Социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Азина Н.Ю. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В статье рассматривается проблема социально – психологической реабилитации семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, как одно из главных направлений социальной политики мира. Насколько важна значимость социально- психологической реабилитации в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: реабилитация, дети, ограниченные возможности, семья, образовательные учреждения.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.

Начиная с 90-х годов прошлого века в России  стали уделять особое внимание детям с ОВЗ. В Российской Федерации в настоящее время разработан и реализуется ряд нормативных правовых актов, касающихся прав и возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью на участие в жизни общества, получение образования и социальной поддержки.

Конституция Российской Федерации  (принята 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) обеспечивает общественные и физические права всех граждан, независимо от их социального положения.

Семейный кодекс РФ в главе 11 закрепляет права детей.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ от 24 ноября1995г.) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

Актуальность темы исследования заключается в том, что предупреждение роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из главных направлений социальной политики стран мира.

В настоящее время образовательные, научные и общественные организации ведут поиск эффективных форм и методов педагогической реабилитации семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Это обусловливает необходимость анализа сложившейся теории и практики педагогической реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системы проведения социально-психологической реабилитации семьи ребенка с ОВЗ недостаточно разработана. Важность данного положения заключается в том, что именно семья выступает социальной средой, оптимизирующей социальную адаптацию ребенка, а ребенок с особыми потребностями в еще большей мере зависим от окружающих его близких людей. Близкие оказывают положительное влияние на ребенка, создают все возможные условия для его развития и обучения. До сих пор не создана единая модель педагогической реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Остаётся в стороне вопрос разработки интегративной и комплексной реабилитации каждого члена такой семьи, хотя проблема индивидуальной реабилитации ребенка с проблемами в развитии в опыте многих регионов решается успешно.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью меняет весь ее уклад и влияет на социально-психологический статус всех её членов. В таких семьях родители и другие члены семьи (братья, сестры) испытывают хронический стресс, в результате чего снижается функциональность семьи, происходит самоизоляция от общества, многие семьи распадаются. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве; особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат.

Изучением семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в отечественной литературе занимались такие ученые как Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, К.Л. Белопольская, Л.М. Шипицина, М.С. Певзнер, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, А.И. Раку, И.А. Скворцов, А.С. Спиваковская, В.В. Юртайкин. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок - не достаточно.

Основные принципы социально- психологической реабилитации семей с ребенком дошкольного возраста с ОВЗ:

- принцип ориентации на личность – в основе данного принципа лежит учет личностных особенностей ребенка с ОВЗ и его семьи при обеспечении безопасных и комфортных условий;

- гуманно-личностный принцип – данный принцип основан на неоспоримой любви и уважении к ребенку и членам его семьи, позитивный настрой на достижение благоприятных результатов, формирование положительного отношения ребенка с ОВЗ и его семьи к себе;

- принцип комплексности – данный принцип предполагает осуществление психологической помощи только при наличии тесных взаимосвязей психолога с другими специалистами (логопед, педагоги, родители, администрация);

- принцип деятельностного подхода - данный принцип предполагает учет ведущего вида деятельности ребенка с ОВЗ, а также учет личностно-значимого вида деятельности для ребенка [5].

Реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, состоит из двух частей: организационной и содержательной.

Организационная часть определяет форму организации психолого-педагогической помощи и предполагает несколько уровней осуществления психолого-педагогической помощи – уровень индивидуальной работы, уровень работы с семьей, уровень работы с диадой «родитель-ребенок с ОВЗ» (интерперсональный уровень). Представленные уровни предполагают взаимосвязь и углубление от индивидуального уровня к интерперсональному.

Содержательная часть подразумевает особенности реализации процесса сопровождения: применение методов и приемов, направления работы, ориентация на личностно-развивающий потенциал семьи [8].

