Аннотация. В данной статье широко освещены уровни непрерывного технологического образования. В ходе написания статьи раскрыто понятие «непрерывное образование», рассмотрены особенности непрерывного технологического образования, а также обоснована его уровневая система в контексте образования на протяжении жизни.
Ключевые слова: непрерывное технологическое образование, уровневая система, общее и профессиональное образование.
Annotation. In this article, the levels of continuous technological education are widely covered. In the course of writing the article, the concept of «continuous education» is revealed, the features of continuous technological education are considered, and its level system is justified in the context of lifelong education.
Keywords: continuous technological education, level system, General and professional education.
В современном мире для достижения успеха необходимо совершенствоваться каждый день. Гигантский поток информации, бурное развитие глобальных коммуникаций, использование персональных компьютеров выдвигает новые требования к интенсивности обновления знаний и умений специалистов, а, следовательно, и к образованию в целом.
Опыт развитых стран доказывает, что старая философия образования себя исчерпала и сегодня образование уже является не подготовкой к жизни, как было 40-50 лет поэтому, а образом жизни человека. Учёба в XXI веке стала формой защиты личности против неопределенности и непредсказуемости, поэтому не может закончиться с получением аттестата или диплома. Динамика в познавательных процессах необходима не только самому человеку на протяжении всей его жизни, но и обществу в целом для обеспечения генерирования новых знаний, усиления их влияния на развитие науки и техники, экономический рост государств и их конкурентоспособность. Поэтому сегодня в интересах каждой страны должен встать вопрос об надлежащем обеспечении людей любого возраста равным и открытым доступом к качественному обучению [8].
Непрерывность обучения в современном культурно-образовательном контексте выступает как идея, принцип, качество образовательного процесса, условие становление человека. Анализ различных точек зрения относительно возникновения концепции непрерывного образования свидетельствует о том, что эта идея имеет давнюю историю.
Истоки идеи непрерывного образования можно обнаружить во взглядах Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Л. А. Сенеки, Вольтера, И. В. Гете, Ж. Ж. Руссо, которые связывали их с достижением полноценного развития человека как личности. Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществлены в XIII-XIV вв. в городах Европы на основе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами [15, c. 38].
Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, в работах которого содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования. Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающего населения. Однако к концу 60-х годовXX века концепция непрерывного образования претерпела неудачу, так и не успев стать центральной образовательной системой. Обращения к этой проблеме основаны были во многом на интуиции отдельных ученых и практиков [15, c. 39].
Сама концепция «непрерывного образования» начала формироваться в 70-х годах ХХ века. В зависимости от вида и содержания образования складывалась система под разными названиями: «продолженное образование», «возобновляющееся образование», «пожизненное образование» и т.д., затем первоначальное видение было существенно дополнено как на содержательном, так и на организационном уровнях [9].
В 70-90-е гг. ХХ века отечественные и зарубежные ученые акцентируют внимание на вопросах более четкого определения сущностных характеристик непрерывного образования: понятие, цели, функции, принципы, интегрированность, вычисление базовых подсистем, определение специфики их взаимосвязей и функционального назначения в целостной системе образования и др [18].
В конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века в отечественной литературе появились публикации теоретического характера, в которых рассматривались вопросы становления идеи непрерывного образования.
В последние годы проблемами непрерывного образования занимались такие исследователи как: В.Л. Аношкина, С.Я. Батышева, А.С. Воронин, Л. Жарикова, О.В. Зайцева, Н.Н. Зволинская, В.М. Карнилов, Е.В. Карпова, А.Е. Карпухина, Г.А. Ключарев, В.И. Маслов, А.Н. Пережовская.
Вопросы непрерывного технологического образования обсуждались в работах Н.Э. Гаврилова, Ю.С. Исаченко, А.А Калекин, В.П. Овечкин, Ю.Л. Хотунцев.
Однако отечественные ученые, исследуя воплощение идеи непрерывного технологического образования в реальной жизни, пришли к выводу, что эта концепция требует доработки в плане целостности и реализации.
Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 году принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией»для нововведений или реформ образования во всех странах мира [6, с.106].
Исследователи В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Карнилов дают следующее определению понятию: «Непрерывное образование – это комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и дальнейшее взаимосвязь всех звеньев образования, удовлетворяя стремление человека к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни» [17, c. 103].
В трактовке С.Я. Батышева и А.М. Новикова «непрерывное образование – это приобретение лицом знаний, умений и навыков в течение жизни для интеллектуального, культурного и духовного развития личности» [2, c. 53].
В «Словаре терминов по общей и социальной педагогике» автора А.С. Воронина дается следующее определение понятия: «Непрерывное образование – процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества» [3, c. 58].
Таким образом, обобщая все выше рассмотренные определения определим собственное понятие «непрерывное образование». Непрерывное образование – это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования.
