ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ТУРИЗМА

Булыгина В.А. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во всём мире, в том числе и России, туризму уделяется большое значение. Развитие туризма, приносит большие прибыли тем странам, где туризм находится на высшем уровне.

Актуальность:

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1. Туризм - источник денежных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости

2. Туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

3. Туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.

Цель:

Узнать подробно, что такое туризм, о факторах его развития, какие стоят задачи перед туризмом, предложить способы решения проблем, препятствующих развитию туризма в России.

Задачи:

Изучить туризм в целом, его функции, задачи.Анализировать проблемы развития туризма в России, рассмотреть возможные решения проблем.

Объект:

Туризм в мире.

Предмет:

Современные тенденции развития туризма в мире.

Глава 1. Туризм. Теоретические основы.

Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира1.

По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов и поездок граждан. Соответственно повышение уровня развития культуры, науки, образования способствует росту международных поездок не только по хозяйственным, но и культурным, политическим целям. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора способствуют росту поездок с целью отдыха.

Основная функция туризма - социальная. Развитие туризма помогает решить проблему организации досуга населения, способствует разностороннему развитию людей, стимулирует формирование новых связей между отдельными людьми и группами, приводит к распространению культурных ценностей.

Человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, организм быстро изнашивается. Для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать, расслабляться, на время полностью забыть о своих проблемах, заботах и задачах.2

Система туризма решает важные задачи социальной сферы - определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени, а также оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения.

Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики. Экономическая эффективность развития туризма на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития туризма: определить эффективность инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, провести проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и выявить его влияние по сравнению с другими секторами экономики.

Туристский рынок есть составная часть национального и мирового рынка. В условиях рыночной экономики важным элементом деятельности любого туристского предприятия выступает анализ конъюнктуры туристского рынка. Более полное знание процессов, происходящих на рынке, увеличивает конкурентоспособность.

Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:

·   туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

·   туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;

·   путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

·   туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;

·   туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" закреплено следующее определение туризма:

"Туризм - временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг:

Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (то есть целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.

Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для их производства.

Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт".

По действующему законодательству, туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристский продукт включает:

·   туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

·   туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.);

·   товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

производство туристского продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);

реализацию туристского продукта;

организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.

В процессе реализации и организации потребления туристского продукта происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль "туризм".

До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования рыночной экономики.

Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие "отрасль" как таковое постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.

При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей, где в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплекс отраслей и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый функциональный критерий.

Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.

Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.

Особенность туризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.

1.1 Разделение туризма на виды.3

По целям туризм разделяют на:

-рекреационный

-потребительский

-культурно-познавательный

-воссоединительный

-ностальгический

-деловой

-медицинский

-спортивный

-приключенческий

-экологический

-сельский

-социальный

-религиозный

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека.

Туризм как вид рекреационной деятельности появляется в Европе в середине 19 века. Но массовое распространение он приобретает во второй половине 20 века. В это время развитие рекреационного туризма набирает стремительные обороты: создается множество мест размещения разных уровней, расширяется сеть общественного питания, улучшается транспортная инфраструктура. ... Столицы государств становятся настоящими туристическими Мекками, с множеством достопримечательностей, музеев, развлекательных предприятий. В конце 20 века в эту борьбу включаются и многие государства развивающегося мира. Появляются возможности путешествовать в странах Африки, Азии, Южной Америки.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ

Данный вид отдыха связан с теми или иными формами эксплуатации природных ресурсов. Классическим примером такого вида отдыха является охота и рыбалка. Потребительский вид туризма жестко контролируется законами принимающей страны, для него характерна сезонность, связанная с жизненными циклами животных.
Термин потребительский туризм появился в 70-х годах прошлого века. Так назвали сбор даров природы - грибов и ягод, а также охоту и спортивную рыбалку. 

КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика".

В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Период становления российского культурно-познавательного туризма. 1880-е гг. - 1917 г

ВОССОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ И НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Воссоединительный и ностальгический туризм связан с посещением знакомых и родственников, мест своего рождения, прошлого проживания или места рождения родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей.

Ностальгические туры особенно распространились в связи с изменением политической карты, в частности, Европы. Ностальгический туризм типичен также для японцев, обязательно посещающих места захоронения своих предков. Примером ностальгического туризма могут быть специально организованные путешествия для любителей «Битлз», поездки в детство – «По следам героев сказок братьев Гримм», «По следам бременских музыкантов» и др.

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ

Деловой и профессиональный туризм предполагает поездки на конференции, симпозиумы, переговоры, а также на языковые курсы. В отличие от служебной командировки деловые и профессиональные туры, как правило, имеют экскурсионную или оздоровительную программу.

