ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛУГАХ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛУГАХ ТУРИЗМА

Евсеев М.С. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Курсовая работа в рамках изучаемой дисциплины «Организация туристической деятельности» призвана закрепить и преумножить знание студента о данной дисциплине. Тема выбрана не случайно. Ее формулировка: «Потребность человека в услугах туризма» подразумевает очень важную и интересную тему для исследований. Данная курсовая работа призвана углубить и расширить спектр знаний по данному предмету.

Но перед началом самой работы мы должны раскрыть несколько важных деталей. А именно: обосновать актуальность, выявить роль темы, назвать предмет, объект и цель исследования. После проведения всех анализов и выполнения поставленных задач необходимо подвести итоги для всей курсовой работы в рамках дисциплины «Организация туристической деятельности».

Итак, актуальность темы очевидна. У человека бессчетное число всевозможных потребностей и желаний. Организация в туристских услугах, безусловно, относится к таковым. Позвольте объяснить, что такое вообще потребность в услугах туризма.

Это желание человека удовлетворить свой эстетический, психологический, физический или иной спрос путем перемещения из родного края в другое, невиданное им ранее место (в туристскую дестинацию). Возникшее впечатление от поездки откладывается в памяти, тем самым формируя положительную эмоцию, стимулирующую дальнейшее желание путешествовать.

Роль потребностей человека в поездках также велика. Туризм как индустрия сама по себе является самостоятельным экономическим, политическим и социальным объектом и способна влиять не только на хозяйство региона, в которой туризм развивается, но и на отдельных людей, встречающих на данной территории туристов. Отрасль может быть важнейшей составляющей для экономик целых стран. Потребность в туристских услугах также велика, как и потребность в поедании сладкого. Удовлетворение туристских услуг влияет на чувственную составляющую человека и является немаловажным фактором в построении счастливой жизни.

Предмет нашего исследования – изучение потребностей людей в туризме. Что сказать, явление довольно интересное и немаловажное, так как каждый человек стремится к личной физической свободе, из-за чего у него формируются потребности в поездках незнакомые, интересные с его точки зрения места. Объектом исследования будет сам туризм как явление. Тема исследования является производным от объекта исследования и служит первопричиной, подталкивающей потребителя удовлетворить свою потребность.

Помимо всего прочего, в выбранной теме кроется весьма интересная проблема, которая формулируется примерно так: как создать и подстегнуть спрос на услуги туризма? Особенно в нашей стране, в России. Подготовка к ответу будет вестись на протяжении всей работы, в результате он окажется на поверхности и его будет легче достичь

Цель исследования вытекает из всего вышесказанного – понять природу возникновения потребности человека и исследовать ее. Для достижения цели нам необходимо выполнить несколько задач, которые будут в дальнейшем описываться в 3 главах курсовой работы:

Исследовать и привести необходимую теоретическую базу вопроса, на основе которой и будут строиться дальнейшие исследования.

Найти источники, обследовать саму суть и придти к следствию изучения вопроса через поиск статистических, теоретических и практических данных. Важно грамотно систематизировать все полученные данные и слепить из них одну четкую картину.

Задействовать собственные знания по теме и подвести итог всего исследования, основываясь на анализе, проведенном в самой курсовой работе. Как следствие – придти к достижению поставленной цели, максимально обосновав ее.

Работа состоит из содержания, введения, 3 глав, содержащих ядро исследования и заключения, включает в себя аналитические, теоретические и статистические данные. Они будут основным инструментом для достижения цели и обоснования темы исследования.

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

1.1 Понятие туризма

Начать стоит с самого главного и основного. Непосредственно с понятия туризма, как с отправной точки нашей работы. Для общего понимания и представления картины, необходимо раскрыть все фундаментальное, что поможет нам в выполнении цели исследования.

Итак, туризм состоит из целого множества определений и понятий, формирующих общую картину. В разных источниках приводятся самые разные формулировки, имеющие одну суть, но разные подходы. Приведем их:

Классическое: Временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха.

Историческое: Поездки молодых привелегированных подданых с целью знакомства с чужой культурой и обычаями. Сложилось в XVII - XVIII веках.

Современное: Временные выезды на другую, отличную от места проживания территорию на время от 24 часов до 12 месяцев.

На самом деле формулировок в десятки раз больше. Каждый автор-исследователь считает своим долгом дать свое определение понятию "туризм". Несмотря на мелкие различая, сущности определений остаются прежними.

Существует проблема определения туризма. Отсутствие единства в данном вопросе оставляет немалое пространство для дискуссий в научном мире. На протяжении вот уже многих десятилетий исследователи так и не могут найти точное понятие изучаемого явления.

Самый большой авторитет имеет попытка определить туризм, изложенная в уставе ОНН в 1954 году, согласно которому "туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижениями за пределы постоянного места жительства". Именно это определение следует взять за основу для изучения всей темы. При этом не стоит игнорировать иные формулировки - они дополняют определение, изложенное в уставе Организации Объединенных Наций.

1.2. Виды и формы туризма

Туризм подразделяется на отдельные виды и формы. Классификатором в данном случае может быть цель поездки, мотивация, срок, способ передвижения, активный либо пассивный отдых и многое другое. Для грамотной систематизации воспользуемся составлением таблицы, в ней будут указываться основные формы, но не все.

Цель

Мотив

Время

Транспорт

Движение

Отдых, психологическое и физическое восстановление организма

Финансовый, когда средства позволяют съездить отдохнуть

Короткие поездки в один световой день, не предполагает ночлега

Водный туризм, путешествие морским или речным путем

Активный туризм с постоянным движением

Культурный, с целью изучения нравов и привычек отличающегося общества и отдельных людей

Здоровье. В данном случае важно ехать в место с отличающимся климатом

Поездки на один-два дня, деловые поездки и поездки с ночлегом на выходные

ЖД туризм Передвижения производятся по железным дорогам

Пасивный, где преобладает физический отдых на одном месте

Спортивный туризм, позволяющий туристу привести себя в более приемлимую физическую форму

Усталость, когда человек совершает поездки из-за накопившихся проблем и трудностей

Непродолжительный выезд в течении недели в короткий отпуск и т.д.

