А.А. Чунтонова
Магнитогорский государственный
технический университет им. Г.И. Носова,
г. Магнитогорск,
Россия
К ВОПРОСУ О СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО
А.А. Chuntonova
Nosov Magnitogorsk State Technical University,
Magnitogorsk,
Russia
ON THE ISSUE OF ACCOMPANYING PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN PRE-SCHOOL INSTITUTIONS
В современной России активно разворачивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду обычно развивающихся сверстников. Действующее законодательство, в наше время, допускает организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в привычных всем детских садах, специализированных детских садах, садах компенсирующего вида и учреждениях, не являющихся коррекционными.
ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, то есть дети с ОВЗ - это дети с нарушениями физического и (или) психического развития.
В настоящее время существует несколько категорий детей с общими нарушениями развития:
- с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) нарушение имеет сенсорный характер;
- с нарушениями зрения (дети незрячие, плохо видящие;
- с сильными нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с изменениями в интеллектуальном развитии;
- с эмоционально - волевыми расстройствами (дети с ранним детским аутизмом (РДА) - гетерогенная группа, характеризующаяся различными клиническими проявлениями и психолого-педагогическими особенностями;
- дети с комплексными нарушениями развития.
Каждая из представленных групп неоднородна. К примеру, среди детей с нарушениями слуха есть такие, кто абсолютно не слышит, и такие, кто не слышит без специальных устройств, операций. Степень сохранности всегда является резервом для ребенка, чтобы получить больше знаний. Потому что дети, находящиеся в одной группе, и поэтому нарушения тоже разные, как и рекомендации по работе. Для каждого ребенка с ПМПК должна быть прописана индивидуальная образовательная программа, даже если в дошкольном учреждении есть дети с аналогичными нарушениями.
Дети с ОВЗ очень отличаются от своих средне статистически развивающихся сверстников и требуют особых корректирующих мер, направленных на компенсацию нарушений. Умственная активность детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризуется снижением когнитивной активности. Дети испытывают трудности с выделением отдельных частей и обобщением в одно целое. При анализе забывают детали, с трудом выявляют существенные и несущественные признаки при поиске причинно-следственных связей. Восприятие детей с ограниченными возможностями нестабильно, и во многом зависит от внешних раздражителей.
Практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка [2].
Следует учитывать общие характеристики детей с ОВЗ:
- отсутствие знаний об окружающей среде, узкий кругозор;
- проблемы с общей и мелкой моторикой;
- торможение речевого развития;
- трудности произвольной регуляции поведения;
- замкнутость;
- нарушения познавательной деятельности;
- неспособность вести себя в обществе и контролировать свое поведение;
- заниженная или слишком завышенная самооценка;
- отсутствие уверенности в себе;
- абсолютная или частичная зависимость от других.
Среди отличительных признаков, видимых при общих недостатках развития, можно выделить комплекс признаков, определяющих необходимость индивидуальной психологической, а также педагогической помощи в развитии и воспитании детей с подобными недостатками.
Этот набор признаков обычно называют особыми образовательными потребностями (ООП). Раннее детское образование детей с ограниченными возможностями, помимо решения общих проблем, обязательно должно включать в себя решение проблем, возникающих в результате присутствия их конкретных особенностей. Это важный аспект педагогической работы.
В учебную программу эксперты включают определенные предметы, которые не входят в обычную систему образования. Таким образом, детей с нарушениями зрения обучают ещё и пространственной ориентации и помогают развивать остаточный слух при нарушениях слуха. В программу их обучения входит также обучение формированию устной речи.
Обучение детей с особыми потребностями, следует начинать сразу после выявления нарушений в нормальном развитии, что позволит не тратить время и достигать нужного результата.
Соответственно, дети с ОВЗ - это дети, особенности здоровья которых, несут преграду к усвоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Поэтому главным приоритетом при работе с этими детьми, является личностный, индивидуальный подход, учитывающий особенности психофизического здоровья каждого ребенка.
Стоит отметить, что дошкольный возраст – это «время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира, развития общения и коммуникации, построение контактов с окружающими людьми» [5, с. 113], а оптимальное физическое и умственное развитие дошкольников во многом определяет их физическое здоровье, активность, психологическую стабильность и общее формирование личности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в детском саду, являются одной из основных проблем неспециализированного ДОУ, так как процесс взаимной адаптации очень сложен как для ребенка, так и для родителей, и для педагогов. Первоочередной задачей интегрированной группы, считается социализация детей с ограниченными возможностями.
Задачи обучения детей с ОВЗ:
- организовать систему образования так, чтобы у детей максимально развивалось желание познать окружающий мир;
- формировать у них практические умения, знания и навыки, увеличивать их кругозор;
- поощрять самостоятельные действия и умение принимать собственные решения;
- активизировать познавательную активность;
- обеспечить общее развитие самодостаточной личности, способной адаптироваться к существующему обществу.
Л.А. Мигель считает, что обучать таких детей рекомендуется восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела, начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходить к движениям туловищем и ногами. После ориентированных игр или во время упражнений на стимуляцию тонуса мышц, при двигательном и эмоциональном тонизировании, у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий его мир [1].
