Аннотация: дан анализ одной из наиболее актуальных проблем современного общества – депрессивные расстройства в юношеском возрасте. Юношеский возраст – это сложный этап жизни, который сопровождается многочисленными физическими, эмоциональными, психологическими и социальными изменениями, проявляющиеся в виде депрессии.
Ключевые слова: студент, депрессивные расстройства, молодые люди, юношеский возраст, плачь, депрессия, семья.
Annotation: analysis of one of the most pressing problems of modern society – depressive disorders in adolescence. Adolescence is a difficult stage in life, which is accompanied by numerous physical, emotional, psychological and social changes, manifested in the form of depression.
Key words: student, depressive disorders, young people, adolescence, crying, depression, family.
Юношеский возраст, как отмечали многие исследователи (Сухарева Г.Е., 1970; Наджаров Р.А., Цуцульковская М.Я., 1977; Личко А.Е., 1985; Masterson J., 1968; Mastropaolo M., 1972; Nissen G,1975, 1983 и др.), характеризуется большой частотой манифестации депрессивных состояний, что во многом объясняется особенностями пубертатного периода, для которого наряду с другими характерными для него психическими проявлениями свойственна большая лабильность аффекта, склонность к возникновению расстройств настроения. [1].
В настоящее время известно, что расстройство настроения в юношеском возрасте может нарушать его социальное функционирование изо дня в день, что приводит ктяжелому депрессивному расстройству, распространенность которого постоянно увеличивается и составляет от 25% до 75%. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, и они чувствуют себя сбитыми с толку.
Депрессивное расстройство — это состояние человека, которое характеризуется сниженным настроением, потерей жизненных интересов и увлечений, а также наступлением апатии.
Депрессивные расстройства, по мнению ученых, делится на три уровня:
Аффективный – это психические расстройства, связанные с нарушениями аффекта. Основным симптомом является нарушение эмоционального состояния.
Идеаторный – субъективно переживается в виде интеллектуальной заторможенности, инерции, недостаточной скорости мыслительных процессов и объективно представлен замедлением темпа и увеличением продолжительности пауз в речи;
Моторный – проявляется в субъективно тяжелом ощущении бессилия, мышечной вялости, физической слабости, объективно представленной медлительностью, скованностью движений, необходимостью принять неподвижное положение тела. При достижении максимальной интенсивности этого компонента отмечается выраженное моторное торможение в виде депрессивного субступора; [1].
В основном депрессивные расстройства в юношеском возрасте сопровождаются в виде приступов грусти, плача и истерики. Юноши и девушки проявляют свою печаль в темных тонах одежды, в творческом процессе, а именно написании стихотворений, которые носят скрытый смысл собственных переживаний и болезней или увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Молодые люди, постоянно плачут без особой причины и чувствуют, что жизнь не имеет никакого смысла. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видят свое будущее в пессимистическом свете.
Также депрессивные расстройства сопровождаются апатией в учебной деятельности, к собственным интересам и увлечениям, которые раннее приносили удовольствие. Молодые люди замыкаются в себе, прекращают походы на разные спортивные и развлекательные мероприятия. Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия, ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.
Ухудшение социальных взаимодействий, уменьшение общения с друзьями или семьей тоже могут быть признаками депрессивных расстройств.
Юноши и девушки из-за негативных событий могут испытывать чувство вины и иметь плохое мнение о своей компетентности. Могут чувствовать себя неудачниками с низкой самооценкой.
У молодых людей с депрессивным расстройством часто наблюдается повышенная раздражительность, гнев или враждебность. Депрессивные люди изливают свою раздражительность в основном на семью, они могут нападать на других, если их критикуют или унижают. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что вам нужно первым покинуть свою семью, прежде чем семья вас отвергнет. [2].
Для выявления депрессивных расстройств в юношеском возрасте было проведено исследование на базе Ставропольского Государственного Медицинского университета. В исследовании участвовало 22 студ ента в возр асте от 16 до 20 лет направленности «Сестринское дело» и «Биотехнология», по 11 студе нтов с каждой группы.
На первом этапе были выявлены депрессивные расстройства по методике «Опросник депрессии Бека». В эксперименте принимали участие студенты 2 курса направления подготовки «Биотехнология», результаты были зафиксированы в диаграмме №1.
Рисунок №1. Исследование депрессивных расстройств
Таким образом, можно увидеть, что у студентов 2 курса направления подготовки «Биотехнология», депрессивные расстройства отсутствуют или легко выражены.
На втором этапе были выявлены депрессивные расстройства по методике «Опросник депрессии Бека». В эксперименте принимали участие студенты 2 курса направления подготовки «Сестринское дело», результаты были зафиксированы в диаграмме №2.
Рисунок №2. Исследование депрессивных расстройств
Таким образом, можно увидеть, что у студентов 2 курса направления подготовки «Сестринское дело», депрессивные расстройства отсутствуют.
На третьем этапе были выявлены депрессивные расстройства по методике «Шкала депрессии Гамильтона». В эксперименте принимали участие студенты 2 курса направления подготовки «Биотехнология», результаты были зафиксированы в диаграмме №3.
Рисунок №3. Исследование депрессивных расстройств
Таким образом, можно увидеть, что у студентов 2 курса направления подготовки «Биотехнология», депрессивные расстройства отсутствуют или легко выражены в крайне тяжелой степени.
На четвертом этапе были выявлены депрессивные расстройства по методике «Шкала депрессии Гамильтона». В эксперименте принимали участие студенты 2 курса направления подготовки «Сестринское дело», результаты были зафиксированы в диаграмме №4.
Рисунок №4. Исследование депрессивных расстройств
Таким образом, можно увидеть, что у студентов 2 курса направления подготовки «Сестринское дело», депрессивные расстройства находятся в норме.
Основываясь на полученных данных исследования можно сделать вывод о том, что депрессивные расстройства в юношеском возрасте находятся в норме, либо выражены в крайне тяжелой форме. Студенты с обостренной формой заболевания замыкаются себе, меняют свой образ жизни, отказываются от увлечений и общения с близкими людьми. Также депрессивные расстройства в юношеском возрасте могут сопровождаться апатией, чувством собственной неопределенности и неуспеваемостью в учебной деятельности. Для студентов необходимо проводить курсы психотерапии, фармакотерапии и различные тренинги.
ЛИТЕРАТУРА
Владимирова Татьяна Витальевна Юношеские депрессии. Диагностика, топология и вопросы прогноза.
Дубовик К.В. - ПОДРОСТКОВАЯ ДЕПРЕССИЯ (ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О РАССТРОЙСТВЕ ВРАЧУ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ)
Некоторые особенности психопатологии и терапии эндогенных депрессий юношеского возраста // Психопатологические и патогенетические аспекты прогноза и терапии депрессий: Труды Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. М.„ 1985. - С.88-93.