Данная статья посвящена эффективному методу работы с детьми дошкольного возраста – методу сказкотерапии. Анализируется состояние сказкотерапии, богатство областей её применения, а также польза сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. В статье рассматриваются виды сказок, особенности и приёмы проведения сказкотерапии. Представлены примеры сказок по цели решения личностных проблем детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольный возраст, сказка, воспитание, педагогические методы.
This article is devoted to an effective method of working with preschool children – the method of fairy-tale therapy. The article analyzes the state of fairy-tale therapy, the richness of its application areas, as well as the benefits of fairy-tale therapy in working with preschool children. The article discusses the types of fairy tales, features and techniques of fairy-tale therapy. Examples of fairy tales on the purpose of solving personal problems of preschool children are presented.
Keywords: fairy-tale therapy, preschool age, fairy-tale, education, pedagogical methods.
Для детей сказка – это не только увлекательное путешествие в волшебный мир вымышленных персонажей. Это легкое, но в то же время мощно средство воспитания. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Благодаря сказкам дети получают первые базовые знания о взаимоотношениях людей, об устройстве окружающего мира. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка [2, с. 165].
Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами или проблемами малыша [3, с. 56].
Слушая о приключениях, ребёнок смотрит на тревожащую его проблему и себя со стороны: «Не только тебе сложно научиться рисовать. Ты ведь знаешь сказку о волшебном рисунке? В одной сказочной стране вся магия создавалась особыми кисточками. Чародей рисовал на холсте тигра, произносил заклинания, и он оживал! Выпрыгивал с рисунка, рычал и скалил морду как настоящий. Но не всем легко давалось рисование. Сын известного волшебника Андрей, например, совсем не умел рисовать…»
Переживая за героя, ребёнок примеряет его историю на себя. Впитывает опыт в увлекательной форме. В этом и состоит суть сказкотерапии [1].
Выделяет четыре вида сказок:
1) Дидактическая — обучающая сказка. Помогает освоить полезные умения или сложную информацию. К таким сказкам относятся: сказка «Волк и семеро козлят» - учит осторожно относиться к незнакомцам и не открывать двери. «Приключение точки и запятой» - помогает понять, как правильно использовать знаки препинания. «Мойдодыр» - убеждает ребенка умываться.
2) Медитативная. Успокаивает ребенка и направляет воображение в созидательное русло. В таких сказках нет конфликтов и злых героев. Медитативные сказки демонстрирую малышу образ идеального мира, прекрасных отношений, созидательной деятельности. Получив через рассказ позитивный опыт, ребёнок охотней перейдет от разбрасывания игрушек к строительству зоопарка из кубиков.
Пример медитативной сказки: «В далекой волшебной стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть. Но еще совсем недавно она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там, за горами, вдали от их волшебной страны. И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились - она превратилась в прекрасную Бабочку. Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего. Часто в небе она встречала радугу, и они подружились. И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие». Автор сказки – Ольга Зайцева.
3) Психотерапевтическая. Помогает ребёнку понять, как действовать в сложной ситуации. Оказывает сильное влияние через эмоции. Слушая такие сказки, малыш учиться решать непростые задачи на примере героев. Часто в психотерапевтических сказках говориться о дружбе, любви, преодолении страхов.
Например, сказка «Гадкий утенок» - помогает ребенку справиться с насмешками сверстников. «Кошкин дом» - учит отличать истинную дружбу и заботу от показной вежливости.
4) Психокоррекционная. Не принуждённо влияет на поведение ребёнка и отношение его к окружающему миру. В ходе чтения или прослушивания, помогает решить проблемы подросткового поведения. Такие виды сказок подходят для самостоятельного прочтения.
Сказку «В стране невыученных уроков» и «Сказку о потерянном времени» можно отнести к психокоррекционным [2, с.76].
Какой должна быть сказка?
Герои должны быть узнаваемы, понятны и интересны детям.
Для детей 1–3 лет желательно, чтобы героями были животные. В 3–4 года в сказке может появиться волшебный герой или сказочное место действия. В 5–6 лет главным героем может быть человек или ребенок, попавший в волшебную ситуацию.
Персонажей чётко делятся на хороших и плохих.
Маленьким детям сложно верно оценить героев и поступки. Поэтому в сказке все должно быть предельно понятно. Это серый волк, зубами щёлк, он есть козлят. Он плохой и страшный.
В 5–6 лет можно вводить в сказку неоднозначных героев и поступки. Но нужно оценивать вместе с ребенком поступки сложных героев.
Родители в рассказе о Дяде Федоре положительные или отрицательные? Если положительные, то почему ребёнок от них ушел? И можно ли уходить ребёнку из дому?
Для терапии нужно определить цель, т.е. мы подбираем сказку с сюжетом, основа которого, связанна напрямую с поведением ребенка (агрессивность, застенчивость, страхи).
