ВВЕДЕНИЕ
Туристские ресурсы состоят из различных природных, культурно-исторических, а также социально-экономических объектов и явлений (на данной фазе развития общества), которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг.
Отдельные исследователи к туристским услугам относят и рекреационные ресурсы, т. е. ту часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Они играют важную роль при реализации туристского бизнеса, который осуществляется только при наличии таких составляющих, как капитал, технологии, кадры, земля.
Актуальность исследования определяется тем, что в сфере туристических услуг проявляются некие закономерности, оказывающие прямое влияние на развитие всего туристического бизнеса и гостеприимства.
Целью работы является рассмотрение основных закономерностей в туризме и гостеприимстве, их эффективность в мировом и региональном бизнесе, влияние мировых закономерностей на развитие туризма в России.
Предмет исследования: закономерное развитие туризма, сферы жизни, которые так или иначе взаимодействуют с сферой туристического бизнеса.
Объект исследования: закономерности в мировой экономике ведущих стран, лидирующих по количеству прибываемых туристов ежегодно.
Для достижения следующей цели поставим задачи:
Выделить главные закономерности функционирования туристического бизнеса и гостеприимства;
Рассмотреть инвестиционные планы и программы развития туризма;
Проанализировать основные принципы обеспечения устойчивого функционирования и развития отрасли в России.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ
Туризм — сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности.
Наиболее авторитетное издание по туристской терминологии — «Энциклопедия туризма» И.В. Зорина и В.А. Квартальнова дает следующие определения туризма и туристской деятельности.
Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Рассмотрим подробнее наиболее частые закономерности в сфере туристской деятельности и ресурсы для их осуществления.
Ресурсы отрасли туризма
Определение рекреационных ресурсов приводится здесь в следующих контекстах:
- рекреационные ресурсы как результат антропогенной деятельности (воздействия человека и его деятельности на природу), которые благодаря таким свойствам, как уникальные исторические и художественные ценности, оригинальность, эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость могут быть использованы для организованных занятий;1
- рекреационные ресурсы как сочетание различных компонентов, факторов природного и антропогенных ландшафтов, создающих благоприятные условия для разнообразных видов и форм деятельности человека;
- рекреационные ресурсы как в определенной степени трансформированные природные условия и культурно-исторические объекты, доведенные до степени технологичности под влиянием общественных потребностей и возможности прямого использования в рекреационном обслуживании.
Следовательно, к рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.
Природные рекреационные ресурсы - это территориальное сочетание природных компонентов с функциональной, временной и территориальной комфортностью рекреационной деятельности.
Комплексный характер рекреационной деятельности и многообразие ее связей с природными условиями обусловливает целесообразность рассмотрения в качестве природного рекреационного ресурса не только территориальное сочетание природных компонентов, но и результаты антропогенной деятельности человека (так называемый антропогенный фактор в экологии).
Рекреационные ресурсы в рекреационном хозяйстве выступают как условия рекреационной деятельности. Для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы затраты общественного труда на их изучение, оценку и подготовку, и доведение их до степени технологичности, необходимой для прямого использования в рекреационном хозяйстве.
Ресурсную базу туризма составляют туристско-рекреационные ресурсы, которые тесно связаны между собой. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, эти ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.
Туристские ресурсы состоят из различных природных, культурно-исторических, а также социально-экономических объектов и явлений (на данной фазе развития общества), которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг.
Отдельные исследователи к туристским услугам относят и рекреационные ресурсы, т. е. ту часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Они играют важную роль при реализации туристского бизнеса, который осуществляется только при наличии таких составляющих, как капитал, технологии, кадры, земля.2
Это означает, что для занятий туризмом недостаточно, например, иметь только первые три составляющие. Кроме них необходимо обладать туристско-рекреационными ресурсами или создавать такие ресурсы. Это одна из важнейших специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая туристские ресурсы является наиболее дешевой в России (в настоящее время нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает (по статистике в Российской Федерации на конец 2000 г. туристские рекреационные ресурсы экономически оценивались в размере примерно 2 % национального богатства страны 180 260 млрд руб.).
