МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Сайко О.К. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Международный туризм является самой обширной отраслью экономики и хозяйства, которая определяет уровень жизни людей. Экономика международного туризма дает базу для изучения организации сферы туристического бизнеса и гостеприимства, анализа её деятельности, международных экономических связей и другое.

Актуальность темы исследования определяется проблемами международного развития туризма, решением задач для экономического развития туризма на международном уровне, ускорением темпов его роста.

Эффективность развития туризма – это сложная категория, которая затрагивает все сферы общественной жизни в целом, отражающая комплекс природных, экономических, научно – технических и социальных условий функционирования мировых производительных сил и международных производительных отношений.

Объектом исследования является экономическое развитие сферы туристического бизнеса и гостеприимства в странах мира, конкретно в Великобритании и Испании.

Предметом исследования является историческое и закономерное развитие туризма, этапы возникновения туристских отношений в мире, сферы жизни, которые так или иначе взаимодействуют с сферой туристического бизнеса.

Целью написания данной курсовой работы является анализ развития туризма в мире, его функционирования в мировых туристских державах.

Для достижения следующей цели выделим задачи:

Выделить основные этапы и особенности развития международного туризма как сферы взаимодействия факторов развития;

Рассмотреть на примере стран Африки, Азии, Европы устройство туристического бизнеса в государствах, их темпы экономического, политического и социального развития;

Выделить основные тенденции развития туризма как мировой сферы в Российской федерации, проанализировать текущее состояние туризма в РФ.

ГЛАВА 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

По мере расширения торговли между государствами и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться международный туризм. Международный туризм — это вид деятельности, который направлен на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.1 Различные подходы к описанию международной туристической деятельности находят отражение в работах В. Квартальнова, А. Александровой, Е. Ильиной и др. Международный туризм в полной мере отражает поездки за пределы страны, что связано с соблюдением определенных формальностей, как, например, таможенный и валютный контроли. Внутренний туризм же, в отличие от международного, не связан с пересечением границ и, следовательно, не требует соблюдения туристических формальностей.

Исследование международного туризма требует количественных показателей. Начало учета туристских потоков было положено в первой половине XX в. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересах безопасности, контроля за процессами передвижения и соблюдения законодательства, туристские же цели отходили на задний план. Туристы учитывались наряду с другими путешествующими лицами, не выделяясь в качестве особой категории. Новый этап в развитии международного туризма наступил в конце 40-х — начале 50-х годов. После войны европейские страны столкнулись со многими хозяйственными проблемами: разрушением городов, хаосом в управлении, развалом товарной и финансовой систем.

Стабилизация ситуации требовала целого комплекса скоординированных действий. В этих условиях правительства обратились к международному туризму, возлагая на него большие надежды. С ним связывали активизацию платежного баланса, достижение финансового равновесия и, в конечном итоге, долгосрочный экономический подъем.

В 60-е годы внимание правительств стран Запада было сфокусировано на положении развивающихся стран. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.) и объявила текущее десятилетие «Декадой развития». Для стран Третьего мира консультанты разработали программы преодоления экономической отсталости, в которых туризму отводилось существенное место.

С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики. Постепенно простые учетные операции усложнялись и стали включать элементы анализа туристской миграции. В настоящее время статистика туризма, охватывая большой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности, его влияния на платежный баланс; выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы; проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.

Особенности понятия «Туризм» на международном уровне

Туризм ассоциируется у большинства людей с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его постоянным стремлением открыть и познать новые края, неизведанные памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. По прогнозам специалистов, XXI век станет веком туризма.2

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, «Турист — это посетитель, т.е. лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

Международный туризм во всем его многообразии, охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, таможенным контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее.

Ученые специалисты выделяют три главных признака, которые позволяют объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и одновременно дать им отличие от других путешествующих лиц: перемещение за пределы обычной среды, продолжительность пребывания в месте назначения и цель поездки.

Первый признак - выезд за пределы обычной среды. Термин «обычная среда» был введен в оборот на Оттавской конференции для того, чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу (учебу) и обратно. Например, жители приграничных районов, работающие на территории соседнего государства, которые многократно выезжают за границу, не относились бы к категории международных туристов.

Кроме того, обычная среда включает объекты в непосредственной близости от постоянного места жизни человека вне зависимости от частоты их посещения.

Продолжительность пребывания — второй критерий выделения совокупности посетителей. Он вводится в развитие обычной среды и позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Продолжительность пребывания ограничивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в категорию постоянных жителей и не учитывается в статистике туризма. В случае возвращения на прежнее местожительство с краткосрочным визитом (например, чтобы навестить родных и близких) это лицо регистрируется как посетитель данной территории. В Испании и Италии — ведущих принимающих туристских странах Южной Европы — эмигранты, приезжающие на родину, составляют большую часть въездного туристского потока.