Далее считаем необходимым уточнить и охарактеризовать понятие «технологическое образование».
В словаре «Технологическое образование: словарь базовых терминов» В.П. Овечкин дает такое определение понятия: «Технологическое образование – это организованный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование технологической, экологической, экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности» [17, c. 49].
Группа авторов (Г.М. Романцев, В.А. Федоров И.В. Осипова, О.В. Тарасюк) в словаре «Профессионально-педагогические понятия» сходятся во мнении на том, что: «Технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений, навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе» [16, c. 226].
В монографии Г.А. Ключарева отмечено: «Технологическое образование – это процесс и результат усвоения системы знаний о современном производстве, формировании комплекса умений обращения со средствами труда, подготовка подрастающего поколения к активной трудовой деятельности. Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки» [18, c. 25].
Таким образом, под «технологическим образованием» будем понимать -
организованный процесс обучения и воспитания, результат активной деятельности учителя и обучающихся по формированию комплекса знаний и умений в обращении со средствами труда, развитию навыков социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к трудовой и профессиональной деятельности. Ведущей миссией технологического образования является обеспечение целостного физического, интеллектуального, социального и духовного развития личности, подготовка ее к успешной творческой предметно-преобразовательной деятельности и профессиональному самоопределению.
Структурный анализ технологического образования показал, что оно имеет интегративную основу и включает в себя совокупность элементов общего среднего, политехнического и профессионального образования.
Технологическое непрерывное образование – это целостный процесс, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих приобретения учащимися технологических знаний [18].
Основные положения непрерывного технологического образования закреплены в «Концепции непрерывного технологического образования». Данная Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века, в рамках освоения основных общеобразовательных программ в образовательных организациях [18].
Основы технологической образованности личности закладываются в начальной школе. В общеобразовательном учебном заведении обеспечивается формирование знаний, практических умений, которые основываются на жизненном опыте детей, на опорных знаниях и знаниях, полученных из различных источников информации, сложившемся творческом опыте в применении знаний, практических умений в измененных или новых ситуациях. В начальной школе ученики получают и оценивают информацию о природе, технике, декоративно-прикладном искусстве и дизайне, а также учатся обрабатывать ее средствами словесного, цветово-графического и предметно выраженного искусства [18].
Основная школа призвана обеспечить ученикам базовый уровень технологического образования, овладение ими основ технологической культуры. Учащиеся должны ознакомиться с проектно-технологической и информационной деятельностью, с миром современных профессий с опорой на знания по основам наук на уровне предметно-практической деятельности; привлечение школьников к проектно-технологической, информационной, художественно-трудовой и исследовательской деятельности; развитие у учащихся способности реально оценивать свои возможности для выбора посильных творческих заданий [18].
В старшей школе обеспечивается углубленный уровень технологического образования, который предполагает основательное овладение учащимися знаний о закономерностях проектной, технико-технологической и бытовой деятельности, опираясь на знания по основам наук на уровне общих производственных закономерностей; всестороннее ознакомление с профессией, которая соответствует индивидуальным возможностям ученика; формирование у учащихся способности мобилизовать свои потенциальные творческие возможности в разных видах деятельности [11].
Профильная школа, наиболее полно реализуя личностно-ориентированное обучение, значительно расширяет возможности ученика в создании собственной образовательной траектории, создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей, интересов и потребностей учащихся, для формирования у школьников ориентации на тот или иной вид будущей профессиональной деятельности [11].
Основными стратегическими направлениями развития технологического образования являются: разработка научных основ непрерывного технологического образования на основе достижений отечественной и зарубежной педагогической науки и практики; воспитание поколений с новой технологической культурой, новым техническим мышлением; постепенное поэтапное реформирование содержания технологического образования; укрепление материально-технической базы; подготовка высококвалифицированных педагогических кадров; развитие международных связей в области технологического образования, методики трудового обучения [13].
Качественное технологическое образование учащихся требует и обоснованной системы научно-методического обеспечения, средств обучения. Научно-методическое обеспечение предусматривает: программное обеспечение (разработку новых и совершенствование существующих учебных программ для начальной, основной и старшей школы); информационное обеспечение (учебники, пособия, справочники, хрестоматии, методические рекомендации, разработки и др); средства обучения (таблицы, плакаты, схемы, диаграммы, модели, муляжи и др) [1].
Научно-методическое обеспечение учебно-трудовой деятельности учащихся требует совершенствования материально-технической базы (мастерские, лаборатории, кабинеты, оборудование и мебель). В связи с этим важное значение приобретает производство как машинного, так и ручного оборудования для учебных мастерских и кабинетов, видеотехники, инструментов и устройств.