Туристско-рекреационные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях и условно подразделяются на две группы: природные и инфраструктурные. Динамичное развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов, без наличия коммуникаций, средств связи, памятников культуры, искусства и др. Туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. При этом, несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба от воздействия индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет: экологического просвещения, ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы, налогового регулирования.
Многогранная роль туризма в жизни современного общества (особенно растущая экономическая эффективность отрасли) выдвинула в число главных задач научного исследования рекреационных ресурсов разработку методики их всесторонней (в том числе и экономической) оценки.
1.2 Географические закономерности формирования и распространения мировых туристских потоков
Развитие туризма всегда характеризовалось большой неравномерностью. Это относится и к его темпам роста, и к масштабам развития, и к географии туристских потоков. Основные географические закономерности распределения мировых туристских потоков стожились уже достаточно давно. Современный этан развития в целом подтверждает присущие международному туризму закономерности формирования и пространственного распространения мировых туристских потоков, но также формирует и его новые особенности.
Наиболее подробно общемировые закономерности пространственного распределения туристских потоков рассматриваются в работах А.Ю. Александровой. Одна из самых важных географических закономерностей развития международного туризма заключается в том, что внутрирегиональные туристские прибытия продолжают преобладать над межрегиональными. В 2012 г. 81% всех поездок осуществлялись в пределах региона происхождения туристов. Особенно ярко эта тенденция проявляется в Европейском регионе, где свыше 88% туристов — это европейцы, преимущественно жители близко расположенных стран. Аналогична ситуация и в Американском регионе, где 3Д туристских поездок осуществляются в пределах региона. В Азиатско-Тихоокеанском регионе на долю внутрирегиональных поездок приходится 78% поездок.3
Регионы, где межрегиональные потоки преобладают над внутрирегиональными — это Ближний Восток и Африканский регион, где только 45—47% туристов являются представителями этого же региона, а большинство туристов приезжает из других регионов мира.
Безусловно, туристский обмен между регионами развивается. Этому способствует либерализация и глобализация экономической жизни, развитие транспорта и современных информационных технологий. Однако по прогнозу UNWTO к 2030 г. не стоит ожидать существенных изменений этого показателя в пользу межрегиональных поездок, хотя раньше предполагалось, что число дальних поездок будет расти гораздо быстрее, чем внутрирегиональных. Возможно, это связано с тем, что в современной экономической ситуации при снижении расходов на отдых и сокращении его продолжительности туристы выбирают более близкие дестинации. Не стоит забывать и об отсутствии языкового барьера, упрощенных туристских формальностях и других преимуществах туризма в сопредельные страны.
Большая часть туристских обменов совершается между странами - соседями. Примеры проявления этой тенденции можно найти в любом из туристских регионов мира. Так, активный взаимный обмен туристскими потоками идет между Скандинавскими странами, странами Южной Америки (особенно между Бразилией, Аргентиной, Парагваем, Уругваем и Чили), странами СНГ, странами Юго-Восточной Азии и т.п. В то же время заметна проявляющаяся в потребительском спросе тенденция к поездкам в сильно отличающиеся по природным и культурным особенностям страны, в том числе тенденция к поиску экзотических дестинаций в туризме.
В результате складывается преобладающая меридиональная направленность основных внутриконтипентальпых туристских потоков. Внутри Европейского, Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов четко прослеживаются потоки туристов с целями, в первую очередь, купальнопляжного отдыха из более северных стран в более южные. К числу таких потоков относятся поездки из стран Северной и Западной Европы в средиземноморские страны, туристские потоки из США и Канады в страны Карибского бассейна, поездки туристов из Японии в страны Юго-Восточной Азии и т.п. Можно также отметить и увеличивающиеся обратные потоки в более северные страны, с целями, например, познавательного, делового, экологического и других видов туризма. Туристские потоки в странах Ближнего Востока имеют более сложную, в том числе и широтную, направленность, обусловленную иными целями туристских поездок (например, паломничеством).
