Презентация как речевой жанр - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Презентация как речевой жанр

Емельянова Д.С. 1
1Димитровградский инженерно-технологический институт (филиал) "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С развитием информационных технологий и их внедрением в различные сферы общества способы подачи информации значительно изменились. Теперь онлайн-конференции, презентации с видео- и фото- слайдами проводятся во всех школах, вузах, организациях, обслуживают официальные и достаточно важные области человеческих взаимоотношений по всему миру. Но как показывает практика, чтобы слушатель лучше и правильно воспринял нужную информацию, важно четко и ясно донести её именно в своей речи. В этом и заключается актуальность данной темы. Основанная цель – изучить презентацию как вид речевого жанра. Объект исследования – речевой жанр. Предмет исследования – презентация как речевой жанр. В написании данной работы были использованы теоретические методы, такие, как классификация предмета исследования и изучение, и анализ литературы. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: 1) раскрыть понятие речевых жанров; 2) дать характеристику презентации как речевого жанра; 3) определить виды и специфику проведения презентаций; 4) определить принципы построения презентационной (публичной) речи.

Чтобы разобраться в речевых жанрах и их классификации мы изучили работы таких ученных, как М.М. Бахтина [2], Е.А. Земской [4] и Т.В. Шмелевой [3]. Пришли к выводу о том, что речевой жанр определяют как типовые способы составления речи, связанные с определенными обстановками и предназначенные для передачи определенного содержания. Точной классификации речевых жанров нет, их можно рассматривать по разным аспектам таким, как: 1) по способу подачи информации (устная/ письменная); 2) количество участников (диалог/ полилог/ рассказ); 3) по коммуникативной цели; и др.

Так презентация это общественное представление кого-либо нового, недавно созданного, например книги, телепрограммы, фирмы, организации. Презентация как вид речевого жанра является важной частью деловой культуры общения и способом донесения нужной информации до целевой аудитории.

Для определения видов и специфики проведения презентации были рассмотрены труды Л. Арредондо [7], Э. Джейя [8], Л.Г. Павловой и Л.А. Введенской [9], С.Б. Ребрика [6]. В основном классификация презентаций пересекается с видами речевых жанров: 1) по способу предоставления информации (устная/ письменная/ с мультимедиа и без); 2) по размеру аудитории (публичная/ камерные/ приватные); 3) по цели (познавательно-информационные; убеждающие; эмоциональные; мотивирующие); и др.

Так как презентация является разновидностью публичной речи, то она основывается на определённых принципах. К ним относятся:

1)Принцип краткости. Как правило, презентационная речь должна идти около 10 - 15-минут. Но и объём выступления должен быть достаточным для раскрытия основной темы выступления.

2)Принцип последовательности. Все части выступления должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3)Принцип целенаправленности. Выступление должно быть подчинено ясной логике. Т.е. должно прозвучать основное положение (тезис) и приведены доказательства (аргументы).

4)Принцип усиления. Речевое воздействие должно усиливаться от начала к концу выступления.

5)Принцип результативности. Выступление должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию или рекомендации.

Как видим, презентация служит для представления в наиболее выгодном свете своих позиций (товаров, рекламная компания, бизнес проектов, программа развития отрасли предприятия) с целью заинтересовать потенциальных партнеров и потребителей. Также важным является степень подготовленность презентатора или выступающего, который проводит презентацию, т.к. хорошо и грамотно подготовленная презентация качественного товара или талантливо написанной книги может испортить неподготовленный презентатор. Конечная цель презентации – заинтересовать целевую аудиторию потенциальных партнеров приобретателей избирателей и убедить их приобрести товар, услугу, одобрить передоложенные проекты или внедрение новых методов, принять законодательные акты.

Таким образом, способность правильно структурировать и вести презентацию, грамотно подать информацию может стать значительным конкурентным преимуществом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Текст] / [Л. М. Алексеева и др.] ; под ред. М. Н. Кожиной. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта : Наука, 2011. – 694 с.

Проблема речевых жанров. Собрание сочинений. Т. 5 : Работы 1940-х начала 1960-х годов / М.М. Бахтин. - Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста. – М. : Языки русской культуры, 1996. – c. 159.

Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. – № 1. – С. 212.

Разновидности городской устной речи : Сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Отв. ред. Д. Н. Шмелев, Е. А. Земская. – М. : Наука, 1988. - 259 с.

Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. – М. : Наука, 2008. – 224 с.

Ребрик, С.Б. Бизнес-презентация и переговоры: подготовка и проведение: 200 рекомендаций. – М. : Эксмо, 2010. – 240 с.

Арредондо, Лэни. Искусство деловой презентации / Л. Арредондо; Пер. с англ. В. Звонарева, А. Виноградовой. – Челябинск : Урал, 1998. – 519 с.

Джей, Энтони. Эффективная презентация / Джей Энтони ; Пер. с англ. Т. Сиваковой. - Минск : Амалфея, 1997. – 207 с.

Введенская, Л.А. Риторика и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 12-е, стер. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 537 с.

Просмотров работы: 699