Воздушный туризм, поездки производятся на самолете, как на наиболее быстром транспорте

Активно-пассивный. С объединением и чередованием этих двух форм.

Событийный, концентрирующий внимание вокруг проведения значимого мероприятия

Впечатления. В данном случае туристу важен процесс получения эмоций и ощущений

До одного года, когда человек не стиснут финансовыми и временными рамками и может себе позволить задержаться

Автобусный, популярен среди однодневного туризма с короткими переездами

 

Помимо указанных в таблице форм, бывают и другие характеристики, по которым можно проводить различия. Так, туризм делится на отдельные виды, несколько менее популярные в нашей стране, но довольно значимые в Западной Европе и США.

Сельский - с целью отдыха от городской суеты и приобщению к природе и его быту.

Минеральный - изучение пород, полезных ископаемых и минералов, геологическая разведка местности.

Горнолыжный - туризм с целю катания на лыжах со своей спортивной и рекреационной составляющей.

Исторический - хождение людей по историческим местам и тропам с целью изучения и удовлетворения любопытства.

1.3. Классификаторы по Г.П. Долженко

Отдельного внимания заслуживает классификация, приведенная российским исследователем Г.П. Долженко1, наиболее подробно и точно систематизировавшим исследуемое явление.

Долженко разбил туризм по классификаторам, коих он выделил три и тем самым образовал наиболее большие по размерам группы:

1-ый классификатор: отношение туристических потоков относительно границы Российской Федерации.

Здесь выделяется въездной, выездной и внутренний туризм. Такая классификация является самой простой и незамысловатой, оттого и более точной. С акцентом именно на российские реалии.

2-ой классификатор: сущностный, он же мотивационный

Самая большая разбивка, часть пунктов которой была приведена выше. Суть разделения в подробном отделении мотивов путешествия друг от друга. На мой взгляд - самый важный пункт во всей классификации. Приведем те пункты, которые мы не привели выше:

1) Секс-туризм 6) Военный

2) Религиозный 7) Орнитологический

3) Охотничий 8) Космический

4) Рыболовный 9) Шоп-туризм

5) Ностальгический 10) Дайв-туризм

3-ий классификатор: формальные признаки

В данном классификаторе исследователь обобщает признаки, которые присущи туристам как социальной группе. Они помогают отделить их от обыкновенных людей, не являющихся в данный момент туристами:

1) Число участников в туристской группе

2) Возраст путешественников

3) Дальность путешествия

4) Продолжительность путешествия по времени

5) Используемые транспортные средства

6) Источники финансирования путешествия

7) Способ организации (организованный, самостоятельный)

Особняком стоят два блока туризма, выделяемых Г.П.Долженко: событийный и экологический, так как они делятся на еще более точные подвиды. Это сделано для наиболее подробной классификации и более точного нахождения объекта исследования. Вдобавок такая классификация отчасти заменяет общепринятую.

Событийный туризм

Экологический туризм

1) Культурный

1) Пешеходный

2) Спортивный

2) Походы по экотропам

3) Этнографический

3) Велосипедный

4) Деловой

4) Конный

- Другие виды

5) Дайвинг

Классификация по Г.П. Долженко наиболее точно отражает состояние российского современного туризма с отдельными его перекосами с сторону пляжного и круизного сектора. Классификация актуальна и подробна, ее можно использовать в любых исследованиях на тему туризма.

1.4. История туризма

Кроме всего прочего, у туризма есть своя история, непохожая на историю других отраслей общественной жизни. Так, еще в древности человек совершал поездки за пределы своего места жительства по различным причинам. Известно, что в древнем Риме на отдых в отдаленные провинции могли ездить знатные вельможи и высокопоставленные государственные деятели. В поездках были свои сложности. Они длились огромное количество времени о могли длиться от нескольких недель до полутора-двух лет.

Позднее, в Средневековье и Новое время поездки практиковали дворяне и государственные лица. Обычные горожане и крестьяне всю жизнь могли оставаться на своей территории и даже не знать, что за пределами их местности что-то есть. Новые вехи в развитии туризма появились с открытием Американского мира, когда наиболее зажиточные европейские общественные слои получили возможность для поездки в новый мир за богатством и из исследовательского интереса.

Лишь в конце XIX и в начале XX веков простые люди получили возможность совершать туристические поездки. Такой рывок в развитии туризма обусловлен сразу несколькими факторами.

Географическое изучение мира. К 20-му столетию были открыты почти все, даже самые отдаленные точки земного шара.

Развитие транспорта. Появление развитой сети железных дорог и гражданской авиации.

Удешевление поездок. В первую очередь, из-за первых двух причин.

Улучшение грамотности населения.

Увеличение денежных накоплений.

1.5. Суть потребностей в туризме

А теперь перейдем к проработке нашей непосредственной темы курсовой работы и зададим себе несколько вопросов: Зачем человеку путешествовать? Какая есть теория в данном вопросе? И зачем она вообще нужна?

Начнем с того, что погрузимся в фундаментальное определение, непосредственного относящееся к теме исследования. Потребность человека в туризме – это состояние человека, предопределяющие его установки на активный или пассивный отдых путем поездки в другой регион или страну.

Как мы видим, определение довольно точно воспроизводит цель, к достижению которой стремится турист. А именно – отдых. Приводятся две его основные формы: активный и пассивный. Каждый из них направлен на получение впечатлений и рекреацию разными способами. Так, активный отдых мобилизует физическую активность человека и заставляет его совершать действия двигательного характера. Индустрия благосклонно относится к активному туризма. Почти все дестинации мира предлагают активному туристу широкий спектр мест для посещения, состоящих их природных, культурных и исторических памятников и объектов.

Второй вид туризма – пассивный, предлагает путешественнику широкий вид досуга. В самых разных дестинациях имеется большой спектр услуг, предполагающих местонахождение туриста в одной точке. Это, например, гостиничные услуги и услуги питания. Современный туризм подстраивается под оба вида и поощряет их, предлагая самые разные услуги.