Деловой туризм в современной форме существует уже достаточно давно. В США он сложился более ста лет назад, в Европе - в 1950-е годы. В условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширение межнациональных контактов в сфере экономики, усиливается инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса. К сожалению, вплоть до середины 80-х годов статистика туризма не выделяла деловой туризм в самостоятельный предмет исследования, поэтому практически невозможно проследить долгосрочную динамику его развития. Бурное развитие делового туризма началось в 80-е годы, когда была признана его особая доходность.  МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ

Медицинский туризм — термин, обозначающий практику предоставления плановых медицинских услуг за пределами региона проживания, совмещение отдыха за рубежом с получением высококвалифицированной медицинской помощи. Медицинский туризм не обязательно предполагает получение медицинских услуг в другом государстве. Так, в США для снижения расходов пациентов могут направлять в другие штаты. Медицинский туризм делится на три группы: внутренний, выездной и въездной. Внутренним медицинским туризмом принято называть перемещение граждан одной страны между ее регионами для получения медицинских услуг. Выездным медицинским туризмом считается импорт медицинских услуг, в том случае если пациент отправляется за границу для удовлетворения собственных медицинских потребностей. Въездной медицинский туризм – это экспорт медицинских услуг, то есть привлечение иностранных пациентов для оказания им медицинской помощи.

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ

Спортивный туризм — это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949 году.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Приключенческий туризм — вид активного туризма, который включает в себя организацию нестандартных туров в экзотические, труднодоступные и порою опасные уголки мира. К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры. В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами и становиться более массовым туризмом в конце 80-х в начале 90-х годов. А у нас, в России, с середины 90х.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Экологический туризм (экотуризм, зелёный туризм) — форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещении относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территорий, направление туризма, в котором люди отказываются от комфортных отелей, автомобилей и прочего, в пользу нашей окружающей среды.

Термин «экотуризм» на Западе был официально использован на одной из конференций мексиканским экологом Эктором Себальосом-Ласкурайном в первой половине 80-х годов XX в. Он отражал идею гармонии между рекреацией и экологией и приобрел большую популярность.

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ

Сельский туризм – это разновидность туризма, главной особенностью которого является пребывание гостей в сельской местности, подальше от промышленных предприятий, поближе к природе. Туристы совершают поездку в деревню с целью отдохнуть от городского шума и суеты, а также для того, чтобы узнать что-то новое о жизни в глубинке и производстве сельскохозяйственной продукции, приобщиться к местным традициям.

Вторая половина XX в. ознаменовалась осознанием необходимости бережного отношения к окружающей среде в глобальных масштабах и сохранения историко-культурных ценностей человечества. На этом фоне интенсивное развитие получил туризм в сельской местности. Приобщение к сельскому образу жизни и местным традициям, участие в аграрной деятельности и тесный контакт с коренным населением, уход за домашними животными, проведение досуга на лоне сельской природы, разнообразные спортивные развлечения - это неполный перечень возможностей сельского туризма, предлагаемый в настоящее время. Сельского туризма обусловил активный рост его популярности в мире в последние годы. Мода на сельский туризм охватила многие страны, особенно европейские. В зарубежной Европе число сельских туристов почти удвоилось за период с 1997 по 2012 г., достигнув 60 млн. человек. 

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Главная цель социального туризма - создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

Исторически социальный туризм адресовался в первую очередь к рабочим и был связан с рабочим движением конца 19-нач. 20 вв. Потребность в туризме как в рекреационно-познавательной деятельности в свободное время носила объективный характер для индустриального городского пролетариата. Проблема свободного времени рабочего была одной из приоритетных для рабочих организаций и профсоюзов, в то же время туризм рабочих как вид рекреационно деятельность и рабочий туризм - это не одно и то же. Под рабочим туризмом здесь понимаются такие виды туризма, которые рассматривались их организаторами как часть международного рабочего движения, служили его целям и задачам и ориентировались на организованные группы рабочих (профсоюзы и рабочие партии).

В конце 19 - нач. 20 вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений помимо курсов кройки и шитья, и распространения литературы занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу.

В 1895 г. в столице Австрии Вене при участии видного деятеля социал-демократического движения Карла Реннера (1870 - 1950, первый президент Австрийской республики после Второй мировой войны) был основан один из самых массовых туристских союзов, связанный с целями рабочего движения, союз "Друзья природы" С 1905 г. движение "друзей природы" распространяется на Германию и Швейцарию, а позже охватывает Францию, Бельгию и Голландию, ряд стран Восточной Европы и даже Испанию. Цели этого союза, который организовывал познавательные экскурсии «выходного дня», пикники на природе, а позже и многодневные поездки, в которых принимали участие сотни людей, перекликались с задачами рабочего движения, которое набирало силу по всей Европе. Именно отсюда берет начало традиция рабочих «маевок», которая со временем органично вошла в социалистическое движение.

В Германии в 1901 г. возникает молодежное движение «Перелетные птицы», цель деятельности которого - привлечение к активным видам туризма, которые понимаются как средство физической закалки и самоутверждения в духе определенных нравственных принципов. Члены этого общества увлекались длительными пешеходными походами с познавательными целями изучения немецкого фольклора.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ

Религиозно-познавательный туризм или паломничество –это путешествие в формате религиозного туризма предусматривает не только поклонение каким-либо церковным реликвиям, зданиям, сооружениям, иным объектам, но и общее ознакомление с культурой и религией того или иного государства, что также представляет познавательный интерес. Это, в первую очередь, возможность изменить свой взгляд на мир, познать новое, отпустить плохие эмоции и переживания.

Самый древний вид туризма, паломничество началось еще с IV в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. А само слово «паломничество» происходит в русском языке от слова «пальма» и восходит к обычаю древних паломников.

1.2 Туризм в мире.