Цель (мотив) поездки — третий признак посетителей. В отличие от других путешественников ими движут туристские мотивы, которые в официальных документах и научной литературе трактуются очень широко. Для удобства статистического учета посетителей по рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков:

- досуг, рекреация, отдых;

- посещение родственников и знакомых;

- деловые и профессиональные цели (участие в деловых встречах, конференциях, конгрессах и т.д.);

-лечение; поклонение религиозным святыням (паломничество);

-прочие туристские цели.

На первый взгляд, статистическая совокупность посетителей кажется очень разной. Несмотря на продолжительность путешествий, географию поездок, способы передвижения, все эти лица объединены в одну категорию и противопоставлены всем тем, кто отправляется в дорогу в поисках работы и для осуществления оплачиваемой деятельности.

Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (для ряда стран), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валюты и проведения операций по ее обмену. Упрощение, или же ужесточение формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, облегчая, или, наоборот, затрудняя передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий налоговый сбор, в сфере валютного контроля — введение жестких ограничений на обмен валюты, или же ограничения на суммы незадекларированной валюты, от которой зависит уровень потребления товаров и услуг туристами.

Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок. Национальные туристские и международные организации включили упрощение формальностей в перечень главных своих задач. Одной из первых к этой проблеме обратилась Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая еще в 1944 г. на Чикагской конференции предложила унифицировать заграничные паспорта. Позднее, в 1950 - 1990-е годы, вопросы пограничного и таможенного контроля нашли отражение в важнейших документах Совета таможенного сотрудничества, Международной морской организации, мирной организации здравоохранения, Международной организации труда и др. ВТО, придавая особое значение упрощению туристских формальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части паспортных формальностей - приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем.

Рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощения туристских формальностей, сформулированных в Будапештской конвенции и нашедших отражение в Гаагской декларации по туризму. Туристские формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма и выступают в качестве главной его особенности. Чем глубже различия денежных систем государств, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к туристским формальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма от внутреннего.

Другая особенность международного туризма носит экономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны — поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

В международном туризме выделяют две его формы — въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором — о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.3

Международное регулирование сферы туризма в области государства

Как мы можем заметить, на примере туристических возможностей и потенциала других стран, государственная политика создает, и даже, в какой-то мере определяет основные направления развития как самого туризма, так и всех отраслей экономики, связанной с туристической индустрией не только государственной, но и мировой в целом. Государственные органы и их полномочия, осуществляющие политику в сфере туристического бизнеса и гостеприимства, их продвижение на мировой рынок услуг существенно отличаются в разных странах. Уровень развития туристических услуг напрямую зависит от проводимой политики в данной сфере.

Таким образом, на сегодняшний день существуют различные организационные системы управления туризмом - от самостоятельных или смежных министерств до национальных администраций, напрямую подчиненных правительству. Кроме того, некоторые страны мира осуществляют управление туристической деятельностью только на уровне региональных органов государственной власти, другие - не имеют государственных рычагов воздействия на сферу туризма вообще.

Разнообразие этих форм объясняется спецификой социально-экономических и политических условий развития отдельных государств, степенью значимости туризма в национальной экономике, уровнем развития рыночных отношений, масштабами туризма в разных странах. Следует отметить, что для выполнения своих функций государственная структура в области туризма должна устанавливать отношения с министерствами экономики, финансов, торговли, культуры, образования, сельского хозяйства, транспорта и т.п. При этом в туристическом секторе экономики очень сложно достигнуть компромисса между организацией эффективного межведомственного взаимодействия и необходимым уровнем децентрализации.

Тем не менее, можно предположить, что в международной практике сформировались четыре основные модели государственного регулирования сферой туризма. Сущность подобного моделирования состоит в определении степени государственного вмешательства в организацию деятельности туристического сектора. Так, первая модель предусматривает создание самостоятельного министерства туризма, которое наделяется большими полномочиями в развитии данной сферы.

Первая модель предполагает отсутствие центрального органа управления и регулирования туристического бизнеса. Основным условием для работы такой модели заключается достаточная привлекательность региона для иностранных туристов. Такие страны не нуждаются в особой рекламе среди иностранных туристов и не нуждается в представлении туристического продукта данной территории на мировой арене. В первую очередь, имеет место развитая инфраструктура дестинаций, высокий уровень оказания различных услуг для пребывающих туристов (банковские, страховые, медицинские услуги), система безопасности туристов. Такая модель предусматривает решение всех вопросов в сфере различными ассоциациями, в основном на местах. Данная модель управления туристической индустрией находит отражение в США.4

Вторая модель регулируется отраслевыми министерствами, наделенными значительными полномочиями и материальными ресурсами в сфере туристического бизнеса и гостеприимства. Данный подход эффективен в случае повышения интересов въездного туризма, которые требуют значительных средств на создание, поддержку и регулирование туристского продукта на высоком уровне, а также привлечение прямых иностранных инвестиций для поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечение удобства и безопасности пребывания туристов на территории региона. Данная модель управления функционирует во многих странах, наиболее известные из них – Турция, Болгария, Малайзия и Египет.

