компаний в прежнее русло. Все это стало возможным благодаря развитию информационной глобализации и использованию достижений цифровизации.

По оценкам экспертов, на сегодняшний день цифровизация становится необходимым компонентом конкурентоспособности на рынке. Проанализировав коэффициент цифровизации (Digital Quotient), в состав которого входит сравнительная оценка корпораций по 4 критериям-стратегия, цифровая культура, компетенции и организационная модель, можно заметить, что предприятия, которые активно внедряют в свою деятельности цифровые технологии, имеют большую финансовую прибыль и способны "оставаться на плаву" в различных ситуациях.

Ни для кого не секрет, что пандемия нанесла ущерб многим компаниям, а некоторые и вовсе обанкротились из-за нагрянувшего карантина. Так, известная немецкая компания по прокату автомобилей Hertz объявила о банкротстве 22 мая этого года. Компания была в бизнесе с 1918 года, пережила Великую депрессию, однако 2020 год стал тяжёлым для Hertz. Коронавирус и карантин не позволили компании дальше успешно развиваться.

Другой компанией, не выдержавшей появление новой коронавирусной инфекции в мире, стала американская сеть универмагов JCPenny. Долги компании достигли огромной суммы $4,2 миллиарда. Однако проблемы в JCPenny начались ещё 10 лет назад, а коронавирус лишь усилил их. Таким образом, пандемия коронавируса вынудила руководство закрыть оставшиеся 850 торговых точек.

И если решить вопрос об "удаленке" компании Hertz было очень сложно (Hertz занимается прокатом автомобилей), то для JCPenney, на наш взгляд, устроить работу на новый лад было гораздо проще. JCPenney-это американская компания, занимающаяся розничной торговлей, сеть универмагов и производитель одежды и обуви. Согласитесь, такой вид бизнеса можно сохранить даже в столь сложный период времени.

Магазины одежды, обуви, техники уже давно открыли онлайн-магазины и сумели не прогореть в период пандемии. М-видео, Связной, DNS, IKEA продолжили свою работу и во время карантина. Это стало возможным благодаря успехам цифровизации и информационной глобализации, которыми выше представленные компании смогли успешно воспользоваться. Так, например, продажи компании Связной за первый квартал 2020 года выросли в несколько раз. Особенно спрос увеличился на гаджеты для "умного дома".

Пандемия коронавируса перевернула жизнь людей с ног на голову. За каких-то пару месяцев людям пришлось адаптироваться к новым условиям и играть по правилам информационных технологий. Население Земли столкнулось с невозможностью посещать концерты, путешествовать заграницу, наблюдать за спортивными соревнованиями. Этим объясняется взрывной рост потребности в информационных услугах. Однако благодаря активно прогрессирующему процессу развития информационных технологий в рамках информационной глобализации стало возможным общаться, работать и развлекаться дистанционно, то есть “на удалёнке”. Абсолютно новые условия существования поставили перед человечеством вопрос о цифровизации буквально всего. Сейчас, в разгар второй волны пандемии, люди привыкли к действующим реалиям: почти все услуги им предоставляются онлайн. Даже медицинские учреждения в периоды критической ситуации в России перешли на электронные платформы для консультаций в дистанционном режиме. Телемедицина получила очень широкое распространение именно в разгар эпидемии и спрос на нее с возвращением пандемии вновь только растёт. То же можно сказать и об аптеках и фармацевтических компаниях. Доставка лекарств прямо до квартиры - надёжный способ сохранять изоляцию и лишний раз не контактировать с внешним миром. В основном такие манипуляции возможны только с использованием мобильных приложений.

Популярные сети питания и магазины так же не остались в стороне от событий пандемии. Их роль значительно возросла, ведь сами рестораны закрылись, но все привыкли “заскочить” в точку быстрого питания и пообедать, тратя на это минимальное количество времени. В этой ситуации прекрасной альтернативой посиделкам в таких заведениях стала доставка еды, которую организовали множество компаний, среди которых “Delivery club”, “Яндекс Лавка”, “Яндекс еда”, “Азбука вкуса”, доставка от “Макдоналдс” и другие. Если верить прогнозам экономистов, рынок доставки из ресторанов и магазинов к концу этого года может вырасти в 2 раза и достигнуть невероятно большой цифры в 248 миллиардов рублей. Это означает, что людям стал доступен широкий выбор качественной продукции, которая может быть доставлена им по одному клику на своём мобильном устройстве.

