КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ НА ПРИМЕРЕ СКФО - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ НА ПРИМЕРЕ СКФО

Аванесян Д.Д. 1
1СКИ(Ф) АНО ВО Московский гуманитарно-экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье анализируется уровень безработицы на территории Российской Федерации на примере Северо-Кавказского федерального округа за 2017-2019 годы, а также рассматриваются основные тенденции ее минимизации, как в масштабах страны, так и в региональном разрезе. Рекомендованы основные меры по снижению социально-экономических последствий безработицы.

Ключевые слова:уровень безработицы, доход, безработица, занятость, рынок труда, МРОТ.

Annotation. This article analyzes the unemployment rate on the territory of the Russian Federation on the example of the North Caucasus Federal district for 2017-2019, and also examines the main trends in its minimization, both on a national scale and in a regional context. The main measures to reduce the socio-economic consequences of unemployment are recommended.

Key words: unemployment rate, income, unemployment, employment, labor market, minimum wage.

Безработица - это наличие в стране людей, которые образовывают часть экономически активного населения, которые могут и хотят работать по найму, но не могут найти работу. Одним из основных показателей безработицы является такое понятие, как «уровень безработицы». Он представляет собой отношение числа безработных к общей численности экономически активного населения. Этот показатель позволяет сравнивать уровень безработицы для разных групп населения, чаще всего он выражается в процентном соотношении.

Уровень безработицы - одна из самых популярных и актуальных проблем современного общества. Рассматривая проблему безработицы, практически всегда можно сказать, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическое положение в стране, а, следовательно, и ниже уровень жизни населения. Поскольку одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня жизни населения, безработица представляет собой одну из важнейших проблем, с которой соприкасаются как государство, так и население в целом. [1, с. 342].

Безработица приводит к ряду последствий, среди которых: спад производства, снижение спроса потребителей, потеря квалификации, падение уровня жизни населения, сокращение налоговых поступлений и др.

К основной категории безработных можно отнести:

люди, которые находятся в тюрьме или в психиатрических больницах, вследствие чего они просто не могут работать;

люди, у которых нет желания и мотивации осуществлять труд;

люди, которые не смогли найти работу, а потому разочаровались и прекратили свои поиски;

Также следует отметить, что из-за безработицы человек теряет свой основной и ключевой доход – заработную плату, а в некоторых случаях даже квалификацию. Таким образом, из-за безработицы происходит спад благосостояния граждан, а размера пособия по безработице недостаточно для создания устойчивого уровня жизни в условиях стабильного роста цен на товары, услуги и работы.

На фоне безработицы у населения снижается или же пропадает чувство уверенности в себе и в стабильности своего будущего. Чаще всего такой стресс наблюдается у молодых людей, которые сталкиваются с различными проблемами. К таким проблемам можно отнести:

отсутствие необходимой специальности или уровня квалификации для трудоустройства;

отсутствие или же недостаток опыта в работе.

Таким образом, для возможности удовлетворения своих потребностей, часть населения осуществляет свою трудовую деятельность на условия, которые не регулируются Трудовым кодексом РФ («серая» зарплата и т. д.).

Как показывает долгосрочное наблюдение, рынок труда не в состоянии самостоятельно осуществлять процесс регулирования и снижения (удержания) уровня безработицы. Для предотвращения различного рода издержек безработицы необходимо вмешательство государства. Для этого государство разрабатывает различные меры для стабилизации уровня безработицы в стране (возможность развития малого и среднего бизнеса, новые рабочие места и т. д.).

Проведем анализ состояния безработицы в настоящее время. По данным Росстата, в целом по России, за три исследуемых года уровень безработицы стабильно снижался, что наглядно отражено на рисунке 1 [2, с. 147].

Рисунок 1 - Уровень безработицы по методологии МОТ, 2017-2019 гг. (источник: составлено автором по данным Росстата).

Исходя из графика, можно сказать о том, что самый высокий уровень безработицы за рассматриваемый период (в годовом разрезе), согласно данным Росстаса, был зарегистрирован в 2017 году и составил 5,6% как для населения в возрасте 15 лет и старше, так и для населения в возрасте 15-72 лет.

В дальнейшем наблюдается стабильное снижение уровня безработицы и к концу 2019 года она составила 4,6%, но это не говорит о том, что проблема с безработицей решена.

Далее проанализируем уровень безработицы в окружном аспекте (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика уровня безработицы по федеральным округам, 2017-2019 гг. (источник: составлено автором по данным Росстата).

Исходя из данных диаграммы видно, что в Центральном федеральном округе за рассматриваемый период выражен самый низкий уровень безработицы (2,9% в 2019 году), а самый высокий уровень закреплен за Северо-Кавказским федеральным округом (11,1% в 2019 году). Также следует отметить, что значительно снизился уровень безработицы в Сибирском и Уральском федеральных округах (на 1,5% и 1,3% соответственно).

Можно сделать вывод о том, что уровень и темпы развития социально-экономической сферы в СКФО находятся в отклонении от среднероссийских почти в 2,5 раза. В данном округе наблюдается самая большая безработица в стране. Такая проблема вызвана многими факторами, среди которых: дефицит квалифицированных кадров, неофициальное трудоустройство, «серая» зарплата и др. [3, с. 403].