Еще одна важная часть приведенного мною определения – состояние человека. То есть готовность к поездкам – это состояние человеческого сознания, когда потенциальный путешественник психологически готов к совершению поездки из точки А в точку Б. Вот оно, ядро всего определения. Такая готовность человека и называется потребности. Оно перерастает в желание поездки, ее ожидание.

Студопедия приводит интересные данные, структурирующие потребность человека в совершении поездки:

Мотивы туриста

Туристские поездки Преследование цели Поведение туриста

В представленной модели мотивов туриста к поездке показана причинно-следственная связь между разными элементами. Так, желание поездки вытекает из поведения туриста, а она в свою очередь из мотивов. Формируется кольцо, благодаря которому турист может совершать поездки раз за разом, потому что в прошлой поездке он получил достаточно положительных эмоций и удовольствия и стремится испытать все тоже самое еще раз.

Наиболее интересно в определении то, как человек приходит к такому желанию. Как у него возникает потребность в совершении поездки? Той первоначальной поездки, которая и кладет фундамент для продолжения его туристической активности.

Вопрос максимально разносторонний и разношерстный. Огромное количество людей объясняют свою мотивацию желанием посмотреть мир и увидеть в нем что-то, чего нет в их собственном регионе. Мечтой многих, например, является желание увидеть море. Ниже привожу 10 основных причин, толкающих людей на совершение поездок:

Утомление и усталость от работы и климата проживания. Человек начинает искать место, где ему не придется проводить трудовые будни. В таком случае конкретное место отдыха не имеет первостепенного значения, но большинство людей стремится к пассивному отдыху где-нибудь на берегу теплого моря.

Стремление к заведению новых знакомств. Так многие люди пытаются выразить свое стремление к общению и проявлению своей экстравертности. Им в первую очередь интересно, чем люди в разных регионах отличаются друг от друга и от них самих. Место поездки в данном случае тоже может выбираться случайным образом

Культурное различие. В данном случае турист выбирает место, отличное от культуры, к которой он привык. Если дестинация способна предложить ему альтернативную культуру, искусство, традиции и религию, то человек едет туда с целью углубления своих знаний и удовлетворения интереса к интересующей его культуре.

Избегание проблем. Такой подход интересен тем, что он похож на первый пункт мотивации. Турист в данном случае совершает поездку из-за огромного числа накопившихся трудностей. Таким образом мозг разгружается и турист может восполнить силы путем рекреационной деятельности. В этом кроется большая польза туризма.

Эстетическое удовольствие. Люди-визуалы едут в необычные для места из-за их эстетической привлекательности. Очень часто они сохраняют память о поездке через фотографии красивых и приятных глазу мест или через рисунки. Эта мотивация приносит с собой еще и творческую пользу для человека, мобилизуя ее и наделяя туриста вдохновением.

Изучение иностранных языков. В таком случае для туриста первостепенное значение играют носители языка и возможность общения с ними. Турист ищет место для путешествия с максимально непохожим языком и нравами. Давно известно, что обучение идет наиболее плодотворно, когда есть возможность активной практики отточенных теоретических умений. Поездка в другую страну с целью познания языка – идеальная для такого случая возможность попрактиковаться в полученных знаниях.

Привычка. Причина вытекает из приведенной уже схемы. В таком случае люди просто привыкли к постоянным переездам и не могут жить без разъездов. Цель поездки и место отходит на второй план, как и финансовая составляющая. Самое важное – сам процесс путешествия.

Самопознание. Очень часто человек стремиться побыть наедине с собой или своим близким человеком именно в поездке. Данный способ рефлексии присущ часто творческим людям, пытающимся найти себя и свое место в этом мире. Частенько они стремятся к единению с новым для них местом и выражению себя через это него.

Чужой пример. Немного корыстная причина, согласно которой люди стремятся к поездкам из-за того, что многие их знакомые и близкие могут себе позволить путешествия. В данной ситуации путешественник ищет место, наподобие того, где уже побывали их знакомые и родные. Чужой пример вдохновляет на совершение поездки.

Наличие родственников. Частое явление, когда человек путешествует для того, чтобы увидеться с своими знакомыми людьми и/или родственниками. Турист. По сути, выбирает место, где они живут. Другие составляющие поездки в данном случае имеют преимущественно второстепенное значение.

Есть и более формализованное объяснение желания и страсти к путешествиям. Та же студопедия2 подразделяет их по следующему принципу:

Культурные

Природные

Экономические

Туристские побуждения Психологические

Как мы видим, существует четкая систематизация мотивации к путешествиям, она не противоречит более простому изложению десяти основных причин для поездок людей. Давайте разберем их подробнее:

Культурные причины – желание изучения обычаев, традиций и культуры туристской дестинации.

Природные причины – изучение ландшафта, флоры и фауны дестинации, природных достопримечательностей разных мест.

Экономические причины – люди ориентируются по своим финансовым возможностям и руководствуются им как основным фактором для совершения путешествий.

Психологические причины – потребность разума и ума разгрузиться в необычных для себя условиях.

Давайте ненадолго отстранимся от непосредственного обсуждения темы и обратим внимание на более обобщенные вещи. Они необходимы для формирования целостной картины о теме курсовой работы. Предлагаю для выполнения этой задачи погрузиться в тематику туристских услуг.

Важно понимать, что туристские услуги являются частью сферы услуг3. Она оказывает сильное влияние на экономику страны за счет информатизации4 общества и всевозрастающего влияния информации в любом виде на жизнь общества.

Сервис неразлучно связан с туристскими услугами, так как является важнейшей его составляющей. Не будет ни для кого секретом, если я скажу, что туристическая сфера полностью держится на отношениях с клиентом. Немаловажное значение имеет и техническое обеспечение, инфраструктура.