Третья модель предусматривает слияние функций по развитию и государственному регулированию туризма с многоотраслевыми министерствами. В таких министерствах создаются специальные подразделения, которые занимаются анализом и совершенствованием туристской базы, регулирует международные связи с другими государствами и организациями по вопросам развития туристского потенциала региона, осуществляет продвижение национального турпродукта за рубежом, путем участия в международных выставках, конкурсах, ярмарках. Такая модель управления находит себе место в странах Европы, таких как Нидерланды, Испания, Великобритания и др.

Четвертая модель предполагает отсутствие центрального органа исполнительной власти в сфере туризма. В настоящее время она присуща только 14 странам мира, среди которых Бельгия и Кыргызстан, КНДР, Кувейт и др. Четвертую модель государственного регулирования выбирают страны, предпочитающие решать проблемы развития туризма либо на региональном уровне, либо самостоятельно субъектами хозяйствования на основе принципов рыночной экономики. Такой подход эффективен в развитых странах, где преобладают частные туристические предприятия разной величины и специализации. Важное значение при этом имеют высокий уровень развития общей и туристической инфраструктуры, действенность системы обеспечения безопасности туристов, хорошо отлаженная система предоставления банковских, страховых услуг и медицинского обслуживания.

На диаграмме представлено распространение моделей государственного регулирования туристической индустрии в странах мира. По данным Росстата, в процентном соотношении комбинированные министерства в туристской модели регулирования международных отношений в мире проявляются в большинстве стран с развитием туриндустрии. (Приложение 1).

По результатам исследования форм государственного регулирования туризма в 193 странах мира выявлено сочетание элементов государственного управления в туристической индустрии. Данное обстоятельство приводит к образованию нескольких основных моделей государственного вмешательства в туристическую деятельность, которые отображают полный спектр данной проблемы – от создания специализированных министерств по туризму до предоставления туристическим предприятиям возможности представлять свои интересы с помощью региональных структур.

В странах с развитой экономикой государственное регулирование туристической отрасли может быть минимальным. Развивающимся странам и странам с переходной экономикой, наоборот, необходимо повышенное внимание на государственном уровне к развитию сферы туризма. Полное же отстранение государства от проблем развития туризма может пагубно отразиться на всех участниках туристической деятельности.

Нельзя не отметить ежегодный рост людей, перемещающихся по миру. По данным Интерфакса Число совершенных во всем мире в 2019 году международных туристических поездок достигло 1,5 млрд, прирост по сравнению с 2018 годом составил 4%, следует из данных Всемирной туристской организации ООН (UNWTO).

Чем больше государство уделяет внимания вопросам продвижения региона для стабильного туристического потока, тем больше будет вероятность увеличения интереса людей с целью туризма в данную страну. Особый интерес с позиции совершенствования туристских услуг проявляют страны, входящие в топ -10 стран, лидирующих по туристическим прибытиям в регион. (Приложение 2)

Анализ диаграммы показывает, что за 2019 год наблюдается положительная динамика роста количества прибывших туристов во всех странах. Неизменными лидерами по прибытиям остаются Франция США, Китай и Испания.

Таким образом, международный туризм играет всё более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих надежду на развитие множества новых дестинаций.

Источники привлечения инвестиций в сферу международного туризма

По оценкам Международной организации туризма, туризм - это отрасль, привлекающая миллиардные инвестиции, в которую ежегодно вкладывается порядка 400 млрд. долларов. Именно в области гостиничного и туристского бизнеса инвестиции дают более быструю отдачу, что подтверждается практикой развития национальных экономик многих стран мира.

Источники, которые государство может использовать для инвестирования в сферу туризма, хорошо известны в мировой практике. Это: доходы государственного бюджета; гранты, создаваемые государством; госзаймы, получаемые специально под конкретные туристские проекты и тд.

Размер финансовой помощи, оказываемой туризму государством, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других.

Государственные мероприятия по оказанию помощи туристическому бизнесу проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность.

Следует отметить, что инвестирование туризма во многих странах - очень рискованное мероприятие, т.к. этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие сектора экономики.

В разных странах предпочтение отдают различным видам поощрений. Например, Греция и Португалия используют льготные займы. В Австрии льготные займы составляют половину всех инвестиций и выдаются под 5% комиссионных на 20 лет. Франция, Италия и Великобритания особое внимание уделяют субсидиям. В Испании введен низкий налог на добавленную стоимость при покупке импортных товаров.

Международные инвестиции в туристский сектор обеспечиваются как со стороны международных организаций, так и со стороны частного сектора.