Выбирайте сказки с очевидной моралью. Если в силу возраста ребенок не может понять мораль – объясните ему смысл прочитанного [5].
Какие сказки подбирать для детей разных возрастов?
1-3 года: выбирайте или придумывайте простые сказки на 5-10 минут про животных. Вовлекайте ребенка в сказочное повествование с помощью игр, картинок, игрушек, диалога. Например так:
Мама говорит своим голосом, передвигая игрушку: «Смотри какой чудесный слонёнок! Топ-топ-топ. Куда это слонёнок собрался? Наверное, в садик?».
Мама меняет голос и отвечает на вопрос: «Да я пошёл в садик. У меня там друзья: медвежонок и тигрёнок. Мы играем в догонялки, лепим из пластилина, рисуем. А Маша тоже ходит в садик?». Маша кивает в ответ.
Мама продолжает говорить от лица слонёнка: «Ух ты! А ты в садике не плачешь? Я первы раз плакал. Мне казалось, что мама ушла и больше не придет. Вокруг все чужие. Но потом я понял, что мама обязательно меня заберёт – после работы. А воспитательница и дети в садике всегда со мной поиграют и помогут…».
3-4 года: ребёнок учится правильно выражать эмоции и обогащает словарный запас. Поэтому старайтесь читать сказку выразительно: меняйте интонацию, демонстрируйте эмоции героев лицом и жестами. Ребёнок будет наблюдать за вами и перенимать опыт.
Малышам 3-4 лет интересны сказки с животными: Красная шапочка. Три поросенка. Колобок.
Чтобы ребёнок сильней проникся сказкой используйте несколько хитростей:
читайте сказку по ролям – разными голосами;
разыгрывайте представление с игрушками;
демонстрируйте красочные изображения из книжки;
после прочтения рисуйте или лепите героев сказки;
задавайте вопросы.
5-6 лет: в этом возрасте лучше всего воспринимаются сказки с элементами волшебства и чуда. Читайте отрывки сказки по ролям. Сделайте героя ровесникам крохи. Так малышу будет легче примерять на себя поступки героя.
Задавайте наводящие вопросы, например:
Кто главный герой сказки?
Что хорошего он сделал?
Как бы ты поступил в такой ситуации?
Вопросы помогут ребенку лучше понять смысл сказки.
Включите в сказку элемент игры. Дойдя до определённого момента спрашивайте у ребенка «как поступить герою»? Логично меняйте сюжет отталкиваясь от решений ребенка. Показывайте к каким последствием привел выбор.
7-8 лет: снять психологическое напряжение помогут медитативные сказки. Найти свое место в коллективе помогут сказки о сверстниках. Особое внимание стоит уделить взаимоотношениям героев сказки. Детям этого возраста интересны сказки и рассказы с бытовым сюжетом и глубоким смыслом. Можно задавать больше вопросов. Кратко резюмировать мораль сказки. Хорошего результата можно добиться, читая сказку по ролям с ребенком. Или сочиняя рассказы вместе с ребенком.
Приёмы в сказкотерапии
Разнообразие приёмов помогает поддержать интерес к сказке, улучшить настроение ребёнка. Совмещение нескольких приёмов развивает воображение и фантазию быстрее и полнее. Например, «проигрывая» сказку игрушками, малыш полнее погружается в сюжет, проживает его. Основные приёмы:
1. Чтение и рассказывание – ребёнок ставит на место героя себя, и оценивает его действия как свои. Это помогает малышу понять правильность действий, совершённых героем и провести оценку ситуации.
2. Рисование сказки, лепка персонажей – помогает выразить полнее эмоции по прочитанному и услышанному тексту.
3. Ролевая, театрализованная, подвижная игра по мотивам сказки. Помимо прямого терапевтического эффекта игра имеет множество других: укрепление эмоционального фона, умение оценивать свои действия со стороны, нарабатывается поведенческий опыт.
4. Сочинение собственных сказочных сюжетов – здесь работа идёт на развитие воображения, укрепление памяти, умение быстро придумывать.
5. Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов. Тренирует нестандартное и логическое мышление.
Примеры сказок по цели использования
Проблема:
1. Неосмотрительность в общение с чужими людьми, доверчивость.
2. Жадность, неуступчивость.
3. Непослушание, невежливость.
4. Лень, несобранность.
Сказки:
1. «Жихарка», «Про зайца и лису», «Красная шапочка» и др.
2. Рассказы Осеевой В.: «Сторож», «До первого дождя».
3. Сказка В. Сутеева «Медвежонок невежа», «Непослушные малыши» Н. Сладков.
4. «Морозко», «Три лентяя», «Вовка в тридевятом царстве» [4].
Список литературы:
Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
Зинкевич‑Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб, 2000 г.
Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. / Ярославль: Академия развития, 2006 г.
Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург, «Речь», 2008 г.
Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.