Малый бизнес и его роль в экономике России - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Малый бизнес и его роль в экономике России

Карпович П.В. 1
1Кемеровский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В настоящей статье рассматривается малый бизнес, а также динамика его развития как в России, так и за рубежом. Сравнение уровня развития малого бизнеса с зарубежными странами показывает значительный разрыв между Россией и другими странами. Согласно статистике малые и средние предприятия являются надёжными источниками рабочих мест, а также источниками налоговых отчислений. К тому же, такие предприятия дают возможность предпринимателям реализовать себя на рынке товаров и услуг, а также обеспечить развитие нового производства. В основном малый бизнес в российских реалиях развит в высокоурбанизированных регионах, что говорит о заинтересованности каждого отдельного субъекта в развитии и поддержке малых предприятий. Малый бизнес достаточно устойчив и гибок как к внешним, так и к внутренним изменениям экономической системы. Более того, во время экономического спада в 90-х гг. именно он помог в становлении и укреплении рыночной экономики России. Последующие годы стали ключевыми в росте и формировании малого бизнеса как самостоятельного субъекта хозяйствования. Несмотря на то, что доля малых предприятий достаточно невысокая, данный сектор выступает в роли неотъемлемого субъекта экономической системы в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, ВВП, роль малого бизнеса, динамика

Annotation: This article examines the concept of small business, as well as statistical data on its development both in Russia and foreign countries. Comparison of the level of development of small business with world experience shows a significant gap between Russia and other countries. According to statistics, small and medium-sized enterprises are reliable sources of jobs, as well as sources of tax deductions. In addition, such enterprises give entrepreneurs the opportunity to realize themselves in the market of goods and services, as well as to ensure the development of new production. Basically, small business in Russian realities is developed in highly urbanized regions, which indicates the interest of each individual entity in the development and support of small enterprises. Small business is quite stable and flexible to both external and internal changes in the economic system. Moreover, during the economic downturn in the 90s.the small business helped in the formation and strengthening of the market economy in Russia. The following years became key in the growth and formation of small business as an independent economic entity. Although the proportion of small enterprises is rather small, the sector is an integral part of the economy as a whole.

Keywords: small business, GDP, statistic, role, economy, dynamics

Введение. Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики доминирует во многих ведущих странах мира, в том числе и в России. По мнению многих исследователей именно предприятия, задействованные в секторе малого бизнеса, обеспечивают стабильность экономики отдельных субъектов страны, а также её поддержку в целом.

Цель исследования. Целью исследования является анализ развития малого бизнеса в экономике России.

Материал и методы исследования. В настоящей работе были использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, обобщение, изучение и подробный анализ источников отечественной и зарубежной экономической науки и др.

Результаты исследования и их обсуждение.

Под малым бизнесом понимают субъекты хозяйствования, которые объединяют малые предприятия и занимаются индивидуальной трудовой деятельностью[1]. Определение «малый» - с точки зрения возможности обращаться к государственной поддержке и иметь право на определённые льготы - варьируется в зависимости от страны и отрасли, в которой задействовано предприятие. Стоит отметить, что в 2020 году критерии к предприятиям малого и среднего бизнеса претерпели изменения. Так, к малому бизнесу могут относиться предприятия по следующим данным: 1) среднесписочная численность работников; 2) доходы за период – календарный год; 3) доля юридических лиц в уставном капитале (Закон № 209-ФЗ и постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265) [2].

Согласно Росстату за 1999 г., доля малого бизнеса в ВВП регионов России составляет: Северо-западный - 14%; Западно-Сибирский - 11%; Северный - 2%. Как правило, наибольшее развитие малый бизнес приобретает в больших городах, таких, как Москва. Это говорит о тенденции пристального внимания каждого отдельного субъекта к проблеме поощрения малого бизнеса с целью его последующего развития [3, с.7]. В 1998–2008 годах этот сектор экономики страны продемонстрировал общие тенденции роста: годовой прирост количества людей, занятых в малом бизнесе, был в 8 раз больше, чем в средних и крупных компаниях; инвестиционная активность в 3 раза превышала годовой темп роста инвестиций в ключевые активы в экономике в целом. Доля прибыльных малых предприятий в производстве, добыче и распределении электроэнергии, оптовой и розничной торговле, транспорте и связи выше, чем у крупных и средних предприятий того же профиля.