Основным зарубежным заемщиком является Мировой банк (МБРР -Международный банк реконструкции и развития). Его деятельность направлена на обеспечение нормального жизненного уровня в развивающихся странах с помощью долгосрочного финансирования развития инфраструктуры этих стран.

Европейский союз также инвестирует туризм с помощью Европейского фонда регионального развития (EFRD), который был основан в 1975г., и оказывает финансовую поддержку слаборазвитым регионам союза. Предпочтение при присуждении грантов фонд отдает тем проектам, которые развивают актуальный сегодня вид туризма - сельский туризм и которые активно пропагандируют историческое и культурное наследие региона. 5

Гранты EFRD представляют собой займы на специальных условиях на 40 лет, причем на первые 10 лет они выдаются под 1% годовых. Например, EIB финансировал строительство туннеля под Ла-Маншем, сооружение Диснейленда в Париже, расширение аэропортов Франкфурта, Мюнхена, Гамбурга в Германии и аэропорта «Стансед» в Великобритании.

Из-за комплексного характера туристской услуги невозможно решить все поставленные перед туристским сектором задачи.

Используемый механизм инвестирования, на первый взгляд, достаточно прост и отработан: накопление финансовых ресурсов, их трансформация в инвестиции, управление инвестициями, контроль и ответственность за их целевым использованием.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире, на сегодняшний день существуют различные организационные системы управления туризмом - от самостоятельных или смежных министерств до национальных администраций, напрямую подчиненных правительству.

ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

2.1. Международный опыт развития туризма в странах Африки, Европы, Азии, Америки

Коллектив ученых под руководством Ю.В. Забаева, И.А. Рябовой и Е.Л. Драчевой в одной из своих работ выделяют основные тенденции развития международного туризма.

Одна из главных особенностей развития туризма - это неравномерное распределение международных туристских потоков в разных регионах и странах. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, их движение имеет в основном региональный характер. В основном туристские потоки концентрируются в Европе и Азии. В то же время увеличивается роль стран Нового Света в туристских обменах.6

В настоящее время наблюдаются такие пропорции: массовые или групповые туристы составляют 20-30% от общего числа туристов; остальные 70-80% - индивидуальные туристы, путешествующие в близлежащие страны. Это соотношение в последние годы меняется в пользу массового туризма, причины чего следующие:

- уменьшение числа последовательных дней отпуска и, в то же время, увеличение частоты отпусков;

- низкая цена авиаперевозок;

- увеличение числа чартеров; повышенная заинтересованность туроператоров в массовом туризме;

- поиск новых направлений, имеющих большие преимущества; увеличение числа рабочих мест в массовом туризме;

- увеличение числа туристов, путешествующих на автобусах.

Объемы путешествий с целью рекреации увеличиваются более динамично по сравнению с объемом делового туризма. Если в 70-х гг. ХХ в. на рынке международного туризма преобладал деловой сегмент, то в настоящее время соотношение изменилось в сторону рекреационного туризма: 60% туристов путешествуют с целью отдыха и только 40% - с деловыми целями. Можно предположить, что в основном развитие туризма будет осуществляться за счет увеличения числа путешествующих с целью рекреации, несмотря на то что деловой туризм будет иметь важное значение для мирового туризма в целом.

К концу XX в. наметилась тенденция к увеличению продолжительности пребывания во время международных путешествий и количества путешествий, совершаемых в течение года. Первое происходит в основном за счет числа туристов пожилого возраста, пенсионеров. В то же время в мировом туризме отмечается рост количества краткосрочных поездок на выходные дни или на 2-3 ночевки. Это происходит за счет молодых туристов, стремящихся вырваться в путешествие на несколько дней, чтобы не допускать длительных перерывов в работе.

Наблюдается возрастание требовательности клиентов к сервису. Это особенно проявляется по мере того, как туристы все больше путешествуют и узнают о современном сервисе. Чем чаще туристы путешествуют, тем большего комфорта они хотят, сравнивая уровень предоставляемого сервиса, часто что-то критикуя, требуя рекламаций.

Отмечается рост мобильности населения. У многих есть автомобили, они легко снимаются с места и путешествуют. Увеличились туристские расходы, путешествующие стали тратить больше денег во время поездок. Теперь пользуются популярностью нетрадиционные средства размещения -горные шале, охотничьи домики, бунгало и пр. Туристский продукт становится все более изощренным. Создаются новые гастрономические концепции.

Характерной особенностью последних лет стала так называемая интеграция (горизонтальная и вертикальная). Интеграция – это укрупнение и активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки путем слияния или поглощения однородных по бизнесу или смежных (партнерских) компаний. Коллектив ученых под руководством А.С. Кускова в одной из своих работ выделяют основные виды интеграции. Приведу точку зрения автора ниже с некоторыми изменениями и дополнениями.