Туристские услуги имеют свою специфику. Они строятся вокруг желания клиента куда-то поехать. Давайте систематизируем эту специфику через таблицу, в которой сравним услуги в туризме и в других видах сервиса и оказания услуг:

В других видах сервиса

В туризме

Пример

Часто идут раздельно, без привязки друг к другу и к другим видам услуг. Клиент берет конкретную услугу, за ней следующую

Наиболее популярен комплекс услуг, так формируется путевка, где клиент проводят через все стадии путешествия

Путевка и режим все включено

В других видах клиент может пойти в ресторан, а затем в сауну, и это не будет комплексом услуг

Отсутствие или ограничение транспортных услуг, т.к. сфера сервиса не связана с поездками

Транспорт входит в комплекс услуг и является важнейшей составной его частью

Путешествие из точки «А» в точку «Б» чаще входит в единый тур в туризме

Конкретное место оказание услуги, пространство и неотрывность от места

Места оказания услуги часто меняются опять же из-за наличия комплекса услуг

Услуга в туризме динамична, поездка на катере (к примеру) начинается в одном месте, а заканчивается в другом

Относительно небольшой промежуток между производством и потреблением услуги

Промежуток увеличивается и идет от начала путешествия, до самого его конца

Обед в ресторане длится полчаса, поездка в Европу на самолете – минимум 3 дня.

Услуга одна, она не делима и независима от других видов услуг. Выполняется меньшим количеством персонала и не требует большой и проработанной подготовки

Набор взаимосвязанных элементов сервиса с четкой и прописанной организацией процесса оказания услуг

Комплекс туристских услуг, объединенных чаще всего в путевку

По приведенным выше данным напрашивается вывод о том, что причины и цели туристов очень схожи между собой и служат единой цели – удовлетворению туристских потребностей. Приведенный анализ является неполным и будет со временем дополняться и анализироваться.

К первой главе можно подвести свой своеобразный итог. Количество теоретической информации хватает для полноценного анализа проблемы и достижения поставленных целей. Как мы поняли мотивация человека многообразна и может попросту не укладываться в существующие рамки, систематизирующие и обобщающие полученные данные. В последующих главах вопросы будут ставиться более узкие и точные, а ответы будут получаться все более интересными и многообразными.

Использованная в главе информация из интернет-источников:5

1) Студопедия: https://studopedia.ru/4_6877_turistskie-potrebnosti-motivi-i-tseli-puteshestviy.html

2) Специфика тур. услуг: http://tourfaq.net/travel-business/kakova-sushhnost-i-specifika-turisticheskix-uslug/

3) Определение туризма и его особенности: https://scicenter.online/ekonomika-otrasli-scicenter/opredelenie-turizma-45100.html

4) Сущность и понятие туризма: https://studbooks.net/634185/turizm/ponyatiya_suschnost_turizma

5) Классификация туризма: https://helpiks.org/8-58972.html

6) Классификация по Г.П. Долженко: https://studref.com/533258/turizm/klassifikatsiya_rossiyskogo_turizma_dolzhenko_2010

Глава 2. Практическая часть, исследование проблем

2.1. Вопросы исследования

Потребность человека в чем-либо вытекает из его природной сути. Каждый день мы встаем с постели, едим, дышим воздухом, пьем, спим и так далее. Эти потребности настолько очевидны, что не требуют лишних доказательств и обоснований.

Но есть другая человеческая нужда, не такая частая и систематическая, но в определенный момент жизни не менее необходимая. Речь идет об услугах. Они бывают самые разные по формам, видам, стилистике исполнения, но все направлены на удовлетворение человеческой потребности в чем-либо.

В данной главе предлагаю ответить на следующие вопросы:

Как спрос на туризм влияет на отдельно взятого человека?

История потребности человека в туристских услугах.

Почему туризм - комплекс многих потребностей человека?

Как подстегнуть рост спроса на туристские услуги?

Поставленные задачи помогут нам разобраться в вопросе наиболее четко и тонко. Под каждой задачей проведем анализаторскую работу и выразим свое мнение.

Вопрос первый: как спрос на туризм влияет на отдельно взятого человека?

Важнейший, с точки зрения исследования, вопрос. Ни для кого не секрет, что туризм представляет из себя целый комплекс услуг, в которых человек нуждается всегда. Особенно это касается их отдельно взятых (об этом далее). Но в туризме потребность была далеко не всегда. Еще двести лет назад человек всю жизнь мог прожить в своей деревне, так и не увидев мир. Что же изменилось?

Об этом я говорил в первой главе, когда речь шла об истории туризма. Кратко повторюсь. Все довольно просто. На старте прошлого столетия произошел качественный политический, экономический и социальный скачок вперед. Открылась цельная и открытая возможность путешествовать для широких слоев населения. Возникла целая индустрия, способствующая поездкам этих масс. Человек открыл тягу к путешествиям, читая познавательную и историческую литературу, сперва обучившись грамоте. Затем с завистью посмотрел на своего соседа, который смог поехать в Италию за покупками для благоверной и решил поехать сам.

Далее нам все известно. Путешествия - это наркотик, спрос на который не так уж и трудно создать. В дальнейшем он подстегивает сам в себе. Вот ту-то и кроется главное - влияние на человека, который захотел куда-то съездить.

Возникла такая ситуация, когда созданная путешественниками индустрия поменяла их самих. Человек в своей тяге съездить на отдых стал черпать силы не из книг или примерах других, а из собственной головы, из воспоминаний. Вот оно - влияние туристического желания, воспоминания.

Они формируют прошлое человека, его прежнюю жизнь и подстегивают к совершению новых открытий. Тяга к путешествиям вносят, тем самым, в жизнь разнообразие, возможность выбора, которого никогда прежде не было. В связке с ними пошли гражданские и политические права, экономические свободы и право выбора. Все это ставит туризм во главу угла. Нужно получить свежую порцию эмоций6 и воспоминаний? Значит необходимо съездить куда-нибудь.

Этот процесс приобретения эмоций и воспоминаний запустился чуть больше ста лет назад и не прекращается до сих пор. Каждое последующее поколение перенимает от родителей не только социальный и материальный статус, но и тягу к путешествиям. Спрос на который формируется общественным влиянием и примером собственных предков.

Привожу данные всемирной туристской организации за 2019 год в подтверждение своих слов.