Туризм в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Современный туризм базируется на высоком уровне развития транспорта, социальной сферы и сферы услуг, что, в конечном счете, превращает его в высокодоходную отрасль экономики4.

По данным Всемирной туристической организации (ВТО), сегодня туризм является одной из высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. По доходности он уступает лишь добыче и переработке нефти. На долю туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. В связи с этим во многих странах сфера туризма активно развивается при государственной поддержке.

Туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:

Общеэкономические факторы: уровень материального благосостояния массового потребителя; соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения; особые зоны инвестирования; разработка программ развития туризма.

Социально-демографические факторы: возраст; пол; профессия; образование; социальная группа; семейное положение; имущественное положение; состав семьи; регион проживания; город или сельская местность; величина населенного пункта, где живут туристы; род занятий.

Факторы культурного и общественно-психологического характера: приоритеты в системе духовных ценностей общества; психология потребления; широкие кредитные программы.

Личностно-поведенческие факторы: личные особенности; стиль жизни; интересы в свободное время; система духовных ценностей; целевые установки; мотивы; распространена дачная ментальность; паломничество.

Туристский рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную и дифференцирующую; однако в качестве его основополагающих функций можно выделить следующие:

1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

2) организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости в виде обмена денег на туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Туриндустрия имеет уникальную структуру; она характеризуется наличием целого ряда элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели, отели, дома отдыха, прачечные, магазины и т.п.

Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и в дорогостоящую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование со стороны многочисленных предприятий малого бизнеса. Со временем исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства: в отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т.д.

Усовершенствованная туристская инфраструктура региона, в которую входят многочисленные предприятия малого бизнеса, используется также и местными жителями; выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона, то есть экономическую выгоду получает все общество.

Туристы приезжают, в основном, из других стран и регионов, и их расходы для правительства принимающей страны означают расширение налоговой базы; в дополнение к обычному налогу с продаж они иногда платят и менее прямые налоги. Аэропортовые и визовые сборы, въездная и таможенная пошлины– это лишь несколько примеров используемых методов налогообложения туристов.

Кроме этих особых случаев традиционные налоговые поступления повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы региона, увеличивает занятость, инвестиции и т.п.

1.3 Туризм в России

Российский туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны5.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

Также пандемия коронавируса внесла свои коррективы в развитие туризма в России. Отдых на родине стал более популярен и многие люди, которые поехали от безысходности на наши курорты, убедились, как в нашей стране хорошо отдыхать и, что она ничуть не уступает зарубежному отдыху.

Глава 2. Факторы развития и задачи туризма

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности6.

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

внешние (экзогенные);

внутренние (эндогенные).

Внутренние факторы -это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К их числу относят материально-технические факторы, главных из которых связаны с развитиемсредств размещения, розничной торговли, транспорта, предприятия общественного питания и другие.

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

1. природно-географические;

2. культурно-исторические;

3. экономические;

4. социальные;

5. демографические;

6. политико-правовые;

7. технологические;

8. экологические.

2.1 Природно-географические факторы

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа многочисленных туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения.

Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма.

Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето 1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии. Умело проведенная рекламная кампания этого события привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибытий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч. С другой стороны, крупное наводнение (июнь-июль 1997 г.) ограничило туристскую активность на большей части территории Польши и Чехии. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек и снижение доходов от международного туризма почти на 3 млн дол. США.

В целом же природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.

2.2 Экономические факторы

Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан.

От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма.

К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6-10 %.

Развитие туризма очень чувствительно к тому, в какой фазе экономического цикла - подъема или спада - находится не только национальная, но и мировая экономика. Так, во время экономического кризиса 80-х гг. XX в. число международных туристских прибытий значительно сократилось.

2.3 Социальные факторы

Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.

Увеличение продолжительности свободного времени объективно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой значительно возрастает значение умственного труда, усиливаются производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому и психологическому переутомлению людей, что требует принятия дополнительных мер по восстановлению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм.

С увеличением продолжительности свободного времени населения в туризме обозначились две тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных путешествий. Туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. В зарубежной литературе это явление получило название «путешествия с интервалами». Вместо одного длительного ежегодного путешествия все чаще предпочтение отдается нескольким более коротким (например, двухнедельный отдых летом на море, недельный - зимой в горах, а также несколько поездок в выходные и праздничные дни). Подобные поездки означают рост активности и мобильности туристов. «Краткосрочные» посетители обычно несут большие расходы в расчете на один день пребывания в посещаемом месте по сравнению с туристами, совершающими длительные поездки. Кроме того, «путешествия с интервалами» совершаются в течение всего года, способствуя тем самым решению одной из основных проблем туризма - сглаживанию сезонных колебаний спроса.

«Путешествия с интервалами» будут определять характер развития туризма в третьем тысячелетии. i

Продолжительность туристских поездок сократится до 3-4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет.

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.

Под влиянием экономических и социальных факторов в последние десятилетия XX в. В западноевропейских странах изменилась парадигма общественного сознания: духовные ценности одерживают верх над материальными. Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ. В данном контексте изменились место и роль туризма в структуре потребностей общества. Из привилегии избранных он превращается в привилегию большинства. Изменяется и характер потребностей туристов: от примитивных к более возвышенным, от средства восстановления работоспособности к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов. На смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea-Sun-Sand, т.е. море-солнце-пляж) приходит отдых по формуле «три L» (Lore-Landscape-Leisure, т.е. национальные традиции-пейзаж-досуг). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые находят выражение в поведении современного туриста.

