ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петухова О.Ю. 1, Чернобровкин В.А. 1
1МГТУ Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в обществе отмечается повышение внимания к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, такими как гуманизация и демократизация общественных отношений, рост осознанного отношения к воспитанию детей, понимание ведущей роли в семьи в воспитании подрастающего поколения. Одной из важных задач в развитии дошкольного образования на ближайший период является внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность для достижения дошкольником уровня развития, обеспечивающего его психологическую, умственную и физическую готовность к школе [5, с. 235]. Соответствующий уровень готовности ребенка к школе может быть достигнут только в непосредственном сотрудничестве дошкольной организации и родителей ребенка.

Ориентация на семью объясняется многими обстоятельствами: ухудшение демографической ситуации в стране, увеличивается числа детей с нарушениями поведения, усложнение психологического, эмоционального и духовного состояния в современном мире. Предмет образования в современном мире преобразуется, ребёнок начинает занимать главенствующие позиции в нем. Потребности ребёнка растут и формируются в семье. Современный ребёнок становится более развитым, обладающим большей информацией. Поэтому для его духовного, нравственного и художественно-эстетического совершенствования необходимы более высокие культурные и педагогические навыки взрослых.

В связи с вышеизложенным, сегодня необходимы более тесные взаимоотношения между образовательной организацией и семьёй, направленные на повышение педагогической культуры родителей, усовершенствование воспитательного потенциала семьи. Согласно современным исследованиям, более 80% успешного воспитания ребенка зависит от семьи, остальное - от преподавателей и окружающего социума ребенка.

Известные педагоги и исследователи прошлого были твёрдо убеждены в том, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, что бы они правильно воспитывали своего ребенка, педагогам необходимо взаимодействовать с родителями, вовлекать их в свою работу. Это идею подчеркивал и известный А.С. Макаренко. Впервые о важности формирования педагогической культуры родителей в конце XIX века заговорили педагогические деятели России: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев. Благодаря усилиям ученых и практиков Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, С.К. Калиевой, В.К. Котырло, Т.А. Марковой, А.К. Менжановой, О.Н. Урбанской были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей и др. Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей дополнила деловыми играми. Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и другие педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с родителями.

Проблема совместной работы детского сада и семьи довольно разносторонне рассматривалась в работах современных ученых и педагогов, однако, вопросу, относительно сотрудничества, связанного с развитием творческих способностей детей, на сегодня уделено ещё недостаточно внимания. Поэтому проблема совместной работы детского сада и семьи по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей требует дальнейшего изучения.

В совместной работе родителей и педагогов возможно использование следующих методов: теоретические методы анализа психолого-педагогической научной литературы; изучение педагогического опыта; обобщения; сравнения; эмпирические: диагностические методы (опрос, беседа, наблюдение, анкетирование).

Взаимодействие, по мнению многих исследователей, представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от благорасположения людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие происходит в условиях открытости обеих сторон, и при этом не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения [1, с. 82]. Следовательно, взаимодействие педагогов с родителями должно строиться на основе сотрудничества. Сотрудничество рассматривается как общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничать нужно при взаимодействии с родителями, и никак не иначе.

Взаимодействие, как основа педагогического процесса, имеет чрезвычайно важное значение в социальной коммуникации. Хорошо организованная процедура педагогического общения обеспечивает психологический контакт, который должен появиться между педагогом, детьми и родителями. Вовлечение родителей в совместную работу, способствующую обучению и воспитанию детей, процесс достаточно трудоёмкий, особенно если собственный опыт родителей в детском саду не является положительным. Тем не менее, современные родители все больше оказываются вовлеченными в работу с детьми, в сравнении с тем, что нам демонстрировал предшествующий опыт. Задача педагога обеспечить наивысший процент родительской вовлечённости. Важно донести родителям, информацию о пользе от обучения в раннем детстве. Родители должны осознавать, как они могут поддержать и преумножить то, что их дети усваивают в течение дня. Родителям следует рассказать о том, что некоторые из наиболее важных познавательных процессов ребенка происходят в дошкольном возрасте. Активно участвуя в дошкольном образовании, родители могут помочь ребенку, оказать всю необходимую поддержку для раскрытия полного его потенциала в дальнейшем. Участие родителей помогает расширить обучение за пределы комнаты, создает более позитивный опыт для детей и помогает им лучше и легче обучаться.