Количество туристов по миру в целом:

1,5 миллиарда людей (на 4% больше, чем в 2018 году)

Африка

71 миллион (5% от общего числа)

Сев. и Юж. Америка

220 миллионов (15% от общего числа)

Средний Восток

64 миллиона (4% от общего числа)

Евразия

742 миллиона (51% от общего числа)

Океания

364 миллиона (25% от общего числа)

Улучшение материального положение сказывается на человеке в лучшую сторону. Он больше заинтересован в эмоциях и воспоминаниях, в связи с чем путешествует по миру активнее. Туристская сфера также получает от этого дивиденды, увеличивая свою прибыль.

Туризм важен для мира скорее экономически, а вот отдельно взятый гражданин развитой страны больше заинтересован в получении впечатлений и улучшении таким образом качества своей жизни. В итоге, индивид желает путешествовать чаще не из-за материальных причин, туризм для него - это территория нематериального.

Удовольствие от поездки нельзя чем-либо измерить, в том и особенность желания людей путешествовать. Человек, желающий путешествовать и активно делающий это, более счастлив и доволен своей жизнью - вот главное влияние туризма.

Вопрос второй: история потребности человека в туристских услугах.

Хотелось бы уточнить, что речь идет не о самой истории туризма, а лишь об истории потребности человека в этой сфере. В предыдущем параграфе мною было кратко об этом сказано. Но в контексте разбора этого вопроса я постараюсь погрузиться в тему глубже, так как считаю вопрос важным и определяющим.

История индустрии целиком и полностью опирается на историю спроса на нее. Приведу свое мнение в виде наглядной схемы:

Спрос на поездку ==> индустрия ==> подстегивание спроса

О чем идет речь?7

О том, что создание индустрии туризма - прерогатива путешественников, которые решили превратить увлеченное занятие в отрасль экономики и прибыльное дело. Одна из важнейших задач всей индустрии - подстегивание спроса на путешествия. Он может утихать из-за политических и/или экономических причин, но не умирать совсем. В таких случаях индустрия стремиться подстегнуть людей к путешествиям. Это вопрос каждой компании, государства и туристических фирм.

Спрос, потребность человека возникла тогда, когда он научился читать, тогда, когда он стал писать. Он не возникает сам по себе и не может сам по себе исчезнуть.

Спрос на туристские услуги обусловлен образованностью и материальным состоянием человека.

Представьте, что вы научились в 6 лет читать. Вам попалась книга, где описывалась далекая чудесная страна. Вам наверняка захочется поехать туда из-за красочного, хоть и гиперболизированного описания, правда?

Но прежде чем книга произвела ваш спрос, вы научились читать ее, Следовательно, история спроса неразрывно связана с общечеловеческим развитием.

Прослеживается взаимосвязь и с самой индустрией туризма. Первое аккумулирует второе. Это логически обоснованно и оправдано экономически.

Потребность к путешествиям спит в глубине человека. Но она есть там всегда. Это неотъемлемая и неотчуждаемая сущность человеческой природы. Средневековый крестьянин в перерывах между пахотными работами разок-другой обязательно задумывался, что же поджидает его всего в пятидесяти километрах от его родной деревни. Он боялся и одновременно хотел туда.8

Его потомки получили, наконец, возможность съездить и посмотреть мир. Страх прошел, любопытство осталось. Потребность проснулась тогда, когда необходимость каждый день пахать на земле отпала.

В современном мире эпохи городского человека потребность в туристских услугах становится все острее. Информация все более доступнее, а материальные возможности все шире. Спрос как экономическое явление тоже прогрессирует и становится четче, острее, яснее.

Внизу приведем график9 туристских потоков в СССР/России за период 1897-2007 годов:

Ниже привожу график увеличения грамотности в России за аналогичный период времени:

На первый взгляд, связь неочевидная, так как многие экономические и социальные показатели на рубеже XIX и XX веков ушли в рост. Вдобавок ко всему, на грамотность не сказались потрясения 20-го столетия в виде двух мировых войн и распада СССР. Но суть дела в том, что мотивационное влияние на туризм формируется еще и экономическими, политическими показателями, а графики приведены для наглядности взаимодействия процессов.

Вообще предлагаю оценить важность мотивационного влияния на туризм различных факторов и разделить их на категории по степени важности:

Образование и грамотность человека. Важность пункта в том, что у человека формируются нематериальные предпосылки для начала путешествия, он черпает информацию из различных источников, рождая внутри себя желание поездки

Финансовое благополучие. Второй по важности показатель, отображающий материальную готовность к путешествию. Важность этого пункта на первый взгляд первостепенна, однако человек сначала хочет куда-нибудь поехать, а уже затем смотрит на то, хватит ли ему на это денег. Именно в начале XX века широкие слои населения получили возможность путешествовать из-за качественного скачка в развитии мировой экономики и разгара индустриальной эпохи.

Общественное мнение и общественный пример. Об этом пункте вскользь упоминалось выше. Его важность в подаче примера человеку, который собирается путешествовать. Важность удачного примера путешествия сложно переоценить. Он служит, по сути, рекламой индустрии туризма как таковой и привлекает все больше людей.

Вопрос третий: почему туризм - это комплекс многих потребностей человека?

Сфера туризма представляет собой самый пестрый состав человеческих потребностей. Чего человек хочет?

Поехать искупаться на море? Отведать вкусного диковинного заморского блюда? Покататься на лыжах в солнечных Альпах?

На все эти вопросы разом отвечает индустрия туризма, так как она изначально формировалась под удовлетворение целого комплекса различных услуг.

За более чем столетнюю историю индустрия стала более гибкой и податливой на рыночные изменения в мировой экономике и приспособилась ориентироваться полностью на клиента. А они бывают разные. Один человек желает тирамису под лучами морского заката, второму нужна природа и свежее молоко под вид белеющих гор. Каждый стремиться найти в путешествии то, чего он никогда не добивался.

Индустрия ответила формированием путевок, комплексных туров. Такой шаг наиболее точно и удачно позволяет удовлетворить разом огромное число человеческих потребностей. В данном пункте кроется одно из главных преимуществ туризма - комплексность.

Тур - это наиболее сложная система путешествия, представляющая из себя большой спектр услуг, которые предлагаются потребителю. Часто сам человек не знает точно, чего хочет, в связи с чем специалисты в сфере туризма пытаются выяснить его потребности и желания. В последнее время туры наиболее популярны у туристов, нежели самостоятельная организация путешествий.

