ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Лукутина А.В. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Роль туризма в мировой практике постоянно возрастает. Будучи одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, по данным ЮНВТО, обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится 6% мирового ВНП и 5% всех налоговых поступлений в общемировой статистике.

Можно сказать, что туризм, испытывающий на себе влияние ряда внешних факторов, сам способен оказывать значительное воздействие на экономическую, политическую, экологическую, социально-культурную ситуацию тех стран и регионов, где он развивается. Причем это воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Ю.Ф. Волков выделяет политическое, воспитательное, культурное, общественное, биологическое и экономическое значение туризма.

Актуальностью данной темы является рассмотрение основных целей туризма через потребление. Именно туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или региона: увеличиваются доходы предприятий туристской сферы, стимулируется развитие сферы сервиса, повышается спрос на товары и услуги определенного региона, возрастает товарооборот.

Предметом исследования являются основные цели туристического бизнеса, их формирование и закрепление на государственном уровне.

Объектом исследования являются регионы мира, конкретно Африка и Америка.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ основных целей и факторов развития туризма, то что двигает мировые державы развивать и улучшать сферу туристического бизнеса и гостеприимства.

Для достижения цели выделим некоторые задачи:

Дать определение понятиям «Туризм», «Туристический бизнес»;

Рассмотреть основные цели развития туризма на примере стран Африки и Америки;

Проанализировать состояние туристского рынка в России, определить его основные цели и пути развития.

ГЛАВА 1

ЦЕЛИ ТУРИЗМА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ

1.1 Определение туризма как ряда социокультурных отношений

Термин туризм первым употребил В.Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского «tour», что значит «прогулка». До недавнего времени в каждой стране понятия «туризм» и «турист» определялись по-своему.1

С развитием международного туризма в современном мире и с созданием крупных корпоративных туристических организаций возникла необходимость дать общепринятое определение понятию «туризм».

Одно из первых определений туризма дали профессора Бернского университета В.Хунзикер и К.Крапф, позднее оно было принято Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Туризм – это ряд явлений и взаимных отношений, возникающих в результате путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

Первое официальное определение, принятое Организацией объединенных наций (ООН) в 1954 г., включает, что туризм – активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику понятия «туризм» представила Академия туризма в Монте-Кар­ло: «Туризм – общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных, профессионально-деловых целях, для удоволетворения познавательных интересов в свободное время без занятий оплачиваемой деятельно­стью в месте временного пребывания».

На Всемирной конференции по туризму (Мадрид, 1981 г.) туризм определен как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые с элементами спорта. При этом следует отметить, что туристическими поездки будут только при соблюдении временного (более суток) и пространственного (пе­ремещение в другое место) критериев.

В Гаагской декларации по туризму (1989 г.) туризм определен как свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также как сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, воз­никающих в результате этого перемещения.

С юридической точки зрения туризм – это совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам.

С точки зрения экономической науки туризм – это экономическая система с разнообразными связями между отдельными элемен­тами в рамках хозяйства отдельной страны, связей нацио­нальной и мировой экономики в целом, а также сфера экономической деятельности, включающая производство и реализа­цию туристических услуг и товаров различными организациями, располагающими туристическими ресурсами.

Некоторые специалисты предлагают несколько иной перечень функций туризма. При этом его общая сущность как явления сохраняется. Так, А.С. Запесоцкий полагает, что важнейшие функции туризма — оздоровительная, развивающая, социально-статусная, социально-экономическая и интеграционная.2

Оздоровительная. Разнообразие впечатлений и удовлетворение рекреационных потребностей людей положительно сказывается на их физиологическом, психическом состоянии, работоспособности и социальной активности.

Развивающая. Вовлечение туристов в обучающие и культурно-познавательные программы создает условия для повышения их интеллектуального уровня, расширения кругозора.

Социально-статусная. Туризм становится важным показателем общественного статуса человека, индикатором качества его жизни.

Социально-экономическая. Туризм, будучи одной из крупнейших и наиболее динамичных отраслей, занимает второе место по доходам после добычи и переработки нефти. Он обеспечивает занятость 6% работающего населения Земли. Эта функция проявляется и в том, что люди, отдыхая, таким образом восстанавливают свою трудоспособность, что имеет не только социальное значение, но и прямой экономический эффект.

Интеграционная. Туризм способствует развитию международных экономических отношений, возникновению ряда международных межправительственных и неправительственных организаций и союзов.

Таким образом, определение туризма с точки зрения социокультурной сферы многогранно, так как, поистине, данная сфера затрагивает практически все аспекты жизни человека, это и экономика, и политика, и правовая деятельность.

1.2. Значение и цели туризма для человека и общества

Роль туризма в мировой практике постоянно возрастает. Будучи одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, по данным ЮНВТО, обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится 6% мирового ВНП и 5% всех налоговых поступлений в общемировой статистике.

Можно сказать, что туризм, испытывающий на себе влияние ряда внешних факторов, сам способен оказывать значительное воздействие на экономическую, политическую, экологическую, социально-культурную ситуацию тех стран и регионов, где он развивается. Причем это воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Ю.Ф. Волков выделяет политическое, воспитательное, культурное, общественное, биологическое и экономическое значение туризма.

Политические цели туризма, особенно международного, заключается во взаимном сближении, обмене мнениями и взглядами между жителями разных стран и континентов. Туризм может способствовать установлению связи между народами, закладывая основы для мирного сотрудничества, и послужить одним из путей укрепления мира.3 Иностранный туризм — лучшая форма познания какой-либо страны и ее жителей, поскольку представление о ней, полученное из книг, радио, кино, телевидения, часто не соответствует действительности. Непосредственный контакт при поездке в эту страну может изменить неверные понятия и предубеждения.

Воспитательная цель туризма состоит в повышении сознательности участников экскурсий, которые посещают различные районы страны, наблюдают за проявлениями общественной жизни, знакомятся с достижениями экономики и культуры.

Культурная цель туризма заключается в обогащении личной культуры при знакомстве с новыми городами, людьми, их историей и обычаями, достижениями в искусстве, архитектуре, театральной жизни, литературе, музыке, а также в совершенствовании знаний иностранных языков.

Общественная цель туризма выражается в росте солидарности, товарищества и взаимной доброжелательности участников туристской поездки, самостоятельности, добросовестности, чувстве ответственности и дисциплины, в выработке самообладания и силы воли в любых обстоятельствах, в правильном отношении к природе, местному населению.