Родителей детей, которые сегодня посещают дошкольные организации, можно условно разделить на три группы:

Первая группа - это родители, которые очень заняты на работе, для которых детский сад просто необходим. Тем не менее, они ожидают от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, обучения, воспитания и организации интересного досуга. Вряд ли эта родительская группа сможет активно участвовать в консультациях, семинарах и профессиональной подготовке. Но при правильной организации взаимодействия они будут рады выполнять семейную работу со своим ребенком, участвуя в конкурсах, выставках, и в удобное для них время - участвовать в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа - родители с комфортным рабочим графиком, свободными и активно помогающими бабушками и дедушками. Дети из этих семей могут и не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения с детьми, игр со сверстниками, развития и воспитания. В такой ситуации роль воспитателей заключается в том, чтобы не дать этой родительской группе оставаться в положении пассивного наблюдателя, следует инициировать их к участию в работе детского сада.

Третья группа - семьи с неработающими матерями. Эти родители также ожидают от детского сада интересного общения со сверстниками, воспитания ребёнка в коллективе, соблюдения правильного распорядка дня, обучения и развития. Роль педагога состоит в том, чтобы увидеть энергичных матерей в этой родительской группе, также помочь им стать членами родительских комитетов и активными помощниками педагогов. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.д.

Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста будет результативной, если:

– созданы достаточные педагогические условия для развития творческих навыков у детей старшего дошкольного возраста;

– активно используется формы сотрудничества педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста;

– разработано и используется содержание совместной комплексной работы по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста

– для более эффективной совместной работы воспитанию и развитию детей для родителей и педагогов разработаны методические рекомендации.

Содержание совместной работы с родителями может быть реализовано в различных формах. Главное - передать знания родителям. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов и родителей дошкольников.

К традиционным формам совместной работы можно отнести коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (интервью, консультации, домашние визиты), а также визуальные и информационные (выставки, стенды, экраны, папки, файлы) формы.

Среди нетрадиционных форм организации общения педагогов и родителей можно выделить следующие:

1) информация и аналитика: включает в себя идентификацию интересов, потребностей, требований родителей, уровень их педагогической грамотности; осуществляется с помощью специальных опросов;

2) познание: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников; формирование практических родительских навыков у родителей; проведение семинаров - практикумов, педагогических гостиных, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей;

3) наглядная информация: ознакомление родителей с работой ДОО, особенностями воспитания детей: информационные проекты для родителей, организация дней открытых дверей (недель), открытых просмотров занятий и других детских мероприятий, издание собственных газет;

4) совместный досуг: установление эмоционального контакта между воспитателями и детьми; совместный досуг, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Проанализировав актуальность организации взаимодействия образовательных учреждений и семьи, очевидно, что в ее основании лежит понимание двух аспектов:

1) «Законом об образовании в Российской Федерации» закреплен факт того, что родители являются главными воспитателями своих детей

2) Детский сад является первым социальным институтом, который сотрудничает с семьей и содействует, согласно требованиям ФГОС ДО, воспитанию и развитию детей, а также психолого-педагогической компетенции родителей воспитанников [6, с.75].

Обеспечение взаимодействия дошкольной организации и родителей должно быть направлено на разрешение следующих проблем: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, компенсация недостающих воспитательно-образовательных условий в семье в силу современных социальных и экономических коллизий, полноценная социализация ребенка-дошкольника, преодоление кризиса доверия между родителями и образовательной организацией, построение действенного сотрудничества и партнерства в вопросах образования детей и формирование интереса к познанию [4, с. 70]. В Российской педагогической энциклопедии педагогическое взаимодействие трактуется как процесс, происходящий между обучаемым и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности [2, с. 147].

Анализируя проблемы дошкольного воспитания, учёные и педагоги обнаружили, что на них больше всего влияют члены семьи. Поэтому улучшение качества дошкольного образования зависит, прежде всего, от координации совместной работы семьи и ДОО. Работа педагогов с семьей должна быть основана на системном подходе, который позволит изменить взгляды и взаимодействие в семье при воспитании ребенка.

