SWOT-АНАЛИЗ КАК СИТУАТИВНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

SWOT-АНАЛИЗ КАК СИТУАТИВНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Попова П.А. 1, Куликова В.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, ВГУЭС, филиал в г. Находке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ конкурентоспособности любой организации (предприятия) необходим для грамотного руководства, выработки стратегии развития. Критерий определения конкурентоспособности товара это не только качество продукта и цена, а еще и мода на определенные вещи, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке услуг или товаров и ряд других факторов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что способность конкурирования на рынке представляется как удовлетворение множества требований потребителей к продукции или услуге, которые обеспечивают выполнение основной задачи предприятия – получение прибыли. Основной источник конкурентного преимущества над остальными производителями аналогичных продуктов – производство товаров (услуг) наивысшего качества.

Оценка конкурентоспособности предприятия основывается на потенциальных возможностях обеспечить доходность бизнеса в перспективе, которая рассматривается как долгосрочный процесс.

Представим технико – экономическую характеристику ООО «ИРиС». ООО «ИРиС» - компания, занимающяяся оптовой торговлей рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов. Торговля осуществляется круглогодично, сезонный фактор влияет лишь на небольшой ассортимент продукции, что не вредит торговле. Компания расположена в центре города, что позволяет охватывать весь город, оперативно работая с торговыми точками. Широкая география поставок продукции так же охватывает пгт. Ливадия, п. Волчанец, г. Партизанск мкр. Врангель, что представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Карта поставок

Директор ООО «ИРиС» – Аистова Ирина Юрьевна с 2007 г. На этом посту она отвечает за составление договоров с поставщиками, бухгалтерскую отчетность, общую координацию для эффективной деятельности предприятия [2].

Вид деятельности (по ОКВЭД): 46.38.1 – торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов.

Форма собственности: 16 – Частная собственность.

Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью.

На предприятии действует система критериев для выбора поставщиков, важными критериями являются качество продукции, цена, надежность поставщика, качество обслуживания, условия платежа и другие.

К основным методам выбора поставщиков на ООО «ИРиС» относятся:

метод рейтинговых оценок;

метод оценки затрат.

ООО «ИРиС», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.

Техническое возможности предприятия, позволяют продавать 840 кг. в месяц, что составляет 10 тыс.кг. продукции в год. Динамика грузооборота представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика грузооборота

ООО ИРиС» стремится быть надежным партнером, обеспечивающим бесперебойные поставки продукции, особенно в летний период, когда продажи достигают своего максимального уровня. Так же компания, помимо того, что использует импортную продукцию, поддерживает местные малые производства и часть продукции закупает в небольших производственных цехах по всему Приморскому краю.

Основные показатели деятельности ООО «ИРиС» за 2018 – 2019 гг., а также за текущий период 2020 г. представлены в таблице 1 и на рисунках 3,4.

Таблица 1 − Основные показатели деятельности ООО «ИРиС» за 2018 - 2020 гг.

Показатели

Период

2018

2019

8 месяцев 2019

8 месяцев 2020

Объем продаж, кг

7 864,29

10 077,14

6718,10

8 193,33

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

5 505 000,00

7 054 000,00

4702666,00

5 735 333,00

Анализ таблицы 1 показал, что выручка от реализации продукции, в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1 549 000 тыс. руб. или на 28,14%. За 8 месяцев 2020 г. рост выручки от реализации составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 1 032 666 тыс. руб. или 21,96%.

Рисунок 3 – Основные показатели деятельности 2018-2019гг.

Объем продаж в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 2 212,85 кг или на 28,14%. За 8 месяцев 2020 г. рост выручки от реализации составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 1 475,24 кг или 21,96%.

Рисунок 4 – Основные показатели деятельности 8 месяцев2019 - 8 месяцев 2020гг.

Таким образом, в целом за период 2018 – 2020 гг. наблюдается тенденция основных показателей деятельности к росту.

ООО «ИРиС» уплаченные страховые взносы за 2018 год (по данным ФНС):

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 26 530,84 руб. (25 761,31 руб. за 2017 г.).

на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации: 201 268,54 руб. (195 430,62 руб. за 2017 г.).

на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: 46 657,72 руб.  (45 304,37 руб. за 2017 г.).

Дадим оценку конкурентоспособности ООО «ИРиС». Отметим, что конкурентоспособность описывается способностью организации конкурировать на рынках с производителями аналогичных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства потребителей.

Конкурентное преимущество одной организации над другими определяют, когда фирмы продают (производят, предоставляют услуги) одни и те же потребности для потребителя [1].