Биологическая цель туризма — в пребывании в благоприятных климатических условиях, восстановлении физических сил и моральном отдыхе. И как результат этого — улучшение здоровья, хорошее самочувствие, повышение трудоспособности и желание работать, что в свою очередь способствует росту производительности труда.

Особенно важно для государства экономическая цель туризма, когда государство выступает не только в роли предоставляющего услуги, но и потребителя отдельных элементов обслуживания. Такое понимание проблемы туризма позволяет ввести понятия «туристский рынок», «туристское предложение», «туристский спрос», «туристские услуги» и отметить, что туризм косвенно влияет на другие области экономической жизни, что может проявляться в различных формах.

Большинство авторов все же останавливаются на четырех аспектах воздействия туризма — экономическом, социальном, экологическом и гуманитарном. Рассмотрим их более подробно, опираясь на работы известных специалистов в области теории и практики туризма. При этом первостепенное значение будет отдаваться анализу основных направлений экономического и гуманитарного воздействия туризма.

Как полагает Г.А. Яковлев, основное направление воздействия туризма — экономика, так как туризм служит катализатором экономического развития стран и регионов и в то же время сам является одной из наиболее перспективных и быстрорастущих ее отраслей.

Экономическое значение туризма проявляется в первую очередь через спрос и потребление туристов, потребности которых принято делить на три группы: основные, специфические и дополнительные. К основным относятся потребности туристов в передвижении, размещении и питании. Специфические — главная цель поездки — потребности в лечении, получении впечатлений, общении, развлечениях и т.д. Дополнительные потребности удовлетворяются предприятиями сервиса, торговли, культурными и развлекательными учреждениями.4

Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или региона: увеличиваются доходы предприятий туристской сферы, стимулируется развитие сферы сервиса, повышается спрос на товары и услуги определенного региона, возрастает товарооборот. Туризм развивает местную инфраструктуру, создает дополнительные рабочие места, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли. Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном воздействии туризма на экономику страны или региона.

Прямое воздействие — результат расходов туристов на покупку товаров и услуг, повышающих доход страны и региона, обеспечивающих пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии.

Известно, что доход от иностранного туризма в развитых странах вдвое превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами. Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Они включают оплату: комплексных поездок, пакетов услуг на отдых и туры, размещения, питания и напитков, транспорта, рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности, потребительских товаров — неотъемлемого элемента путешествий, медицинского обслуживания.

Деньги, которые туристы тратят в месте пребывания, создают доходы не только для региона, но и для страны пребывания в целом. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если они выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.

Этот процесс оказывает косвенное воздействие на экономику страны (региона). Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Такое явление называется эффектом мультипликации, или мультипликатором. 5Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы — доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму, израсходованную им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.

Это означает, что часть доходов, полученных из выручки от продажи туристских услуг и товаров, направляется на налоги. Когда туристское предприятие покупает местные товары, деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона. Из этих доходов выплачивается заработная плата работникам, которые в свою очередь тратят их на покупку товаров и услуг. Часть денег, полученных от туристов, идет на создание фонда накопления; другая — покрывает произведенные расходы на покупку товаров, приобретенных в иных регионах, т.е. представляет собой утечку денег из сферы экономики туризма. Таким образом, увеличение дохода и управление производством туристского продукта усиливает мультипликацию туристского расхода. Но чем больше товаров импортируется из других регионов, тем эффект мультипликации меньше.

Сочетание прямого и косвенного влияния определяет совокупное воздействие туризма на экономику страны или региона. Оно проявляется через влияние туризма на платежный баланс страны, которое выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом, а также на занятость населения и региональное развитие.

Туризм приобретает большое значение для регионального развития. Создание туристских предприятий в различных регионах способствует выравниванию и ускорению экономического развития, созданию дополнительных рабочих мест, привлечению внимания к местному природному и культурно-историческому наследию и проблемам его охраны, повышению спроса на товары местного производства и т.д. Но наряду с позитивными моментами выделяется еще и целый спектр отрицательных последствий развития туризма в регионах.

1.3 Основные направления и меры развития туризма в России

Базой развития российского туризма является туристская и обеспечивающая инфраструктура. Основным инструментом для ее модернизации и расширения в настоящее время выступает подпрограмма «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Подпрограмма «Туризм»).

В рамках Подпрограммы «Туризм» предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров (постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1572).6

Кластерный подход заключается в сосредоточении на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров создаются необходимые и достаточные условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Заложенные в данном программно-целевом механизме принципы оказания государственной поддержки развития туристской отрасти носят комплексный характер: в рамках инвестиционных проектов строятся новые и реконструируются существующие автомобильные дороги, создаются линии электропередач, сети газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и иные инженерные сооружения.

В свою очередь инвесторами также создаются объекты туристской инфраструктуры, включая коллективные средства размещения, объекты общественного питания, лечебно-оздоровительные объекты, объекты транспортной инфраструктуры, торгово-выставочные, спортивные, культурно-познавательные объекты и объекты сервиса и делового туризма.

Также в рамках Подпрограммы «Туризм» предусмотрены субсидии из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.2019 №1619).

Грантовая поддержка общественных и предпринимательских инициатив будет способствовать внедрению в управление отраслью лучших мировых практик и улучшению институциональной среды в туризме, стимулированию применения новых, в том числе информационных технологий, экологически устойчивых методов организации туристической деятельности, технологических стандартов безбарьерного туризма для всех категорий граждан, включая маломобильных.

Кроме того, Подпрограммой «Туризм» начиная с 2021 года предусматривается предоставление субсидий на возмещение недополученных российскими кредитными организациями доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, приобретения технических средств, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма.

Указанный механизм будет стимулировать инвестиционную активность в отрасли посредством субсидирования финансовых организаций
с целью обеспечения участников рынка доступными кредитами на реализацию инвестиционных проектов и приобретение средств, обеспечивающих функционирование туристских кластеров.

Для стимулирования развития внутреннего и въездного туризма Федеральным агентством по туризму осуществляется реализация следующих мер поддержки туроператоров:

-  в целях возмещения расходов, понесенных туроператорами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, в связи с оказанием услуг по реализации туристского продукта по туристским маршрутам, включенным в перечень пилотных субсидируемых приоритетных туристских маршрутов по Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2018 г. № 926, в период, установленный в соответствии с указанным перечнем туристских маршрутов.

Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. 7В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких, как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, характеризующаяся, с одной стороны, укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой — увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

На основании всего выше изложенного главной целью развития туризма в Российской Федерации является формирование современного и эффективного конкурентоспособного туристского рынка, который будет обеспечивать широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан, которые пребывают на территорию Российской Федерации с целью получения туристских услуг, повышение занятости и уровня доходов населения.

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

2.1. Направления развития туризма в странах Африки, Европы, Азии

В современном мире туризм является одним из важнейших направлений международной хозяй­ственной деятельности, непосредственно генерирующих услуги, товары, иностранную валюту, заня­тость и инвестиции. В тех странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он имеет ог­ромное экономическое и социальное влияние на национальное развитие.

Вместе с тем следует отметить возникающие изменения на туристском рынке, появление новых трендов в динамично развивающейся отрасли международного туризма. Одной из главных особенно­стей развития туризма является неравномерное распределение туристских потоков в разных регионах и странах мира. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движение имеет в основном интрарегиональный характер.8

Исследователи отмечают, что вместе с ростом требовательности туристов к сервису сам турист­ский продукт становится все более разнообразным, возрастают его трудоемкость и капиталоемкость. В значительной мере это вызвано появлением новых видов туризма и устойчивым развитием всей мировой индустрии туризма. В последние пять лет перед туристской индустрией остро встала про­блема сохранения и развития как рекреационных, так и туристских ресурсов в целом.

Согласно последним данным Барометра международного туризма UNWTO (United Nations World Tourism Organization — Всемирная туристская организация) в первой половине 2014 г. число международных туристских прибытий возросло более чем на 4,6%. С января по июнь 2014 г. турист­ские центры мира посетили около 517 млн международных туристов, или на 22 млн больше по срав­нению с аналогичным периодом 2013 г.

Азиатско-Тихоокеанский регион (+5%) укрепил тренд последних лет, принимая во внимание ре­зультаты лидеров — Южной Азии (+8%) и Северо-Восточной Азии (+7%), а также показатели основ­ных турнаправлений, таких как Япония, Республика Корея и Малайзия, добившихся темпов роста, которые выражаются двузначными цифрами. Этот регион пользуется преимуществами текущего рос­та экономики, постоянного инвестирования в развитие инфраструктуры и принятия мер по упроще­нию визовых процедур.

Богатая и уникальная культура, разнообразная среда и стандарты услуг в целом обеспечивают привлекательность Азиатско-Тихоокеанского региона для международных туристов. Перспективы роста туризма в регионе, однако, определяются рядом факторов, в том числе глобализацией, измене­ниями в транспорте, инфраструктуре, ростом численности населения и развитием региональных пу­тешествий. В то же время есть ряд факторов, которые могут помешать развитию туризма (например, формальности при получении визы и пересечении границ), а также различные непредвиденные по­трясения, например, стихийные бедствия, опасность для здоровья и угроза безопасности, которые непосредственно влияют на число приезжающих.9

В АТР сосредоточена треть мирового населения — 2,1 млрд человек, и оно продолжает расти, хотя и не такими быстрыми темпами, как 20 лет назад. Рост населения региона увеличивает его тури­стский потенциал, в результате чего новые людские резервы вовлекаются в туристскую деятельность.

В демографическом плане АТР значительно отличается от развитых стран Европы и Северной Аме­рики, где почти все страны имеют первый тип воспроизводства населения. В бассейне Тихого океана располагаются страны, резко отличающиеся по численности населения, демографической ситуации и демографическим тенденциям. Здесь находятся 3 из 11 самых густо населенных стран мира, числен­ность населения в которых превышает 100 млн чел., — Китай (1,366 млрд чел.), Индонезия (254 млн чел.), Япония (127 млн чел.). Самый низкий коэффициент естественного прироста (0,18%) имеет Япония, за ней следуют Австралия (0,59%) и Новая Зеландия (0,67%). Вместе они составляют около 7% населения региона, но эти 122 млн человек отличаются наиболее высоким уровнем доходов и ка­чеством жизни, активно путешествуют. В противоположность этой небольшой группе 27 стран ре­гиона относятся ко второму типу воспроизводства и отличаются высокими показателями рождаемо­сти (более 20 на 1000 населения) и коэффициента естественного прироста (от 1,25% до 4%). Самая высокая рождаемость характерна для стран Юго-Восточной Азии и Океании: Маршалловы Острова (45,2%), Лаос (38,3%), Соломоновы Острова (34,8%), Камбоджа (33,5%), Кирибати (32,4%). Их же отличают и самые высокие коэффициенты естественного прироста населения — от 2,27% в Камбод­же до 3,88% на Маршалловых Островах. Низкий уровень социально-экономического развития не способствует развитию выездного туризма в этих странах. Но для некоторых из них туристский сектор играет видную роль в экономике, на него приходится более 20% в ВВП (Вануату, Западное Самоа). Продолжающийся рост численности населения, преобладание детских и трудоспособных возрастов обусловливают в этих странах обширность рынка труда и его низкую стоимость.

2.2. Развитие туризма в Африке

Африка относится к молодым туристским регионам и отличается в настоящее время более высокими темпами прироста туристских потоков, чем в традиционных туристских регионах.

Однако Африканский регион менее других устойчив в экономическом и политическом плане и это отрицательно сказывается на развитии туризма. Периоды его ускоренного роста сменяются стагнацией и спадами. Начало 80-х и середина 90-х — период застоя в туризме Африки из-за сокращения поездок в регион по причине боязни СПИДа. Африканские операторы вынуждены были для привлечения туристов снижать цены. Поэтому темпы доходности туризма отставали от темпов прибытий. В целом Африка, будучи чрезвычайно притягательной и перспективной как регион туризма, пока еще мало освоена.10

Современная политическая карта региона сформировалась под воздействием процессов европейской колонизации и деколонизации. Колонизация началась в начале ХV в. и к концу ХIХ столетия европейцы владели 90 % территории Африки. Французские колонии размещались преимущественно в Северной, Центральной и Западной Африке (Алжир, Западная Сахара, Тунис, Французское Конго). Британские колонии находились преимущественно в Восточной Африке (Египет, Судан, Занзибар, Капская колония, Наталь, Маврикий, Сейшельские острова, Уганда и др.). Португалия владела Анголой, Мозамбиком, островами Сан-Томе, Зеленого мыса, и Принсипи, Мадейра). Германия контролировала территории Танзании, Руанды, Бурунди, Того, Ганы и Камеруна, Бельгия — Заира. Эритрея и часть Сомали были колониями Италии. Движение за освобождение Африки развернулось с начала ХХ века, но особенно активные процессы деколонизации охватили регион в 1960-е гг. На территории современной Африки располагается около 50 государств и территорий (о. Реюньон — французский заморский департамент; острова Св. Елены — колония Великобритании; Сеута и Мелилья — владения Испании).