2.4 Демографические факторы

Постоянное влияние на развитие сферы туризма оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом и его отдельных регионах прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов. Статистические данные свидетельствуют, что туристские потоки из стран, имеющих повышенную плотность населения, интенсивнее, чем из стран с меньшей плотностью населения. Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30-50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.

К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «поставщиками» туристов. В пределах одной страны степень туристской активности в городах значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки. Это объясняется прежде всего потребностью в отдыхе (связанном со сменой обстановки), вызванной перегрузками и нервным напряжением. К тому же на решение горожанина о совершении поездки с познавательными целями оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

В демографической структуре населения развитых стран происходят следующие изменения:

- население стареет (снижение уровня рождаемости приводит к более высокой доле лиц старших возрастов, численность же младших возрастных групп, в частности от 15 до 24 лет, неуклонно уменьшается);

- увеличивается число работающих женщин, растет их стремление сделать карьеру (это приводит к позднему вступлению в брак, откладыванию рождения ребенка, росту числа бездетных семейных пар); растет число одиноких людей (в крупных городах они составляют до половины всего населения).

Процессы, протекающие в демографической среде, обусловливают две тенденции в развитии туризма:

первая - это расширение круга потенциальных туристов, когда у все большего количества людей появляются желание и возможность путешествовать;

вторая - увеличение удельного веса пожилых людей (в основном пенсионного возраста) в общей численности туристов (в настоящее время он достиг 40 %). Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о глубоких последствиях этого феномена для туризма.

2.5 Политико-правовые факторы

Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы:

- политическая обстановка в мире и отдельных странах;

- политика открытия границ;

- смягчение административного контроля в сфере туризма;

- унификация налоговой и денежной политики

Туристская активность существенно зависит от политической обстановки. Стабильное политическое положение способствует развитию туризма и, наоборот, напряженная обстановка обусловливает низкие темпы его роста и даже свертывание. Некоторые вооруженные конфликты (например, ближневосточные конфликты 1967 г. и 1973 г.) совпадают с экономическими кризисами. Накладываясь друг на друга, они взаимно усиливают свое негативное воздействие на туризм.

В начале 90-х гг. XX века в связи с военными действиями США в районе Персидского залива во всех регионах мира было зафиксировано снижение темпов роста туристских прибытий, а в Италии, Великобритании, Германии и Швейцарии отмечено абсолютное сокращение числа туристов. Перманентный израильско-палестинский конфликт (вспышки которого наблюдаются периодически, как, например, весной 2002 г.) негативно сказывается на развитии туризма в большинстве стран Ближнего Востока.

Серьезную угрозу туризму представляет терроризм и экстремизм. Так, практически не поддаются оценке негативные последствия для международного туризма в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 г. в США. В абсолютных величинах число путешествующих в 2001 г. составило 689 млн человек против 697 млн в 2000 г. (снижение на 1,3 %). Последний раз сокращение этого показателя было отмечено в 1982 г., когда оно составило 0,4 %. В течение последующих лет объем туристских прибытий в целом по миру неуклонно возрастал. В странах, где туризм оказывает большое влияние на национальную экономику, экстремисты в качестве объектов нападения могут выбирать туристов для оказания политического давления на правящие круги (как это произошло, например, в Египте в 1997 г.).

Изменение политической карты мира, произошедшее в Европе в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., открытие границ и переход к рыночным преобразованиям стран СНГ и Восточной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих государств. Одновременно некоторые страны Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша) заняли ведущие позиции по приему гостей.

Меры Евросоюза по становлению в Европе единого рынка без внутренних границ со свободным перемещением капитала, товаров, услуг, людей, унификацией налоговой политики, введением единой валюты создают все предпосылки для интенсивного развития туризма в этом регионе.

2.6 Технологические факторы

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.

Дальнейшее развитие транспорта и его воздействие на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям:

1.Количественное развитие (увеличение числа различных видов транспорта); качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров).

2.Особо следует отметить внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.

Научно-технический прогресс несет в себе не только огромные возможности, но и серьезные угрозы для туристских предприятий. Любые новшества грозят вытеснением устаревших технологий, и методов работы, что чревато самыми серьезными последствиями, если вовремя не проявить должного внимания, учету факторов технологического характера. Так, несмотря на то, что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.

2.7 Экологические факторы

Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

Непропорциональное развитие туризма может подрывать саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т.д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).

Сдерживающим фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложилась принципиально новая экологическая ситуация, при которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.

Взаимосвязь туризма с окружающей природной средой сводится в основном к следующему:

1. необходимым условием существования и развития туризма является природная среда

2. туризм негативно влияет на окружающую среду (примерный перечень проблем: рациональное использование природных ресурсов в целях туризма; предотвращение разрушения ландшафта, загрязнения воды, воздуха и т.п.);

3. туризм сохраняет окружающую среду (примерный перечень проблем: защита и сохранение природы и памятников культуры; рациональное природопользование; формирование экологического сознания у туристов и производителей туристских услуг и т.д.).

