ШКОЛЬНАЯ МЕТЕОПЛОЩАДКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ШКОЛЬНАЯ МЕТЕОПЛОЩАДКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

Грехова Е.А. 1, Суворова А.И. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы связана с необходимостью формирования в курсе школьной географии таких умений, как умения использования приборов и инструментов.

В период ускоренного развития общества возросли требования к скорейшему внедрению достижений науки в практику образования, в том числе для естественных наук всё более важным становятся натурные наблюдения в природных условиях и разных секторах социума, особое место занимает владение приёмами работы с приборами и инструментами, работающими на основе цифровых и лазерных технологий (лазерным дальномером, GPS-навигатором, цифровой метеостанцией и т.д.).

Метеорологию рассматривают как науку о физических процессах и явлениях в атмосфере земли в их взаимодействии с земной поверхностью и космической средой. Метеорология изучает такие характеристики атмосферы как состав, плотность, температура, влажность воздуха, лучистая энергия, движение и преобразование воздушных масс, облака, осадки, ураганы, заморозки, засухи и другие явления, происходящие в земной атмосфере, во взаимодействии с поверхностью суши и Мирового океана [3].

Однако метеорология не ограничивается изучением и предсказанием атмосферных процессов и явлений. Важной задачей является активное вмешательство в атмосферные процессы и управление погодными явлениями, изучение аспектов воздействия антропогенных факторов, которые могут изменить режим температуры, ветра, облачности и осадков на огромных площадях [1].

При изучении атмосферы метеорология как наука опирается на ряд законов, установленных другими науками такими как, физика, математика, география, астрономия, химия, теоретическая механика, гидромеханика, геофизика, геодезия, океанология, гидрология, сейсмология и другими. В разделе науке выделяются такие направления как физическая метеорология; динамическая метеорология; синоптическая метеорология; климатология; аэрология; физика атмосферы; прикладная метеорология. При изучении учёные применяют прямые и косвенные методы. Так, к примеру, прямые методы включают метеорологические наблюдения, радиозондирование атмосферы, радиолокационные наблюдения. Не менее ценную информацию о состоянии высоких слоев атмосферы дают косвенные методы, основанные на изучении геофизических явлений, происходящих в высоких слоях атмосферы [1].

Для определения характеристик состояния и развития физических процессов в атмосфере при взаимодействии ее с подстилающей поверхностью проводят метеорологические наблюдения с применением технических средств: метеостанция, метеозонд, метеорологическая ракета и других. Особенно важны результаты этих наблюдений для различных отраслей хозяйства, обеспечения безопасности жизнедеятельности [3].

В рамках учебной программы географического образования школьников метеорологические наблюдения занимают особое место. В отличие от большинства других исследовательских заданий, метеорологические наблюдения рассчитаны на длительный период времени. Метеорологические наблюдения проводятся как с помощью приборов, так и без них. Однако наибольший интерес представляет использование школьной метеостанции, с целью организации систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата, опытных площадок [2].

Метеорологические станции устраивают на географических площадках в школах. Школьные метеорологические станции имеют, прежде всего, учебные цели. Школьные метеорологические станции ведут наблюдения за погодой при помощи простейших приборов [3]: грабельный нефоскоп (определение скорости движения облаков; флюгер; нефоскопическая сетка для определения количества и положения облачных масс на небе; снегомерная рейка; мензурка; осадкомер; подставка для дождемера; осадкомер с защитной воронкой; гигроскоп (определение влажности воздуха); волосной гигрометр; метеорологическая будка; сифонный ртутный барометр; гигрометр для определения точки росы; термометр.

Таким образом, использование современных средств обучения позволит дать обучающимся представление о способах наблюдения за погодой.

Список использованных источников

Матвеев, Л.Т. Курс общей метеорологии. Физика атмосферы [Текст]: учебник / Л.Т. Матвеев. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1984. – 751 c.

Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]: учебно-методическое издание / А.Г. Озеров. - М.: ФЦДЮТиК, – 216 с.

Ходжаева, Г.К. Метеорологические методы и приборы наблюдений [Текст]: учебное пособие / Г.К. Ходжаева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 189 с.

Просмотров работы: 69