Горизонтальная интеграция - это укрупнение и активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки путем слияния или поглощения однородных компаний. Особенно наглядно это видно на примере гостиничного бизнеса. Так, например, всем известно широкое распространение по различным странам мира таких гостиничных цепочек, как «Sheraton», «Mariotte», «Novotel», «Sofitel», «Hilton» и др. Крупные гостиничные корпорации активно проникают на зарубежные рынки путем приобретения собственности, франшизных соглашений, контрактов на управление.7

В настоящее время в Северной Америке и Европе насчитывается свыше трех тысяч гостиничных цепей с числом членов не менее десяти в каждой. Рейтинг крупнейших из них регулярно публикует журнал «Hotels». Он выделяет три типа гостиничных цепей: корпоративные компании, компании по управлению гостиницами и объединения независимых гостиниц.

Вертикальная интеграция - укрупнение и проникновение капитала на зарубежные рынки путем слияния или поглощения компаний различных сфер туристического сервиса. Данный вид интеграции в туризме можно рассмотреть на примере сложившихся трех европейских моделей: немецкой, английской и французской.

Процессы концентрации протекают не только в горизонтальном и вертикальном направлениях, но и по диагонали. В отличие от первых двух диагональный тип интеграции, или диверсификация, предполагает объединение функционально и технологически не связанных между собой предприятий. Диверсифицированные, многоотраслевые образования имеют одно важное преимущество. Они создают возможности для взаимной компенсации рисков, когда убытки одних отраслей покрываются из прибылей других.

Таким образом, в настоящее время туризм все более обретает глобальный характер. Многие предприятия индустрии гостеприимства, объединяясь в крупные хозяйственные комплексы, преодолевают рамки отдельных государств и влекут за собой ломку национальных барьеров. За короткий временной интервал они превратились в заметное явление международной жизни и, словно нити, опутали мировое пространство. Эти новые экономические образования, соответствующие более высокому уровню концентрации и централизации производства и капитала, способствуют утверждению и распространению международных стандартов туристического обслуживания.

Несмотря на то что в мире сформировались обозначенные выше подходы в регулировании въездного туризма, каждая страна имеет свои специфические особенности.

Рассмотрим структуры и перспективы развития международного туризма на примере отдельных туристических территорий.

2.2. Структура и перспективы развития международного туризма в Испании

Сегодня Испания прочно занимает лидирующие позиции в рейтинге мировых туристских держав, как по объемам прибытий, так и по доходам в отрасли. В 2001 году страну посетили 75.5 млн. человек из которых не менее 65% (49.5 млн.) относятся к категории туристов. Число туристских ночевок выросло на 5% и составило 423,6 млн. Еще более быстрыми темпами растут доходы туриндустрии – они превысили 31,7 млрд. евро. Это объясняется определенной политикой правительства Испании, направленной на возведение индустрии туризма в основную отрасль экономики, дающую гигантские доходы в бюджет государства.

Нельзя не отметить, что регионы Испанского средиземноморья играют значительную роль в привлечении туристов со всего мира. Каталония, Валенсия, Канарские и Балеарские острова обладают качественной туристической инфраструктурой. Например, доля региона Каталония в 2015 году в туристических потоках составляет 26%, доля Андалусии – 14%, Валенсии – 10% (приложение 3)

Средиземноморский регион является доминирующим в туристической отрасли Испании. На все регионы Испании приходится почти 53% всех прибывших туристов в Испанию (Приложение 4)

В сфере международного правового регулирования в Испании при Министерстве экономики действует Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, Центральная дирекция по туризму, Испанский институт туризма. В их задачи входит общая стратегия государства по развитию туризма, а также определение страновых приоритетов. Международное сотрудничество в области туризма, продвижение испанского туристского продукта за рубеж, привлечение иностранных инвестиций также возложены на вышеперечисленные ведомства. Лицензированием туристского бизнеса, сертификацией туристского продукта занимаются местные власти, которые гораздо ближе к конкретным проблемам этого бизнеса. Деятельностью по привлечению иностранных туристов занимается Испанский институт туризма.8

Рассматривая динамику прибытий туристов в Испанию, можно сделать вывод о том, что совокупный годовой темп изменения числа прибывших туристов больше, чем темпы роста туристов в других регионах.

Регионы средиземноморья Испании являются не только основными направлениями турпотоков, но и наиболее активно развивающимися в стране. Рост числа туристов оказывает положительное воздействие на общий экономический рост Испании.

2.3. Структура и перспективы развития международного туризма в Великобритании

Первое в истории туристическое агентство было основано в Англии в начале 40-х гг. XIX Томасом Куком. Приоритет Великобритании в развитии международного туризма объясняется следующими причинами: развитая экономика, высокий уровень жизни населения, хорошее развития транспорта. До середины ХХ века внутренний туризм в Великобритании заметно опережал международный по количеству путешествующих. С 1960-х годов туристический бизнес Великобритании стремительно развивается. По данным социологических исследований, сейчас больше половины населения Великобритании предпочитает отдыхать на родине. В отношении международного туризма жители Великобритании достаточно консервативны. В основном британцы предпочитают отдыхать н средиземноморском побережье Франции, Италии и Испании.