Вопросы занятости и безработицы в СКФО остаются актуальными на протяжении долгих лет. На сегодняшний день такое нестабильное социально-экономическое положение СКФО можно охарактеризовать тем, что на данном этапе развития в РФ осуществляется неэффективная социально-экономическая политика в отношении некоторых субъектов. Актуальные для данного округа отрасли (сельское хозяйство, туризм и т. д.) функционируют и развиваются не в полном объёме. Также в данном округе наблюдается асимметрия в положении рынка труда (предложение значительно превышает спрос) [4, с. 113].

Однако на данный момент разработана и дорабатывается государственная программа «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», в которой определены основные направления устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности на территории регионов данного округа.

Проанализируем численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет за январь 2020 года (таблица 1).

Таблица 1 - Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет (источник: составлено автором по данным Росстата) [5].

 

Численн ость рабочей силы, тыс. чел

В том числе

Уровень, в %

занятые

безра-
ботные

участия в рабочей силе

заня-
тости

безра-
ботицы

Северо-Кавказский 
  федеральный округ

4653,5

4128,5

525,0

61,4

54,5

11,3

Республика Дагестан

1430,8

1237,7

193,1

61,7

53,3

13,5

Республика Ингушетия

259,8

191,4

68,4

72,6

53,5

26,3

Кабардино-Балкарская 
  Республика

441,7

392,4

49,4

64,2

57,0

11,2

Карачаево-Черкесская 
  Республика

210,1

186,2

24,0

56,0

49,6

11,4

Республика Северная 
  Осетия – Алания

304,6

263,2

41,4

54,3

46,9

13,6

Чеченская Республика

635,5

549,6

85,9

64,9

56,2

13,5

Ставропольский край

1370,9

1308,0

62,9

59,6

56,9

4,6

Исходя из приведенных данных, можно сделать следующие выводы:

наибольший удельный вес численности рабочей силы в окружном разрезе наблюдается за Республикой Дагестаном (30,7%), также зафиксирован наибольший показатель безработных (36,8%). Наименьший удельный вес численности рабочей силы закреплен за Карачаево-Черкесской Республикой (4,5%);

наибольший уровень занятости наблюдается в Ставропольском крае (31,7%).

На базе анализа уровня безработицы можно выделить ряд референций, которые сосредоточены на решении актуальных проблем. Среди направлений, которые актуальны для населения в целом, можно выделить следующие:

повышение уровня МРОТа до 16000-18000 рублей пропорционально стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (15160,8 рублей на декабрь 2019 года);

развитие государственной политики по поддержке малого (среднего) бизнеса с наибольшей эффективностью с целью сокращения роста скрытой безработицы или ликвидации предприятий с рынка, что влечет за собой рост безработицы, сокращение рабочих мест и др.;

проведение различных молодежных форумов («Машук» и др.), и мастер-классов, что дает молодой части населения возможность реализации своих программ, разработок, стартапов.

повышение вложений в трудоустроенное население с помощью процедур повышения квалификаций, переподготовки и т. д.

реализация и совершенствование, на современном этапе, программы «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».

Таким образом, осуществление вышеперечисленных направлений решения проблем безработицы должны в значительной степени улучшить благосостояние граждан, решить проблему превышения предложения над спросом на рынке, а также в целом стабилизировать социально-экономическое положение как в СКФО, так и в РФ в целом.

Список литературы:

Александров В.В., Гевондян А.В. Cовершенствование финансового механизма туристской отрасли в условиях кризиса: роль государства // Фундаментальные исследования. 2015.№11-2.С.338-342.

Беляева С.В., Шихалиева Д.С. Иностранные инвестиции (учебное пособие). Аннотация. Журнал: Успехи современного естествознания. Издательский Дом "Академия Естествознания" (Пенза). - 2017. - №2. - С.146 - 148. (дата обращения 04.12.18).

Научные изыскания в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и генезис знаний: монография [Андросова Л.А., Ариничев И.В., Байгулов Р.М., Баринова О.И., Баринова О.И., Беланова Н.И., Беляева С.В., Борисова Т.Н., Бубликова Е.И., Быстров В.А., Габоян А.Г., Гаврикова А.В., Головко И.И., Голубева Г.Ф., Грекова Н.Ю., Гусева Е.П.,Демченко З.А., Демьяненко М.С., Домнина С.В., Захаров В.В. и др.].- Самара: ООО "Поволжская научная корпорация", 2017. - 570с. - С.398 - 413.

Шихалиева Д.С., Беляева С.В. Финансовый менеджмент: искусство управления финансами. Международный журнал экспериментального образования. Издательский Дом "Академия Естествознания" (Пенза) – 2016. - №10-1.-С.141-142. 5. Якубов Т.В., Шихалиева Д.С. Методические подходы к определению критериев и показателей эффективности инновационных проектов развития строительных предприятий // Terra Economicus. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2017. - Т. 7. - № 4-2. - С. 111 - 115. (дата обращения 04.12.18).

Росстат: Федеральная служба государственной статистики, региональная статистика URL: http://www.gks.ru (дата обращения 19.05.2020).

Просмотров работы: 50