Анализ конкурентоспособности любой организации (предприятия) необходим для грамотного руководства, выработки стратегии развития. Критерий определения конкурентоспособности товара это не только качество продукта и цена, а еще и мода на определенные вещи, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке услуг или товаров и ряд других факторов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что способность конкурирования на рынке представляется как удовлетворение множества требований потребителей к продукции или услуге, которые обеспечивают выполнение основной задачи предприятия – получение прибыли. Основной источник конкурентного преимущества над остальными производителями аналогичных продуктов – производство товаров (услуг) наивысшего качества.
Оценка конкурентоспособности предприятия основывается на потенциальных возможностях обеспечить доходность бизнеса в перспективе, которая рассматривается как долгосрочный процесс.
Представим технико – экономическую характеристику ООО «ИРиС». ООО «ИРиС» - компания, занимающяяся оптовой торговлей рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов. Торговля осуществляется круглогодично, сезонный фактор влияет лишь на небольшой ассортимент продукции, что не вредит торговле. Компания расположена в центре города, что позволяет охватывать весь город, оперативно работая с торговыми точками. Широкая география поставок продукции так же охватывает пгт. Ливадия, п. Волчанец, г. Партизанск мкр. Врангель, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Карта поставок
Директор ООО «ИРиС» – Аистова Ирина Юрьевна с 2007 г. На этом посту она отвечает за составление договоров с поставщиками, бухгалтерскую отчетность, общую координацию для эффективной деятельности предприятия [2].
Вид деятельности (по ОКВЭД): 46.38.1 – торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов.
Форма собственности: 16 – Частная собственность.
Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью.
На предприятии действует система критериев для выбора поставщиков, важными критериями являются качество продукции, цена, надежность поставщика, качество обслуживания, условия платежа и другие.
К основным методам выбора поставщиков на ООО «ИРиС» относятся:
метод рейтинговых оценок;
метод оценки затрат.
ООО «ИРиС», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.
Техническое возможности предприятия, позволяют продавать 840 кг. в месяц, что составляет 10 тыс.кг. продукции в год. Динамика грузооборота представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика грузооборота
ООО ИРиС» стремится быть надежным партнером, обеспечивающим бесперебойные поставки продукции, особенно в летний период, когда продажи достигают своего максимального уровня. Так же компания, помимо того, что использует импортную продукцию, поддерживает местные малые производства и часть продукции закупает в небольших производственных цехах по всему Приморскому краю.
Основные показатели деятельности ООО «ИРиС» за 2018 – 2019 гг., а также за текущий период 2020 г. представлены в таблице 1 и на рисунках 3,4.
Таблица 1 − Основные показатели деятельности ООО «ИРиС» за 2018 - 2020 гг.
Показатели |
Период |
|||
2018 |
2019 |
8 месяцев 2019 |
8 месяцев 2020 |
|
Объем продаж, кг |
7 864,29 |
10 077,14 |
6718,10 |
8 193,33 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
5 505 000,00 |
7 054 000,00 |
4702666,00 |
5 735 333,00 |
Анализ таблицы 1 показал, что выручка от реализации продукции, в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1 549 000 тыс. руб. или на 28,14%. За 8 месяцев 2020 г. рост выручки от реализации составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 1 032 666 тыс. руб. или 21,96%.
Рисунок 3 – Основные показатели деятельности 2018-2019гг.
Объем продаж в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 2 212,85 кг или на 28,14%. За 8 месяцев 2020 г. рост выручки от реализации составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 1 475,24 кг или 21,96%.
Рисунок 4 – Основные показатели деятельности 8 месяцев2019 - 8 месяцев 2020гг.
Таким образом, в целом за период 2018 – 2020 гг. наблюдается тенденция основных показателей деятельности к росту.
ООО «ИРиС» уплаченные страховые взносы за 2018 год (по данным ФНС):
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 26 530,84 руб. (25 761,31 руб. за 2017 г.).
на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации: 201 268,54 руб. (195 430,62 руб. за 2017 г.).
на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: 46 657,72 руб. (45 304,37 руб. за 2017 г.).
Дадим оценку конкурентоспособности ООО «ИРиС». Отметим, что конкурентоспособность описывается способностью организации конкурировать на рынках с производителями аналогичных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства потребителей.
Конкурентное преимущество одной организации над другими определяют, когда фирмы продают (производят, предоставляют услуги) одни и те же потребности для потребителя [1].
