ВВЕДЕНИЕ
Туризм в России — динамично развивающаяся отрасль экономики в России, в которой занято более 500 тысяч человек. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма: за 2017 год Россия приняла 24 390 000 международных гостей (9-е место в Европе). По данным Росстата это количество поездок граждан стран зарубежья с целью туризма на территорию РФ. Доходы России в 2017 году от международного туризма составили 8,945 млрд долларов или 3,4 % от ВВП страны. ЮНВТО отмечает активное восстановление спроса на туристические поездки в Россию (+27 % в 2017 году по отношению к прошлому периоду).
Актуальность темы определяется нестабильным развитием туристического бизнеса в Российской Федерации, его неравномерностью.
Предмет исследования – Прогнозы развития туризма.
Объект исследования – Турим в РФ.
Цель курсовой работы: провести анализ российского туристического рынка, выявить сильные и слабые стороны развития туризма в РФ.
Задачи:
Рассмотреть текущее состояние туризма в РФ;
Выделить территории, имеющие наибольший потенциал для развития туризма в РФ;
Дать прогнозы развития туристического бизнеса в РФ.
ГЛАВА 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РФ
Туризм как мировое явление
Туризм – это термин, появившийся гораздо позднее, чем термин путешествие. В научной литературе можно встретить различные определения туризма. С этимологической точки зрения слово «туризм» происходит от французского tourisme, где корень слова tour означает прогулка, поездка, заканчивающаяся возвращением к месту, от которого начинался путь, т.е. возвращением назад. В русском языке термин «туризм» не имеет корней. Даже Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1902 года издания) не содержит статьи «Туризм», а сам термин «туризм» употребляется лишь в статье об истории конструкции велосипеда и путешествий на нем.
Существующие определения туризма представляют его либо в виде путешествия, либо в виде движения населения, не связанного с переменой места жительства и работы. И хотя некоторые авторы проводят грань между туризмом и путешествиями (например, М.Б. Биржаков), большинство авторов этого не делают. Мы также считаем, что туризм и путешествия это две ипостаси одного того же социально-культурного феномена.1
Исследуя феномен туризма, нельзя не задаться вопросом: зачем вообще люди путешествуют? Многие философы древности в своих сочинениях слово «Путь» писали с прописной буквы, понимая это как избрание человеком пути к истине, добру, совершенству. И идет по этому пути человек не один, а с друзьями, с надежными товарищами. Следовательно, туризм это не просто увлечение или мода, это жизненная потребность большинства нормальных людей. Что привлекает в туризме? Может быть, романтика путешествий? Но романтика – неопределенное понятие, субъективное чувство, психофизическое состояние. Некоторые авторы считают, что путешествия – это бегство от обыденного и возможность неформального общения. А вообще, можно смело утверждать, что это сфера отдыха и развлечений, где человек получает разрядку от напряженных трудовых будней. Каждый участник путешествий чувствует себя открывателем и землепроходцем. Путешествия обогащают человека духовно и физически.
Можно выделить семь наиболее важных граней туризма:
1) оздоровительная. Способствует восстановлению жизненных сил;
2) спортивная. Связана с достижением не каждому доступных результатов;
3) эстетическая. Дает возможность наслаждаться прекрасными видами природы (фауны и флоры);
4) познавательная. С ней связана возможность получения новой информации об окружающем мире;
5) социально-коммуникативная. Является одной из важных составляющих туризма, так как путешествия связаны с массовым общением людей;
6) эмоционально-психологическая. Эта грань туризма дает возможность получать положительные эмоции и отдыхать;
7) творческая. Состоит в том, что путешествия развивают воображение и фантазию, заставляют мыслить нестандартно и самостоятельно.2
В международной классификации все перемещения населения делятся на три категории.
1. Поездки, связанные с работой на новом месте, с профессиональной деятельностью, требующей переезда, объединением с семьей (эта категория в международном масштабе именуется постоянной или сезонной миграцией).
2. Поездки сроком от одних суток до трех месяцев, не связанные с работой.
3. Краткосрочные поездки (приграничные или транзитные) с пребыванием на одном месте менее суток.
Классификация поездок является исходной для определения понятия туристского путешествия. Поездки первой категории к числу туристских отнести нельзя, тогда как поездки второй категории носят туристский характер. Относительно поездок третьей категории нет единого мнения, поскольку в последнее время приграничные поездки связаны не только с работой, но и другими видами деятельности, а транзитные поездки позволяют в то же время ознакомиться с достопримечательностями районов остановок.
Мнение о том, что туристская миграция отличается от других видов перемещения населения постоянным движением, временным пребыванием в определенных местах, отсутствием связи с трудовой деятельностью и заработком, было общепринятым в период между двумя мировыми войнами. В 1937 г. это определение туризма было одобрено Комитетом экспертов Лиги Наций. В нем говорилось, что понятие турист применяется к любому человеку, выезжающему не менее чем на 24 часа в страну, которая не является страной его постоянного места жительства, к лицу, совершающему поездки с познавательной целью, поездки для посещения родственников, для лечения, к лицам, направляющимся на конференции или являющимся дипломатами, административными работниками, спортсменами – участниками соревнований, а также к лицу, путешествующему с торговыми целями или сошедшему на берег во время рейса судна, даже если пребывание этого лица длится менее 24 часов.
Руководствуясь этим определением, туристами не считаются:
– лица, прибывшие специально с целью заработка;
– с намерением постоянно поселиться в данной стране;
– лица, находящиеся и работающие в приграничной зоне;
– транзитные пассажиры, не останавливающиеся в данном городе и районе;
– учащиеся, находящиеся в школах и пансионатах.
Данное определение без изменений было принято в 1950 г. Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).3
В зависимости от места, способа передвижения, цели, времени и других признаков выделяются следующие виды туризма:
1. По месту проведения – внутренний (отечественный) и внешний (международный) туризм.
2. По способу передвижения – активный (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, конный) и пассивный (железнодорожный, воздушный, автотуризм).