Основные туристские потоки возникают в развитых странах мира и одновременно тяготеют к ним. Однако стоит отметить, что в сферу туристской деятельности все активнее вовлекаются новые страны и регионы, развивающиеся опережающими темпами. Сегодня можно уже говорить о том, что большинство стран мира (за исключением экономически наименее развитых или стран со сложной политической обстановкой) в той или иной степени охвачены туристской деятельностью. В последние годы отмечается появление и рост новых туристских центров и стран, вполне конкурентоспособных традиционным туристским лидерам мира.
По мнению польского ученого Яна Гезгалы в международном туристском обмене наблюдается явление, которое он назвал «обменом многоступенчатого каскада»: туристы из стран с самым высоким уровнем жизни выезжают в страны с более низким уровнем развития и более низкой стоимостью отдыха, а они, в свою очередь, в еще менее развитые и более дешевые страны. При этом цели поездок (а, соответственно, и виды туризма) в разных тинах стран существенно различаются между собой. Обмен многоступенчатого каскада в международном туристском движении не исключает и других направлений туристских потоков между странами. Однако необходимо подчеркнуть главное, что характеризует современный туристский рынок — участие в нем стран, находящихся на разном уровне экономического развития, в том числе на разном уровне развития туристской индустрии.4
При этом развивающиеся страны занимают все более существенные позиции на мировом туристском рынке, продвигая себя как недорогие направления с относительно высоким уровнем обслуживания, и привлекают все большие потоки туристов. Динамика международных туристских потоков показывает, что наиболее быстрыми темпами растут туристские прибытия именно в развивающиеся страны, которые в ближайшем будущем обойдут по этому показателю развитые страны. Так, в 1980 г. доля развивающихся стран в туристских прибытиях составляла около 30%, в 2012 г. она составила уже 47%, а по прогнозу к 2030 г. достигнет 57%. Однако стоит отметить, что объемы туристских прибытий в развивающиеся страны еще достаточно скромны, но сравнению с численностью населения этих стран, в то время как в некоторых развитых странах этот показатель существенно превышает численность населения.
Наибольший интерес с точки зрения перспектив развития туристского рынка представляет быстрый рост числа туристов из Азии, в первую очередь, из Китая. Поток туристов из Азии в будущем имеет шансы стать крупнейшим туристским потоком в мире, особенно когда к нему смогут подключиться туристы — представители становящегося все более многочисленным среднего класса — из Индии и других азиатских стран, в частности, стран Ближнего Востока. Несмотря ни на какие кризисы, быстрыми темпами растет число туристов из России. Эксперты считают, что возможно и существенное увеличение числа туристов из Бразилии. Таким образом, в ближайшем будущем станет более заметным вклад стран БРИК в формирование мировых и региональных туристских потоков.
Сохраняются тесные связи по туризму между странами — бывшими колониями и бывшими метрополиями при доминировании последних.5 Интерес к общему историческому прошлому, отсутствие языкового барьера, тесные экономические связи, усилившиеся в результате формирования значительных миграционных потоков из бывших колоний в бывшие метрополии, объясняют эту важную закономерность географического распределения туристских потоков, которая проявляется во многих регионах мира. Так, например, в странах Карибского региона характерно абсолютное преобладание британских туристов на Барбадосе, а туристов из Нидерландов — в Суринаме. В Средиземноморье туристы из Франции предпочитают отдых в Тунисе, а из Великобритании — на Кипре. Часто важной целью поездок в таком направлении является посещение друзей и родственников, а также ностальгический туризм.
Если говорить о зависимости между продолжительностью пребывания в месте назначения и его удаленностью от места происхождения туристов, то стоит отметить, что она постепенно снижается. Хотя наиболее продолжительные сроки пребывания туристов характерны для самых удаленных стран, таких как Австралия, Новая Зеландия, Индонезия и т.п., в целом отмечается общее снижение продолжительности туристских поездок, в том числе из-за роста числа краткосрочных поездок в рамках делового и событийного туризма. Кроме того, поездки на большие расстояния становятся более обычными и частыми, и туристы не тратят дополнительное время на акклиматизацию, предпочитая краткий, но насыщенный отдых.