В современном мире, для того чтобы организация была конкурентоспособной на рынке по сравнению другими организациями, необходимы различные подходы к организации управления. Самой распространенной системой оценки конкурентоспособности организации является SWOT-анализ, как аббревиатура от следующих сокращений:

S – сильная сторона (S= Strengths);

W – слабая сторона (W=Weaknesses);

О – возможности (O=Opportunities);

Т – угрозы (T=Threats).

SWOT - анализ применяется для определения текущего состояния, перспектив развития организации и окружающего воздействия, и охарактеризован в таблице 2.

Применённая технология анализа характеризуется как экспресс-вариант, используемый наиболее часто для определения достоинств и недостатков [3].

Таблица 2 − SWOT- анализ ООО «ИриС»

S

W

продукция произведена на современном высокотехнологичном оборудовании;

постоянно пополняющийся ассортимент;

бесперебойные поставки;

– гибкие конкурентоспособные цены;

– индивидуальный подход к каждому клиенту (каждому магазину);

– сплоченный коллектив.

– существенная зависимость от рынка потребителей;

высокая цена, на фоне крупных компаний, которые не профилируются на данной продукции (плохое качество/низкая цена);

– недостаточная рекламная политика предприятия;

– сезонный спрос;

– отсутствие рекламы.

О

Т

– монтаж собственными силами полок для выкладки продукции;

обмен товара в случае просрочки (при условии хранения на фирменных полках);

возможность регулирования ценовой политики;

замена полок в случае поломок по гарантии;

– привлечение новых поставщиков.

– система налогообложения;

– высокая степень конкуренции в летний сезон, с мелкими/стихийными предприятиями;

– платежеспособность магазинов ограничена;

– товар специфический и в условиях кризиса не является товаром первой необходимости;

– неблагоприятные демографические изменения, отток платежеспособного населения из города;

– снижение уровня покупательской способности, в связи с пандемией и безработицей;

- неблагоприятный путинный прогноз, браконьерство, как следствие маленький улов и выработка рыбной продукции.

Определив текущее состояние торговой компании ООО «ИРиС», согласно данного ситуативного анализа, следует сделать вывод о том, что это состоявшаяся на рынке компания, зарекомендовавшая себя на экономическом пространстве города Находка, имеющая небольшой штат сотрудников и полное отсутствие рекламы о компании, но при этом зарекомендовавшая себя как бесперебойный поставщик качественной продукции.

Формируя стратегию деятельности компании по повышению уровня конкурентоспособности, хочется, отметить один фактор, определяющий ее слабую сторону и рассмотреть его как потенциальное преимущество, создав ему определенные условия – это высокая цена на фоне крупных компаний.

В связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью «ИРиС» специализируется на оптовой торговлей сухой рыбой, ракообразными и моллюсками, снеками к пиву, то есть специфическом товаре, разработав стратегию совершенствования компании, можно качественно продать товар потребителю, проработав слабые стороны компаний-конкурентов (в частности ООО «Дальпико Фиш»).

Конкурирующая торговая–производственная компания ООО «Дальпико Фиш» действует с 16.10.2009 и уже стала узнаваемой среди магазинов и покупателей. Но при этом качество, не держится на должном уровне, как подобает солидной организации. Со временем нареканий к продукции все больше. Основной плюс, это минимальная цена на рынке, данную продукцию расценивают как сопутствующую к основному ассортименту и не делают акцент на ее качестве. За частую потенциальных покупателей подкупает привлекает цена, а не качество, что мешает организациям с более качественной, но более дорогой продукцией.

Ирис работает на качество на то что бы не сбавлять объемы, на хорошую репутацию, желая зарекомендовать себя, как бренд с безупречной репутацией в плане качества в отличии от Дальпико, который развился и показатели уронил.

Заключим, что SWOT – анализ применим для оценки конкурентоспособности предприятия, но отметим, что раскрывает ситуацию на данный момент. Исходя из этого для полной оценки конкурентоспособности, необходимо проводить в совокупности и другие виды анализов.

Литература

1 Бондаренко А. И. Управление конкурентоспособностью мясоперерабатывающих предприятий / А. И. Бондаренко. - Уссурийск: изд-во ФГБОУ ВПО «Приморская ГСХА», 2015. - 186 с.

2 Официальный сайт предприятия ООО «Ирис». – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/2823537 (дата обращения: 19.11.2020)

3 Тарановская М.В. Особенности применения SWOT – анализа на предприятии // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С.160-163.

Просмотров работы: 46