Великобритания является родиной современного туризма как формы проведения культурного досуга. Количество туристов, посетивших Великобританию в 2018 году, сократилось на 4%, до 37,8 миллиона человек, свидетельствуют данные британского управления национальной статистики (ONS).

Расходы туристов в Великобритании за прошлый год сократились на 7%, до 22,7 миллиарда фунтов стерлингов.

При этом поездки за рубеж самих британцев также уменьшились на 1%, до 71,9 миллиона поездок. А расходы жителей Соединенного Королевства в зарубежных поездках выросли на 2%, до 45,8 миллиарда фунтов стерлингов.

В Великобританию прибывают с различными целями, на диаграмме в процентном соотношении показаны основные цели въездного туризма в Великобританию. (Приложение 5)

В Великобритании при Министерстве культуры, зрелищ и спорта в 1969 г. была создана Британская туристская администрация, главной задачей которой стало продвижение британского туристского продукта за рубеж. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы. В штате организации занято 300 сотрудников, из которых 30 % работают в Лондоне, остальные - за рубежом.

Сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм, - «British Tourist Authority» (ВТА).

ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.

Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.

Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира.

Более чем на 2/3 (68 %) ВТА финансируется из госбюджета. (Приложение 6)

Таким образом, для поддержания конкурентоспособности туристической отрасли Великобритании на мировом рынке правительство проводило меры по трем направлениям: повышение качества туристических услуг, реализация проектов государственно – частного партнерства в сфере туристической инфраструктура, развитие инновационных технологий в городах. Результаты проводимой правительством политики по поддержке туристической отрасли Великобритании, которые заключаются в повышении привлекательности туристической отрасли страны в мире, доказывают эффективность данных мер.

ГЛАВА 3.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современное развитие туризма в малой степени сориентировано на организацию активного отдыха для массового потребителя и в подавляющей своей части обращено «на Запад», т.е. на выездной туризм. Более 90% отечественных туристических фирм занимаются выездным туризмом и менее 10% работают по привлечению иностранных туристов в Россию. На протяжении последних 10 лет международный туризм в Российской Федерации развивался преимущественно с ориентацией на выезд, в то время как въездной туризм как один из наиболее высокоэффективных источников валютных поступлений, является приоритетным направлением развития туризма в большинстве стран мира. Помимо обеспечения валютных поступлений въездной туризм создает дополнительные рабочие места, позволяя решать многие социально-экономические проблемы.

3.1. Система государственного регулирования и поддержки развития туризма в России

Согласно федеральному закону РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма является приоритетным направлением государственного регулирования. При этом развитие данных видов туризма должно базироваться на целевом и разумном использовании туристского потенциала страны. Чем большим «ассортиментом» различных туристских ресурсов располагает страна, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и увеличения продолжительности их пребывания.9

Наибольший доход от туризма получают страны, принимающие туристов на летний отдых - Испания, Греция, Турция, Кипр, страны в Юго-Восточной Азии, острова в теплых морях, однако Россия обладает лишь относительно небольшим участком Черноморского побережья. Страна не имеет возможности составить достойную конкуренцию вышеуказанным странам из-за небольшой протяженности песчаных пляжей, неблагоприятного экологического состояния морской воды по причине неудовлетворительного состояния очистительных сооружений и сброса промышленных отходов. Поэтому большее, на что могут рассчитывать курортные зоны Черноморского побережья, это восстановление уровня прибытий российских граждан до уровня времен СССР. Для этого их владельцам нужно принять серьезные меры по улучшению качества обслуживания и ассортимента развлекательных услуг.

Что касается зимних горнолыжных курортов, то на иностранных туристов теоретически могут рассчитывать лишь два региона - Кавказ и Хибины. Но имидж Кавказа в глазах западного туриста сильно пострадал из-за политической нестабильности последних годов. По этой же причине сомнительны перспективы бальнеологических курортов Кавказских минеральных Вод даже для российских туристов. Трудно представить, что западньш турист поедет лечиться не на альпийские бальнеологические курорты, не в Баден-Баден, не в Карловы Вары, а в далекую Россию. Репутация минерального источника создается десятилетиями: и врачи, и пациенты на Западе знают свойства своих минеральных вод по многочисленным историям болезни своих знакомых и родственников. Любая, даже самая уникальная химическая формула состава кавказской воды сама по себе не будет для них весомым аргументом в пользу поездки на Кавказ.

Что касается Хибин, то нужно учитывать, что район расположен за полярным кругом и значительная часть сезона приходится на полярную ночь.

Кроме того, по живописности этот район далеко уступает любому альпийскому горнолыжному курорту. Учитывая также высокую капиталоемкость горнолыжных объектов, следует признать, что по части горнолыжного туризма Россия вряд ли может составить серьезную конкуренцию альпийским странам.