Африку отличает от других континентов особое географическое положение: экватор пересекает ее почти посередине. Благодаря своему положению в двух полушариях она обладает широкими перспективами для развития туризма в течение всего года и таким образом может решать проблемы сезонности мирового туризма, особенно для туристов из Европы.

Африка получает огромное количество солнечного тепла. Температуры воздуха высоки круглый год, а зима и лето отличаются главным образом по условиям увлажнения: лето — это почти везде сезон дождей, зима — сухой период.

Площадь Африки — около 30 млн кв.км (1/5 суши земного шара). Северные берега Африки обращены к Средиземному морю, которое с древнейших времен играло важную роль для развития торговли в средиземноморских странах Европы, Азии и Африки. Следует отметить, такой важный момент рекреационно-географического положения Африки как ее близость к Азии (Средний Восток) и ведущему туристскому региону — Европе. В Гибралтарском проливе наименьшее расстояние между Европой и Африкой составляет всего 14 км. По Синайскому полуострову проходит граница между Африкой и Азией. Через Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, проходят морские пути международного значения из Европы в Азию.

Берега Африки омываются водами Атлантического и Индийского океанов. Побережья преимущественно слабо расчленены, почти не имеют хорошо защищенных морских бухт.

Обрывистые скалы чередуются с песчаными пляжами, удобными для развития морских курортов, устья рек перегорожены косами и скрыты зелеными заслонами из мангровых зарослей.11 Сильный прибой и большие глубины затрудняют подход судов к берегу. Вдоль побережья Индийского океана много коралловых рифов.

В Африке нет высоких и протяженных горных цепей ( высочайшая точка — гора Килиманджаро 5895 м).

В рельефе преобладают равнины, плато и плоскогорья, очень мало низменностей.

Равнины, как правило, окружены ступенчато поднимающимися плато или плоскогорьями и представляют собой, таким образом, днища огромных впадин (впадина Калахари, Конго, Данакиль, Чадская котловина).

Основные черты климата Африки определяются, прежде всего, ее положением в экваториальных и тропических широтах, поэтому она — самый жаркий и сухой континент.

Однако существуют значительные внутренние климатические различия. На экваторе круглый год высокие температуры (+24˚С), осадки также выпадают в течение круглого года (более 2000 мм в год). Равномерное поступление влаги обеспечивает непрерывную вегетацию растений, и в центральной части материка в бассейне реки Конго произрастают вечнозеленые леса. К северу и югу от экваториального климатического пояса широкими полосами простираются территории с субэкваториальным климатом. Для них также характерны высокие температуры в течение года, но осадки выпадают неравномерно, имеется сухой сезон продолжительностью от 2 до 10 месяцев.

Здесь раскинулись бескрайние просторы жарких саванн. Далее на юг и север субэкваториальные пояса переходят в зоны тропического климата. Здесь круглый год очень жарко и сухо (менее 100 мм осадков в год, при этом дожди случаются не каждый год). Обширные пространства испытывают острый недостаток влаги. Приподнятые и крутые берега затрудняют проникновение влажных ветров с океанов. Континентальность климата особенно ярко выражена в северной, широкой части Африки. Эту часть Африки (около Ѕ территории или 14 млн кв.км) занимают пустыни и полупустыни, в том числе величайшая пустыня мира Сахара (8 млн кв. км). Крайний север и юг континента лежат в поясах субтропического климата. Летом здесь господствует тропический воздух и стоит сухая, безоблачная, жаркая погода. Зимой погоду определяют умеренные воздушные массы, они приносят более прохладный и насыщенный влагой воздух и поэтому зимой на севере и юго-западе Африки идут дожди (такой климат получил название средиземноморского). Здесь в естественном виде произрастали леса из атласского кедра, вечнозеленых дубов, магнолий. Но в настоящее время они мало сохранились и уступили место культурным ландшафтам.

Несмотря на дефицит влаги на обширных пространствах, в Африке протекают самая полноводная река восточного полушария — Конго и самая длинная река на Земле — Нил.

И в этом тоже проявляется контрастность, так характерная для природы всего континента. Из других рек, играющих важную роль в жизни африканских стран и народов — Замбези, Нигер, Лимпопо, Оранжевая. На реке Замбези находится один из самых больших водопадов мира —Виктория.

Почти все крупнейшие озера Африки располагаются на востоке и лежат в тектонических впадинах (Танганьика, Ньяса). Вытянутые и узкие, они обрамлены крутыми склонами и имеют большие глубины. Озеро Танганьика по глубине второе в мире после Байкала. Самое большое озеро в Африке — Виктория, оно мелководно, так как занимает прогиб в кристаллической основе материка.

На остальной территории Африки озер мало, они мелководны и часто не имеют постоянных очертаний. В сухое время такие озера занимают небольшую площадь, но после дождей она возрастает почти вдвое (например, озеро Чад). Африканская флора чрезвычайно богата. В настоящее время известно около 40 тыс. видов высших растений, много эндемиков, т. е. растений, которые встречаются только в Африке. Богат и экзотичен мир африканских животных, особенно травоядных — жирафы, зебры, многочисленные антилопы, слоны, носороги, бегемоты. Много хищников: львы, гепарды, гиены, шакалы.

Африка — континент контрастных ландшафтов и имеет хорошую естественную основу для развития туризма. Но в результате хозяйственной деятельности человека, природа континента претерпела сильные изменения, и некоторые районы превратились в зоны экологического бедствия. Для сохранения природы и ее рационального использования, в том числе и для развития туризма, правительства некоторых африканских государств ( Кения, Танзания, Уганда, ЮАР, Намибия, Ботсвана) создают систему национальных парков. Среди африканских стран первое место по числу национальных парков принадлежит Кении, где они занимают 15 % всей территории. В южной части страны расположен самый большой по площади национальный парк Цаво.

