Обучающие тренажеры получили широкое распространение в связи с возрастающими запросами практики обучения движениям в спорте и в физическом воспитании. В основе наиболее совершенных тренажеров для технической подготовки лежит принцип обратной связи. «Обратная связь» позволяет получать информацию о параметрах движений и на ее основе управлять ими. Кроме того, обучающие устройства позволяют программировать различные биомеханические показатели осваиваемого действия или его части.
Современные концепции психолого-педагогической теории обучения и принципы общей теории управления предусматривают при разработке обучающих тренажерных устройств последовательное решение следующих задач:
изучение общей структуры деятельности и выделение основных педагогических навыков;
изучение внутренней структуры отдельного навыка, его ориентировочной основы;
разработка устройств, воспроизводящих в модельных условиях аутентичные режимы мышечной деятельности обучаемых;
реализация ориентировочной основы действия за счет применения средств срочной информации;
создание рациональных методик выработки пространственных, временных и силовых компонентов навыка на базе разработанных тренажеров;
исследование эффективности процесса формирования двигательных навыков с учетом выявленных закономерностей;
уточнение путей рациональной организации процесса обучения и тренировки с использованием тренажеров.
При создании эффективных тренажерных устройств необходимо выполнять следующие условия:
– упражнения, выполняемые на тренажере, должны иметь пространственные, пространственно-временные и динамические характеристики, соответствующие характеристикам движений (элементов) при выполнении основного спортивного упражнения;
– характер работы мышц при использовании тренажера должен соответствовать реальным условиям выполнения основного спортивного упражнения.
При конструировании тренажеров нужно стремиться к тому, чтобы выполняемое на тренажере и основное соревновательное упражнения были одинаковыми по топографии работающих мышц, относительной мощности и характеру внешнего сопротивления. Внешнее сопротивление может задаваться силами неодинаковой физической природы. И в зависимости от этого разные тренажеры пригодны для освоения различных спортивных движений. Важным методическим положением по использованию тренажерных устройств является то, что упражнения в искусственных условиях локального воздействия, должны соответствовать отдельным элементам динамической структуры соревновательного движения, упражнения регионального воздействия – отдельным фазам соревновательного движения. Допустимо в то же время выполнение соревновательного упражнения в облегченных или затрудненных условиях при работе на тренажере. Это будет отражаться в изменениях кинематических и динамических показателей действия. Перспективными тренажерными устройствами для обучения будут такие, которые позволят регламентировать условия выполнения упражнений, выделять необходимые параметры движений, искусственно акцентировать требуемые фазы. Это будет способствовать локализации и усилению процессов в требуемых мышечных звеньях. На основании широкого материала исследований И.П. Ратов выдвинул и теоретически обосновал концепцию «искусственная управляющая среда». В основе предлагаемого подхода лежит идея использования подкрепляющих естественное движение внешних искусственных «энергосиловых добавок». Эти «добавки» позволяют восполнить дефицит естественных сил в тех объемах, которые необходимы для выполнения осваиваемых, совершенствуемых или восстанавливаемых движений с требуемыми комплексами характеристик и с планируемой результативностью. Для формирования движений с ориентацией на заданную результативность автор предлагает первоначально развивать ритмично-скоростную основу двигательного навыка, которая (по мере закрепления) должна постепенно дополняться «силовым содержанием» (при постепенном отходе от искусственных условий воспроизведения двигательных заданий) и замещаться естественным их выполнением, но уже без внешних помогающих воздействий. Часть тренажеров, оснащенных системами обратной связи, могут адресовать информацию не только сознанию спортсмена. Существуют тренажеры, в которых информация о тех или иных особенностях выполнения двигательного задания формирует сигналы, перестраивающие режим работы тренажера, а также сигналы, подаваемые на мышцы спортсмена для коррекции движения и обеспечения его эффекта. Подобные устройства – тренажеры «управляемого взаимодействия».
Список Литературы
Озолин. Э.С. Спринтерский бег. – М.: Финансы и статистика, 2006.-272с.
Ратов И. П. – концепция перспектив развития тренажёров нового поколения в физкультурно-спортивной деятельности; статья
Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., иенр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -480 с