3. По целевому назначению – познавательный (ознакомление с историческими, природными и другими достопримечательностями); спортивный (связан с достижением результата и проведением соревнований), лечебный (путешествие с оздоровительными целями); научный (участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д.).
4. В зависимости от возраста – взрослый и детский туризм.
5. По числу участников – индивидуальный и групповой туризм.
6. По способу проведения – самодеятельный и организованный туризм.
7. По характеру проведения – любительский и профессиональный туризм. Разновидностью профессионального туризма является так называемый экстремальный туризм, который сопряжен с большим риском для жизни и путешествия проходят в очень сложных условиях. Примером экстремального туризма могут служить путешествия Тура Хейердала, Федора Конюхова, Дмитрия Шпаро, альпинистов, совершающих восхождения на самые высокие и неприступные вершины мира.
Существуют по крайней мере четыре взгляда на туризм как явление современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить.
Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов.
Среди немногих не согласных с этим взглядом на туризм наиболее распространено мнение, что туризм - это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» туризм подается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов.
Между тем сами туристы твердо уверены, что туризм - это их (туристов) деятельность во время отдыха.
Это значит, что в современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.
Текущее состояние туристической сферы в РФ
Туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует 3,8 процента валового внутреннего продукта страны и 0,7 процента общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира. При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 году составила около 0,9 тыс. долларов США на 1 жителя, что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании.4
Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем платных туристских услуг, реализованных в стране турфирмами, в последние 3 года сохраняется на уровне около 160 млрд. рублей.
Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в развитии российской туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.
Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (54 млн. российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2017 году, против 32 млн. граждан в 2012 году). Места размещения, имеющиеся в регионах, по данным Федеральной службы государственной статистики, заполняются в среднем не более чем на 35 процентов. Средняя численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" составила 1,19 млн. человек в 2017 году против 1,04 млн. человек в 2014 году. По данным Федеральной налоговой службы, более 50 процентов налогов, собранных от коллективных средств размещения и учреждений общественного питания, аккумулируются в столичных центрах - гг. Москве и Санкт-Петербурге.
Туристская активность россиян остается пониженной. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в среднем лишь 45 процентов жителей страны в последние 5 лет отдыхали в регионе, отличном от региона проживания. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего повышения доступности туристских продуктов для жителей страны и стимулирования мотивации к совершению путешествий.
Въездной поток туристов в последние годы стабилен (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году приток иностранных туристов вырос на 0,7 процента (после сокращения в 2017 году) по сравнению с 2016 годом). Если рассматривать въездной поток без учета государств - участников Содружества Независимых Государств и Украины (значительная часть въезжающих из этих стран туристами фактически не являются), тенденции более позитивные - в 2018 году туристский поток на 11,2 процента превысил уровень туристского потока 2017 года и на 10 процентов - уровень 2012 года, в том числе из-за притока участников и гостей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. По данным Всемирной туристской организации, расходы въездного туриста в России ниже, чем в среднем по миру, и составляют менее 900 долларов США на 1 туриста (во Франции, Австрии, Испании - более 1100 долларов США на 1 туриста). По данным Федеральной службы государственной статистики, около 70 процентов размещений всех въезжающих в Россию туристов приходится всего на две туристские территории - гг. Москву и Санкт-Петербург.5
Несмотря на некоторое снижение покупательской способности, россияне по-прежнему ежегодно совершают около 30 - 40 млн. туристских поездок за рубеж (42 млн. поездок в 2018 году, что на 14 процентов меньше по сравнению с 2012 годом), тратя, по оценкам Всемирной туристской организации, в иностранных государствах до 35 - 40 млрд. долларов США в год.
По данным Федеральной службы государственной статистики, около 60 процентов туристских пакетов российских турфирм реализуются в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям. Тем не менее это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при формировании конкурентного предложения.
Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, Соединенные Штаты Америки - 54, Испания - 261, Франция - 309.
Реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, которая требует постоянного обновления. За период с 2012 по 2017 год эффективность использования туристской инфраструктуры не выросла, а по отдельным показателям - снизилась. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество ночевок на 1 место в коллективных средствах размещения снизилось со 129,1 в 2012 году до 117 в 2017 году, коэффициент использования номерного фонда за период 2014 - 2016 годов в среднем составлял только 32 процента. Негативное влияние на общую эффективность использования инфраструктуры оказывает ярко выраженная сезонность спроса. Для сравнения, по данным Всемирной туристской организации, в 2016 году загрузка одного места в России составляла 35 процентов, в Германии - 44 процента, в Испании - 60 процентов. Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса.6
Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в Российской Федерации являются наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Так, количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России составляет 18, количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11. По этим показателям Российская Федерация занимает в общемировом рейтинге 10 и 4 места соответственно.
Ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в Российской Федерации высокая стоимость транспортировки туристов. По данным Всемирной туристской организации, доля расходов на транспорт у иностранных туристов в России составила 40 процентов общей суммы расходов в 2017 году (248 долларов США на 1 иностранного туриста), в Германии - 29 процентов, в Соединенных Штатах Америки - 16 процентов. Высокая стоимость транспортировки туристов связана как со значительными расстояниями поездок, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др.
Другими сдерживающими спрос факторами являются: низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий, предубеждения (стереотипов) иностранных граждан о туризме в Российской Федерации - "небезопасность", "языковой барьер", "негативный геополитический образ" и др.; сложная система получения виз Российской Федерации для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов, а также недостаточное количество возможных инструментов для обеспечения краткосрочного пребывания въезжающих туристов, в том числе для посетителей крупных спортивных и культурных мероприятий.
Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать:
- повышение уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;
- увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;
- повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти;
- увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;
- продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого законодательства Российской Федерации;
- повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;
- достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;
- преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.
