Система Марии Монтессори - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Система Марии Монтессори

Шафигулина Д.Р. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена системе Монтессори и ее роли на сегодняшний день.

Ключевые слова:система Монтессори, методика, принципы методики, зоны развития определенных качеств.

Мария Монтессори (1870-1952) - педагог и врач, совершившая переворот в воспитании детей: она разработала и применила методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям. Авторская методика впервые была применена в начале XX века в Италии.

Система Монтессори востребована и по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей. Она применяется в детских садах, центрах раннего развития, а также в домашних условиях. Педагогические принципы удивительным образом сочетают в себе свободу и дисциплину, занимательную игру и серьёзную работу.

М. Монтессори разработала определенную возрастную периодизацию:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концерна школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

В основу принципов системы Монтессори входит воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Основным моментом будет «чего хочет ребёнок». Роль педагога не ограничивается обучением и воспитанием, что он должен направлять самостоятельную деятельность детей. Она всегда использовала термин «руководительница», а не «учитель».

Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) - внимательно изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.

Гуманизм - полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.

Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.

Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.

Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Развивающая среда - это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет. Вся необходимая мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал - дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки.

Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел.

Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Зона естественно-научного («космического») воспитания

Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов

Среда в группе имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Весь материал расположен на открытых полках, на уровне не выше 1 м от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре.

В методике категорически запрещается:

- Сравнивать детей друг с другом.

- Применять соревновательный метод в процессе воспитания.

- Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Как и у любой системы, у методики Монтессори есть свои преимущества и недостатки. При выборе этой методики следует изучить эти нюансы.

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори - то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.

Недостатки методики

Система направлена только на интеллектуальное и практическое развитие.

Методика не предусматривает необходимые для полноценного развития подвижные и ролевые игры.

В системе отсутствуют творческие задания, развивающие воображение и абстрактное мышление.

Постоянное следование системе способствует тому, что в школе детям тяжело привыкнуть к строгой дисциплине.

К тому же система охватывает возрастную группу от 3 до 6 лет, для детей младше или старше может потребоваться дополнительный подбор приёмов и способов обучения.

Метод Монтессори - это интересная и полезная система для малышей, родители которых действительно готовы дать им простор для самостоятельности и поддерживать ее даже вне стен группы. Она развивает свободную личность, которая учится сама решать, выбирать, учиться и заниматься.

Главный принцип педагогической системы Марии Монтессори - это предоставление ребенку свободы.

В настоящее время методика Монтессори востребована, и многие образовательные учреждения практикуют ее, но не в первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Список использованных источников и литературы:

1. Брыжинская Г. В. Педагогика Марии Монтессори // Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 371–381

2. Дидактический круг в Монтессори – классе [Электронный ресурс]. URLhttp://www.pandia.ru/text/77/455/33976.php

3. Монтессори М. Дети — другие. — М.: ИД «Карапуз», 2004.

4. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому. - М. 2000

5. Мария Монтессори «Метод научной педагогики, открытие ребенка» Перевод с нидерландского избранных глав книги DE Methode De Ontdekkinq van het Kind.

6. О педагогической системе Марии Монтессори // www.babihelp.kiev.ua

7. Система М. Монтессори: теория и практика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / М.Г. Сорокова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.

8.Сумнительный К.Е. Проблемы и пути адаптации педагогической системы М. Монтессори на фоне интеграции России постперестроечного периода в европейское пространство// Известия Волгоградского государственного университета. 2006 №1

9. Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. - М.: Эксмо, 2012. - 208 c.

10. Школа Монтессори // www.museum.edy.ru

Просмотров работы: 26