Здесь под охраной находятся львы, носороги, жирафы, кафские буйволы, антилопы, 450 видов птиц. Но особенно известен этот парк своим стадом слонов. На юге Кении находятся также заповедник Масаи-Мара и национальный парк Найроби, где водятся львы, буйволы, бегемоты, жирафы, антилопы, зебры. В средней части Кении известен национальный парк на мелководном озере Накуру, расположенном у самого экватора. Здесь охраняется богатейшая орнитофауна, в том числе фламинго, которых насчитывается более миллиона. Благодаря возможности увидеть диких животных в естественной среде их обитания, Кения получает огромные доходы от туризма, превышающие 100 млн долларов в год.

Всемирной славой пользуется национальный парк Серенгети, расположенный на территории Танзании. Такого огромного скопления диких животных не увидишь больше нигде в мире: антилопы гну, зебры, львы, леопарды, гиены. Убежище в Серенгети нашли также слоны, буйволы, жирафы, бегемоты, носороги, гепарды. Национальный парк Нгоро-Нгоро расположен навысоте около 2 000 м в кратере потухшего вулкана. Фауна его напоминает фауну Серенгети.

В Южной Африке располагается национальный парк Крюгер (ЮАР), Калахари-Хемсбок (Намибия), Центрально-Калахарский резерват ( Ботсвана). В Западной Африке насчитывается 30 национальных парков и 75 заповедников, где сохраняются характерные ландшафты — влажных вечнозеленых и листопадных переменно-влажных лесов, саванн. Несколько десятков национальных парков действуют в Северной Африке. Один из самых известных — Тазека в Марокко, где сохраняются участки вечнозеленых дубов ( в том числе пробкового), можжевельника и эндемичная фауна.12

Значительным туристским ресурсом являются исторические и культурные памятники, прежде всего Северной Африки. Для европейцев и американцев традиционная культура местных народов столь же экзотична, как и африканская природа. Этнографические особенности многочисленных народов открывают широкие перспективы для развития познавательного туризма.

И все же Африка уступает многим районам мира по уровню туристских прибытий и размеру валютных поступлений от туризма. К числу факторов, которые затрудняют развитие туризма в регионе, относятся низкий экономический уровень большинства африканских стран, слабо развитые туристская инфраструктура и сухопутная транспортная сеть, отсутствие развитого внутреннего туризма, который «прокладывает дорогу» международному, наличие множества «горячих точек», территориальных притязаний и проблем между странами, что дестабилизирует обстановку и снижает уровень безопасности в туризме. В некоторых районах Африки на развитие туризма отрицательно влияют такие природные особенности, как чрезмерная жара или влажность воздуха.

Наиболее представлены на рынке международного туризма страны Северной (Тунис, Марокко), Восточной ( Кения) и Южной ( ЮАР, Зимбабве) Африки. Тунис и Марокко специализируются на купально-пляжном, лечебно-оздоровительном и познавательном туризме.

В национальных парках Восточной Африки традиционно организуются сафари, на берегу Индийского океана получили развитие климатические курорты. ЮАР имеет дифференцированную структуру туризма: купально-пляжный, лечебно-оздоровительный, деловой, познавательный, образовательный, охотничий туризм. У берегов Африки успешно развиваются морские круизы. Это объясняется близостью портов Европы и Азии к портам Северной Африки, расположением вдоль африканского материка удобных и комфортных для отдыха островов, и архипелагов — Мадейра, Канарских, Сейшельских, Коморских, Сан-Томе и Принсипи.

Лечебно-оздоровительный туризм находится в стадии становления, но уже пользуются большой популярностью приморские климатические курорты Туниса ( Сус), Марокко ( Агадир, Мохаммедия, Танжер, Эль-Хосейма). На побережье Индийского океана расположены приморские курорты Кении: Момбаса, Кипини, Малинди, Ламу, Килифи. Несколько курортов принимают туристов в ЮАР. Остальные страны Африки не имеют ни природных ресурсов, ни средств для развития курортного дела.

Деловой туризм представлен в тех африканских странах, которые развиваются относительно успешно. По прибытиям с деловыми целями лидируют ЮАР, Марокко. Высокие темпы роста делового туризма показывают Республика Конго, Зимбабве и Эфиопия.

Основу въездного туристского потока в Африку составляют европейцы, жители США и Канады. Для европейских туристов важным фактором выбора места отдыха на Африканском континенте является территориальная близость и относительная дешевизна поездок. Среди европейцев наиболее многочисленны туристы из ФРГ и стран Скандинавии; для них значимы природные контрасты между родиной и районом отдыха. В большинстве случаев первое место в потоках, которые принимает Африка, занимают прибытия из бывших метрополий: для Марокко, Алжира и Туниса — это Франция, для Демократической Республики Конго — Бельгия, для Кении — Великобритания. Американцы любят «открывать» новые туристские направления, к тому же поездка в Африку для них, хоть и далекая, но, из-за дешевого сервиса, не очень дорогая поездка. Для афроамериканцев значимым мотивом путешествия является желание посетить родину предков. В большинстве стран Африки по числу прибытий туристы из США занимают одно из главных мест.

Во многих странах Африки велик удельный вес прибытий из соседних, родственных по языку и религии государств. Для Кении — это Танзания, для Марокко — Алжир, для Алжира —Марокко.

2.3. Развитие туризма в Америке

Америка вслед за Европой занимает ведущее место на рынке международного туризма, хотя развитие туристского бизнеса здесь началось относительно недавно — после второй мировой войны. Однако состояние туристского рынка в регионе дифференцировано и прямо связано
с уровнем социально-экономического развития стран региона.

Наиболее высокой степенью хозяйственного развития, в том числе туристской инфраструктуры, всех видов транспорта, отличается Северная Америка (США и Канада). Латиноамериканские страны относительно слабо
представлены на туристском рынке региона. Причины: удаленность от основных туристских рынков, особенно Старого Света; низкий уровень развития транспортных средств и внутренних коммуникаций; в целом невысокий уровень развития хозяйства, туристской инфраструктуры
и сервиса; отсутствие экономической стабильности во многих странах.13

В Америке расположено около 50 государств и несамоуправляющихся территорий. Несамоуправляющиеся территории, в основном островные, находятся в бассейне Карибского моря: Антильские острова, Аруба (Нидерланды); Бермудские, Виргинские, Каймановы острова, Монтсеррат, Теркс и Кайкос ( Великобритания); Пуэрто-Рико и Виргинские острова ( США), Мартиника, Гваделупа ( Франция) и некоторые другие. Они являются « осколками» некогда обширных колониальных владений в регионе. На многих островах метрополии создали прекрасные курортные зоны (Бермудские, Пуэрто-Рико).

