ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шишова К.Ф. 1, Сунгурова А.В. 1
1Северный Арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлена информация о применении комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста.

В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна [1].

Среди функциональных отклонений, выявляемых у детей младшего школьного возраста, наибольший удельный вес составляют патологические состояния со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности, нарушение осанки и уплощение стоп. Детская стопа в сравнении со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена; пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Мышцы, которые играют важную роль в укреплении свода стопы, относительно слабо развиты. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. В то же время длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов [2].

Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.

Если подошва плоская, то роль амортизатора она играть не может, нагрузка будет распределяться между тазобедренным суставом и позвоночником. В этом и состоит основная опасность плоскостопия. У человека с подобным дефектом неверно формируется осанка, искривляются кости, болят ноги при малейшей активности. В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.

Мы рекомендуем начинать проводить зарядку по профилактике плоскостопия у детей с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба.

Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:

На носочках — 1–2 минуты. Руки на поясе, голову не опускать к груди.

На носочках по счету и поднимать высоко колени — 1–2 минуты. Ритм не делайте слишком быстрым: раз – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. Ускорить темп выполнения задания можно на последних 10–15 секундах.

Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.

На внутренних частях стопы — 1 минута.

На внешней части стопы — 1–2 минуты [3].

Важным условием при выполнении упражнений при плоскостопии у детей является то, что дети выполняют комплексы босиком.

Упражнения для коррекции плоскостопия у детей различаются по сложности. При выборе заданий ориентируйтесь на возраст и физическую подготовленность.

Младшим школьникам 7–10 лет необходимо включать в комплекс гимнастических упражнений больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками.

Профилактический комплекс варьируйте по сложности и продолжительности:

Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.

Ребенок сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.

Положите под подошвы гимнастическую палку. Ребенок катает ее назад-вперед, прижимает к полу. Так же можно использовать мячи.

Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.

Подготовьте ровную доску, положите ее под наклоном на пол. Ребенку нужно ходить по ней на носках.

Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.

Лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.

В качестве массажа ступней 2–3 раза в неделю используйте ходьбу по ортопедическим коврикам с различной текстурой.

Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии, выполняемые в исходном положении, лежа на спине [4]:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Упражнения, выполняемые в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием

стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. Сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

8. В упоре сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Упражнения, выполняемые в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

7. То же, но, стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в исходное положение.

8. Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в исходное положение.

9. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

Мы считаем, что создание в младшем школьном возрасте полноценной коррекционно-оздоровительной среды, включающей физкультурные занятия с использованием специального инвентаря и оборудования, массаж и физиотерапевтические процедуры, способствует укреплению мышц стопы и голени и оказывает положительное влияние на формирование сводов стопы. Исправлять плоскостопие всегда сложнее, чем предупредить, поэтому при организации и проведении комплексов гимнастических упражнений с детьми мы рекомендуем использовать и упражнения для профилактики плоскостопия.

Мы предлагаем регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для того, чтобы приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Литература

Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л.В.Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007.

ЛФК при плоскостопии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://razvitievospitanie.ru/zdorovie/uprazhneniya_pri_ploskostopii_u_detej.html, (Дата обращения: 08.11.2020).

Профилактика плоскостопия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://healthage.ru/polezno-znat/profilaktika-ploskostopiya-u-detej-shkolnogo-vozrasta-kompleks-mer/, (Дата обращения: 08.11.2020).

Упражнения при плоскостопии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/lfk-pri-ploskostopii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-2415836.html, (Дата обращения: 08.11.2020).

Просмотров работы: 15