Данные ВЦИОМ показали, что за время пандемии 18% россиян выбрали стратегию покупки наиболее дешёвого товара из списка представленных. Реализация этого решения стала доступна благодаря интернет-магазинам, которые в свою очередь помогают людям, как они сами признаются, отказываться от импульсивных покупок.

Информационная глобализация – это, прежде всего, доступность товаров, услуг и информации. Это верный путь к ускорению экономического развития. Появляется реальная возможность продажи товаров в таких регионах мира, где их производство обойдётся выгоднее. Однако и здесь можно проследить негативные тенденции. Например, вследствие вседоступности информационных ресурсов начинает прослеживаться такое явление как глобальная криминализация. “Глобальная свобода капитала уничтожит свободу личности человека”. Так высказался об одном из последствий глобализации главный научный сотрудник Сектора уголовного права и криминологии Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ Виктор Васильевич Лунеев. Как и сказано было ранее, все зависит от самого человека. Информационная глобализация может нести как благо всему народам, так и иметь негативные последствия, которые отражаются не только в отдельно взятой стране, но и во всем мире.

По сути дела, главной целью глобализации является экономическая, политическая, социальная, религиозная и культурная унификация и ассимиляция всех стран и народов, а значит и уменьшение разрыва и различия между разными слоями населения. Однако на сегодняшний день сокращению разрыва меду богатыми и бедными информационная глобализация не помогает. Развертывания процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда может заморозить нынешнее положение менее развитых стран, так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами, чем субъектами глобализации. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны. Неравномерное распределение благ от глобализации является причиной конфликтов на региональном, федеральном и интернациональном уровнях.

Если же рассматривать последствия цифровизации и информационной глобализации в социальной сфере общества, то сразу в голову приходит мысль о зависимости людей от социальных сетей.

В XXI веке это проблема рассматривается как реальная угроза психике наряду с иными зависимостями. А ведь изначально многие социальные сети создавались с благими намерениями-стремление поддержать дружеские связи, желание обрести новых друзей, сплотить людей с общими интересами. Однако не всегда все идёт по плану. На сегодняшний день около 182 млн людей на планете имеют интернете зависимость. Согласитесь, страшная цифра.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что информационная глобализация-это разноплановое, многогранное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Ее проявления мы можем наблюдать в различных сферах нашей жизни: в экономической, в социальной, в политической, в культурной.

В экономической сфере происходит активное передвижение капитала рабочей силы, вследствие чего увеличивается относительный и абсолютный уровень мировой торговли, интенсификация международного обмена и активизация зарубежного инвестирования. Безусловно, снижаются издержки производства, что однозначно помогает производителям выводить свой товар на рынок. Также информационная глобализация способствует открытию и развитию транснациональных корпораций, которые являются неотъемлемой частью мировой экономики и играют определяющую роль в международной торговле.

В заключении, можно констатировать, что информационная глобализация-путь к интеграции государств и народов. Культуры различных обществ обогащаются, приводя данную сферу в постоянное движение. Это снижает риски непонимания между государствами, этнических конфликтов и общей напряженности в мире.

Однако ряд определённых негативных факторов, развивающихся с приходом информационной глобализации, не позволяют этому явлению быть совершенным инструментом в борьбе за улучшение мира. Чего стоит проблема нелегальной миграции на себе ощутили некоторые страны Европы, в которых осенью 2015 году случился Европейский миграционный кризис. А неравномерность социально-экономического развития вследствие чрезмерной зависимости одной страны от другой превратилась в глобальную проблему.

Таким образом, стоит отметить, что информационная глобализация-непредсказуемое явление, которое ворвалось в нашу жизнь и изменило её, коснувшись всех сфер жизни общества. Перед людьми XXI века стоит непростая задача минимизировать ущерб от последствий информационной глобализации и извлекать максимальную пользу из этого стихийного явления.

Список литературы.

Кондратьев Н.И. Особенности функционирования транснациональных корпораций в условиях глобализации экономики.: Автореф. дисс. … канд. эконом. наук. Челябинск, 2005. – 28 с.

Комаров В.В. Тренд мировой экономики. Новые цели и решения : Монография. – М.: Русайнс, 2016. – 212 с.

Шимко П.Д. Экономика транснациональной компании : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко, Д.П. Шимко. – 2е-изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 339 с. – Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.

Nestlé: Good food, Good life | Nestlé Global [Электронныйресурс]. – URL:https://www.nestle.com/

Просмотров работы: 1205