4. Внутренние факторы, воздействующие на туризм, - это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связанные со спросом и предложением туристских услуг:

5. рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания;

6. возрастание роли координации деятельности в сфере туризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание туристских союзов на основе вертикальной интеграции; концентрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.);

7. обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение численности работников; повышение значения их профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);

8. содействие развитию частного туристского бизнеса (создание условий, при которых обеспечивается эффективная реализация туристских услуг на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения квалификации персонала);

9. повышение значимости средств массовой информации в рекламе и продвижении туристских услуг.

2.8 Фактор сезонности

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.

Сезонность - это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль-август) и зимний (январь-март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель-июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь-декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

Особенности сезонности спроса в туризме состоят в следующем: она значительно различается по видам туризма. Так, познавательный туризм характеризуется менее значительны ми сезонными колебаниями, чем рекреационный. Более низкая сезонная неравномерность спроса характерна также для лечебного и делового туризма; различные туристские регионы имеют специфические формы сезонной неравномерности спроса. Поэтому можно говорить о специфике туристского спроса в определенном населенном пункте, районе, стране, в мировом масштабе.

Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон); сезонность в туризме определяется главным образом такими факторами, как климатическое, социальное и психологическое влияние.

На сезонность спроса влияют также факторы психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето - самое благоприятное время для проведения отпусков.

Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на национальную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. То обстоятельство, что большая часть предприятий туристкой индустрии и ее персонала используется лишь несколько месяцев в году, является причиной увеличения удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия туристских предприятий на рынке и снижает их конкурентоспособность.

Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные - в межсезонье и пониженные - в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 процентов), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.).

Сглаживание сезонности в туризме дает большой экономический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально-технической базы, повысить степень использования труда персонала в течение года, увеличить поступления от туризма.

Особое место в туристской отрасли занимают предприятия размещения и питания. От уровня гостиничного и ресторанного сервиса во многом зависит привлекательность региона для туристов. Но индустрия туризма, особенно предприятия размещения и питания, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года (сезонность), что приводит к росту затрат на содержание предприятий размещения и питания и удорожанию их услуг.

туризм природный географический экономический.

Основные задачи туризма это :7

Установление гармоничных отношений между экономикой, природой и обществом;

создание как можно большего количества туристических организаций, деятельность которых направлялась бы на увеличение, воспроизводство и сохранение уже существующей потребительской стоимости природной среды. Также важно, чтобы на решение этих задач направлялась часть средств, полученная от доходов туризма; предпочтение должно отдаваться долговременным проектам, но в то же время нельзя забывать и о кратковременных интересах.

Более долговременные должны направляться на сохранение природы, исторических памятников и других достопримечательностей для следующих поколений.

Многократное увеличение рекреационно-туристических ресурсов страны, развитие местных общин в социально-экономическом плане;

Постоянное, целенаправленное и систематическое культивирование критериев, отвечающих за равновесие окружающей среды

Развитию туризма в нашей стране мешают несколько ключевых моментов. 8

Во-первых, недостаток качественной гостиничной инфраструктуры и профессиональных кадров. Многие менеджеры гостиниц предпочитают брать людей "с улицы" и учить их самостоятельно, но ни в коем случае не нанимать людей, работавших в гостиницах в советское время. Считается, что они не умеют общаться с клиентами и переучить их невозможно. В итоге настоящие профессионалы своего дела в гостиницах не работают.

Вторым важным фактором является проблема транспорта. Во многих регионах нет нормальных дорог, а авиационные перелеты слишком дороги.

Третий фактор - мало благоустроенных объектов. Есть ряд территорий, на которых по закону запрещена любая хозяйственная деятельность. В итоге такие места просто приходят в запустение. В качестве примера можно привести парк "Лосиный Остров". По оценкам экспертов, если бы всего 2% его территории было отдано под коммерческие объекты, то это полностью обеспечило бы содержание парка. Сейчас же территория фактически заброшена и не всегда безопасна.

Конечно, въездной туризм существенно ограничивает визовый вопрос, однако дело не только в визах. Большинство жителей нашей страны не любят туристов и не радуются приезду гостей, что негативно сказывается на развитии отрасли. Также небезопасна для приезжающих в нашу страну милиция. Известны случаи поборов с туристов, осуществляемых милиционерами. А если турист имеет восточную внешность, у него могут возникнуть серьезные проблемы.

Туризм во всем мире развивается достаточно быстро, но В России есть ряд проблем, которые нужно решить для того, чтобы туризм в нашей развивался лучше.

Глава 3. Способы решения проблем, препятствующих развитию туризма.

В большинстве развитых стран существует понятие социального туризма. Суть его - сделать отдых доступным для всех категорий граждан. Как показывает мировой опыт, это возможно сделать только при условии применения определенных государством механизмов, в том числе налоговых рычагов, чтобы те, кто организует отдых, в том числе работодатели, могли их использовать и предложить возможность отдохнуть для людей с низким уровнем дохода, в том числе студентам, многодетных семьям, пенсионерам.