Несмотря на кардинальные изменения, происходящие на мировом туристском рынке и включение все новых стран и регионов в сферу туризма, следует отметить сохраняющуюся неравномерность в распределении современного туристского спроса, как на глобальном, так и региональном уровнях. В некоторых регионах и странах число посещающих их туристов уже сравнимо с численностью населения, в то время как в регионах Азии и Африки этот показатель пока еще очень низок. Таким образом, сохраняются большие различия в уровне туристской нагрузки на страны и регионы.
Туристский рынок, охватывающий большинство стран и регионов мира, продолжает успешно расти в современных условиях обострения конкурентной борьбы и усиления экономического соперничества между его участниками. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции между странами и регионами, как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения, является одной из существенных тенденций современного развития мирового туризма.
Изучение рекреационных потребностей имеет междисциплинарный характер и способствует пониманию и решению научных проблем в географии туризма. Рекреационно-туристическая деятельность обеспечивает реализацию имеющихся у человека потребностей, раскрытие его творческого начала, восстановление физических и моральных сил, способствуя, тем самым, гармоничному развитию человеческой личности.
Важными факторами, определяющими потребительское поведение в туризме, являются кардинальная смена всех параметров окружающей среды, выражающаяся, например, в стремлении туристов в отличающиеся от их постоянного проживания, в том числе, экзотические страны; стремление к получению максимального удовольствия от жизни во всех ее проявлениях, а также следование моде, которую создают представители наиболее обеспеченных слоев населения развитых стран.6 Это приводит к формированию культуры массового потребления в туризме, во многом определяющей направление современных туристских потоков в мире.
Разные виды потребностей реализуются в разных видах туризма и переводят потребителей туристских услуг на все более высокие уровни использования окружающей их среды в туристской деятельности. Именно этим определяется активное развитие событийного, экологического, ностальгического и других видов туризма в современных условиях.
Основные принципы обеспечения функционирования закономерностей отрасли
Определение принципов устойчивого развития и его систематизация достаточно важные задачи. А. А. Бартлетт предложил законы и гипотезы устойчивого развития.
Ни рост численности населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не могут быть устойчивыми.
Чем больше численность населения и чем выше скорость потребления им ресурсов, тем труднее привести общество к состоянию устойчивого развития.
Время реакции населения на изменения его прироста равно продолжительности жизни одного человека (исключая период детства), т. е. около 60 лет.
Средний уровень жизни находится в обратной зависимости от численности населения, которое может устойчиво существовать на данной территории (т.е. от ее потенциальной емкости).
Для достижения устойчивого и желаемого уровня жизни необходимо, чтобы численность населения была меньше или равна потенциальной емкости территории.
Выгоды от роста численности населения и увеличения потребления ресурсов достаются немногим, затраты же ложатся на плечи всего общества (трагедия всеобщего достояния).
Увеличение скорости потребления невозобновимого ресурса вызывает резкое снижение времени существования остающейся доли ресурса.
Когда затрачиваются большие усилия на повышение эффективности использования ресурса, получаемая выгода сравнима с дополнительной потребностью в ресурсе, возникающей вследствие прироста населения.
Когда скорость загрязнения превосходит самоочищающую способность окружающей среды, проще продолжать загрязнять, чем очищать среду.
Люди всегда будут в зависимости от сельского хозяйства, так что почва и другие возобновимые ресурсы будут всегда необходимы.
Гипотезы устойчивого развития по А.Бартлетту следующие:
1. Судя по среднемировому уровню жизни 1994 г., численность населения Земли превосходит ее потенциальную емкость.
2. Рост численности населения это самая большая и самая коварная угроза демократии.
3. Стоимость программ сокращения роста численности населения мала по сравнению со стоимостью самого роста численности населения.
4. Время, необходимое для планомерного перехода какой-либо страны к устойчивому развитию, возрастает пропорционально размерам населения и средней скорости потребления ресурсов на душу населения.
5. Стабильность общества это необходимое, но не достаточное условие устойчивого развития.
6. Бремя снижения уровня жизни вследствие роста населения и снижения ресурсов ложится главным образом на плечи бедных.
7. Экологические проблемы не могут быть решены посредством увеличения скорости потребления ресурсов.
8. Состояние окружающей среды не может быть улучшено посредством компромиссов.