Америка располагается между трех океанов: Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым. Этот обширный регион включает два материка — Северную и Южную Америку с примыкающими к ним островами. На огромной территории раскинулись разнообразные ландшафты, их природные особенности составляют естественную базу богатых рекреационных ресурсов.
Северо-Американский материк (24,3 млн км) имеет сложный рельеф. В его западной части протянулась горная система Кордильеры (наибольшая высота 6193 м — гора Мак-Кинли).

Здесь нередко случаются землетрясения, есть действующие вулканы. Восточную часть занимают обширные равнины и средневысотные горы. Берега расчленены неравномерно. Большей изрезанностью отличаются тихоокеанское и атлантическое побережья Канады, испытавшие оледенение, в результате которого здесь сформировалась сложная система фьордов.
Атлантическое побережье США изобилует обширными пляжами, лагунами с хорошо прогретой водой. На его южном участке (Флорида) берега образованы постройками кораллов и мангровыми зарослями.
Разнообразен климат Северной Америки — от арктического на крайнем севере до тропического в Вест-Индии ( островной субрегион в Карибском море).

Климат приморских районов находится под воздействием океанов, во внутренних частях материка нарастает его континентальность. Наибольшее количество осадков выпадает на Тихоокеанском побережье
Аляски и Канады — до 3000 мм в год, минимальное (100—200 мм) — в межгорных долинах Кордильер. Зимой к северу от 42є с. ш. формируется устойчивый снежный покров и возможно развитие зимних видов отдыха. В горах горнолыжные курорты встречаются вплоть до южной границы США
В Северной Америке получила развитие густая речная сеть. Самая крупная речная система — Миссисипи — Миссури ( длина 6420 км). Другие значительные реки: Святого Лаврентия, Маккензи, Юкон, Колумбия, Колорадо. Реки, текущие на западе и севере материка имеют горный характер — стремительны, изобилуют порогами, водопадами. Такие качества способствуют развитию сплавного спортивного туризма (рафтинга). В северной части материка множество озер: Великие озера (Верхнее, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри), Виннипег, Большое Невольничье, Большое Медвежье.

Различия в географическом положении, климате, строении рельефа предопределили формирование различных природных зон. Огромную территорию материка занимают леса — таежные (в центральных районах Канады), смешанные и широколиственные (в бассейне Великих
озер), тропические вечнозеленые (на юго-востоке). Во внутренних районах преобладает степная и полупустынная растительность.
Северная Америка — многонаселенный и высоко урбанизированный субрегион, поэтому во многих районах естественные ландшафты уступили место культурным. Но для сохранения природы, а также для развития туризма были организованы многочисленные ( свыше 50)
национальных парков. Особенно это характерно для США, где в 1978 г. был принят Закон о национальных парках и рекреации. Но начало природоохранной деятельности было положено
еще в 1916 г. Сейчас только в США насчитывается около 350 различных парковых зон, занимающих 3,2 % всей территории страны. Наиболее известные национальные парки: Йеллоустонский, Йосемитский, Глейшер, Секвойя, Гранд-Каньон, Гранд-Титон, Карлсбадские пещеры (США), Вуд-Баффало, Олений остров (Канада).

Рельеф Южной Америки представлен сочетанием высоких гор и обширных равнин. Горный пояс Кордильер, протянувшийся вдоль тихоокеанского побережья материка, называется в Южной Америке Андийскими или Андами. Высочайшая вершина не только материка, но и всего западного полушария — гора Аконкагуа (6960 м). Почти на всем протяжении горные цепи несут на себе многочисленные конусы вулканов, в том числе действующих. 14

Всю остальную площадь материка занимают плоскогорья (Гвианское, Бразильское, плато Патагонии) и равнины, включая самую крупную на земном шаре — Амазонскую низменность.

Южноамериканский материк раскинулся преимущественно в низких широтах, что обеспечивает ему поступление огромного количества солнечного тепла. Поэтому здесь преобладают тропические ландшафты. На материке господствуют влажные тропические леса, саванны, с удивительно своеобразным и богатым растительным и животным миром. Лишь крайний юг континента заходит в умеренный пояс. В целом же Южная Америка — это царство тропической природы. Следует отметить, что природные рекреационные ресурсы освоены и используются в регионе неравномерно: хорошо — в пределах США, Канады и странах Карибского бассейна, недостаточно — в странах Центральной (Никарагуа, Гватемала, Гондурас и др.) и Южной Америки.

Своеобразны культурно-исторические рекреационные ресурсы Америки, которые формировались в условиях этнокультурного разнообразия коренных народов и европейской колонизации. Ко времени открытия Америки Христофором Колумбом (1492 г.) на ее территории существовали государства с высокоразвитыми цивилизациями: государство ацтеков ( на Мексиканском нагорье со столицей в Теночтитлане), майя ( на полуострове Юкатан, Мексика), инков (на западном побережье Южной Америки, со столицей в Куско). В конце ХV в. Начинается колонизация континента Испанией и Португалией. Большая часть современных государств Америки — бывшие колонии Испании, отсюда и широкое распространение испанского языка в регионе. Колонией Португалии была Бразилия. На восточном побережье Атлантики поселились выходцы из Англии. С ХVII в. в Новом Свете начинаются восстания с требованиями предоставления независимости. В 1776 г. независимость завоевали США. В начале ХIХ в.
в результате войны за независимость на большей части территории Латинской Америки образовались суверенные государства. Особенности колонизации объясняют выделение на континенте двух главных историко-культурных областей: Англо-Саксонской, в которую входят США и Канада, и Латинской — все государства южнее реки Рио-Гранде (т. е. границы Мексики и США).

Европейская колонизация сопровождалась разрушением традиционной культуры и образа жизни аборигенов, поэтому памятников доколумбовой цивилизации в Америке сохранилось мало (Чичен-Ица, Мачу-Пикчу, Куско, Наска).

Однако интерес к истории современных американцев
и туристов из других стран мира способствует сохранению объектов, рассказывающих о прошлом Америки. Индейские поселения, поселки старателей времен «золотой лихорадки», городки «дикого Запада» — все это старательно воссоздается, оберегается и используется в туристской индустрии США. Спрос на развлечения способствовал появлению таких специфических туристских объектов как тематические парки. Многие из них имеют зоны, посвященные истории Америки. Объектами туристского показа становятся любые сооружения и учреждения, позволяющие прикоснуться не только к прошлому, но и демонстрирующие современные достижения и образ жизни американской цивилизации ( Голливуд, Белый Дом —резиденция президента США).