С точки зрения познавательного туризма главное, что привлекает туристов в город - архитектура, в особенности старая и средневековая. Подавляющее большинство городов России с этой точки зрения совершенно бесперспективны. Во-первых, деревянные строения большинства городов не сохранились в силу недолговечности строительного материала. Во-вторых, архитектура советского периода не представляет никакого интереса для западного туриста.

Для западного туриста интерес представляют всего два города: Санкт-Петербург и Москва. И если он по дороге из Москвы в Петербург остановится на полдня в Новгороде и Пскове, то он может считать, что познавательные достопримечательности России он осмотрел на 90%.

3.2. Тенденции развития международного сервиса в России.

Существуют два перспективных сегмента развития туристского рынка в России. Первый сегмент - это бизнес-туризм. Бизнесмены составляют достаточно стабильный въездной поток. Причем распределение этого потока по странам выезда достаточно хорошо коррелирует с распределением объемов внешней торговли России с этими странами и не коррелирует с распределением инвестиций из этих стран в экономику России. Другими словами, деловые люди с Запада едут в Россию торговать, а не вкладывать деньги в ее экономику.

Вторым перспективным сегментом развития туристского рынка в России является экологический и приключенческий туризм. Существует даже международная программа Всемирного банка по развитию экологического туризма в Байкальском регионе. Наиболее легко мотивируемыми клиентами для потребления данного вида турпродукта можно считать американцев. По оценкам экспертов, более 78 млн. американцев за последние два года принимали участие в такого рода путешествиях в различных уголках мира.1 На просторах России можно разместить тысячи приключенческих маршрутов, прежде всего водных и, в меньшей степени, пешеходных, конных. Привлекательность их для западного туриста состоит именно в «дикости», оторванности от цивилизации (Ольхонский район Иркутской области, тур на джипах из Иркутска через Бурятию в Монголию). Привлекателен также деревенский туризм, который может развиваться на базе полузабытых деревень, расположенных в пределах экологически чистых территорий. Такой турпродукт не требует больших капитальных затрат, но требует специальных знаний точек, местности и маршрутов от туристических фирм.

К сожалению, приключенческий въездной туризм в России практически отсутствует. При этом родственный ему охотничий туризм получил достаточно широкое распространение. Однако охотничий туризм, в отличие от приключенческого, по своей природе не может быть массовым, следовательно, не может давать больших доходов.10

Система государственного регулирования и поддержки развития туризма в России в контексте опыта стран с развитой экономикой

Во время существования СССР государство регулировало туристскую сферу деятельности через 3 института: Госкоминтурист, ЦСТЭ ВЦСПС и бюро молодежного туризма «Спутник». Несмотря на то, что две последние организации являлись общественными, туристский рынок страны был практически монополизирован. На долю этих организаций приходилось 85,10 и 5% международного туристского обмена соответственно.1

В связи с ликвидацией СССР и переходом страны на рыночные отношения структура управления туризмом претерпела существенные изменения. Прекратившие свое существование как органы государственного управления, в начале 90-х гг., выше перечисленные организации были преобразованы в акционерные общества, сохранившие фирменные названия и работающие как обычные турфирмы.

На протяжении долгого времени в структуре федеральных органов исполнительной власти страны оставался нерешенным вопрос о создании органа или ведомства, ответственного за развитие сферы туризма. В марте 1992г. с этой целью было образовано Министерство культуры и туризма РФ. Через полгода оно было преобразовано в два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму (Роскомтуризм). В январе 1994 г. был образован Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, который затем бьш преобразован в Комитет РФ по физической культуре и туризму (КФТ РФ), получивший в дальнейшем статус «государственный» и ставший ГКФТ РФ.

Постановление Правительства РФ от 27.04.97 №427 утвердило ГКФТ России как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере физической культуры и туризма, реализацию государственной политики в области сохранения и развития курортного комплекса страны.

25 мая 1999г. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» вместо ГКФТ РФ было создано Российское агентство по физкультуре и туризму (РАФТ). Просуществовав 12 дней, в связи с новым Указом Президента РФ, оно было преобразовано в Министерство по физической культуре, спорту и туризму - далее Министерство. За основу структуры Министерства была взята структура ГКФТ России, которая разрабатывалась с учетом рекомендаций ВТО и в целом отвечала требованиям к структуре национальной туристской администрации.

Сегодня наиболее значимые для туристской отрасли вопросы инвестирования, кредитования, бюджетного финансирования проектов и др., не находятся в непосредственной компетенции Министерства, а рассеяны по разным министерствам. Это создает проблемы в согласовании и решении наиболее важных проблем развития туризма. Так, например, Министерство проводит широкомасштабную рекламную кампанию по развитию въездного и внутреннего туризма, а министерство транспорта или гражданской авиации вполне могут в это же время увеличить тарифы на перевозки.