9. К тому времени, когда перенаселенность и дефицит ресурсов станут очевидны для большинства людей, потенциал экосферы уже будет превышен, и тогда будет слишком поздно думать об устойчивом развитии.7
Понятие устойчивости появляется при переходе системы природной, или антропогенной из одного состояния в другое, характеризуется способностью сохранять свои определенные свойства в течение определенного времени и противостоять внешним воздействиям без изменения этих свойств или приспосабливаясь к ним.
Устойчивое развитие предполагает не смену таких состояний, а создание и планирование таких условий (учитывающих воздействие всех внешних факторов), при которых система, достигнув состояния устойчивости, уже не переходила бы в другие состояния. Поэтому важным является отыскание критериев, позволяющих определить, устойчиво состояние или нет, достигнуты ли пороговые значения. Единых критериев {индикаторов) пока нет, хотя попытки найти один или несколько универсальных индикаторов предпринимаются. Ученый С.Мураи предлагает систему индикаторов страны и показателей устойчивого развития.
Она дает представление о возможном наборе основных индикаторов устойчивого развития. Применение для других стран индикаторов и критериев состояния устойчивого развития, предлагаемых японским исследователем, требует проверки по широте охвата и показательности набора индикаторов, а также с точки зрения приоритетности показателей устойчивого развития для каждой страны.
«Естественный шаг" был сделан в Швеции в 1989 г., причем начался он с того, что ученые попробовали определиться относительно условий устойчивого развития. Это привело к формулировке четырех, не накладывающихся друг на друга принципов для устойчивого развития. Принципы используются как отправная точка для системы, описывающей такое развитие. В ходе выработки этих принципов ученые и бизнесмены различных отраслей пришли к общим решениям для выявления будущего устойчивого развития. Приведем эти принципы:
- определяются и обсуждаются критерии для будущего устойчивого общества;
- текущие действия рассматриваются относительно выбранных критериев и отсеиваются нежизнеспособные (неустойчивые) ;
- рассматривается будущая желательная ситуации (главная идея освободиться от психологических ограничений, вызванных текущей ситуацией);
- стратегии уже определены, что позволяет связать текущую ситуацию с будущей устойчивой целью. На этом этапе важно, чтобы инвестиции (или другие меры) вели в правильном направлении, но еще более важно, что инвестиции формируют широкую и достаточно гибкую платформу для дальнейших инвестиций в правильном направлении.
Сейчас практически все обратили свое внимание на проблему устойчивого развития (и крупные ТНК, и международные организации и целые институты).
В государственном масштабе важным является не только внедрение ресурсосберегающих технологий в производствах, распространение идеологических материалов о важности перехода к устойчивому развитию как стратегии выживания, но и исследования всей сложной системы взаимоотношений природы и общества, которые относятся к новому междисциплинарному направлению экологической экономике (ecological economics), а точнее сказать, геоэкологической экономике, ее можно так же назвать устойчивой экономикой.
Таким образом, на основании всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о закономерностях туризма как динамично – развивающейся сфере. Поставить туризм на надежные рельсы устойчивого функционирования вот важнейшая задача, требующая партнерства и сотрудничества как в рамках собственно индустрии туризма, так и между нею, государством и самими туристами.
ГЛАВА 2.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Эффективность использования туристских ресурсов
Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, которые являются объектами туристского интереса, потенциально способными удовлетворять потребности людей, возникающие у них в процессе занятий туризмом. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Например, сколько приезжий (не житель пустыни) может созерцать песчаную дюну в Сахаре? Очень недолго во время сафари на комфортабельном джипе, после чего он устремится под прохладу кондиционера или бассейна в приморском отеле. И в то же время он может часами смотреть на море, нежась в струях теплого бриза.
Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.
Туристский интерес перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристско-рекреационных ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.
Объекты туристского интереса достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социально-культурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребления туристских услуг.
Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит:
- доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту;
- достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности;
- размещение;
- питание;
- развлечение.
Туристское впечатление комплекс эмоций, в большинстве положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникших или достигнутых им в результате потребления туристских работ (услуг), приобретения туристского продукта. Однако, чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационых.