Среди факторов, влияющих на развитие туризма в Америке, следует отметить: удаленность от других регионов и, прежде всего, основного туристского рынка — европейского. Поэтому туризм в Новом Свете имеет в основном внутрирегиональных характер, особенно интенсивный обмен туристами идет между США, Канадой, Мексикой. Перспективы развития
туризма в Америке связывают с общим экономическим ростом, увеличением доходов населения, повышением качества жизни и, как следствие, ростом спроса на путешествия. Следует отметить, что в новейшее время на развитие туризма отрицательно влияет терроризм. Речь идет не только о террористических актах 11 сентября 2001 г. на территории США, но о терроризме как мировом явлении, угрожающем жизни и безопасности жителям и гостям любой страны.

В межрегиональных поездках американцев лидируют страны Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Испания). Но для многих американцев путешествие в Европу — дорогое удовольствие. Растущий интерес американские туристы проявляют к АТР, активно посещая Китай вместе с Сянганом, Японию, Республику Корея, Сингапур, Австралию.
В Америке потоки туризма представлены как меридиональными, так и широтными направлениями. Внутрирегиональные поездки имеют меридиональное направление при пересечении государственных границ, но в дальнейшем они «веерами» растекаются по территории принимающих стран и постепенно приобретают широтное направление. Широтности способствуют также туристские потоки из Европы, Японии и других стран Тихоокеанского бассейна.

Америка занимает второе место по туристским прибытиям, но ее доля в мировых прибытиях снижается ( рис. 1): 1970 г. — 25,5 %; 2000 — 18,5; 2020 (прогноз) — 17,7 %.

В результате Америка в перспективе переместится на 3 место, уступив свой рейтинг Азиатско-Тихоокеанскому региону. Благодаря активной туристской политике США и интенсивному внутрирегиональному обмену между США, Канадой и Мексикой Америка в целом имеет стабильно высокие доходы от международного туризма. США — мировой лидер по туристским доходам (72,3 млрд долл), более чем в два раза опережая Испанию, занимающую второе место. Из 10 стран мира, лидирующих по прибытиям от туризма, три — американские: США (занимает третье место в мире — 45,5 млн ), Мексика (9 м.), Канада (10 м.). Значительное развитие в регионе получил и выездной туризм. По туристским расходам первое место в Америке и мире занимают США (около 59 млрд долл.). Значительными расходами на международный туризм среди американских стран отличаются: Канада, Бразилия, Венесуэла.

Рекреационно-ресурсный потенциал, спрос на различные виды туров и туристских услуг способствовали развитию в Америке разных видов туризма. Наибольшей популярностью для отдыха у моря и развлечений, связанных с водой (купально-пляжный, серфинг, яхтинг, дайвинг,
круизный туризм) пользуются юго-восток США (побережье Мексиканского залива, Флорида) и островными государства и территории Карибского бассейна (Багамские острова, Ямайка, Куба, Барбадос и др.).
Лечебно-оздоровительный туризм наибольшее развитие получил в США. Во внутренних районах страны преобладают бальнеологические курорты ( Маммот-Спрингс, Хибер-Спрингс, Хот-Спрингс); вдоль атлантического и тихоокеанского побережий расположились приморские климатические курорты ( Лонг-Бич, Хаттерас, Майами-Бич, Сан-Диего, Санта-Круз). Крупный приозерно-курортный комплекс сформировался в районе Великих озер.

Деловой туризм характерен для США, Канады, Мексики. Поток деловых туристов растет и в Латинской Америке, здесь центрами деловых поездок стали города Парагвая, Гватемалы, Коста-Рики, Перу.
Религиозный туризм. В целом в регионе преобладает христианство, представлены также другие религии. Однако центров христианского паломничества мирового значения в Америке нет.
Высокая доля католиков среди христиан обусловила широкое распространение культа Девы Марии, ее почитают во всех католических храмах, которые и стали центрами притяжения, как
верующих, так и туристов, представляющих другие конфессии.
Фестивальный туризм. В Америке проводится немало фестивальный мероприятий.
Некоторые из них стали традиционными и проводятся уже несколько столетий. Безусловно, самым пышным и известным фестивалем в мире является бразильский карнавал. Из сравнительно новых фестивальных мероприятий следует отметить церемонию вручения самой престижной
кинопремии — «Оскара».

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Текущее состояние туризма в России

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, характеризующаяся, с одной стороны, укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой — увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

— недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

— высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

— препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

— в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2 — 3 года;

— сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации, и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;

— остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств, как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада, и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока.15

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма показывает необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.

На основании изложенного целью развития туризма в Российской Федерации является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

— совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

— развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

— создание новых приоритетных туристских центров;

— рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

— повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

— совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

— обеспечение условий для личной безопасности туристов.

3.2. Развитие туризма в России как вектор развития всех сфер общественной жизни

Вклад туристической отрасли в ВВП России может вырасти до 7,5% к 2025 году. Такой целевой показатель заложен в предложениях к стратегии развития отрасли, которую готовит ЦСР.

В рамках экспертной сессии специалисты фонда обсудили предложения с игроками рынка и представителями регионов. Для достижения обозначенных показателей необходима комплексная работа по шести направлениям:16

1) Улучшение инфраструктуры и развитие туристических объектов
Привлекать путешественников в российские города и регионы будет сложно, пока не станет налажена транспортная сеть; гостиничные комплексы, отели и хостелы не будут соответствовать мировым стандартам, а сами достопримечательности не будут достаточно обустроены. Решить эти проблемы можно за счет целенаправленной господдержки стратегических инвесторов отрасли и увеличения вложений в туристскую инфраструктуру путем привлечения средств на основе концессионных соглашений, государственно-частного и муниципально-частного партнерства, контрактов жизненного цикла и специальных инвестиционных контрактов, а также поддержки Фонда развития. Эти механизмы должны работать не только при строительстве новых дорог и жилья для туристов, но и в сфере охраны и восстановления природных, исторических и культурных объектов, их бережного введения в оборот туротрасли.

2) Стимулирование участников рынка и повышение качества услуг
Недостаток специалистов, низкая предпринимательская активность россиян в сфере туризма приводят к тому, что рынок услуг не растет. Нивелировать эти проблемы поможет перенастройка системы образования, обмен кадрами между госструктурами и бизнесом. Поддержка малого и среднего бизнеса в сфере туризма позволит игрокам выйти из «тени» и сделать рынок более понятным. Социальный и событийный туризм может сбалансировать поток гостей в низкие сезоны.