Самое важное в формировании тура - соблюсти все тонкости и максимально удачно предложить потребителю подходящую услугу. В каждый из моментов человек нуждается в совершенно разном, начиная от транспорта и заканчивая завтраком в номер. Туризм не предполагает одну единственную услугу, иначе само понятие туризма становится лишним.

Так или иначе, организованная поездка всегда строится по определенному шаблону, в который входит базовый набор услуг:

Транспортные услуги Гостиничные услуги Услуги питания

Услуги в комплекте

Как мы видим, шаблон состоит из нескольких составляющих, удовлетворяющих как минимум 4 потребности человека. Если убрать из схемы что-то одно, то она развалится, перестанет быть актуальной. А ведь на ней строится сама индустрия со всеми ее составляющими. Именно поэтому в туризме применяется комплекс услуг - чтобы удовлетворить целый комплекс потребностей человека.

Вопрос четвертый: как подстегнуть рост спроса на туристские услуги?

Спрос, как уже следует из всего сказанного, формируется из возникновения потребностей, а потребности возникают при улучшении экономического, политического и социального состояния государства или территории. В связи с чем возникает решение.

Спрос на туристские услуги растет в последнее время очень стабильно, но необходимо сделать отдельную сноску на пандемию коронавируса10 COVID-19, унесшую жизни более 100 000 человек и поставившее благополучие земного шара на колени. В таких условиях туризм не может стабильно развиваться и спрос людей на услуги туризма не может быть удовлетворен в полной мере. Однако если вынести за скобки 2020-ый год с его катаклизмами, то можно грамотно ответить на поставленный вопрос.

Спрос на туристские услуги следует повышать исходя из улучшения социально-экономического положения населения и дальнейшего развития его образованности. Более подробные меры будут изложены в 3-ей главе курсовой работы. Сейчас главная задача - понять суть роста спроса на туристские услуги в XXI веке.

А связаны они в первую очередь с высокой цифровизацией и информатизацией общества, с улучшением и увеличением пространственных связей между государствами и отдельными людьми. Очень многие люди едут в незнакомые им страны потому, что нашли "друга по переписке" в этой стране. Данный фактор не стоит недооценивать. Как минимум 1/10 доля туристов вас в таком случае не поймет.

2.2. Роль глобализации в спросе на туризм

Не стоит недооценивать глобализацию.11 Запущенные ею процессы обладают большой силой и вовлекают в цивилизованное пространство все большее количество развивающихся стран, считавшихся некогда бедными. А это не меньше 3 миллиардов людей. Вскоре и они будут вовлечены в путешествия по всему земному шару и дадут туристской индустрии еще больший толчок к развитию.

Для подтверждения своих слов возьму рейтинг самых активных туристических стран:

Место

Страна

Количество
туристов
из-за рубежа

(млн) (2017)[1]

Количество
туристов
из-за рубежа

(млн) (2016)[1]

Разница

(2016 и 2017)

(%)

Разница

(2015 и 2016)

(%)

1

 Франция

86.9

82.7

▲ 5.1

▼ 2.1

2

 Испания

81.8

75.3

▲ 8.6

▲ 10.5

3

 США

76.9

76.4

▲ 0.7

▼ 1.8

4

 Китай

60.7

59.3

▲ 2.5

▲ 4.2

5

 Италия

58.3

52.4

▲ 11.2

▲ 3.2

6

 Мексика

39.3

35.1

▲ 12.0

▲ 9.3

7

 Великобритания

37.7

35.8

▲ 5.1

▲ 4.0

8

 Турция

37.6

30.3

▲ 24.1

▼ 23.3

9

 Германия

37.5

35.6

▲ 5.2

▲ 1.8

10

 Таиланд

35.4

32.6

▲ 8.6

▲ 8.9

Как мы с вами можем наблюдать, как минимум две из них: Таиланд и Мексика уже находятся в ТОП-10 по посещениям в мире. Это значит, что процесс глобализации в туристской индустрии успешно запущен и удачно работает, открывая для туристов новые дестинации и подталкивая их прикоснуться к диковинному.

Но почему на них возник спрос?

Все просто, дело в том, что ранее эти страны не были доступны обывателям из-за рубежа. Но формировался их спрос на посещение стран третьего мира через новости, рекламу, книги и школьные учебники. Индустрия подстегнула туристов посетить развивающиеся страны через информационную подготовку. Так и формируется спрос на новое, ранее неизведанное. Именно так развивается современный туризм.

Каждый вопрос, ответ на который мы нашли - важный винтик в понимании самой сути туризма и проблем, которые мы исследуем. Отдельные решенные задачи и ответы на важнейшие для понимания вопросы открывают нам путь к решению самой главной задачи исследования - решения проблемы развития спроса в туристской индустрии и прогноз дальнейшего развития.

Использованная информация из интернет-источников:

1) История туризма в XX веке: https://svastour.ru/articles/raznoe/turizm-20-go-veka.html

2) Список стран по посещениям: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_туристическим_посещениям

Глава 3. Поиск путей решения проблем

Суть увеличения спроса на российский туризм

Спрос на туризм сам по себе очень проблематичен. Большое количество трудностей возникает у туристов ежедневно. Третья глава нашего исследования направлена как раз на поиск выходов проблем исследования. В чем их суть?

Вопросы, заданные во второй главе и объясненные там же, сами по себе формируют главную проблему: возникновение и подстегивание спроса на туристские услуги. Мы уже разобрали проблему, нашли ее корень, исследовали историю. Но так и не пришли к единому формату ее решения.

Главная трудность решения проблемы - ее разношерстность. Каждая страна и территория имеет неодинаковую степень ее актуальности и остроту. Если говорить о России, то возникающие трудности относительно проблемы исследования стоят очень остро, так как сама сфера туризма у нас нуждается в аккумуляции спроса на ее услуги.

Как мы уже знаем, спрос на туризм формируется экономическим, политическим и социальным развитием человека. Вот он, казалось бы, ответ. Необходимо просто поднять уровень жизни россиян на соответствующий европейским стандартам уровень. Но проблема гораздо глубже. Не все так просто.

