Аннотация. Статья посвящена системе Монтессори и ее роли на сегодняшний день.
Ключевые слова:система Монтессори, методика, принципы методики, зоны развития определенных качеств.
Мария Монтессори (1870-1952) - педагог и врач, совершившая переворот в воспитании детей: она разработала и применила методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям. Авторская методика впервые была применена в начале XX века в Италии.
Система Монтессори востребована и по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей. Она применяется в детских садах, центрах раннего развития, а также в домашних условиях. Педагогические принципы удивительным образом сочетают в себе свободу и дисциплину, занимательную игру и серьёзную работу.
М. Монтессори разработала определенную возрастную периодизацию:
0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;
3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;
6-9 лет: освоение абстрактных действий;
9-12 лет: завершение первого, начального концерна школы;
12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.
В основу принципов системы Монтессори входит воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Основным моментом будет «чего хочет ребёнок». Роль педагога не ограничивается обучением и воспитанием, что он должен направлять самостоятельную деятельность детей. Она всегда использовала термин «руководительница», а не «учитель».
Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) - внимательно изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
Гуманизм - полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.
Развивающая среда - это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет. Вся необходимая мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.
Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал - дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.
Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки.
Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел.
Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.
Зона естественно-научного («космического») воспитания
Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов
Среда в группе имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Весь материал расположен на открытых полках, на уровне не выше 1 м от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре.
В методике категорически запрещается:
- Сравнивать детей друг с другом.
- Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
- Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.
Как и у любой системы, у методики Монтессори есть свои преимущества и недостатки. При выборе этой методики следует изучить эти нюансы.
Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори - то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
Недостатки методики
Система направлена только на интеллектуальное и практическое развитие.
Методика не предусматривает необходимые для полноценного развития подвижные и ролевые игры.
В системе отсутствуют творческие задания, развивающие воображение и абстрактное мышление.
Постоянное следование системе способствует тому, что в школе детям тяжело привыкнуть к строгой дисциплине.
К тому же система охватывает возрастную группу от 3 до 6 лет, для детей младше или старше может потребоваться дополнительный подбор приёмов и способов обучения.
Метод Монтессори - это интересная и полезная система для малышей, родители которых действительно готовы дать им простор для самостоятельности и поддерживать ее даже вне стен группы. Она развивает свободную личность, которая учится сама решать, выбирать, учиться и заниматься.
Главный принцип педагогической системы Марии Монтессори - это предоставление ребенку свободы.
В настоящее время методика Монтессори востребована, и многие образовательные учреждения практикуют ее, но не в первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.
Список использованных источников и литературы:
1. Брыжинская Г. В. Педагогика Марии Монтессори // Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 371–381
2. Дидактический круг в Монтессори – классе [Электронный ресурс]. URLhttp://www.pandia.ru/text/77/455/33976.php
3. Монтессори М. Дети — другие. — М.: ИД «Карапуз», 2004.
4. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому. - М. 2000
5. Мария Монтессори «Метод научной педагогики, открытие ребенка» Перевод с нидерландского избранных глав книги DE Methode De Ontdekkinq van het Kind.
6. О педагогической системе Марии Монтессори // www.babihelp.kiev.ua
7. Система М. Монтессори: теория и практика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / М.Г. Сорокова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
8.Сумнительный К.Е. Проблемы и пути адаптации педагогической системы М. Монтессори на фоне интеграции России постперестроечного периода в европейское пространство// Известия Волгоградского государственного университета. 2006 №1
9. Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. - М.: Эксмо, 2012. - 208 c.
10. Школа Монтессори // www.museum.edy.ru