3.1 Предложения для решения проблем

1. Подготовить предложения и разработать государственные антикризисные программы поддержки российского туризма федерального, регионального, муниципального уровней, в которых предусмотреть следующие меры: стимулирование потребительского спроса, снижение цен на турпродукт, преференции для инвесторов, снижение налоговой ставки с 15% до 5% по упрощенному режиму налогообложения и др.), а также поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по развитию внутреннего и въездного туризма9.

2. Продолжить работу, направленную на повышение эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.

3. Продолжить работу по финансированию и созданию условий для развития современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, оптимально учитывая интересы всех участников и способствуя привлечению российских и зарубежных инвестиций посредством реализации действующих и разработки новых федеральных целевых программ.

4. Подготовить предложения, направленные на повышение ответственности туроператоров, прозрачности работы предприятий и организаций туристской сферы, обеспечение защиты прав потребителей туристских продуктов, безопасности и качества туристских услуг.

5. Разработать меры по развитию социального туризма для детей, студентов и пожилых граждан. Следует учитывать, что детский и молодежный туризм является не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни, имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения.

6. Поддержать разработку мер по повышению безопасности российских туристов, как в России, так и за рубежом, но при этом не усугублять положение малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.

7. Разработать и принять федеральные законы «О социальном туризме», принятие которого позволит вовлечь в сферу туризма миллионы российских семей, людей с ограниченными физическими возможностями, привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру туризма, способствовать формированию новых рабочих мест, пополнению местных и региональных бюджетов и «О детском и юношеском туризме», реализация которого способствовала бы физическому, духовному и патриотическому воспитанию молодежи.

8. Создать национальную систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, (в т.ч. высвобождаемых в результате кризиса) для работы в сфере туризма, что должно способствовать улучшению качества обслуживания в туристической индустрии. Для этого необходимо построение системы мониторинга профессионально-квалификационной структуры потребности индустрии туризма в рабочей силе, рассматриваемой как форма государственного регулирования с расширением возможности подготовки кадров для предприятий индустрии гостеприимства и системе среднего специального образования.

9. Разработать новые, более современные профессиональные стандарты, учитывающие необходимые квалификационные уровни подготовки, и являющиеся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ. Чтобы повысить роль профессиональных стандартов необходимо создать нормативно-правовое обеспечение их внедрения путем закрепления правового статуса стандарта в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности".

Внедрение профессиональных стандартов будет способствовать обеспечению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформирует основу для сертификации персонала, как средства повышения качества рабочей силы, и способствующей созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда.

10. Принять меры по снижению тарифов на пассажирские перевозки с учетом падения цен на энергоносители, введению более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на авиационном и железнодорожном транспорте (более широкое применение групповых тарифов, бонусных систем, агентского комиссионного вознаграждения).

11. Формировать программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, праздники и т.д.), разработать план ключевых, "знаковых" событий года, и широко представлять информацию о туристских возможностях страны и субъектов Российской Федерации (Интернет, СМИ и др.).

12. Совершенствовать и расширять исследования по мониторингу, анализу и прогнозированию туристского рынка Российской Федерации, используя Международный опыт оценки экономической роли туризма, закреплённой в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связанной с внедрением в национальные системы статистического учёта специального инструмента сателлитных (вспомогательных) счетов, продолжать участие в ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011гг.».

13. Организовать серию туристических медиа-форумов как в России, так и за рубежом, для объединения усилий российских СМИ при продвижении внутреннего и въездного туризма, активно использовать возможности сети Интернет для изучения мирового опыта продвижения туристского потенциала, разработать рекомендации по созданию национального туристского портала, ориентированного на развитие внутреннего и въездного туризма.

14. Разработать предложения по формированию правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы учета реализации туристского продукта на территории Российской Федерации.

15. Разработать механизмы стимулирования внедрения инноваций, в том числе технологий ресурсов и энергосбережения, повышения экологической эффективности в сфере туризма и смежных отраслях.

16. Принять меры по созданию условий для разработки и продвижения интегрированных турпродуктов совместно с другими странами СНГ, Европы и др.

17. Разработать меры по осуществлению полноценного страхования туристов от рисков, общепринятых в мировой практике страхования, а также механизм обязательного страхования туристских маршрутов повышенной опасности в пределах России, с установлением минимального размера страховой суммы и минимального набора страхуемых рисков, оказываемых страховых услуг.

18. Разработать предложения по установлению особенностей правового регулирования путешествий несовершеннолетних туристов, туристов с ограниченными физическими возможностями, включая повышенную ответственность туроператоров и турагентов за качество и безопасность предоставляемых услуг, определение квалификационных требований к руководителям турфирм, организующих путешествия групп несовершеннолетних туристов, туристов с ограниченными физическими возможностями, а также квалификационных требований к руководителям таких групп.

Правительству Российской Федерации, кроме того:10

1. Разработать и утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Российской Федерации» с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма.

2. Разработать и внести предложения по изменению Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе, в части:

- совершенствования механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров:

- введения обязательной государственной аккредитации экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников.