В российском туризме есть существенный перекос в пляжный туризм12. Причем зачастую он имеет выездной характер. Подстегивается спрос на такой вид туризма из-за хорошего рекламного импорта. Но он следует не из России, а из Египта, Турции, Таиланда...

Нет спроса на сельский, минералогический, экологический туризм. Российским гражданам неинтересна собственная природа и культура. После тяжелых рабочих будней в заснеженных городах они стремятся туда, где есть тепло, солнце, голубое море. Спрос на отдых от серости формируется неблагоприятной социальной средой. Эффект имеет и телевизионная и интернет картинка. Мощный рекламный продукт и контраст с видом из окна - вот он спрос на пляжный отдых.

В данном вопросе необходимо участие государства и самих людей. Только внушение и реклама собственных рекреационных краев изменит ситуацию к лучшему. Спрос на внутренний туризм есть, база готова, хоть и в зачаточной форме. Выход прости понятен.

Выход из сложившейся проблемы

Постараемся систематизировать все предпосылки и сформулировать единый выход.

Для подстегивания спроса на туристские услуги необходимо:

Участие государственного капитала на начальной стадии аккумуляции спроса.

Просветительская работа по теме туристских услуг и собственных туристских ресурсов.

Подготовка специалистов в сфере внутреннего туризма.

Привлечение рекламных средств и создание условий для выгодного привлечения частного капитала.

Улучшение социальной среды и уровня жизни населения.

Улучшение материальной базы туристских дестинаций.

К полученным выводам легко придти на основе предыдущих глав исследования. Предложенные пути решения проблемы актуальны не только для нашей страны. Они универсальны13 для всех тем стран и территорий, которые стремятся к созданию благоприятных условий для привлечения туристов.

Сюда можно отнести и страны третьего мира: большую часть азиатских стран, Латинскую Америку, Наиболее развитые континентальные африканские страны.

Везде необходима длительная экономическая и социальная подготовка. Большую роль в решении проблемы играет глобализация14 и информатизация. Нужно больше данных, ценной информации. Это тоже поможет решить проблему.

Как бы не универсальна казалась проблема и пути ее решения, она имеет и свои специфические особенности.

К таковым можно отнести разный уровень экономического развития стран, большие культурные, религиозные различия. Необходимо сведение под какой-либо туристский стандарт, который будет регулировать туристские потоки. В данном вопросе мы опять возвращаемся к вопросу глобализации. Ее роль в решении проблемы тяжело переоценить. Именно она аккумулирует спрос на туризм по всему мру в век перехода от промышленной эпохи в информационную. Стирание видимых границ между странами - дорога к открытости мира, в том числе и к туристской свободе.

Последствия выхода из проблемы

Безусловно, еще большее повышение потребностей людей в услугах туризма приведет к существенным переменам для всех сторон, участвующих в туристской деятельности. Речь идет не только о позитивном, но и негативном влиянии. Каждая характеристика изменит сам облик туриста, его составляющую. Необходимо рассмотреть таковую с разных точек зрения.

Позитивное влияние увеличения спроса на туристские услуги будет таковым:

Увеличение доходов экономик всех стран-участниц туристической жизни.

Толчок к росту экономик стран Третьего Мира, увеличение их уровня жизни.

Формирование большого количества новых рабочих мест и целой сферы занятости населения.

Развитие новых, ранее труднодоступных дестинаций и туристских объектов.

Увеличение конкуренции между туристскими отраслями и дестинациями.

Улучшение удовлетворенности туристов от поездок.

Стирание культурных, языковых и политических барьеров.

Увеличение туристического потока.

Все вышеперечисленное произойдет, если в путешествия вовлекутся еще десятки миллионов человек, причем из стран с развивающимися экономиками. Изменится сам облик туриста, его культура станет более пестрой и разношерстной.

Но есть и свои негативные стороны, которые во многом перечеркивают предполагаемые достижения:

Эффект огромный в краткосрочной перспективе, однако спустя время отрасли туризма потребуется новый технологический и культурный рывок, так как путешествия в любую точки земного шара без преград перестанут быть обыденностью.

Стандартизация и приведение к единому стандарту могут уничтожить свои особенности в дестинациях, касающихся культуры, кухни, обычаев, истории и так далее. В Австралии вас будет ждать тот же самый сервис, что и в Сомали.

Увеличение мигрирующих масс населения, что повлияет на мировую экономику, делая ее менее стабильной.

Достижение потолка в развитии туристской отрасли на Земле.

Прогноз на развитие российского и мирового туризма

Перечисленное выше уже частично актуально из-за также упомянутого процесса глобализации, когда все большее количество масс вовлекаются в путешествия и все меньше остаются на своей земле всю жизнь. Меняется облик мирового туризма.

Считаю, что подстегивание спроса на туризм необходимо в первую очередь из-за экономических соображений для конкретных стран, где отрасль развита не так сильно. В таких странах больше популярен выездной туризм в более медиа рекламируемую зону и в другие государства. К такой территории, безусловно, относится и наша страна.

Россия более или менее соответствует и будет соответствовать мировым стандартам развития туристской отрасли. Это объясняется целым рядом факторов:

Вестернизация и глобализация, вовлечение в мировое языковое пространство.

Рыночная система экономики, работающая по таким же принципам, что и западные коллеги.

Культурная ассимиляция с европейским, американским и мировым пространством.

Возникновение единой информационной зоны.

Эти факторы уже действуют, позволяя нашей стране принимать все больше туристов из-за рубежа. Все больше людей понимают английский язык и готовы разговаривать на нем с иностранцами, все больше людей поддерживают мировые культурные тенденции (терпимость к ЛГБТ сообществу, например).

Так или иначе, через 20 лет облик России как огромной по потенциалу туристской дестинации сильно изменится. Население на 80-90% будет знать какой-нибудь из иностранных языков, усилится приток туристов в российские глубинки, Российские граждане практически перестанут отличаться культурно от своих европейских коллег.

Стоит ли к этому стремиться?

