ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Кульба Г.В. 1, Фролович В.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматривается несколько проблемных зон современной физической культуры: социальное неравенство и смысловое наполнение термина физическая культура. Приводятся результаты анкетирования студентов САФУ и предлагаются способы улучшения пропаганды физической культуры и спорта в вузе.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, вуз.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития[2].

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Цель: выявить проблемные аспекты физической культуры и спорта в ВУЗе и предложить пути их решения.

Задачи: 1) описать проблему низкой мотивации студентов заниматься физической культурой в университете; 2) путем опроса выявить факторы, влияющие на посещаемость студентами занятий физической культуры в САФУ.

Физкультура в современном виде не может сформировать здоровый образ жизни у студента, так как не находит понимания сути в силу подросткового возраста, когда студент находится на пике своих резервов организма и всегда чувствует себя здоровым[1]. О здоровье задумываются только тогда, когда оно заканчивается. Как пример, можно рассмотреть самую простую форму оздоровления и восстановления, а именно – массаж. Личный опыт занятий подобными практиками, показывает, что для профилактики заболеваний люди студенческого возраста практически не пользуются этим методом поддержания и сохранения здоровья. А ведь массаж используется в комплексе с физкультурой многие тысячелетия. Такие виды, как спортивный, восстановительный массаж являются неотъемлемой частью спортивной тренировки. Интересно и то, какое значение вкладывают в это слово разные поколения. У взрослого населения, получившего воспитание и образование в Советском Союзе слово «массаж» ассоциируется с лечебной, оздоровительной процедурой. А у сегодняшнего студента, имеющего ограниченные знания, подобный термин вызывает неподдельно эротический окрас. Это говорит о том, что нынешнее поколение молодежи пришло в вуз с совершенно иными ценностями. Но в одном все категории населения похожи. Накопившие массу заболеваний, в том числе из-за несоблюдения правил здорового образа жизни, с удовольствием идут не в спортивный зал или парк, а к врачу. Физкультура проигрывает в информационной войне. Если вы смотрите телевизор, то там каждые десять минут, независимо от канала, вы будете впитывать в свое подсознание информацию о чудодейственных лекарствах, которые в одну секунду решат все ваши проблемы. Так формируется сознание человека. Зачем прикладывать усилия, заставлять себя двигаться, когда есть решение – фармакология.

Влияние средств массовой информации не способствует увеличению любителей физической культуры. А ведь полноценную пропаганду физических упражнений можно сделать даже в отдельно взятом вузе. Было бы правильно, если бы в высших учебных заведениях появился собственный спортивный канал, освещающий учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования и праздники с участием наших спортсменов. А в местах, отведѐнных для курения, появилась наглядная информация, в том числе звуковая, разъясняющая о чудовищном вреде здоровью вредных привычек. Необходим такой мощный ресурс воспитания студента, как телевидение и интернет, для постоянного общения и в не учебное время. Иначе, попытки вернуть студентов в правильное русло малоэффективны[2].

Специалистам в области физической культуры и спорта нужно искать возможности положительного воздействия на оздоровление нравственно-духовного климата общества, пытаться стимулировать активность людей в их поисках путей и возможностей обрести здоровье.

Результаты исследования. Проведя опрос, в котором приняло участие 214 студентов с целью узнать причину пропусков занятий по физкультуре, можно сделать вывод, что всему виной – социальное неравенство. Имущественные различия, разделение на богатых и бедных отразилось в нашем обществе и на студенческой среде. Не секрет, что число миллионеров и миллиардеров в России ежегодно увеличивается, соответственно бедных становится все больше. Это законы капитализма, хорошо описанные еще К. Марксом и Ф. Энгельсом. Получается, что дети финансово обеспеченных родителей, 17% опрошенных, предпочитают ходить заниматься в платные фитнес клубы, где им оказывают не столько профессиональную услугу, сколько уделяют повышенное внимание и подчеркивают их статус преуспевающего человека[3]. Родители студентов из мало обеспеченных семей, 64% опрошенных, бюджетники, часто не могут оплачивать новомодные, разрекламированные клубы. Казалось бы, что эти студенты должны с радостью посещать бесплатные занятия по физической культуре, но информационная гонка заставляет их идти, устраиваться на работу, часто в ночную смену в ущерб своему здоровью. И затем нести заработанные деньги в те же фитнес клубы, чтобы не чувствовать себя ущемленными в современном обществе. Часть студентов, которых родители или друзья приобщили к физическим упражнениям, таких всего 14% опрошенных, и в студенческие годы занимаются спортом (см. рис.1).

Рисунок 1. Результаты опроса студентов САФУ

Физическая культура и массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие. И мы чаще можем слышать от студентов, что – я занимаюсь спортом, а не физкультурой, хотя у каждого из нас возникают ассоциации со спортом высших достижений. Как мы можем видеть значение слова спорт, имеет самые полярные трактовки и размывает границы между понятиями: спорт высших достижений, любительский спорт, массовый спорт или, по-другому, физическая культура[3].

С некоторых пор в нашей стране стало принято считать любителями физической культуры и спортивных болельщиков, которые присутствуя на спортивных мероприятиях в качестве зрителей, употребляют сидя на трибунах алкогольные напитки. Олимпийские игры и чемпионаты мира, проводимые нашей страной это конечно престижно для имиджа на мировой сцене, но хотелось бы видеть спортивные площадки и залитые хоккейные коробки во дворах жилых домов. И естественно, спортивные комплексы, бассейны и стадионы в каждом вузе страны.

Таким образом, полноценная материальная база, пропаганда физической культуры и спорта внутри вуза станут благоприятной мотивационной составляющей для привлечения студенческой молодежи к занятиям физическими упражнениями.

Список использованных источников.

Казначеев С.В., Пузынин В.А. Физическая культура: курс лекций, 2008. – 147с.

Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1950. С. 162, 170

 

Просмотров работы: 20