В современном мире, для того чтобы организация была конкурентоспособной на рынке по сравнению другими организациями, необходимы различные подходы к организации управления. Самой распространенной системой оценки конкурентоспособности организации является SWOT-анализ, как аббревиатура от следующих сокращений:
S – сильная сторона (S= Strengths);
W – слабая сторона (W=Weaknesses);
О – возможности (O=Opportunities);
Т – угрозы (T=Threats).
SWOT - анализ применяется для определения текущего состояния, перспектив развития организации и окружающего воздействия, и охарактеризован в таблице 2.
Применённая технология анализа характеризуется как экспресс-вариант, используемый наиболее часто для определения достоинств и недостатков [3].
Таблица 2 − SWOT- анализ ООО «ИриС»
S |
W |
продукция произведена на современном высокотехнологичном оборудовании; постоянно пополняющийся ассортимент; бесперебойные поставки; – гибкие конкурентоспособные цены; – индивидуальный подход к каждому клиенту (каждому магазину); – сплоченный коллектив. |
– существенная зависимость от рынка потребителей; высокая цена, на фоне крупных компаний, которые не профилируются на данной продукции (плохое качество/низкая цена); – недостаточная рекламная политика предприятия; – сезонный спрос; – отсутствие рекламы. |
О |
Т |
– монтаж собственными силами полок для выкладки продукции; обмен товара в случае просрочки (при условии хранения на фирменных полках); возможность регулирования ценовой политики; замена полок в случае поломок по гарантии; – привлечение новых поставщиков. |
– система налогообложения; – высокая степень конкуренции в летний сезон, с мелкими/стихийными предприятиями; – платежеспособность магазинов ограничена; – товар специфический и в условиях кризиса не является товаром первой необходимости; – неблагоприятные демографические изменения, отток платежеспособного населения из города; – снижение уровня покупательской способности, в связи с пандемией и безработицей; - неблагоприятный путинный прогноз, браконьерство, как следствие маленький улов и выработка рыбной продукции. |
Определив текущее состояние торговой компании ООО «ИРиС», согласно данного ситуативного анализа, следует сделать вывод о том, что это состоявшаяся на рынке компания, зарекомендовавшая себя на экономическом пространстве города Находка, имеющая небольшой штат сотрудников и полное отсутствие рекламы о компании, но при этом зарекомендовавшая себя как бесперебойный поставщик качественной продукции.
Формируя стратегию деятельности компании по повышению уровня конкурентоспособности, хочется, отметить один фактор, определяющий ее слабую сторону и рассмотреть его как потенциальное преимущество, создав ему определенные условия – это высокая цена на фоне крупных компаний.
В связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью «ИРиС» специализируется на оптовой торговлей сухой рыбой, ракообразными и моллюсками, снеками к пиву, то есть специфическом товаре, разработав стратегию совершенствования компании, можно качественно продать товар потребителю, проработав слабые стороны компаний-конкурентов (в частности ООО «Дальпико Фиш»).
Конкурирующая торговая–производственная компания ООО «Дальпико Фиш» действует с 16.10.2009 и уже стала узнаваемой среди магазинов и покупателей. Но при этом качество, не держится на должном уровне, как подобает солидной организации. Со временем нареканий к продукции все больше. Основной плюс, это минимальная цена на рынке, данную продукцию расценивают как сопутствующую к основному ассортименту и не делают акцент на ее качестве. За частую потенциальных покупателей подкупает привлекает цена, а не качество, что мешает организациям с более качественной, но более дорогой продукцией.
Ирис работает на качество на то что бы не сбавлять объемы, на хорошую репутацию, желая зарекомендовать себя, как бренд с безупречной репутацией в плане качества в отличии от Дальпико, который развился и показатели уронил.
Заключим, что SWOT – анализ применим для оценки конкурентоспособности предприятия, но отметим, что раскрывает ситуацию на данный момент. Исходя из этого для полной оценки конкурентоспособности, необходимо проводить в совокупности и другие виды анализов.
Литература
1 Бондаренко А. И. Управление конкурентоспособностью мясоперерабатывающих предприятий / А. И. Бондаренко. - Уссурийск: изд-во ФГБОУ ВПО «Приморская ГСХА», 2015. - 186 с.
2 Официальный сайт предприятия ООО «Ирис». – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/2823537 (дата обращения: 19.11.2020)
3 Тарановская М.В. Особенности применения SWOT – анализа на предприятии // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С.160-163.