Не все так однозначно, глобализационные процессы внутри нашей страны, как я считаю, стоит несколько замедлить. Потеря собственного национального облика - неизбежная участь огромного числа XXI века. Мировым тенденциям сопротивляться в полной мере бесполезно. Но стоит увеличивать потоки внутреннего туризма, а не внешнего. Собственные граждане для страны важнее, чем иностранные коллеги, так как они больше заинтересованы в осознании самих себе через путешествия по Родине. Вот она больная точка спроса, на которую стоит надавить.

Сделаем небольшой подвывод: мировое сообщество так или иначе ждет подстегивание туристского спроса через глобализационные процессы. Пандемия коронавируса COVID-19 в данных обстоятельствах выглядит больше случайностью и не должна в долгосрочной перспективе повлиять на отрасль. В краткосрочной же перспективе пандемия перезагружает всю индустрии и помогает ей шагнуть в будущее, уводя индустрию все больше в интернет пространство.15

Наша страна также будет вовлечена в мировые процессы, но это не значит, что нам самим нужно развивать собственные туристские ресурсы путем привлечения туристов извне. Наша задача - увеличить объемы потребностей собственных граждан. К такой цели необходимо начать стремиться уже сейчас.

Интернет-источники:

1) Влияние пандемии на мировой туризм: https://rb.ru/longread/future-of-travel/

2) Понятие глобализации: https://www.uznaychtotakoe.ru/globalizaciya/

3) Характеристика российского туризма: https://revolution.allbest.ru/sport/00352699_0.html

Заключение

Исследование, проведенное в данной работе, позволяет подвести итоги под всей работой.

Тема исследования с моей точки зрения, исчерпана и обоснована в полной мере. Вся необходимая теоретическая база, анализ и итоги позволяют разобраться в теме исследования наиболее полно и точно. Ее обширность оставляет место под дальнейшую дискуссию относительно спроса в туристской отрасли, однако все объективное, что было приведено, не может быть дополнено кардинально или убрано без причинения ущерба всей работе.

Цель работы достигнута. Ее формулировка: "понятие причин возникновения спроса на туристские услуги" выполнена. Это объясняется экономическим, политическим и культурным развитием не только общества, но и отдельного человека. Также на достигнутую цель работы намекает и вся приведенная в первой главе теория и ее анализ, позволяющий научно обосновать природу человеческого спроса на что-либо, в особенности на услуги туризма.

Выполнены и задачи исследования, по которым и была достигнута цель:

1) Приведена и обоснована теоретическая база исследования, на основании которой и строилось все исследование.

2) Проведен подробный анализ проблемы исследования, сделаны соответствующие ей выводы и подведены итоги. Вопрос изучен с разных сторон и содержит объяснение причин, исторический контекст и пути решения.

3) Как следствие выполнение всех поставленных задач и достижение цели. Природа спроса на туризм раскрыта, ее последствия исследованы.

Данная курсовая работа ставила перед собой задачи полное раскрытие темы исследования и приведения всей известной и общедоступной теории по поставленному вопросу. Актуальность работы и проблемы исследования обоснованы корректно. Приведенные источники выбраны в целом верно и с дополнением к настоящей работе. Их количество и качество также считаю удовлетворительным. Также раскрыта суть роли темы исследования как в исследовании, так и во влияние на мир.

Работа исследует самые насущные проблемы современного мирового туризма, помимо прямых задач и цели решает еще и проблему прогноза в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Список литературы

1) Студопедия: https://studopedia.ru/4_6877_turistskie-potrebnosti-motivi-i-tseli-puteshestviy.html

2) Специфика тур. услуг: http://tourfaq.net/travel-business/kakova-sushhnost-i-specifika-turisticheskix-uslug/

3) Определение туризма и его особенности: https://scicenter.online/ekonomika-otrasli-scicenter/opredelenie-turizma-45100.html

4) Сущность и понятие туризма: https://studbooks.net/634185/turizm/ponyatiya_suschnost_turizma

5) Классификация туризма: https://helpiks.org/8-58972.html

6) Классификация по Г.П. Долженко: https://studref.com/533258/turizm/klassifikatsiya_rossiyskogo_turizma_dolzhenko_2010

7) История туризма в XX веке: https://svastour.ru/articles/raznoe/turizm-20-go-veka.html

8) Список стран по посещениям: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_туристическим_посещениям

9) Влияние пандемии на мировой туризм: https://rb.ru/longread/future-of-travel/

10) Понятие глобализации: https://www.uznaychtotakoe.ru/globalizaciya/

11) Характеристика российского туризма: https://revolution.allbest.ru/sport/00352699_0.html

1Г.П.Долженко (1940 - н.в) - советский и украинский политик и исследователь, ученый зоотехник. Автор многих исследований в сфере туризма

2Студопедия - наиболее авторитетный и популярный ресурс для студентов. Хорошее подспорье и для информационной подготовки студентов и более простая замена профессиональной литературе.

3 Сфера услуг - часть современной экономике, организованная на нематериальном производстве услуг и их составляющих.

4 Увеличение роли информации в мировом пространстве, превращение ее в полноценную экономическую и политическую единицу. Переход от индустриального общества в информационное.

5Здесь и в дальнейшем подразумеваются преимущественно источники сети "Интернет", включая профессиональную литературу и работы ученых-исследователей.

6 Эмоция - реакция мозга на какое-либо событие или явление

7Вопросная форма изложение помогает "освежить" сухой анализ ситуации и включить обратную связь от читателя работы.

8 В средневековье представления о плоской Земле пугали населения и сковывали их географические перемещения

9Приведено с Яндекс. Картинки

10 Пандемия началась в конце 2019 года и в настоящее время напрямую влияет на экономическую и культурную мировую жизнь

11 Глобализация - процесс объединения мира в единую экономическую, социальную и информационную зоны, стирание культурных и экономических барьеров и рамок между государствами и континентами

12 А пляжный туризм в свою очередь имеет сезонный характер

13 Россия вовлечена в мировое сообщество и все тенденции распространяются, хоть и с опозданием, на нее тоже

14 Глобализация - приведение политической, экономической и культурной жизни к единому мировому стандарту

15 См. Влияние пандемии на индустрию туризма

Евсеев М.С. Группа Т-19 15.11.2020

Просмотров работы: 2699