Реализация указанных инициатив создаст существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны. Прежде всего, к таким возможностям относятся повышение качества туристского продукта Российской Федерации и отдельных туристских территорий, развитие и повышение эффективности использования туристской инфраструктуры, повышение туристской активности россиян, в том числе за счет развития социального туризма и импортозамещения на внутреннем рынке, активизация системы продвижения туристского продукта для привлечения российских и иностранных туристов. Формированию притягательного и конкурентоспособного продукта для внутренних и въездных туристов будут способствовать инвестиции в модернизацию и обновление существующей инфраструктуры. 7Повышение качества туристского продукта позволит увеличить туристский поток, что станет стимулом для вовлечения существующей недозагруженной инфраструктуры.
Стратегия развития туризма в российской федерации на период до 2035 года
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации. По данным отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт оценивается на уровне 10,4 процента, или около 8,3 трлн. долларов США (3,2 процента - оценка прямого вклада туризма без учета косвенных и индуцированных эффектов на экономику), при этом 1 из 10 рабочих мест в мире создается в туристском секторе. Прямой вклад туризма в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития, согласно отчету о трендах и политике в области туризма за 2018 год, в среднем составляет 4,2 процента в валовой внутренний продукт, 6,9 процента - в занятость и 21,7 процента - в объем экспорта услуг. По данным Всемирной туристской организации, потоки международного туризма удвоились за последние два десятилетия: с 0,68 млрд. въездных туристов в 2000 году до 1,3 млрд. в 2017 году и оценочно до 1,4 млрд. в 2018 году.
Туризм остается одной из крупнейших статей международной торговли в несырьевом секторе. По данным Всемирной туристской организации, экспорт туристского сектора занимает 3 место в мировом экспорте после химикатов и топлива, обогнав продукцию автопрома. Для большинства развитых стран туризм - лидирующая статья в экспорте. Общий объем экспорта сектора туризма в 2017 году составил 1,6 трлн. долларов США, то есть примерно 4,4 млрд. долларов США в день (1200 долларов США на 1 туриста), что составляет около 7 процентов международного объема экспорта товаров и услуг (22,9 трлн. долларов США) и 29 процентов международного объема экспорта услуг (5,4 трлн. долларов США). В 2010 - 2017 годах среднегодовой темп роста объема мирового экспорта туристских услуг составлял около 4 - 7 процентов.
Объемы доходов от международного туризма по категории "поездки" (без учета затрат на транспорт) в мире также продемонстрировали значительный рост: с 475 млрд. долларов США в 2000 году (около 700 долларов США на 1 туриста) до 1310 млрд. долларов США в 2017 году (около 1000 долларов США на 1 туриста). Кроме того, помимо общего размера трат международных туристов и доходов принимающих стран, размер международных транспортных услуг, оказанных нерезидентам в мире, в 2017 году составил около 240 млрд. долларов США (180 долларов США на 1 туриста).8
Важной характеристикой международного туризма является относительная устойчивость сектора в период экономических спадов и геополитической нестабильности и быстрое восстановление после спада. Так, снижение международного туристского потока в 2009 году составило 4 процента, а уже в 2010 году он вернулся к росту, продемонстрировав 42 процента увеличения по итогам 2017 года относительно докризисного уровня 2008 года. Схожая картина происходила и в части объемов туристских затрат - после сокращения в 2009 году на 9 процентов по сравнению с 2008 годом объем мировых туристских расходов уже в 2010 году почти восстановился до докризисного уровня и по итогам 2017 года вырос на 43 процента по сравнению с 2008 годом.
Организация экономического сотрудничества и развития в рамках инициативы по системе учета международной торговли на основе добавленной стоимости подчеркивает особенно важный вклад экспорта туристских услуг и его влияние на формирование доли туристского сектора в валовом внутреннем продукте. Данные Организации экономического сотрудничества и развития показывают, что экспорт услуг создает для принимающих туристские потоки стран добавочную стоимость выше среднего уровня по экономике - 80 процентов оборота экспорта туризма конвертируются в добавленную стоимость туристской отрасли страны.
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, наибольшая доля мирового валового внутреннего продукта в части туризма в 2017 году приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (36 процентов), тогда как Европа и Америка занимают второе и третье места соответственно, вместе добавляя 59 процентов к мировому валовому внутреннему продукту туризма.
По данным Всемирной туристской организации, особенностью последних лет стало перераспределение туристов между регионами международного туризма и повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона (рост на 6 процентов в 2017 году по сравнению с 2016 годом), Африки (на 8 процентов) и Америки (на 5 процентов), при этом все направления получили прирост потока туристов из-за роста авиаперевозок и развития связей между регионами мира.
Самый посещаемый регион в мире - Европа - показал рост в 9 процентов, Ближний Восток - 4 процента. Около 60 процентов всех туристских затрат (1,3 трлн. долларов США) в 2017 году были сконцентрированы в топ-15 странах (в том числе в Соединенных Штатах Америки, Испании, Франции, Таиланде, Великобритании, Италии, Австралии, Германии, Японии, Китае, Индии, Турции, Мексике). Россия заняла 34 место в общих тратах международных туристов на своей территории, которые составили 9 млрд. долларов США (0,7 процента общих трат по миру), при этом стала восьмой страной в рейтинге трат туристов по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами (около 2,5 процента общих трат международных туристов). Лидерами по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами, являются Китай, Соединенные Штаты Америки и Германия.
По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году Россия находилась на 15-м месте стран - лидеров по количеству прибытий иностранных граждан.
Целями Стратегии являются:
- комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;
- усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.
- рост объема туристской индустрии от 3158 млрд. рублей до 16306 млрд. рублей в 2035 году;
- увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя Российской Федерации к 2035 году;
- увеличение экспорта туристских услуг Российской Федерации от 8,9 млрд. долларов США до 28,6 млрд. долларов США к 2035 году;
- увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 году.
ГЛАВА 2.
ТЕРРИТОРИИ РФ, НАИБОЛЕЕ РАСПОЛОЖЕННЫЕ К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА
2.1. Кавказский регион
Российский Кавказ — обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями. В регионе выделяют Западный Кавказ (до Эльбруса), Центральный Кавказ (между Эльбрусом и Казбеком) и Восточный Кавказ (к востоку от Казбека).