Личностно-развивающий потенциал семьи рассматривается в след за Ткаченко И.В. [9] как составной комплекс элементов супружеских и детско-родительских отношений, оказывающих влияние на способность члена семьи эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться в любых сферах жизнедеятельности. При этом личностно-развивающий потенциал семьи состоит из ресурсов супружества, детско-родительских отношений, адаптационных и социализирующих ресурсов. Личностные ресурсы супружества предполагают наличие любви, эмпатии, взаимного принятия, доверия и уважения супругами друг друга, а также наличие согласованности по вопросам организации семейной жизни, способность совместно решать семейные задачи и соблюдать интересы других членов семьи.

Личностно-развивающие ресурсы детско-родительских отношений рядом авторов (Варга А.Я., Гарбузов В.И., Ковалев Г.А., Захаров А.И., Сатир В. и другими) рассматриваются как ресурсы детей, возникающие в контакте с родителями, и ресурсы родителей, формирующиеся во взаимодействии со своими детьми. Детско-родительские отношения являются безграничным источником семейных ресурсов (родительское принятие, любовь, доверие, взаимопонимание, воспитание, безопасность и т.д.).

На содержательном уровне личностно-развивающие ресурсы семьи включают в себя ресурсы адаптации и ресурсы социализации (Ткаченко И.В.). Семейный ресурс адаптации состоит из ресурсов любви, принятия, безопасности. Данный ресурс направлен на сохранение психического здоровья личности. Семейный ресурс социализации направлен «на создание условий для обогащения представлений личности о себе и окружающих, о возможных способах построения межличностных контактов, расширении диапазонов поведенческой активности личности» [9, С.22].

Направления работы реабилитации семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, представляют собой основные виды деятельности психолога. Так, изучение семьи, предполагает осуществление диагностической деятельности психологом с целью получения основных сведений о состоянии семьи, особенностях детско-родительских отношений, личностных особенностей родителей, оказывающих влияние на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Направление информирования и обучения родителей представляет собой организованную деятельность по просвещению и профилактики. Направление оптимизации системы внутрисемейных отношений представляет собой коррекционно-развивающую работу психолога с членами семьи с целью формирования оптимального уровня функционирования семьи.

В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.

В качестве критериев эффективности работы рассматриваются: сформированность у родителей адекватного понимания характера, личности и поступков ребенка (; позитивный характер динамики семьи.

Следующим этапом работы является участие родителей в коррекционной работе. Для достижения поставленной цели необходимо организовать занятия в системе «Ребенок-Родитель-Педагог», направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы и речи детей. Центры реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья выступают одними из организаций, оказывающих помощь семьям, является социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа в системе «Ребенок-Родитель-Педагог» предполагает два этапа: организация индивидуальных занятий и переход к подгрупповой работе.

На индивидуальных занятиях специалистом осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с ребенком. На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их родители, они организуются после того, как удается сформировать сотрудничество родителя со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Таким образом, современной процесс социально-психологической реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, необходимо строить на основе раскрытия личностно-развивающего потенциала семьи, где потенциал семьи представляет собой внутренние ресурсы семьи (детско-родительские, супружеские и другие) позволяющие эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться членам семьи в любых сферах жизнедеятельности.

 

Список используемой литературы

Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018. – Т. 9. № 9. – С. 199-205.

Бубчикова Н.В. Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - 2018 Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. – С. 80-83.

Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. №3 (39). - С. 50 - 58.

Квасова А.Ю., Андронова Н.А., Яковлева О.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. № 1 (27). – С. 135-139.

Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности // Национальный психологический журнал, 2016. – № 1 (21). – С. 70-77.

Социально-педагогическая, психолого-педагогическая помощь родителям в процессе воспитания детей-инвалидов и подготовки их к самостоятельной жизни [Текст]: методические рекомендации/отв. ред.: Пыхтеева Е.В. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. – 120 с.

Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. – С. 254.

Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2014. – С. 197-215.

Ткаченко И.В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология: автореферат дис. доктора психологических наук. - Сочи, 2009. - 58 с.

Просмотров работы: 43