3) Применение информационных технологий и платформ
Цифровая среда, особенно в регионах, недостаточно развита и часто недружелюбна к туристам: не всегда можно быстро забронировать место в гостинице или купить билет в музей, не во всех из них принимают безналичную оплату. Современная информационная среда сделает путешествия по России более доступными, а также повысит качество туруслуг и привлекательность многих внутренних направлений. При этом цифровизация отрасли позволит эффективнее использовать ресурсы, упростит бизнес-процессы, минимизирует риски и повысит безопасность.

4) Продвижение турпродукта России на внутреннем и внешнем рынках
Россия как турнаправление имеет негативный имидж и у иностранцев, и у самих россиян. Это приводит к дисбалансу внутреннего и внешнего потоков путешественников. Продвигать российские туристические продукты необходимо не только при помощи событий мирового масштаба (Олимпиады, Чемпионаты мира), но и через вовлечение бизнеса и общественных организаций в этот процесс. Экспорт туристических услуг может вырасти за счет упрощения визового режима для туристов из целевых стран. Эти меры помогут улучшить позиционирование страны на мировом рынке.

5) Развитие системы управления и институциональной среды
Излишняя зарегулированность, с одной стороны, и дисбаланс управленческих функций на федеральном и региональном уровнях – с другой, тормозят развитие туристической отрасли в России. Индустрия гостеприимства нуждается в четком планировании и управлении на основе стратегических целей. Для этого в отрасли могут быть созданы институты развития с участием государства, общественности и бизнеса, внедрены механизмы саморегулирования. Новая система сбора статистических данных позволит повысить качество услуг, обеспечит прозрачность и безопасность рынка, основу для принятия управленческих решений. Для опережающего развития туротрасли необходимо обновить нормативно-правовую базу, обеспечить гарантированный уровень доверия всех игроков друг к другу.17

6) Обеспечение безопасности в отрасли
Небезопасность путешественников и игроков рынка заметно сокращает пространство для развития туризма в России. Снизить риски можно за счет повышения квалификации работников отрасли, создания специальных информационных материалов, которые рассказывают о региональных особенностях страны и ее регионов, введения контроля знаний самих туристов на экстремальных направлениях. Создание единых реестров и баз, систем безопасности на основе информационных технологий, а также улучшенное взаимодействие между органами власти различных уровней будет гарантировать финансовую безопасность путешественников, организаций и бизнеса.

Сейчас ЦСР проводит обсуждение предложенных мер «Стратегии развития туризма до 2025 года» с экспертами и представителями рынка. Осенью документ будет представлен Министерством культуры в Правительство Российской Федерации.

Предусмотренный проектом Стратегии гибкий многоканальный механизм финансирования отрасли, который обеспечит взаимную поддержку государственных и частных инвестиций, инструментов институтов развития вместе с пакетом новых методик и управленческих практик предлагается реализовать через пилотные проекты в отдельных регионах страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм обладает различными особенностями, выполняя одновременно экономические, социаль­ные, политические, гуманитарные и другие функции. Он является эффективным сектором экономики на всей территории страны, а не только в отдельных ее регионах.

В данной курсовой работе я рассмотрел и анализ основных целей и факторов развития туризма, то что двигает мировые державы развивать и улучшать сферу туристического бизнеса и гостеприимства.

В процессе достижения цели я рассмотрел основные цели развития туризма на примере стран Африки и Америки, проанализировал состояние туристского рынка в России, определить его основные цели и пути развития.

Таким образом, цели развития туризма, по моему мнению, являются одинаковыми для мировых туристических держав, ведь все государства хотят привлекать как можно больше туристов в свои туристские дестинации, развивая их, ведь не зря туризм вошел в XXI в. как самый стабильно развивающийся сектор экономики, став одной из высокодоходных и наиболее динамичных отраслей международной торговли услугами. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туризм сравним с нефтедо­бывающей промышленностью. На сферу туризма приходится около 11 % мирового совокупного про­дукта, 6 — мирового экспорта, 7 — мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 % всех нало­говых поступлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бурнацева Э. Р. Экономические и технологические факторы развития международного туризма и гостиничного бизнеса / Э. Р. Бурнацева // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 7. - С. 21-24.

Биржаков М. Б. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / Биржаков Михаил Борисович, Казаков Николай Петрович. - Москва ; Санкт-Петербург : Невский Фонд : Герда, 2007. - 208 с. 

Замедлина Е. А. Экономика отрасли: туризм : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности "Туризм" / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 203 с. 

Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности : учебник для студентов вузов туристского профиля / Е. Н. Ильина ; Рос. международ. акад. туризма. – М. : Финансы и статистика, 2007. - 250 с.

Карро Д Жюйар П. Международное экономическое право. – М. Международные отношения, 2002. – С.67.

Квартальнов В. А. Туризм : учебник для образовательных учреждений туристского профиля / В. А. Квартальнов. - Изд. 2-е, перераб. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 335 с.

Кнышова Е. Н. Маркетинг туризма : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Е. Н. Кнышова. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2010. - 351 с. 

1Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: - Аспект Пресс, - 2012.

2Захаров А.Н., Игнатьев А.А. Инновации в международной торговле услугами на примере туризма // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - №2.

3 Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. – М.: - Финансы и статистика, - 2005.

4 Маликова О.И. Экономический механизм эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. – М.: Изд-во РАГС,- 2008. - С. - 205.

5 Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. – - М.: - КНОРУС, - 2014

6 Шадрин А.И. Теоретико-методологические основы комплексообразования в воспроизводственной структуре региона. – Москва, 2008. - С. - 14, - 46.

7 Новиков В.С. Инновации в туризме. – М.:- Издательский центр «Академия», - 2014.

8 Александрова А.Ю. География туризма. — М.: КНОРУС, — 592 с.

9 Кальник С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. Региональный выпуск. — 1995. — № 14. — С. 8.

10 Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 24-25.

11 Азар В.И. Среднегодовые расходы населения на туризм // ТТО. — 2001. — Май.

12 Серж Перро. Вехи развития мирового туризма // Отель. — 2001. — № 12/1. — С. 28.

13 Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 21.

14 Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учеб.пособие. — М., 2003.

15 Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 24-25.

16 Кальник С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. Региональный выпуск. — 1995. — № 14. — С. 8.

17 Кальник С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. Региональный выпуск. — 1995. — № 14. — С. 8.

Просмотров работы: 433