Психолог в детском саду, с участием дефектолога, занимается коррекцией эмоциональной и личностной сферы ребенка, также страдающей, если наблюдаются нарушения здоровья. Комплексный подход в этом случае - идеален. Обязательно образовательное учреждение, на основании сертификата ПМПК, должно найти различные способы привлечения требуемых специалистов. К примеру, не нанимать дефектолога в штат, а использовать услуги сопровождения детей с ограниченными возможностями в центрах психокоррекции.
Дети с ОВЗ имеют право развиваться и находиться вместе со своими сверстниками, особенно в раннем возрасте. Отсутствие группового взаимодействия негативно сказывается на состоянии детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных учреждениях прививается культура и поведенческие нормы, а воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональным стрессом или напряжением. Ребенок занимается вместе со специалистами по индивидуально подобранной программе, включающей в себя развивающие упражнения, игры и соответствующие физические нагрузки. На территории детского учреждения продолжается интенсивная коррекция имеющихся нарушений и активная профилактика нарушений здоровья. Маленькие дети учатся выполнять основные мелкие движения, постепенно переходя от простых к более сложным заданиям.
Общие психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключаются в следующем:
- Прими ребенка таким, какой он есть.
- Общайся с ребенком как можно чаще.
- Не допускай переутомления.
- Используй психогимнастику и упражнения на расслабление.
- Не сравнивай ребенка с другими.
- Поощряй ребенка немедленно, не откладывая на потом.
- Чтобы повысить его самооценку, похвали ребенка.
- Обращайся к ребенку по имени.
- Не предъявляй чрезмерных требований к ребенку.
- Старайся как можно реже делать замечания.
- Сохраняй спокойствие в любой ситуации.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, очень важно учиться без принуждения, основываясь на интересе, успехе, уверенности в себе и рефлексии того, что они изучают.
При организации образовательного процесса следует особое внимание обращать на возможности ребенка - задача должна находиться в зоне умеренных сложностей, но быть доступной, потому что необходимо гарантировать ребенку субъективное переживание своего успеха на фоне затраченных усилий [3]. В дальнейшем сложность заданий должна возрастать пропорционально возрастанию способностей ребенка.
Главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ, является индивидуальный подход, учитывающий особенности психики и здоровья абсолютно каждого ребенка.
Эти дети нуждаются в личном, индивидуальном подходе, отличном от рамок привычного образовательного процесса.
Специальные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, следующие:
- Постепенное прояснение проблем.
- Последовательное выполнение упражнений.
- Повторение инструкции по выполнению задания.
- Предоставление аудиовизуальных технических средств обучения.
- Близость к ребенку при объяснении проблемы.
- Смена деятельности.
- Чередование занятий и физминуток.
- Предоставление дополнительного времени для выполнения поставленной задачи.
- Использование заданий с отсутствующими изображениями и символами.
- Добавление визуального видеоматериала.
Чтобы пробудить у детей интерес к обучению, необходимо использовать метод стимулирующих и мотивирующих действий, а именно создание ситуации успеха (если что-то не сработает сегодня, то в следующий раз получится обязательно). Мотивация «предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точную и четкую установку на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)» [4, с. 24].
Мотивация будет положительной только тогда, когда деятельность успешна, а навыки ребенка оцениваются объективно и положительно. Это требует постоянной похвалы ребенка, даже если что-то не получилось так, как требовалось. Мы все исправим вместе, мы должны это сделать, и у нас получится!
В связи с этим важно создавать особые ситуации на занятиях, которые помогут детям достичь даже незначительных успехов в разных видах деятельности. Такая работа помогает осуществлять постепенное развитие каждого ребенка, в зависимости от его индивидуальных возможностей здоровья.
Дети с различными способностями и отклонениями в развитии должны учиться взаимодействовать и общаться в группе, развивать свой интеллектуальный и личностный потенциал. Это становится одинаково важным абсолютно для всех детей, потому что помогает каждому из них максимально раскрыть существующие границы окружающего мира.
Самое главное, что ребенок должен знать и чувствовать - это то, что в огромном и, далеко не всегда дружелюбном мире, есть тот крошечный островок, где он всегда будет чувствовать себя защищенным, самым любимым и очень желанным.
Каждый ребенок когда-нибудь обязательно станет взрослым. И решения, которые мы приняли сегодня, будут влиять на его победы и успехи завтра.
Список используемых источников:
Мигель Л.А. Основные цели обучения детей с ОВЗ на занятиях физического воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-krupnoy-motoriki-u-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1055204.html/ (дата обращения: 17.11.2020).
Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей / Е.А. Стребелева, Г.В. Мишина.- М.: Парадигма, 2010.
Шепилова Е.Д., Шепилова Н.А. Организация индивидуальных занятий по развитию наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития // Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей. Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Т. Н. Семенова. 2017. С. 162-164.
Шепилова Н.А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 20-29.
Шепилова Н.А., Пустовойтова О.В., Шепилова Е.Д. Технология социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста // Мир детства и образование. сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2020. С. 112-118.