В международной практике подобные проблемы решаются весьма успешно. Так, например, в Испании Управление по туризму и путешествиям осуществляет свои функции по развитию национального туристского комплекса при поддержке консультационного совета по вопросам туризма, в состав которого входят 15 представителей различных отраслей промышленности. А во Франции 10 министерств выделяют часть средств из своих бюджетов на развитие туриндустрии страны.

Формирование подобным образом высшего туристского органа управления страны отрицательно сказалось и на формирование органов управления этой сферы в субъектах Федерации. До появления Роскомтуризма они существовали лишь в 2 субъектах Федерации, сегодня они есть уже в 86 и при этом весьма разнообразны: комитеты, госкомитеты, ведомства, даже министерства по туризму, отделы и департаменты в составе администрации регионов и т.д. В 1996г. в составе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации был создан Комитет по туризму и спорту, наделенный правами законодательного органа.

Развиваются также общественные формы самоуправления отраслью. В соответствии с Концепцией Реорганизации развития туризма в России при Президенте РФ создан Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму, решения которого носят рекомендательный характер, а вся деятельность осуществляется на общественных началах. В его функции входит обеспечение разработки основ государственной политики в сфере туризма, координация работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ и анализ состояния национального туризма.

В стране также возникло более двух десятков туристских союзов, ассоциаций, объединений, таких как Ассоциация туризма (АСТУР), Ассоциация «ЕвроАзия», Национальная туристская организация (НТА), Ассоциация туристских организаций России (АСТОР), Российская ассоциация туристических агентств (РАТА) и т.п. РАТА стала ведущей организацией в отрасли, имеющей серьезный авторитет как представитель интересов туристского бизнеса России. При участии РАТА в 1995г., в основном для защиты прав потребителей, была создана некоммерческая организация «Лига защиты прав путешественников».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитии туризма в последнее время считается актуальным возможность создания туристской модели для каждого государства, поэтому исследование развития туризма на международном уровне считается актуальным и востребованным.

В ходе написания курсовой работы мною были подробно рассмотрены этапы и модели развития туристического бизнеса и гостеприимства в странах Европы, Азии, Африки, наиболее подробно были выделены туристские модели развития в Великобритании и Испании.

Для достижения цели я выделила основные этапы и особенности развития международного туризма как сферы взаимодействия факторов развития, рассмотрела на примере стран Африки, Азии, Европы устройство туристического бизнеса в государствах, их темпы экономического, политического и социального развития.

При написании курсовой работы по теме исследования мною была изучена специальная литература, включающая научные статьи по туризму, учебники по маркетингу в сфере туризма, рассмотрено применение различных моделей туристического управления.

Таким образом, в данной курсовой работе в полной мере проведен анализ развития туризма в мире, его функционирования в мировых туристских державах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: КноРус, 2010. - 464 с.

2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 159 c.

3. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. - М.: Академия, 2008. - 224 с.

4. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. - М.: КноРус, 2011. - 392 с.

5. Новиков В.С. Управление туризмом в России. Почему бы не воспользоваться опытом других стран // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. – №3.

6. Простаков И. Подойдет ли России западноевропейская модель? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2000. - №5. – С.42-44.

7. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л.Драчева, Ю.В.Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А.Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л.Драчевой. – М.: КНОРУС, 2005. – 576 с.

8. The World Tourism Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unwto.org/states/index.php.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Распространение моделей государственного регулирования в странах мира.

Приложение 2.

Топ - 10 стран, лидирующих по туристическим прибытиям в регион.

Приложение 3.

Региональная структура Испании по числу прибывших в страну туристов за 2015 г. в %.

Приложение 4.

Доля регионов средиземноморья в совокупных туристических потоках Испании 2015 г.

 

Каталония

Андалусия

Валенсия

Мурсия

Все регионы

Число прибывших туристов,

Млн. чел.

13, 9

7,4

5,3

2,7

29,3

Доля в совокупном потоке туристов в Испанию, %

26

14

10

2,7

52,7

Приложение 5.

Въездной туризм в Великобритании, основные цели, %

Приложение 6.

Структура системы поддержки туризма в Великобритании.

1Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. - М.: КноРус, 2011. - 392 с.

2 Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: КноРус, 2010. - 464 с.

3Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 159 c.

4Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л.Драчева, Ю.В.Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А.Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л.Драчевой. – М.: КНОРУС, 2005. – 576 с.

5Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. - М.: Академия, 2008. - 224 с.

6 Новиков В.С. Управление туризмом в России. Почему бы не воспользоваться опытом других стран // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. – №3.

7 Кусков А.С. Введение в туризм. М.: 2008. С. 95.

8 Филиппова, И. Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2017. - 206 c.

9 Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 15 с

10 The World Tourism Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unwto.org/states/index.php.

Просмотров работы: 4755