ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Анциферова В.О. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в данной работе исследуется понятие здоровья и здоровье сберегающих технологий у студенческой молодежи, так же был проведен, опрос для определения насколько студенческая молодёжь готова вести здоровый образ жизни

Ключевые слова: здоровье, студенческая молодёжь, здоровье сберегающие технологии.

Цель данной работы рассмотреть здоровье сберегающие технологии у студенческой молодёжи на занятиях и провести анализ здоровья студентов, т.к.в отношении здоровья во всех странах студенты входят в группу завышенного риска. Поводом для этого является возражения меж необходимостью улучшить деятельность вуза с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности.

Проблема состояния здоровья студенческой молодёжи очень актуальна на сегодняшний день. Подростки, поступая в вузы, имеют большой набор заболеваний. Большинство студентов выделили зависимость состояния собственного здоровья от образа жизни, который они ведут.

Актуальность данной проблемы определяется, в первую очередь, ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья студентов. Это явление ассоциируется с низким экономическим уровнем жизни большинства студентов, условиями учебной деятельности, низкой активностью по отношению к собственному здоровью. Во многом это обусловлено тем, что существующая система образования не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как одна из ценностей собственной деятельности, в итоге это ведет к ухудшению у всех участников образовательного процесса. Сегодня является то, насколько значима физическая культура как дисциплина, раскрывающая важнейшие аспекты здоровье сбережения для студенческой молодежи, развивающейся в интенсивно меняющемся современном пространстве. Но формирование основ здоровье сбережения в физическом воспитании студента в процессе профессионального образования проявляется не только в показателях физического состояния и объеме теоретических знаний в области физической культуры, но и в значимости современного студента к ценностям физической культуры. [2]

Изучая литературу можно увидеть ,что здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Так, главным фактором здоровья выступает поведение, направленное на его сбережение, укрепление, улучшение, ведение здорового образа жизни. Как известно, проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности. В Законе РФ «Об образовании» провозглашены в качестве приоритетных вопросы охраны, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностных ориентаций на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни. [7]

Так же, авторы отмечают, что среди причин безответственного отношения к своему здоровью у студентов можно выделить незнание особенностей своего развития; несоблюдение навыков здорового образа жизни; отсутствие систематического, целенаправленного семейного и школьного воспитания в этом направлении. Тревогу вызывает не сформированность у молодых людей мотивации на долгую, здоровую жизнь. Отсутствуют знания, привычки, способные активно противостоять разрушающему поведению, приводящему к потере здоровья. И конечно, студенты младших курсов не имеют в своем распоряжении необходимых, важных знаний о сбережении здоровья на долгие годы, нет навыков ведения здорового образа жизни, они не способны оценить влияние окружающих факторов на здоровье человека. Своеобразие современных условий жизни, потребительское отношение к собственному здоровью нынешнего поколения, затрудняют создание такой обстановки, при которой ухудшение здоровья или его потеря воспринимались как дело, касающееся каждого участника образовательного процесса.

Рассмотрим понятие здоровье-сберегающие технологии , под ним следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье данной группы лиц. Поэтому, ряд высших учебных заведений при выборе методов формирования здорового образа жизни в студенческой среде на уровне личности исходят из концепции отношения здоровья. Главными видами здоровье- сберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья молодежи в вузах, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. [1]

Сегодня физическое воспитание прямо охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Поэтому, для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

- гигиенические факторы;

- оздоровительные силы природы;

- средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления это создание на занятиях физической культуры гигиенического режима. Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на занятиях. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т. д. Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на занятиях физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества образования студентов является использование преподавателем физической культуры современных образовательных технологий. Так, среди здоровье- сберегающих технологий  можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии пилатеса, гимнастика дыхания и йога. [5]

В настоящее время увеличилось число исследований, у которых посвящено изучение здоровьесберегающей деятельности и отношение студенческой молодёжи к здоровому образу жизни. Теоретической и методологической основой данного исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, федеральные и региональные законы, а также электронные ресурсы. Описывая сущность здорового образа жизни, модернизацию содержания образования говорили В.Ф. Базарный, Г.К. Зайцев, И.Ю. Шилов, об оптимизации двигательной активности учащихся ,отмечали в своих работах В.А. Бароненко, Л.И. Лубышева, И.В. Пляскина, Н.Х. Хакунов, а также об валеологическом обеспечении учебно-воспитательной деятельности – И.И. Брехман, В.И. Дубровский, А.Г. Зайцев, В.В. Колбанов, З.И. Тюмасева. Зарипова, Н.К. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Л.А. Тараканова. С.Т. Чесебиева, Н.В. Чирвина, Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, Я.С. Вайнбаум выделяют физическую культуру как фактор утверждения здорового образа жизни студентов.

Так, Н. В. Лядов утверждает, что задачи, которые ставятся в качестве основных, способствующих сохранению здоровья школьников, носят универсальный характер и могут быть применены ко всем категориям населения, в том числе и студенческой молодёжи. [6]

И еще, сам В.А. Сухомлинский утверждал, в свое время, что забота о здоровье человека – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. [4]

Таким образом, при изучении научной литературы, можно прийти к выводу, что все современные технологии не учитывают уровень здоровья, а также возможности студенческой молодёжи. Ведь по мнению многих исследователей здоровье человека зависит от медиков, врачей. Для того, чтобы решить проблему сохранения здоровья учащихся в высших образовательных учреждениях, все учебные заведения ограничиваются рамками физического развития.