На Кавказе практически безграничные возможности для отдыха: красивые пейзажи и разнообразные ландшафты, пляжные курорты и горнолыжные склоны, мягкий климат, уникальная флора, древние памятники, лечебные минеральные источники, а также знаменитая кавказская кухня, которая стала популярной далеко за пределами этого региона.
Западный Кавказ — наиболее привлекательная для туристов часть региона. Ландшафт представляет собой леса, средние и высокие горы со скальными пиками и вершинами, покрытыми снегом и льдом. Это популярный горнолыжный курорт, зимой путешественников принимают многочисленные турбазы и гостиницы в Красной Поляне, Архызе, Домбайской Поляне и Приэльбрусье. А летом сюда приезжают любители горного треккинга, пеших и велосипедных походов и другого активного отдыха.
Центральный Кавказ — самый труднодоступный регион, высота основных горных пиков здесь превышает 5000 м, в их числе — высочайшая гора Европы Эльбрус (5642 м), покорять которую круглый год приезжают опытные и не очень альпинисты. На горе есть вся жизненно важная инфраструктура (без излишеств): кемпинги и гостевые дома с кухней и горячей водой.
Восточный Кавказ протянулся на 480 км от Казбека на восток до Апшеронского полуострова. Горы здесь ниже и перепады высот меньше, чем на Центральном Кавказе, однако есть более 30 вершин выше 4000 м. В целом район представляет собой запутанный лабиринт сильно разрозненных гребней и глубоких ущелий. Здесь есть зубчатые пики черных скал, вершины с плоскими макушками (массив Ярыдаг) и пирамидальной формы (Бабакудаг, 3997 м).
Гостиничный бизнес на Кавказе развивается очень неравномерно в разных частях региона. На некоторых курортах (например, в Красной Поляне) к Зимней Олимпиаде 2014 г. было построено много новых современных гостиниц, и теперь там все шикарно, а на других — до сих пор советские пансионаты и такой же сервис. Туристическая инфраструктура сейчас интенсивно развивается, и современные комфортабельные гостиницы на всех курортах — это вопрос времени.
На территории Кавказа два побережья — Черноморское и Каспийское, на обоих есть пляжи. На Черноморском побережье преимущественно песчаные пляжи, только на участке от Пицунды до Нового Афона они сменяются галечными. Практически все пляжи бесплатные, но именно поэтому в высокий сезон на них довольно многолюдно, а вода в море не самая чистая, особенно у популярных курортных городов.
К Каспийскому морю имеют выход прибрежные города Дагестана — Махачкала, Каспийск, Избербаш и Дербент. Есть песчаные пляжи (примерно 200 км из 540) и каменистые, они тоже бесплатные — и многолюдные. За пределами крупных городов вода чище и народу меньше, но многие пляжи принадлежат отелям и, соответственно, платные.
Кавказские горнолыжные курорты по инфраструктуре уступают европейским, но местные природные красоты и крутые склоны этот недостаток компенсируют. В этом регионе три популярных курорта: Приэльбрусье, Домбай и Красная Поляна.
На всех курортах есть трассы любого уровня сложности, но самые широкие возможности здесь для опытных спортсменов: на Кавказе много необорудованных трасс для фрирайда с перепадом высот до 1000 м, и на некоторые из них можно добраться только вертолетом.
Самый популярный оздоровительный регион на Кавказе — это курорты Кавказских Минеральных Вод: Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск. Еще в 19 в. сюда приезжали поправить здоровье дворяне со всей Российской империи. Сегодня отдых здесь доступен всем желающим, так как выбор санаториев очень большой: есть как бюджетные, так и элитные.
В Кавминводах минеральными водами лечат самые разные заболевания. «Нарзан», «Ессентуки», «Славяновская» и воды других источников улучшают обмен веществ, усиливают выведение из организма токсинов, оказывают противовоспалительное действие, нормализуют основные функции пищеварительной системы и печени. Минеральную воду используют разными способами: ее пьют, принимают ванны, массажные души и многое другое.9
Природа Кавказа, его живописные ландшафты, долины, горы и морские побережья — это то, ради чего сюда едет большинство туристов.
В регионе много национальных парков, природных достопримечательностей, а также возможностей для треккинга и другого активного отдыха. Из природных парков Кавказа можно выделить Курортный парк в Ессентуках и Кисловодский курортный парк. Главная природная достопримечательность — это гора Эльбрус. Недалеко от Кисловодска, у подножия Боргустанского хребта находится интересный природный памятник — Кольцо-гора, арка шириной 8 м, «встроенная» прямо в скалу, гора Чегет с самыми крутыми в регионе горнолыжными склонами, живописное Аргунское ущелье и многое другое.
Любители литературы оценят лермонтовские места: место дуэли Лермонтова и грот Дианы и Лермонтова. Ну а самыми известными и обязательными для посещения традиционно считаются мечеть «Сердце Чечни» в Грозном и крепость Нарын-Кала в Дербенте.
Правительство России утвердило стратегию развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе до 2035 года. Как отмечается в документе, объем туристских услуг в СКФО ежегодно растет, однако экономический вклад отрасли в ВРП является крайне низким. Эту ситуацию и призван изменить документ.10
В частности, планируется в несколько раз увеличить туристический поток. Так, согласно стратегии, уже через пять в гостиницах и здравницах регионов Северного Кавказа должны останавливаться около двух миллионов человек в год, а уже к 2030-му - 3,5 миллиона. При этом, так называемых, коллективных средств размещения в округе всего 791, в том числе 167 санаториев. Этого, по мнению специалистов, явно недостаточно для потенциального числа гостей.
Также в стратегии указано, что туризм не стал привлекательной сферой для инвесторов, которые на строительство новых гостиниц в 2016 году направили менее одного миллиарда рублей - всего 3,2 процента от общероссийского показателя. Кроме того, существующая туристская инфраструктура "отличается" высокой степенью износа - около 40 процентов.
