Аннотация. В статье прослеживаются ключевые подходы российских и советских исследователей - к проблеме изучения теории познания в рамках школьного курса обществознания. Автор проводит обзор варианта проведения занятия и вносит три главные задачи в изучении темы: использовании критического мышления, авторство идеи и воздействии на развитии навыков учеников.
Ключевые слова: критическое мышление, теория познания, воображение, истина.
Сегодня все больше говорят о том, что школьное образование должно не только формировать фактические знания, но и учить рассуждать, находить несоответствия и противоречия в потоках информации. Но развивают ли критическое мышление в современных школах? Этот вопрос пока остается открытым. Теория познания - тема в курсе обществознания, направленная на развитие критического мышления.
Учителю при подготовке темы по теории познания нужно выбрать вопросы, которые находятся на пересечении нескольких областей знания, определиться с центральным вопросом урока и быть готовым к тому, что, возможно, ответ на вопрос найти так и не удастся либо мнения обучающихся будут сильно различаться.
Вопросы, связанные с познанием окружающего мира, сформированы таким образом, что на них нет единого правильного ответа. Задача учителя - оценить не мнение, а аргументы, которые школьники приводят в защиту своей позиции. Нередко хорошо аргументированная позиция ученика может отличаться от собственного мнения учителя. В таком случае учителю самому нужно проявить навыки критического мышления и постараться быть объективным [2]. Материалы (тексты, видео, аудио) подбираются таким образом, что основную ценность несет не фактическая информация, которую должен усвоить обучающийся, а навыки, которые он приобретет, анализируя противоречивые сведения. Как писал известный деятель международного образования Лэнс Кинг, главная задача учителя заключается не в передаче информации, а в развитии навыков учеников [1].
При изучении темы анализируются ситуации из реальной жизни, обсуждаются, к примеру, этические вопросы в различных странах, ложные умозаключения, которые применяются для убеждения, и то, как это все связано с восприятием информации в целом, почему люди верят в непроверенную информацию.
Таким образом, материал по теории познания в курсе обществознания используется самый разный, например, учителю на урок можно принести свежие распечатанные новости, и обсудить их с учениками, могут ли они быть правдивыми или же это выдумка. Так же можно обсудить фрагменты популярных фильмов, материалы с известными ложными умозаключениями, подбирая примеры из разных областей наук.
В качестве завершения темы и закрепления материала ученикам можно предложить сделать презентацию или написать эссе. Школьники рассматривают данные вопросы в разных областях знаний и в связке с разными способами получения знания: язык, воображение, интуиция, эмоции, разум, чувственное восприятие.
В реализации данного подхода, главное, также формировать у детей внутренний стержень. Подростки должны быть хоть в чем-то уверены. Если детям покажется что «истины нет», а «любое событие можно трактовать двояко», они могут почувствовать себя уязвимыми [3]. Именно поэтому данная тема для изучения предлагается в старших классах, когда обучающиеся уже имеют некоторый жизненный опыт, ценностные ориентиры. Ребенок научится использовать язык как средство убеждения, усовершенствует навыки публичных выступлений и ораторского мастерства.
Таким образом, изучение теории познания в рамках курса обществознания дает огромный простор для творчества учителю, возможность чувствовать связь с будущим поколением, ведь вопросы, которые обсуждаются на уроке, дают много информации о системе духовно-нравственных ценностей детей, позволяют понять, какие у подростков приоритеты. Особенно интересно наблюдать, как меняются представления о гендерных ролях, как они интерпретируют события, какое у них понимание успешности и счастья.
ЛИТЕРАТУРА
Анкин Д.В. Теория познания: учеб.пособие / Д.В. Анкин. –
Екатеринбург: УФУ, 2019. – 192 с.
Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания / Н.В.
Бряник. – М: Наука, 2018. – 203 с.
Чудинов Э.М. Природа научной истины / Э.М. Чудинов. –
Томск, 2015. – 175 с.
© Ситдикова Д.И ., 2020