Если рассматривать малый бизнес других стран, то в 1980-х и 1990-х годах в сфере малого бизнеса было задействовано более половины американских рабочих (54% в 1998 году, 51,8% в 1997 году), но данная динамика со временем изменилась. Уже к 2017 году процент снизился до 47,1% [4].

Однако если обратиться к актуальной информации данных Института экономики роста, сейчас доля малого бизнеса в ВВП России составляет около 20%, в то время как за рубежом данная цифра достигает 63% в Нидерландах, 60% в Финляндии, 53% в Германии, 51% в Великобритании, 50% в США [5].

Согласно Федеральной службе национальной статистики (Росстат) процент вклада малого и среднего бизнеса в экономику имеет следующие показатели:

Год

2014

2015

2016

2017

%

19

19,9

21,6

21,9

Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что с каждым годом по мере развития малых предпринимательских структур их вклад в развитие экономики страны в целом возрастает. Более того, в марте 2019 года В. В. Путин выступил с посланием к Федеральному собранию, где отметил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%» [6].

Для развития экономики России малый бизнес играет ключевую роль. Рассмотрим почему:

Малый бизнес выступает в качестве важнейшего сектора национальной экономики. Малые предприятия наиболее мобильны и достаточно быстро подстраиваются под реалии экономической ситуации в России. Именно сектор малого бизнеса был задействован в становлении рыночной экономики в 90-х гг.

Малый бизнес считается одним из основных источников налоговых поступлений. Отчисления предпринимателей, которые берутся из прибыли различных организаций, поступают в бюджет. Более того, малый бизнес играет большую роль в обеспечении населения рабочими местами, то есть, являются источником доходов для населения.

Роль малого бизнеса в социально-экономической сфере. Как уже было сказано выше, малый бизнес помогает уменьшать уровень безработицы благодаря вакантным рабочим местам, к тому же, наличие малых предприятий «вдохновляет» молодых и амбициозных людей попробовать свои силы в предпринимательстве.

Выводы. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что с каждым годом доля малого бизнеса в экономике России возрастает, что говорит о пристальном внимании государства к данному сектору предпринимательства, а также о принятых и принимаемых мерах его поддержки. Если сравнивать ВВП малого бизнеса в нашей стране и других государствах, то развитие малых предприятий за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России; однако малый бизнес является одной из составляющих развития, как мировой, так и национальной экономики в целом.

Список литературы

Гукасьян Г. М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник. М.: Инфра-М, 2007. 480 с.

Критерии малого бизнеса на 2020 год: таблица, изменения // Сайт журнала «Главбух». 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.glavbukh.ru/art/98522-kriterii-malogo-biznesa-na-2020-god-tablitsa-izmeneniya (дата обращения: 01.11.2020).

Каштанов Н. Н., Курьяков И. А. История развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы // Сибирский торгово-экономический журнал. 2008. №5. С. 5-8.

Long, Heather. Small business used to define America’s economy. The pandemic could change that forever // The Washington Post. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/business/2020/05/12/small-business-used-define-americas-economy-pandemic-could-end-that-forever (дата обращения: 05.11.2020).

До Европы еще далеко: Росстат впервые оценил долю малого и среднего бизнеса в экономике // АТИ – новости рынка автомобильных грузоперевозок. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://news.ati.su/news/2019/02/05/do-evropy-eshche-daleko-rosstat-vpervye-ocenil-dolyu-malogo-i-srednego-biznesa-v-ekonomike-143600/ (дата обращения: 05.11.2020).

Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике // Новости дня в России и мире – РБК. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения: 07.11.2020).

Просмотров работы: 4634