Эффективность учебно-трудовой деятельности зависит от педагогических условий, среди которых особое значение приобретают: творческая деятельность учителя технологии (трудового обучения); формирование у учащихся чувства удовлетворения своей работой и уверенность в собственных творческих возможностях; высокая технологическая и эстетическая культура, отражающая творческое мышление [3].
В рамках непрерывного технологического образования происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, происходит профессиональное самоопределение студентов. Тем самым обеспечивается преемственность общего и профессионального образования, а также практической профессиональной деятельности [4].
Непрерывное технологическое образование не заканчивается на этапе общего, специального и высшего образования. Технологическое образование реализуется также на этапе последипломного образования в рамках повышения квалификации специалистов и их переподготовки. На этапе последипломного образования оно включает: общие подходы к реализации программы по технологии и частно-методические аспекты преподавания отдельных разделов (модулей) технологического образования; подходы направленные на совершенствование профессионального мастерства в области конкретных технологий (например, художественной обработки материалов, декоративно-прикладного искусства, прикладной экономики и предпринимательства, электротехники и радиоэлектроники и пр.) [4].
Ну и конечно же следует упомянуть университеты «третьего возраста» в контексте непрерывного технологического образования. Университеты третьего возраста представляют собой международное движение, цель которого состоит в том, чтобы обучать и стимулировать людей «в возрасте», в основном пенсионеров. На сегодняшний день в Российской Федерации на законодательном уровне нет ограничений в получении образования по возрастному цензу. Поэтому технологическое образование могут получить люди пожилого возраста посредством обучения на заочных и очных курсах по направлению «Технология». На данных курсах лица третьего возраста могут получить как базовые навыки, так и усовершенствовать имеющиеся [10].
Выводы. Таким образом, технологическое образование на всех уровнях способствует овладению такими знаниями, которые благодаря их обобщенному характеру приобретают гибкость, подвижность, способствуют формированию функциональной грамотности, обеспечивают профессиональную мобильность. Для создания качественной и конкурентоспособной системы непрерывного технологического образования необходимо обеспечить развитие формальных и неформальных форм обучения, воспитывать у населения потребность в развития на основе знаний, а у работодателей – ответственность за обеспечение развития персонала. Поэтому для повышения конкурентоспособности образования деятельность учебных заведений всех уровней имеет основываться на таких началах: воспроизведение и передача современных знаний на основе развития современной науки.
Литература
Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. – Ростов-на-Дону: РО ИПК, 2018. – 176 с.
Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебное пособие / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. – 456 с.
Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2018. – 135 с.
Гаврилова, Н.Э. Система непрерывного технологического образования "ШКОЛА-ВУЗ" / Э.Н. Гаврилова // Актуальные проблемы технологического образования: компетентность, мастерство, инновации : материалы IV Международной заочной науч.-практ. конф., Мозырь, 3 ноября 2015 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина ; редкол.: В. Н. Навныко (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2015. – 254 с.
Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: учебное пособие / Б.С. Гершунский. – М.: Флинта, 2013. – 764 с.
Жарикова, Л. Актуальные проблемы педагогики непрерывного образования / Л. Жарикова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 140 c.
Зайцева, О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О.В. Зайцева // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 7. – С.106–108
Исаченко, Ю.С.Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса / Ю.С. Исаченко //Актуальные проблемы технологического образования: компетентность, мастерство, инновации: материалы IV Международной заочной науч.-практ. конф., Мозырь, 3 ноября 2015 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина ; редкол.: В. Н. Навныко (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2015. – 254 с.
Калекин, А.А. Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «ШКОЛА-ССУЗ» на базе инженерной педагогики / А.А. Калекин // Актуальные проблемы технологического образования: компетентность, мастерство, инновации : материалы IV Международной заочной науч.-практ. конф., Мозырь, 3 ноября 2015 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина ; редкол.: В. Н. Навныко (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2015. – 254 с.
Карпова Е. В. Непрерывное профессиональное образование – ключ к высококвалифицированному специалист / Е. В. Карпова. – Территория науки. – 2014. – № 1. – С. 12-17.
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0 (Дата обращения 15.09.2020).
Маслов, В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Карнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа. – М.: Педагогика, 2013. – С. 102-117.
Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / А.Е. Карпухина. – М.: МАКС Пресс, 2017. – 340 с.
Непрерывное образование и потребность в нем: монография / Г.А. Ключарев. – М.: Наука, 2016. – 172 с.
Пережовская, А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А.Н. Пережовская. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 38-41.
Профессионально-педагогические понятия: Словарь / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. – 456 с.
Технологическое образование: словарь базовых терминов / Общ. ред. и сост. В.П. Овечкин. – Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2016. – 130 с.
Хотунцев, Ю.Л. Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьниковИздательство «Прометей», 2017 https://www.litmir.me/br/?b=597782&p=1