Искусство выражать свои мысли чётко, ясно и понятно, необходимо в любой социальной сфере, где так или иначе приходится взаимодействовать с людьми. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека. В этом и заключается актуальность этой темы. Цель – изучить виды делового общения и их языковые особенности. Объект исследования - жанры делового общения. Предмет исследования – виды делового общения, их языковые особенности. В написании работы были использованы методы: анализ литературы, аналогия и классификация. Чтобы достичь цели, необходимо было решить такие задачи, как: 1) Дать понятие деловому общению, 2) определить виды делового общения, 3) охарактеризовать языковые особенности жанров служебного контакта. В данной работе рассмотрены основные виды делового общения, их языковые особенности: деловая беседа, публичные выступления, переговоры.
Языку делового общения посвящены работы таких учёных, как: А.С. Ковальчук [1], В.Н. Лавриненко [2], С.В. Мельникова [3], Л. Миникес [4], С.В. Ожегов [5], Д.М. Рамендик [6].
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.
Виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим относятся: приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад (на заседании, собрании). Жанры, основанные на диалоге: разговор, беседы, интервью, переговоры, дискуссия, совещание (собрание), пресс-конференция.
Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.
При общении человек обращает внимание на речь и голос собеседника. Он оценивается по определенным показателям:
Словарный запас – отсутствие слов-паразитов и грамотная, выразительная речь позволяют с уверенностью заявлять, что человек образованный и культурный.
Разборчивая речь и правильное произношение слов – залог успеха любого человека.
Интонирование – позволяет расставить необходимые акценты.
Темп речи – медленная речь вызовет тоску, а быстрая не позволит сконцентрироваться на предоставляемой информации.
Деловая речь не допускает оговорок, неточностей, ошибок в произношении, неверное ударение в словах или их неправильное склонение. Речь должна быть грамотной с богатым словарным запасом, предложения должны быть четко сформулированными и правильно построенными. Красота слов, мыслей или целого предложения будет показывать вашу образованность и интеллект. Необходимо понимать, что говорить в той или иной ситуации.
В заключении можно добавить, что деловое общение является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности человека, где так или иначе приходится взаимодействовать с людьми.
Библиографический список:
Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-н/Д., 2007
Пcихология и этика делового общения/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997
Мельникова С.В. Деловая риторика. – Ульяновск: Изд-во ДИТУД УлГТУ, 1999
Миникес Л. Искусство делового общения. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Изд-во ОНИКС, 2008
Рамендик Д.М. Деловое общение. Формы и правила. – М.: Изд-во «Академия», 2008