В ходе работы было проведено анкетирование, для определения насколько студенческая молодёжь готова вести здоровый образ жизни . Было опрошено 50 студентов, все студенты являются студентами Иркутского Государственного Университета Путей Сообщений. В данной работе приняли участие 23 девушки и 27 юношей. Все опрошенные студенты являются студентами разных факультетов и специальностей. Для того, чтобы выявить саму готовность студентов вести здоровый образ жизни и на основе этих данных провести анализ эффективности здоровье сберегающих технологий на занятии, необходимо оценить насколько часто студенческая молодёжь занимается физ. упражнениями и выраженность их вредных привычек, а также оценить насколько часто болеет студенческая молодёжь. На вопрос, где нужно было оценить насколько часто вы занимаетесь физическими упражнениями 55% опрошенных ответили что занимаются всего лишь 1-2 раза в неделю, а 25% занимаются 3 и более раз в неделю, а также 20% опрошенных не занимаются вообще физическими упражнениями.

Ответы на вопрос, о степени выраженности вредных привычек разделился на два лагеря, т.к. у 55% студенческой молодёжи присутствуют вредные привычки, а остальные 45% полностью поддерживают здоровый образ жизни.

На следующий вопрос, как часто болеет студенческая молодёжь, и есть ли у них хронические заболевания. Он показал, что 40% опрошенных, болеют всего лишь 1 раз в год, такое же количество болеет 2-3 раза в год, и только 20% болеют более 3-х раза в год. Но также отличный процент показал вопрос есть ли хронические заболевания у студенческой молодёжи, ведь только у 10% студентов присутствуют в жизни хронические заболевания. Таким образом, студенческая молодежь пока не осознает необходимости придерживаться здорового образа жизни. Так это это связано с их возрастом, когда здоровье еще не доставляет особых хлопот и заботиться о нем еще не время.

Посредством следующего вопроса предполагалось определить, какое же место в системе жизненных ценностей молодежи занимает здоровье. Студентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале ценности, которые способствуют достижению жизненного успеха. Это: семья, деньги, престижная работа, здоровье и отличная учёба. Самые высокие средние значения получили семья и здоровье. Это означает, что чаще всего именно в этих категориях встречались самые высокие баллы «5» и «4». На первом месте по значимости «семья»: здесь «5» баллов поставили 40% опрошенных, а «4» – 24%. Более низкие оценки получили престижная работа, деньги и отличная учёба. Это говорит о том, что самую низкий балл «1» – 6% получила категория «деньги», «2» балла - 12% получила категория «отличная учёба», а категория «престижная работа» при выставлении баллов, получила большое количество баллов «3»- 18%. Этот факт говорит, что для студенческой молодёжи проблема семьи очень важна для молодежи. Что касается здоровья, то оно занимает второе место (по значимости).

Результаты проведённого анкетирования показали, что большинство студенческой молодёжи имеют желание развиваться не только физически, но и духовно. Ведь все выявленные причины со здоровьем указывают на причину несформированности «картины» ведения здорового образа жизни, но и из-за отсутствия сформированной картины на занятиях студенческой молодёжи здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, здоровье как ценность, занимает не последнее место в важности ценностях, т.е. можно говорить о том, что здоровье, будучи характеристикой личности, способствует достижению многих целей и удовлетворению потребностей человека, а ценность его становится все более востребование.  У студентов университета в процессе образовательной деятельности удерживается желание сохранить и укрепить собственное здоровье, повысить уровень своего физического развития. Но для этого необходимо повышение теоретических знаний в области физической культуры студентов. Тем самым, использование здоровье сберегающих технологий на занятиях по физической культуре определяется положительным воздействием в воспитании студентов и выражается в развитии у студентов жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности. Данные направления помогают обеспечить студенту высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Здоровый образ жизни студента, хорошее физическое, нравственное и психическое его здоровье как будущего профессионального специалиста должно быть важнейшим слагаемым воспитания здорового потенциала нации. [3] Анализ анкетирования показал, что здоровье сберегающие технологии на занятиях у студенческой молодёжи играют мало значимую роль. Ведь многогранность знаний студенческой молодёжи о здоровье, не достаточны, а также не систематизированные для получение конкретной цели. Потому что, имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности для их пополнения. Поэтому, для развития здоровьесберегающих технологий на занятии нужно больше опираться на йогу, дыхательную гимнастику и пилатес. Для развития группы мышц и дыхания. А также, для формирования правильного понимания отношения к своему к здоровью.

Список литературы:

Бауэр В.Г. «Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России» //Теория и практика физ. культуры, 2001 г - №1.

Гаврилов, Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях / Д.Н. Гаврилов, В.И. Григорьев, А. Г. Комков // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 3. - С. 27-30

Горелов, А.А. Исследование отношения студентов к ценностям физической культуры / А.А. Горелов, С. В. Скляров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2008. - № 10 (44). - С. 28-32.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям . –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2014.

Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 // Доступ СПС «КонсультантПлюс». - 2012.

 

Просмотров работы: 122