Сегодня в округе работает 9 горнолыжных комплексов с 68 канатными дорогами и 108 километрами трасс. Есть несколько туристско-рекреационных особых экономических зон, из них активно развиваются "Архыз" в Карачаево-Черкесии, "Эльбрус" в Кабардино-Балкарии, "Ведучи" в Чечне и "Армхи" в Ингушетии. Остальные комплексы пока не могут похвастать популярностью у инвесторов.
Второе направление, которое имеет огромный потенциал - это лечебно-оздоровительный туризм. В Кавминводах сосредоточено более 100 источников минеральной воды 18 типов. Такого разнообразия больше нет нигде в мире. При этом используется в сутки только 2,6 тысячи кубометров воды, резерв составляет 14,1 тысячи кубометров.
Стратегия должна решить несколько задач. Среди них - увеличение инвестиций в отрасль, модернизация туристской инфраструктуры, развитие придорожного сервиса, создание туристских приютов горах и системы информирования о мерах безопасности, появление новых рабочих мест в округе.
На Северном Кавказе прекрасный климат, множество достопримечательностей. Но главный потенциал - это гостеприимные люди. «Все усилия, которые прикладывают наше государство и негосударственные структуры, приведут к тому, что поток туристов в округ будет расти», - считает министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев. - Согласно расчетам, на одно рабочее место в отрасли туризма в СКФО будет приходиться 5 рабочих мест в смежных отраслях. Кроме того, до 2025 года будет создано 80 километров горнолыжных трасс и построено 30 подъемников.
2.2. Краснодарский край
Краснодарский край — насыщенный и полнокровный, сложно описать этот регион парой строк, не забыв какую-то важную его деталь. Житница, здравница, сплошной курорт всероссийского значения, один из важнейших спортивных центров страны, удобная площадка для бесконечной череды тусовок, фестивалей, экономических политических форумов; здесь уместились бы две Бельгии или Чехия, а значит хватит места и путешественнику. Тем более, гостям в Краснодарском крае научились радоваться, а пресловутый «странный кубанский менталитет» уходит в прошлое.
Краснодарские курорты — это сотни километров пляжей Черного и Азовского морей, крутые горнолыжные трассы, санатории с мощной базой целебных природных ресурсов, чистый морской и горный воздух. Еще это вкусная еда, свежие и диковинные фрукты, ягоды и орехи, пьянящее солнце и вино, а главное — полное отсутствие необходимости в визах и загранпаспортах.
Краснодарский край — популярное направление, к нему тянутся федеральные автострады и рельсы из обеих столиц, с Урала и Сибири. Круглый год ежедневно десятки рейсов принимают международные аэропорты Пашковский в Краснодаре, аэропорт в Сочи, с московским и питерским направлением им помогает Витязево в Анапе. Летом добавляется небольшой, но современный аэропорт в Геленджике, куда из разных уголков страны устремляются лайнеры с уставшими от зимы туристами. Прямой рейс из Москвы в Краснодар займет порядка 2 часов. Похожая история с перелетом в Сочи, только дорога может отнять минут на 20 больше (подробнее: как добраться до Сочи). Выбор перевозчиков отличный, в Краснодарский край летают практически все крупные авиакомпании России.
Из Санкт-Петербурга идут поезда в Новороссийск и Адлер, плацкарт до Краснодара обойдется в 3000-3900 RUB, купе — 4000-5500, СВ — 11 000-14 000 RUB. Переезд займет 33-39 часов. Из Москвы поезда уходят на Адлер, Анапу, Сухум и Новороссийск. Есть фирменные «Двухэтажный состав» и «Премиум». Фирменные доходят до Краснодара за 19-20 часов, обычные примерно за сутки с небольшим. Плацкарт — 2200-2850, купе от 5430 RUB, СВ от 9700 RUB. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.
Автомобили (а также автобусы, притом не только из соседних регионов, но и из столиц) добираются по трассе М-4 «Дон», а дальше расходятся под Краснодаром по желанным курортам Черного моря.
В крае довольно прилично развито междугороднее автобусное сообщение, в каждом крупном городе есть автовокзал, а то и два, а в населенных пунктах поменьше — автостанции, обслуживающие как прямые, так и транзитные рейсы. Например, из Краснодара в Новороссийск ежедневно уходит более дюжины автобусов, дорога займет около 3 часов, билет стоит порядка 350 RUB. До Сочи ехать уже дольше — под 8 часов, сказываются серпантины и пробки под Джубгой и Туапсе. Проезд в одну сторону обойдется в 420-500 RUB. Утомительно будет добираться автобусом из Адлера в Анапу — с удачной пересадкой в Туапсе дорога займет более 9 часов. Но летом на этом направлении работает авиакомпания «Оренбуржье» — через 1 час 10 минут вы на месте. Этот же перевозчик устраивает рейсы между Сочи и Краснодаром: всего 35-45 минут в пути.
Найти достойное временное жилье в курортных районах Краснодарского края сегодня не проблема. Если еще несколько лет назад выбирать приходилось между частным сектором не всегда приличного уровня, старыми гостиницами советского типа и дорогими новомодными (и зачастую безвкусными) заведениями, то теперь уровень развития этой сферы туриндустрии определенно радует. На побережье появились уютные небольшие гостиницы и хостелы, пришли международные отельные сети, а за современными и продвинутыми конкурентами стали подтягивать качество и частники.
Отправляясь на черноморские курорты Краснодарского края, нужно четко понимать, что с большой вероятностью едете вы на пляж с галькой. Крупной, мелкой, средней, с некоторыми песчаными проплешинами, но галькой. С этим фактом лучше заранее смириться, дабы половину отпуска не носиться по окрестностям в поисках хоть чего-то похожего на запавшие в память Мальдивы или острова Таиланда. Адепты отдыха на российском Черном море как мантру повторяют доводы о гигиеничности и чистоте галечных пляжей, их чудном массажном эффекте и сопутствующей прозрачности воды. Есть резон напоминать себе эти слова, если вдруг нагрянет тоска по песку.