3. Разработать и внести предложения по изменению Налогового кодекса Российской Федерации, такие как:

- отмена НДС на доходы туроператоров от реализации санаторно-курортных путевок;

- уменьшение базы по НДФЛ на всю сумму расходов на приобретение санаторно-курортных путевок. При этом Правительством Российской Федерации устанавливается максимальная сумма расходов на одного человека. В настоящий момент налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по сумме, направленной на оплату в санаторно-курортном учреждении только медицинских услуг;

- введение социального налогового вычета при начислении НДФЛ на доходы физических лиц в части сумм, направленных на приобретение туристских путевок на отдых и путешествия в России. Перечень услуг по организации туризма и отдыха на одного человека и общая сумма ежегодного социального налогового вычета может определяться Правительством Российской Федерации, либо детализирован и соответствующих положениях Налогового кодекса РФ;

- в целях эффективной поддержки детского и молодежного туризма целесообразно исключение из налогооблагаемой базы по налогам на доходы физических лиц путевок, полученных в рамках проведения мероприятий и программ социального, детского, молодежного туризма;

- введение налоговых льгот по налогу на имущество, земельному налогу санаторно-курортным предприятиям, лагерям детского отдыха, осуществляющим обслуживание льготных категорий и социально незащищенных граждан;

- включение затрат на приобретение санаторно-курортных путевок для своих работников в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, но налогу на прибыль организаций;

- с целью содействия в строительстве новых средств размещения, питания и отдыха для детей и молодежи исключить из налогооблагаемой базы налога на прибыль и доходы организаций, оказывающие услуги в сфере детского и молодежного туризма в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности организаций, зарегистрированных с начала 2010 года;

- увеличение предельных размеров выручки, предусмотренных для предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения;

- освобождение резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа от ввозных таможенных пошлин на материалы и оборудование, импортируемое для строительства и реконструкции объектов на территории соответствующих зон;

4. Развитие безвизового обмена и более активное участие МИД РФ в урегулировании визовых конфликтов с консульствами зарубежных государств в России, возникающих в связи с попытками необоснованного ужесточения туристских формальностей.

5. Дальнейшее упрощение процедуры регистрации путешествующих с туристскими целями иностранных и российских граждан в коллективных средствах размещения. Предоставление туроператорам по аналогии с гостиницами права оказывать содействие в регистрации туристов, проживающих в жилом фонде, при соблюдении определенных правил взаимодействия с органами ФМС и других требований на основе специально разработанного положения, утверждаемого Правительством РФ.

6. Разработать и внести предложения по изменению Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части упрощения визового режима въезда в Россию с туристскими целями граждан экономически развитых стран, генерирующих основные международные туристские потоки.

7. Разработать и внести предложения по изменению Федерального закона от 6 октября 2009 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации в вопросах туризма.

8. Разработать и внести предложения по изменению Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств, осуществляющих деятельность по развитию внутреннего и въездного туризма.

9. Разработать и внести предложения, направленные на усиление юридической ответственности туроператоров за причинение вреда жизни и здоровью туристов, осуществление незаконного предпринимательства в сфере туризма, нарушение иных норм законодательства в области безопасности туризма.

10. Разработать и принять меры в части отмены или, как минимум, снижения ввозных таможенных пошлин на закупку транспортных средств (туристских автобусов класса Евро-3, Евро-4, круизных судов, воздушных судов, в том числе среднемагистральных), предназначенных для осуществления пассажирских перевозок туристов и экскурсантов, а также оборудования, необходимого для строительства и развития инфраструктуры туризма, не производимого в России.

11. Принять меры по увеличению расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление льготных категорий граждан и детей за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, в частности Фонда социального страхования, с учетом, как минимум, индекса инфляции.

12. Принять меры по увеличению и повышению эффективности расходов на рекламу туристских возможностей страны в России и за рубежом за счет федерального бюджета, в том числе предоставление бесплатного времени теле- и радиотрансляции соответствующих программ и рекламы на государственных каналах.

13. Ускорить создание сети представительств Ростуризма за рубежом с целью продвижения туризма и содействия в обеспечении безопасности российских туристов, находящихся за пределами Российской Федерации.

14. Включить ведущих российских туроператоров в перечень предприятий, пользующихся приоритетной государственной поддержкой в условиях кризиса. Содействовать в получении ими кредитов для предоплаты блоков мест в российских гостиницах и санаторно-курортных учреждениях.

15. Разрабатывать меры по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата для строительства и развития инфраструктуры туризма.

16. Совершенствовать и далее систему статистического учета в туризме, совместно с представителями науки вести постоянный мониторинг и анализ состояния туризма в мире и в России, публиковать в ведомственных средствах массовой информации, таких как журнал "Туристический Олимп" Федерального агентства по туризму, ежеквартально информацию о результатах.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, кроме того:11

1. Продолжить разработку региональных целевых программ развития туризма с субсидированием строительства инженерной инфраструктуры для туристских комплексов.

2. Принять меры по расширению практики частичного финансирования процентной ставки по кредитам для нового строительства, ремонта и реконструкции предприятий индустрии гостеприимства на региональном уровне, а также упрощение процедуры получения такого рода адресной поддержки.

3. Способствовать созданию условий для разработки новых туристских продуктов, расширения спектра туристских услуг для различных групп туристов, а также интегрированного турпродукта совместно с другими российскими регионами.