Рекреационные ресурсы это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые могут создать комфортные условия и имеют потребительную стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей.
Организация развития туризма (как в стране, так и в регионе) должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристско-рекреационные ресурсы. Высокий потенциал развития туризма характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов.
Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития туризма в регионе, следует ответить на следующие вопросы: "Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?" и "Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?"
Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий были разработаны четыре принципа туризма, базирующегося на уникальных туристско-рекреационных ресурсах, активно способствующих сохранению и их рациональному использованию:
1) активное содействие в сохранении наследия местности культурного, исторического, природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальные туристско-рекреационные ресурсы;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникальных туристско-рекреационных ресурсов местности
2.2. Инвестиционные планы и программы развития туризма
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.
Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.
Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.
Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостности структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, в котором имеются туристские потенциалы привлекательности, оказались следующие факторы:
- ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекреационных и санаторно-курортных);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);
- потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);
- интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);
- инновационный уровень внедрения и результативность достижений научно-технического (даже шире общественного прогресса) в регионе.
Логика рассуждений приводит также к необходимости выявления и оценки следующих инвестиционных рисков:
- экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструк-тивность в возможном проявлении этой поляризации);
- социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).
Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциалы населения. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т. е. законы попросту не выполняются.
Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом. Что же в таком случае означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает (и не может дать) ответа на этот вопрос; известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью две стороны одной медали; разница лишь в том, кто выступает инициатором, инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое, поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.
На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль надежности вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.
Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.
Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.8
При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы не было такого впечатления, следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же.Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти.
С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.
Управление в масштабах региона это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.
Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона. По крайней мере, на этом пути будут созданы все необходимые условия.
Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т. е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.
Предпочтения категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциалы региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.
Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам: управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, т.е. помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.
Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых.
ГЛАВА 3.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РОССИИ
3.1. Развитие туризма в России, основные цели и задачи
Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.
В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.
Проведенный в предыдущих разделах анализ современного состояния развития туризма в мире и состояния сферы туризма в Российской Федерации, в том числе мер, предпринятых Ростуризмом по его развитию, позволяет оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского направления среди основных принимающих рынков. К конкурентным преимуществам следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов. Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что, по мере того как мир станет более изученным и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.
Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.
Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких, как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.
В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, характеризующаяся, с одной стороны, укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой — увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.
К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:
— недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
— высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
— препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;
— в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2 — 3 года;
— сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации, и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
— остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств, как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада, и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока.
Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.
Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма показывает необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.
На основании изложенного целью развития туризма в Российской Федерации является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.9
Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:
— совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;
— развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);
— создание новых приоритетных туристских центров;
— рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
— повышение качества туристских и сопутствующих услуг;
— совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
— обеспечение условий для личной безопасности туристов.
3.2. Программы развития туризма в РФ
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации. По данным отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт оценивается на уровне 10,4 процента, или около 8,3 трлн. долларов США (3,2 процента - оценка прямого вклада туризма без учета косвенных и индуцированных эффектов на экономику), при этом 1 из 10 рабочих мест в мире создается в туристском секторе. Прямой вклад туризма в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития, согласно отчету о трендах и политике в области туризма за 2018 год, в среднем составляет 4,2 процента в валовой внутренний продукт, 6,9 процента - в занятость и 21,7 процента - в объем экспорта услуг. По данным Всемирной туристской организации, потоки международного туризма удвоились за последние два десятилетия: с 0,68 млрд. въездных туристов в 2000 году до 1,3 млрд. в 2017 году и оценочно до 1,4 млрд. в 2018 году.
Туризм остается одной из крупнейших статей международной торговли в несырьевом секторе. По данным Всемирной туристской организации, экспорт туристского сектора занимает 3 место в мировом экспорте после химикатов и топлива, обогнав продукцию автопрома. Для большинства развитых стран туризм - лидирующая статья в экспорте. Общий объем экспорта сектора туризма в 2017 году составил 1,6 трлн. долларов США, то есть примерно 4,4 млрд. долларов США в день (1200 долларов США на 1 туриста), что составляет около 7 процентов международного объема экспорта товаров и услуг (22,9 трлн. долларов США) и 29 процентов международного объема экспорта услуг (5,4 трлн. долларов США). В 2010 - 2017 годах среднегодовой темп роста объема мирового экспорта туристских услуг составлял около 4 - 7 процентов.
