Российская педагогическая энциклопедия определяет практические работы как один из видов учебной деятельности школьников, по целям и задачам аналогичный лабораторным работам. Автор Е. П. Милерян определяет практическая работа как форму обучения, которая предполагает непосредственное участие ученика в исследовании того или иного объекта. Цель заключается в том, чтобы сформировать у студентов или учеников практические навыки. Под методикой понимается алгоритм или процедура для проведения каких-либо нацеленных действий, отличающихся конкретизацией приемов и задач. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо прочитать рекомендации к выполнению работы; ознакомиться с теоретическим материалом, относящимся к теме работы. Целью проведения практических занятий является закрепление пройденного материала, обеспечение связи процесса обучения с практикой, развитие практических умений и навыков по составлению схем, таблиц, демонстрационных карт [1]. Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физиологических и психологических особенностей ребенка. Еще К. Д. Ушинский писал: «Изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с устройством и законами жизни и развития человеческого организма, изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с физиологией и психологией. Без этого сколько-нибудь рациональное преподавание педагогики невозможно» [2].
Практическую работу необходимо выполнять самостоятельно (или в группе, если это предусмотрено заданием). Если возникают затруднения в процессе работы или при оформлении отчета, необходимо обратиться к преподавателю.
Все виды практических работ можно разделить на:
Тренировочные – когда отрабатываются определенные навыки. Например: определение органоидов клетки по описанию внешнего строения;
Проверочные – применяются для проверки определённых знаний и понятий. Например, применение знаний о биологических процессах в повседневной жизни;
Индивидуальные – это может быть работа по карточкам или отдельные задания для сильных или слабых учащихся;
Групповые – различные игровые моменты на уроке: работа в группах, в парах по 3-5 человек [3].
После выполнения работы представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.
Выполнение практических работ должно способствовать решению следующих методических задач, реализуемых в ходе обучения:
формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
формировать навыки самообразования обучающихся;
формировать навыки работы в команде;
развивать умение формулировать задачу и продуктивно решить ее в коллективе;
формировать навыки самоконтроля;
Каждая практическая работа по курсу содержит: цель выполнения практической работы, задание на выполнение работы, используемые пособия и материалы, основные сведения, порядок выполнения работы.
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ
В результате освоения (выполнения) практических работ, предусмотренных программой, обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы;
различные подходы к определению понятия «анатомия»;
Правила выполнения практических работ:
Для выполнения практических работ необходимы: учебная тетрадь и для практических работ.
Отчет о проделанной работе следует делать в тетради для практических работ. Отчет должен содержать:
Название работы.
Цель работы.
Задание.
Результаты выполнения задания.
Вывод по работе.
Если обучающийся не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Критерии оценки:
Оценка 5 (отлично) выставляется, если:
Работа выполнена в урочное время, правильно и в полном объеме; сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
обучающийся может пояснить выполнение любого этапа работы;
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Оценка 4 (хорошо) выставляется, если:
Работа выполнена в урочное время; не выполнено одно из заданий; правильно и в полном объеме; сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
Обучающийся может пояснить выполнение любого, выполненного им, этапа работы;
Отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется, если:
Работа выполнена во внеурочное время; не выполнено 50 % работы (в зависимости от количества заданий в работе); технологически неправильно; не сделаны анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
Обучающийся не может пояснить выполнение любого, выполненного им, этапа работы;
Отчет выполнен не в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию. Сегодня широко высказывается мысль о необходимости изменения системы школьного образования, с тем, чтобы она вызывала подлинный интерес и истинную активность учащихся и укрепляла, формировала их здоровье [4].
Итак, проведение практических работ становится эффективным только тогда, когда учитывается биологическая основа ребенка. Поэтому, необходимо иметь представления об особенностях жизнедеятельности организма и возрастных функциональных возможностей ребенка.
Список использованных источников:
Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии. История становления и развития: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст]/ Н. Д. Андреева, Н. В. Малиновская, В. П. Соломин ; под ред. Н. Д. Андреевой. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 134 с.
Мамхегова, Э.Ш Методические рекомендации по проведению практических работ по дисциплине: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [Электронный ресурс] / Э.Ш. Мамхегова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №2 (28). – Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00206650_0.html
Крохалева, Е. А. Роль практических работ в преподавании анатомии [Электронный ресурс] / Е.А. Крохалева // © ИД «Первое сентября», 2003–2020. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/609705
Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Г. М. Пальдяева. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 382 с.