4. Осуществлять мониторинг налогов и сборов, ставки которых определяются на региональном и муниципальном уровнях (налоги на землю, имущество юридических лиц, плата за пользование водными ресурсами, охотничьими угодьями и др.), а также ставок обязательных платежей, устанавливаемых уполномоченными организациями, например, вознаграждения за использование объектов интеллектуальной собственности, портовых, аэропортовых сборов и т.д. Разработать предложения и рекомендация, направленные на предупреждение дальнейшего безудержного роста соответствующих платежей предприятиями туриндустрии и санаторно-курортного комплекса.

5. Ввести систему "tax free" в торговых комплексах городов, посещаемых иностранными туристами.

6. Оказывать содействие в разработке инвестиционных проектов, создании благоприятного климата для инвесторов.

7. Обратить внимание на необходимость использования креативных возможностей для продвижения российского туристского продукта, что особенно важно в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

8. Отметить необходимость эффективного использования интернета для продвижения туристского продукта и туристских возможностей Российской Федерации.

3.2 Места России с хорошим, но малоразвитым туристским потенциалом.

Дальний Восток

Сибирь

Оз. Байкал

Урал

Красноярский край

Таймырский полуостров12

Россия прекрасна своей природой. В данных регионах необходимо развивать туристическую индустрию. Для развития нужно:

- Повысить привлекаемость данных мест, путем расширенной рекламы

- Постройка новых отелей, возможно нестандартных (например, стеклянные домики-сферы)

- Снижение цены на перелеты / перевозки

- Постройка лечебных санаториев

Также там можно проводить увлекательнейшие экскурсии, например, по Енисейскому заливу Карского моря, Катанским заливом моря Лаптевых, тур по пещерам Красноярского края. Также на Урале есть отличные, сравнительно не дорогие горнолыжные курорты. Озеро Байкал – уникальнейшее место в мире. Его можно посещать зимой и летом, наблюдая совершенно разные пейзажи.

Заключение.

Данная работа показала, что туризм одно из ведущих и перспективных направлений в развитии экономики. При этом существует огромное количество различных факторов, которые либо способствуют, либо препятствуют развитию туризма. Многие из них играют важнейшую роль, которую должны учитывать все субъекты туризма.

Многие субъекты по-разному оценивают важность того или иного фактора. Наиболее важны природно-климатические, экономические и социальные факторы, при этом делается упор на политические факторы и желание безопасного отдыха. Но это не свидетельствует о том, что остальные условия играют второстепенную и незначительную роль

Исходя из перечисленных факторов и анализируя статистические данные Всемирной туристской организации, можно сделать прогноз дальнейшего развития туризма.

Развитие туризма по регионам будет неравномерным: самые высокие темпы ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Северной Америке они будут ниже общемировых.

Таким образом, и в ближайшее время туризм останется одной из самых рентабельных сфер мирового хозяйства. Но при этом следует учитывать влияние на туризм рассмотренной совокупности факторов. Правильное их рассмотрение делает перспективы развития туристской сферы более предпочтительным и стабильным.

Список литературы.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (по состоянию на 30.09.2016). 

Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». 

Постановление Правительства РФ от 02 августа 2011 г. №644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». 

ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». 

ГОСТ Р 50690-94 «Туристко-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования». 

Абрамова И.О. Экономика туризма в условиях рыночных преобразований. - М.: Знание, 2012. - 308 c.

Аваков И.М. Молодежный туризм. - М.: Исса, 2012. - 312 с.

Богатов А.П. Безопасность в туризме. - М.: Инфра-М, 2010. - 298 с.

Бобровников А.В. Макроциклы в туризме России. - М.: ИЛА РАН, 2013. - 504 c.

Боровик Л.Д. Основы развития управления в сфере туризма. - М.: Знание, 2011. - 321 c.

Гнедой А.В. Имидж России на мировом рынке туризма Международный туризм. - 2015. - №4. - С. 14-18.

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: Знание, 2010. - 412 с.

География туризма / Под ред. проф. А.Ю. Александровой. - М.: Кнорус, 2011. - 475 с.

Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. Учебное пособие. - М.: Академия, 2012. - 369 с.

Зорин И. В. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2013.368 с.

1Свиридов К.С. Туризм. - М.: Знание, 2012. - 58 с.

2Гнедой А.В. Имидж России на мировом рынке туризма // Международный туризм. - 2015. - №4. - С. 14-18.

3Зорин И. В. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2013. 84 с

4Зорин И. В. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2013 35с

5Гнедой А.В. Имидж России на мировом рынке туризма // Международный туризм. - 2015. - №4 с 75.

6География туризма / Под ред. проф. А.Ю. Александровой. - М.: Кнорус, 2011. 33с

7Карпова Г.А. Туристские ресурсы: проблемы и перспективы. - СПб.: Нева, 2013 138с

8Писаревский Е.Л. Туризм. Особенности и проблемы. - М.: Инфра, 2011. - 35 с.

9Лабунская Р.О. Органы регулирования туризма в России: пути совершенствования // Исследования и прогнозы. - 2014. - №5. - С. 23-28

10Попов Н.П. Туризм в России: кризис и перспективы // Международный туризм. - 2015. - №4. - С. 11-15

11Федоров М.А. Особенности регулирования сферы туризма // Международные отношения. - 2014. - №11. - С. 28-33

12  Туристский путеводитель России / под ред. М.Б. Биржакова. - М.: Знание, 2013. - 114 с

 

Просмотров работы: 10712