Объемы доходов от международного туризма по категории "поездки" (без учета затрат на транспорт) в мире также продемонстрировали значительный рост: с 475 млрд. долларов США в 2000 году (около 700 долларов США на 1 туриста) до 1310 млрд. долларов США в 2017 году (около 1000 долларов США на 1 туриста). Кроме того, помимо общего размера трат международных туристов и доходов принимающих стран, размер международных транспортных услуг, оказанных нерезидентам в мире, в 2017 году составил около 240 млрд. долларов США (180 долларов США на 1 туриста).10
Важной характеристикой международного туризма является относительная устойчивость сектора в период экономических спадов и геополитической нестабильности и быстрое восстановление после спада. Так, снижение международного туристского потока в 2009 году составило 4 процента, а уже в 2010 году он вернулся к росту, продемонстрировав 42 процента увеличения по итогам 2017 года относительно докризисного уровня 2008 года. Схожая картина происходила и в части объемов туристских затрат - после сокращения в 2009 году на 9 процентов по сравнению с 2008 годом объем мировых туристских расходов уже в 2010 году почти восстановился до докризисного уровня и по итогам 2017 года вырос на 43 процента по сравнению с 2008 годом.
Организация экономического сотрудничества и развития в рамках инициативы по системе учета международной торговли на основе добавленной стоимости подчеркивает особенно важный вклад экспорта туристских услуг и его влияние на формирование доли туристского сектора в валовом внутреннем продукте. Данные Организации экономического сотрудничества и развития показывают, что экспорт услуг создает для принимающих туристские потоки стран добавочную стоимость выше среднего уровня по экономике - 80 процентов оборота экспорта туризма конвертируются в добавленную стоимость туристской отрасли страны.
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, наибольшая доля мирового валового внутреннего продукта в части туризма в 2017 году приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (36 процентов), тогда как Европа и Америка занимают второе и третье места соответственно, вместе добавляя 59 процентов к мировому валовому внутреннему продукту туризма.11
По данным Всемирной туристской организации, особенностью последних лет стало перераспределение туристов между регионами международного туризма и повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона (рост на 6 процентов в 2017 году по сравнению с 2016 годом), Африки (на 8 процентов) и Америки (на 5 процентов), при этом все направления получили прирост потока туристов из-за роста авиаперевозок и развития связей между регионами мира.
Самый посещаемый регион в мире - Европа - показал рост в 9 процентов, Ближний Восток - 4 процента. Около 60 процентов всех туристских затрат (1,3 трлн. долларов США) в 2017 году были сконцентрированы в топ-15 странах (в том числе в Соединенных Штатах Америки, Испании, Франции, Таиланде, Великобритании, Италии, Австралии, Германии, Японии, Китае, Индии, Турции, Мексике). Россия заняла 34 место в общих тратах международных туристов на своей территории, которые составили 9 млрд. долларов США (0,7 процента общих трат по миру), при этом стала восьмой страной в рейтинге трат туристов по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами (около 2,5 процента общих трат международных туристов). Лидерами по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами, являются Китай, Соединенные Штаты Америки и Германия.
По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году Россия находилась на 15-м месте стран - лидеров по количеству прибытий иностранных граждан.
Целями Стратегии являются:
- комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;
- усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.
- рост объема туристской индустрии от 3158 млрд. рублей до 16306 млрд. рублей в 2035 году;
- увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя Российской Федерации к 2035 году;
- увеличение экспорта туристских услуг Российской Федерации от 8,9 млрд. долларов США до 28,6 млрд. долларов США к 2035 году;
- увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены основные закономерности в туризме и гостеприимстве, их эффективность в мировом и региональном бизнесе, влияние мировых закономерностей на развитие туризма в России.
Туристские потоки — достаточно сложное явление, которое испытывает влияние множества других взаимосвязанных факторов. Были предприняты попытки проанализировать их и установить правила, регулирующие размер потоков между странами.