Бывают, конечно, и исключения. Пляжи с мелкозернистым песком тянутся по берегу в окрестностях Анапы, в Джубге, встречаются песчаные полоски у Геленджика, плюс 1,5-километровый искусственный пляж в самом городе, но, к сожалению, зачастую он до отказа забит отдыхающими, изрядно замусорен, а вода мутна. Новые небольшие частные насыпные пляжи периодически появляются на разных курортах побережья, оценить их качество можно лишь лично на месте. Другой вариант — дикие скалистые пляжи с плавно уходящими в воду плитами, такие интересные места попадаются между Джанхотом и Прасковеевкой. К плюсам черноморских пляжей можно отнести часто встречающийся пологий вход в воду, удобный для отдыха с детьми, а также интенсивно развивающуюся инфраструктуру.
Другое дело — курорты Азовского моря. Тут и вода теплее, и песчаные пляжи встречаются чаще. Правда, при волнениях на море со дна поднимается иловая взвесь, делая воду мутной, но ил этот полезен, а купание в таких непривычных условиях несет определенный оздоровительный эффект.
Еще одна сверкающая грань драгоценного туристического Краснодарья — горнолыжные курорты. Сверхпопулярные комплексы и трассы Красной Поляны в сезон заполнены райдерами всех уровней — от новичков, только пробующих себя на доске или лыжах, до профессиональных спортсменов, оттачивающих на склонах свое мастерство. Горки Город, ГТЦ «Газпром» и Роза Хутор открывают сезон в декабре и не отпускают адептов горнолыжного спорта до самого мая, предлагая лучшие условия для катания, проживания и отдыха. Вечерние трассы, удобные канатки, фрирайд и хели-ски, прокат любого инвентаря, элитные рестораны и добротные бюджетные столовые, хостелы и отели с мировым именем, невероятные виды Кавказских гор — список можно продолжать бесконечно, но лучше приехать и оценить лично.
Однако не только олимпийской Красной Поляной славится горнолыжный Краснодарский край. Зимой покорителей вершин, склонных к относительному уединению, ждут туркомплекс «Азиш-Тау» на плато Лаго-Наки и горнолыжный курорт «Златагора», расположившийся на склоне хребта Голый рядом с поселком Псебай. Размах, конечно, не краснополянский, всего 3 трассы и 3 канатки на оба местечка, но взамен вы получаете демократичные цены, наслаждение дикой нетронутой природой, целину сухого снега, тишину и потрясающие виды.
Отдых в Краснодарском крае запросто совмещается с поправкой здоровья. По берегам Черного и Азовского морей разбросано приличное количество санаториев всероссийского значения, лечение в которых вовсе необязательно планировать именно на лето — мягкий климат позволяет проходить курсовки в любое время года, попутно наслаждаясь природой курортного региона.
Большая часть краснодарских санаториев разместилась на черноморском побережье. Оздоровительные комплексы Геленджика работают с богатыми источниками йодобромистых, йодистых и гидрокарбонатных хлоридных натриевых минеральных вод, а также с лечебными грязями Тамани. Санатории Анапы привлекают уникальными залежами илово-сульфидных грязей из соседних лиманов и озер, совмещая процедуры с применением разнообразных минеральных вод (в качестве ванн и питья), аэро- и гелиотерапией и даже псаммотерапией — довольно редким для российских курортов лечением песком.
Не менее популярны лечебницы Сочи. Здесь можно особо выделить целебные мацестинские сероводородные минеральные источники, которые дополняются процедурами с применением адлерских иловых грязей, а также йодобромные воды Кудепсты. В окрестностях Туапсе хорошо совмещать комплексное профилактическое лечение с долгими пешими прогулками.
Также богаты полезными водами и грязями санатории Ейска. Отдых в Приазовье интересен сочетанием морского и степного климата, сероводородными ваннами и грязями Ханского озера.
С одной стороны — дайвинг у краснодарских берегов Черного моря кому-то покажется не особо интересным: здесь нет захватывающих живых красок пестрых тропических рыб и кораллов, да и вода подчас мутновата. С другой — есть несколько причин новичкам открыть для себя подводный мир, а сертифицированным ныряльщикам устроить серию погружений ради поддержания формы.
Во-первых, инструкторы в Геленджике, Анапе или Сочи профессиональны, внимательны и ответственны, говорят на понятном и родном языке, а не на ломаном тайглише или смеси арабского с англо-русским. Второе: тарифы на обучение, получение сертификатов и погружения на побережье Краснодарского края куда демократичнее стоимости аналогичных услуг за границей. В-третьих, интересные места можно найти везде, было бы желание искать. Например, в Сочи устраивают захватывающие дайв-походы с погружениями в пещерные озера гор Кавказа, у Геленджика, Новороссийска или Анапы можно осмотреть затонувшие военные самолеты и корабли, таких артефактов вы не найдете у берегов Пхукета. К этому стоит добавить увлекательные подводные археологические экспедиции по следам древних цивилизаций, осваивавших Черное море сотни и тысячи лет назад. Амфор хватит всем желающим.11
Кухня в Краснодарском крае богатая, разнообразная, со своими тонкостями и нюансами, впитавшая лучшие рецепты от русских, украинских, кавказских традиций с небольшими вкраплениями греческой экзотики. Приятный бонус — всегда свежие местные продукты и дары моря. Конечно, в курортных местечках туриста пытаются завлечь вывесками с приставкой «европейское» или совсем уж необычными меню в духе Мексики или Юго-Восточной Азии, но лучше доверить утоление голода заведениям с уклоном в местную самобытную культуру готовки, не пожалеете.
Одна из самых живых достопримечательностей любой местности. В нашем случае выбор стоит не только между экскурсией по наследию Олимпиады-2014 и модной горнолыжной Красной Поляной. Одной из международных визиток Сочи стали гонки Гран-при России Формулы-1 и Автодром Сочи, где в свободное от соревнований время можно промчаться по трассе на настоящем спортивном болиде. Краснодар все активнее предлагает себя на роль крупного футбольного центра России, здесь базируются сразу две команды Премьер-лиги — «Кубань» и «Краснодар», периодически радующие публику играми с соперниками из Европы, а порой проводятся игры национальной сборной.
