ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кирина К.Г. 1, Щемелёв Е.М. 1, Сунгурова А.В. 1
1Северный Арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья предоставляет информацию применении дыхательной гимнастики для детей младшего школьного возраста. Научно доказано, что именно в младшем школьном возрасте в большей степени важно применять дыхательную гимнастику при различных занятиях с детьми. Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет.

В младшем школьном возрасте является актуальным укрепление дыхательной системы малышей с помощью упражнений для дыхания, так как именно они очень сильно подвержены простудным заболеваниям, бронхитам и т.д. Так же малыши в этом возрасте учатся произносить звуки, слова, предложения, а для этого они должны в достаточном количестве обладать запасом воздуха в легких. При нормальном поступлении кислорода в организм у ребенка не возникает кислородного голодания. При регулярном применении дыхательной гимнастики во время занятия физической культурой у ребенка формируется привычка к правильному и ритмичному дыханию, развивается дыхательная мускулатура.

Именно в младшем школьном возрасте дыхательная гимнастика построена по игровому методу и включает в себя произношение каких-либо звуков, что позволяет решить еще одну задачу – улучшение речи малыша.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы [1].

Цель исследования: найти наиболее подходящие и эффективные методики дыхательной гимнастики для детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2) определить подходящие методики дыхательной гимнастики.

В литературных источниках мы нашли одни из самых известных и действенных комплексов дыхательных упражнений:

1) гимнастика по А. Н. Стрельниковой;

2) гимнастика по К. П. Бутейко.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме [4]. По данным исследований и из опыта практического применения гимнастики можно сделать следующие выводы о пользе упражнений: повышается тонус организма, активизируется иммунитет, ускоряются обменные процессы, исправляется осанка, восстанавливается носовое дыхание, укрепляются мышцы грудной клетки, легче корректируются речевые нарушения [5].

При выполнении упражнения «Насос» дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох. На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем мышцы груди. Отдыхаем 3–5 секунд. Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).

Упражнение «Погончики». Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела. После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.

При выполнении упражнения «Ладошки» школьники стоят в исходном положении - основная стойка, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох. Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).

В упражнении «Кошечка» ребенок принимает стойку ноги врозь, руки сгибает в локтях и прижимает к телу. Важно сжать бока, чтобы они не раздувались при вдохе. Следите за прямотой спины. На вдохе приседаем не до конца, чуть разворачиваем тело вбок, выбрасываем руки вперед, как будто что-то хватаем. На выдохе встаем. Повороты чередуем.

При выполнении упражнения «Обними плечи» дети держат руки на плечах, локти параллельно полу, в стороне. На вдохе руки обнимают плечи, сжимая грудь с максимальной силой. На выдохе возвращаемся в начальное положение. Глаза должны смотреть вперед, голова – не изменять положения.

В упражнении «Ушки» школьники стоят в исходном положении – основная стойка, голова прямо. На вдохе ушки приближаются к плечу поочередно, на выдохе возвращаются назад.

Упражнение «Шаги». Дети стоят прямо. Поднимают одну ногу вверх, согнув в колене, вдыхают, опускают ногу — выдыхают. Ноги нужно чередовать. Руки можно держать на поясе или опустить вниз [2].

Дыхательная гимнастика по К. П. Бутейко.

У детей, в сравнении со взрослыми, полость носа имеет ряд отличительных особенностей. Носовые ходы узкие, а слизистая оболочка носа обильно снабжена мелкими кровеносными сосудами, поэтому у детей часто возникают риниты. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос [4].

Методика выполнения гимнастики К. П. Бутейко:

- вдыхаем в течение пяти секунд, затем, расслабляя грудную клетку выдыхаем 5 секунд. На 5 секунд делаем паузы, повторяем так 10 раз. В этом упражнении в лёгких задействованы верхние отделы.

- применяем полное дыхание: и диафрагмальное, и среднее (грудное). На вдох — 7,5 секунд, начинаем с диафрагмального дыхания, плавно переходя к грудному; на выдох также 7,5 секунд, делаем наоборот: начинаем выдох с верхнего отдела легких, заканчиваем диафрагмальным дыханием. Пятисекундная пауза и повторить 10 раз.

- точечный массаж носа максимально возможное по продолжительности время. Применяя принцип полного дыхания из упражнения 2, дышим сначала правой ноздрей, затем левой. Повторяем также 10 раз.

-осуществляем максимальную вентиляцию легких: вдыхаем по максимуму, затем по максимуму выдыхаем, только делаем это очень быстро, по 2,5 секунды на вдох и выдох.

Выводы:

Из анализа научно-методической литературы мы выяснили, что благодаря использованию различных дыхательных упражнений независимо от методики, можно с успехом выявить их положительное влияние на организм ребенка.

Улучшается работа дыхательной мускулатуры, дренаж легких становится более интенсивным, речь ребенка становится более четкой и выразительной. Выработка иммунитета является одной из главных задач при дыхательной гимнастике. Все эти задачи превосходно выполняются при регулярном применении гимнастики на практике.

Именно в младшем школьном возрасте применение дыхательных упражнений позволяет более эффективно бороться с затрудненным дыханием, с приступами нехватки кислорода и различными заболеваниями дыхательной системы. Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья.

Литература

Дыхательная гимнастика для детей [ Электронный ресурс] / авт. -сост. Е. Пантелеева. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. —224 с.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Текст] / М. Н. Щетинин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Метафора, 2016. - 127 с.

Бутейко К.П, Дыхание по Бутейко от всех болезней / К.П.Бутейко. - М.: АСТ, 2016. - 250 c.

Энциклопедия дыхательной гимнастики / Е. А. Бойко. - Москва : Вече, 2007. - 173, [2] с. : ил.; 25 см. - (Медицина+здоровье).; ISBN 978-5-9533-2437-3 (В пер.)

Орлова Л. М. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; АСТ, Харвест - Москва, 2007. - 144 c.

Просмотров работы: 318