В процессе написания работы я выделила главные закономерности функционирования туристического бизнеса и гостеприимства, рассмотрела инвестиционные планы и программы развития туризма, проанализировала основные принципы обеспечения устойчивого функционирования и развития отрасли в России.
В заключении можно сказать, что туризм — сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. Критика понятия «туристский продукт» / М.Б. Биржаков, А.И. Климин, Л.А. Озимина // Общество. Среда. Развитие. – 2017. – № 3 (44);
2. Бунич Г.А. Туристский продукт: теория, практика, инновационные аспекты: монография / Г.А. Бунич, В.А. Старцев. – М.: Союз-Пресс, 2012. – 236 с.;
3. Варапаева В.В. Туристическая услуга как элемент турпродукта // Аграрный науч. журн. – 2017. – № 9. – С. 82-86;
4. Виноградова Т.В. Технологии продаж турпродукта: учеб. для студ. учреждений высшего образования, обучающихся по направлению "Туризм" / Т.В. Виноградова. – 3-е изд., испр. – Москва: Академия, 2015. – 236,
5. Голаев М.М. Туристический продукт // Новые информационные технологии в науке нового времени: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа, 2017. – С. 128-130;
6. Квита Г.Н. К вопросу о содержании понятия "региональный туристский продукт" / Г.Н. Квита, С.П. Ваньков // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баева. – Иркутск, 2018. – С. 462-467;
7. Кезикова А.А. Туристский продукт, его особенности, структура и специфика // Актуальные проблемы и перспективы институциональных изменений в современной экономике: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. – М., 2015. – С. 401-404.
8. Ласси М.Ю. Цепочка создания ценности туристского продукта в России: современное состояние и тенденции развития / М.Ю. Ласси, Н.В. Рубцова // Изв. Байкальского гос. ун-та. – 2015. – № 1;
9. Пустовойтенко С.И. Проблемы терминологии туризма / С.И. Пустовойтенко, А.А. Сарян // Рос. предпринимательство. – 2012. – № 7 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-terminologii-turizma (05.02.19).
10. Столповских Н.Е. Туристский продукт: основные элементы / Н.Е. Столповских, А.А. Каралкина, Ю.Г. Галимова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2016. – № 11. – С. 117-120
1Столповских Н.Е. Туристский продукт: основные элементы / Н.Е. Столповских, А.А. Каралкина, Ю.Г. Галимова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2016. – № 11. – С. 117-120
2 Кезикова А.А. Туристский продукт, его особенности, структура и специфика // Актуальные проблемы и перспективы институциональных изменений в современной экономике: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. – М., 2015. – С. 401-404.
3Бунич Г.А. Туристский продукт: теория, практика, инновационные аспекты: монография / Г.А. Бунич, В.А. Старцев. – М.: Союз-Пресс, 2012. – 236 с.;
4 Уокер Джон Р. Введение в гостеприимство. М., 1999.
5 Варапаева В.В. Туристическая услуга как элемент турпродукта // Аграрный науч. журн. – 2017. – № 9. – С. 82-86;
6 Ласси М.Ю. Цепочка создания ценности туристского продукта в России: современное состояние и тенденции развития / М.Ю. Ласси, Н.В. Рубцова // Изв. Байкальского гос. ун-та. – 2015. – № 1;
7 Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 1.995.
8 Квита Г.Н. К вопросу о содержании понятия "региональный туристский продукт" / Г.Н. Квита, С.П. Ваньков // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баева. – Иркутск, 2018. – С. 462-467;
9 Столповских Н.Е. Туристский продукт: основные элементы / Н.Е. Столповских, А.А. Каралкина, Ю.Г. Галимова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2016. – № 11. – С. 117-120
10 Рындач, М.А. Основы туризма: Учебное пособие / М.А. Рындач; Под ред. С.Н. Смоленский. - М.: Дашков и К, Наука-Спектр, 2013. - 204 c.
11 Кезикова А.А. Туристский продукт, его особенности, структура и специфика // Актуальные проблемы и перспективы институциональных изменений в современной экономике: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. – М., 2015. – С. 401-404.