Природа Краснодарского края необыкновенно богата — живописными пейзажами, разнообразием ландшафтов: степь и равнины перемежаются горными массивами. В регионе произрастает огромное количество видов колхидской и крымской флоры, благодаря которым здесь по-настоящему целебный, экологически чистый воздух. Кроме того, туристам всегда есть на что посмотреть: водопады, каньоны рек, природные памятники, горные ландшафты.12
В Краснодарском крае преобладают смешанные хвойные и лиственные леса: больше всего тут сосен, дубов, каштанов и буков, на альпийском лугу можно полюбоваться белой лилией, а в садах и виноградниках Кубани вызревает щедрый урожай.
Всего регионе протекает несколько крупных рек: Кубань, Дон, Белая, Лаба. А из-за перепадов высот многие из них формируют изумительные по красоте водопады. Например, река Пшада, сбрасывающая свои воды с 18 м, 11-метровый водопад «Графские развалины» у поселка Новосадовый, а неподалеку от поселка Михайловский перевал находится каскад из 60 водопадов. Встречаются на территории края живописнейшие озера — Ханское, Ейский и Бейсугский лиманы, горные Кардывач и Абрау, красивейшие озерные системы: Ахтаро-Гривенская, Черноерковско-Сладковская, и целебные источники.
Немало здесь интересных мест для горного туризма и сплава по горным рекам — например, живописное Гуамское ущелье или плато Лагонаки, с которого начинается рафтинг по реке Белой (названной так потому, что от обилия порогов она всегда бела от пены). Для больших любителей экстрима — сплав по неукротимой Мзымте.13
Богат Краснодарский край и таинственными пещерами. Самая известная из них — Назаровская карстовая пещера более 500 м глубиной, расположенная в районе реки Хоста. Это красивейшая и одна из глубочайших пещер России, привлекающая не только туристов, желающих под землей передохнуть от полуженной жары, но и исследователей-спелеологов. Не менее популярна и древняя Азишская пещера в южной части хребта Азиш-Тау на высоте 1,5 км над уровнем моря. Она знаменита причудливыми сталактитами и сталагмитами, за красоту которых ее еще иногда называют «Алтарем». Самая протяженная пещера в Краснодарском крае — Воронцовская (длиной 11,7 км).
Кроме того, в Краснодарском крае немало заповедников, в которых проводятся регулярные экскурсии. Например, великолепный Кавказский заповедник, где сохраняется неповторимая флора и фауна региона — здесь можно увидеть редчайшие породы деревьев, других растений, животных. А на территории некоторых заповедников можно даже остановиться — например, в пансионате «Жемчужина Кавказа» в Агрийском заповеднике, где можно бесконечно любоваться уникальными видами.
ГЛАВА 3.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА
3.1. Цели и задачи развития, основные сведения
Вклад туристической отрасли в ВВП России может вырасти до 7,5% к 2025 году. Такой целевой показатель заложен в предложениях к стратегии развития отрасли, которую готовит ЦСР.
В рамках экспертной сессии специалисты фонда обсудили предложения с игроками рынка и представителями регионов. Для достижения обозначенных показателей необходима комплексная работа по шести направлениям:14
1) Улучшение инфраструктуры и развитие туристических объектов
Привлекать путешественников в российские города и регионы будет сложно, пока не станет налажена транспортная сеть; гостиничные комплексы, отели и хостелы не будут соответствовать мировым стандартам, а сами достопримечательности не будут достаточно обустроены. Решить эти проблемы можно за счет целенаправленной господдержки стратегических инвесторов отрасли и увеличения вложений в туристскую инфраструктуру путем привлечения средств на основе концессионных соглашений, государственно-частного и муниципально-частного партнерства, контрактов жизненного цикла и специальных инвестиционных контрактов, а также поддержки Фонда развития. Эти механизмы должны работать не только при строительстве новых дорог и жилья для туристов, но и в сфере охраны и восстановления природных, исторических и культурных объектов, их бережного введения в оборот туротрасли.
2) Стимулирование участников рынка и повышение качества услуг
Недостаток специалистов, низкая предпринимательская активность россиян в сфере туризма приводят к тому, что рынок услуг не растет. Нивелировать эти проблемы поможет перенастройка системы образования, обмен кадрами между госструктурами и бизнесом. Поддержка малого и среднего бизнеса в сфере туризма позволит игрокам выйти из «тени» и сделать рынок более понятным. Социальный и событийный туризм может сбалансировать поток гостей в низкие сезоны.
3) Применение информационных технологий и платформ
Цифровая среда, особенно в регионах, недостаточно развита и часто недружелюбна к туристам: не всегда можно быстро забронировать место в гостинице или купить билет в музей, не во всех из них принимают безналичную оплату. Современная информационная среда сделает путешествия по России более доступными, а также повысит качество туруслуг и привлекательность многих внутренних направлений. При этом цифровизация отрасли позволит эффективнее использовать ресурсы, упростит бизнес-процессы, минимизирует риски и повысит безопасность.
4) Продвижение турпродукта России на внутреннем и внешнем рынках
Россия как турнаправление имеет негативный имидж и у иностранцев, и у самих россиян. Это приводит к дисбалансу внутреннего и внешнего потоков путешественников. Продвигать российские туристические продукты необходимо не только при помощи событий мирового масштаба (Олимпиады, Чемпионаты мира), но и через вовлечение бизнеса и общественных организаций в этот процесс. Экспорт туристических услуг может вырасти за счет упрощения визового режима для туристов из целевых стран. Эти меры помогут улучшить позиционирование страны на мировом рынке.