Сотрудничество с семьей в воспитании здорового ребенка в дошкольном образовании основано на следующих основных положениях, определяющих его содержание, организацию и методологию. Прежде всего, ведется работа по обеспечению того, чтобы педагоги и родители приняли цели и задачи по воспитанию и развитию здорового ребенка. Семья знакомится с содержанием, методами и приемами работы в детских садах по всем аспектам здоровья, а учителя постоянно используют лучший опыт семейного воспитания. Последовательность и последовательность работы важны; Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета воспитателя в семье и родителях детского сада.

Изученный опыт работы в детских садах показывает, что не все родители погружены в проблемы воспитания, развития и улучшения здоровья своего ребенка на должном уровне. Здесь в работу должны включаются педагоги и их умение работать с родителями.

Педагог в условиях жизни в современном обществе должен понимать проблемы взаимодействия: «Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия?» «Что происходит сегодня между детским садом и родителями?» Принятие и решение проблем одним только дошкольным учреждением не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением является сближение интересов педагогов, детей и их родителей.

Современная семья нуждается в большей помощи, чем когда-либо прежде (медицинская, педагогическая, социальная). Участие педагога в развитии адекватного опыта родителей с семейным воспитанием - это гибкая психологическая поддержка родителей, которую педагог развил с личным осознанием своих прав. Поэтому работа педагога с родителями должна менять мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и сложностей. Педагоги и родители должны быть осведомлены в задачах воспитания и развития детей своевременно и одновременно. Педагогам и родителям необходимо объединить усилия и обеспечить ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь дома и в детском саду. Это позволит развить у ребенка базовые навыки, умение общаться со сверстниками и обеспечить успешную социализацию в обществе.

Современные родители достаточно грамотны, чтобы иметь доступ к педагогической информации, но они часто используют случайную литературу, бессистемные источники информации, и поэтому знания родителей хаотичны. Положительный результат, может быть, достигнут только путем объединения семьи и детских садов в одно образовательное пространство, что означает взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного образования и родителями в течение всего дошкольного возраста ребенка. И это возможно в соответствии с характеристиками каждой конкретной семьи. Педагог, который работает с детьми, должен учитывать индивидуальность каждой семьи, давать родителям тактичные советы и обучать их; привлекать их к участию в мероприятиях детского сада; добиться взаимопонимания, единственного направления педагогического влияния, направленного на подготовку ребенка к школе. Готовность к школе, по мнению современных ученых, - это целостное образование, которое обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией [3, С. 299].

В различных формах общения с родителями своих обучающихся педагог определяет, какая помощь нужна семьям, даем рекомендации и советы, определяет подходящего специалиста в работе с ними. Тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодействие по всем аспектам подготовки детей к школе должно стать наилучшей возможностью для ребенка в развитии его творческих способностей, познавательных интересов и особенностей личностного роста. Педагог должен полагаться на помощь семьи в своей работе, а родители должны координировать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребенка к школе, что возможно только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Таким образом, педагог должен убеждать и заинтересовывать родителей в том, что их участие в педагогической деятельности, их заинтересованность в образовательном процессе важны, не потому что это нужно педагогу, а потому, что это необходимо для развития собственного ребенка. Поэтому очевидно, что существующая система работы в этом направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей и тем самым способствует повышению качества образовательного процесса.

Список использованных источников:

1. Белоногова Г.Е., Хитрова Л.А. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г.Е.Белоногова, Л.А.Хитрова // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. с. 82 - 92

2. Свирская Л.А. Шпаргалки для родителей [Текст] / Л. А. Свирская // Детский сад со всех сторон. 2002. № 3. с.147-149.

3. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Магнитогорск, 2015. 329 с.

4. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст] / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. 2007. № 7. с. 70-72.

5. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В., Сунагатуллина И.И., Кувшинова И.А. Идеи развивающего обучения в системе современного дошкольного образования: историко-педагогический аспект // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 10. С. 234-238.

6. Якиманская И.С. Готовность родителей к сотрудничеству с образовательными учреждениями в условиях внедрения ФГОС [Текст] / И.С. Якиманская // Инновации в науке. 2012. № 13. с. 75-87.

Просмотров работы: 3