5) Развитие системы управления и институциональной среды
Излишняя зарегулированность, с одной стороны, и дисбаланс управленческих функций на федеральном и региональном уровнях – с другой, тормозят развитие туристической отрасли в России. Индустрия гостеприимства нуждается в четком планировании и управлении на основе стратегических целей. Для этого в отрасли могут быть созданы институты развития с участием государства, общественности и бизнеса, внедрены механизмы саморегулирования. Новая система сбора статистических данных позволит повысить качество услуг, обеспечит прозрачность и безопасность рынка, основу для принятия управленческих решений. Для опережающего развития туротрасли необходимо обновить нормативно-правовую базу, обеспечить гарантированный уровень доверия всех игроков друг к другу.
6) Обеспечение безопасности в отрасли
Небезопасность путешественников и игроков рынка заметно сокращает пространство для развития туризма в России. Снизить риски можно за счет повышения квалификации работников отрасли, создания специальных информационных материалов, которые рассказывают о региональных особенностях страны и ее регионов, введения контроля знаний самих туристов на экстремальных направлениях. Создание единых реестров и баз, систем безопасности на основе информационных технологий, а также улучшенное взаимодействие между органами власти различных уровней будет гарантировать финансовую безопасность путешественников, организаций и бизнеса.
Сейчас ЦСР проводит обсуждение предложенных мер «Стратегии развития туризма до 2025 года» с экспертами и представителями рынка. Осенью документ будет представлен Министерством культуры в Правительство Российской Федерации.
Предусмотренный проектом Стратегии гибкий многоканальный механизм финансирования отрасли, который обеспечит взаимную поддержку государственных и частных инвестиций, инструментов институтов развития вместе с пакетом новых методик и управленческих практик предлагается реализовать через пилотные проекты в отдельных регионах страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утверждённой правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». В живописных и востребованных туристами регионах России созданы и создаются туристские особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристского бизнеса.
В настоящее время ведётся строительство 45 туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в 35 субъектах Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2017 года это более чем 688 объектов туристской инфраструктуры, 223 из которых введены в эксплуатацию; 202 объекта обеспечивающей инфраструктуры, 119 из которых введены в эксплуатацию; на 24-х — завершено строительство, 59 объектов находятся в стадии строительства).
В данной курсовой работе я рассмотрел текущее состояние туризма в России, его перспективы, основные цели и задачи для развития.
Для достижения поставленной цели мною были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотреть текущее состояние туризма в РФ;
2. Выделить территории, имеющие наибольший потенциал для развития туризма в РФ;
3. Дать прогнозы развития туристического бизнеса в РФ.
Туризм в РФ, по моему мнению, имеет огромный потенциал для развития, ведь ее богатая территория, многовековая история с каждым годом притягивают всё больше и больше туристов из разных уголков планеты. Мне самому, как иностранному жителю РФ, очень нравится путешествовать по ней, Россия притягивает своей красотой. Я уверен, что так будет еще многие и многие года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кусков, А. С. Туристское ресурсоведение / А.С. Кусков. - М.: Академия, 2008. - 208 c.
2. Матвеева, Любовь Дмитриевна; Кузьминых Константин Александрович Методические Указания По Выполнению Дипломной Работы Для Студентов Специальности 100103 Социально-Культурный Сервис И Туризм И Направления Подготовки Бакалавров 100200 Туризм / Александрович Матвеева Любовь Дмитриевна; Кузьминых Константин. - Москва: СИНТЕГ, 2008. - 397 c.
3. Матюхина, Ю. А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. - 224 c.
4. Можаева, Н. Г. Организация туристской индустрии и география туризма. Учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. - Москва: ИЛ, 2014. - 336 c.
5. Морозов, М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. - М.: Academia, 2009. - 240 c.
6. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Academia, 2010. - 208 c.
7. Павлова, Г. Ю. Сервисная деятельность. Учебное пособие / Г.Ю. Павлова. - М.: КноРус, 2016. - 176 c.
8. Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. - М.: Академия, 2010. - 192 c.
1 Бабарицька В.К., Малиновская О.Ю. Менеджмент туризма. Туроперейтинга. Понятийно-терминологические основы, сервисное обеспечение турпродукта: Учебное пособие. – М.: Альтерпрес, 2004. 288 с.
2 Балюк Н.А. Социально-культурный сервис и туризм. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012.
3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы С. 14-15.
4 Жукова М.А. Менеджмент в туристическом бизнесе. – М.: КНОРУС, 2006.
5 Николаева Д.М. Особенности маркетинга в сфере услуг // Маркетинговые коммуникации. 2012. №4. С. 224-235.
6 Самарина, В.П. Основы туризма (для бакалавров) / В.П. Самарина. - М.: КноРус, 2013. - 400 c.
7 Киреева, Ю.А. Основы туризма: Учебно-практическое пособие / Ю.А. Киреева. - М.: Сов. спорт, 2010. - 108 c
8 Рындач, М.А. Основы туризма: Учебное пособие / М.А. Рындач; Под ред. С.Н. Смоленский. - М.: Дашков и К, Наука-Спектр, 2013. - 204 c.
9 Зорин И. В. Энциклопедия туризма : cправочник / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов ; Рос. междунар. акад. туризма. - Москва : Финансы и статистика, 2000. - 364 с.
10 Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма : учебное пособие для студентов вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. - Изд. 3-е, стер. - Москва : КноРус, 2006. - 436 с.
11 Биржаков М. Б. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / Биржаков Михаил Борисович, Казаков Николай Петрович. - Москва ; Санкт-Петербург : Невский Фонд : Герда, 2007. - 208 с.
12 Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма : учебное пособие для студентов вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. - Изд. 3-е, стер. - Москва : КноРус, 2006. - 436 с.
13Сухов Р. И. Организация работы туристского агентства : учебное пособие / Р.И. Сухов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2006. - 157 с.
14 Бритвина В.В. Туризм. Введение в специальность / Бритвина В.В.,
Матяш С.А., Осмоловский Г.Н., Зевеке О.Ю., Конюхов В.Г., Конюхова Г.П.,
Седенков С.Е. – Москва, 2014.