Влияют ли звуки окружающей среды на эмоциональное состояние человека? - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияют ли звуки окружающей среды на эмоциональное состояние человека?

Супрунова Т.В. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: актуальность данной темы заключается в том, что эмоциональная информация может заключаться в абсолютно любом звуке и может вызвать у человека разные эмоциональные состояния.

Abstract: the relevance of this topic lies in the fact that emotional information can be contained in absolutely any sound and can cause a person to have different emotional States

Ключевые слова: эмоции, звуки, распознавание эмоций, оценка эмоционального состояния, окружающая среда, чувства.

Keywords:emotions, sounds, emotion recognition, assessment of emotional state, environment, feelings.

Что происходит с организмом, когда человек слышит шум реки, прибой моря, шелест и шуршание листвы?  Замечали ли вы, как реагируете на звон капели и  стук дождя? Почему вызывают у вас одни звуки и краски веселое настроение, а другие навевают грусть и печаль?

Хотелось бы попробовать объяснить это с психологической точки зрения.

Всё что нас окружает в повседневной жизни, вызывает у нас определённое отношение. Одни объекты и явления могут вызывать симпатию, а другие, наоборот, антипатию или отвращение. Даже отдельные свойства предметов могут нести эмоциональную информацию, которую мы получаем через ощущения, например, вкус, запах, цвет и т.д. Эта своеобразная окраска ощущений называется чувствительным тоном ощущений.

Более сложные отношения к себе вызывают у нас жизненные ситуации. Отношения к различным жизненным ситуациям у нас может выражаться в разных чувственных переживаниях, например, при плохих событиях мы чувствуем грусть, гнев, страх и т. п., и наоборот, при радостных - счастье. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов, эмоции в негативных ситуациях могут выступать защитным механизмом для человека. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

В повседневной жизни мы довольно часто сталкиваемся с эмоциональной информацией, которую ассоциативно связываем с каким-либо звуком, или каким-то цветом, которые усиливают эмоциональное влияние на нас.

Так в 1995 году доктор Юмото Массару впервые удалось зафиксировать музыкальные впечатления воды. Ей дали прослушать музыку, после чего воду заморозили и под микроскопом увидели кристаллы, которые образовала вода. Так основная часть мозга состоит из воды и её молекулы способствуют формированию эмоциональных впечатлений в мозгу.

Благодаря этому исследованию появился раздел для изучения звуков, речи, музыки, а также как они воздействуют на сознание человека и мозг, который называется психоакустика.

Было проведено много интересных исследований по изучению влияния звуков на человеческую психику. К примеру, для исследования брали женщин, которые кормят молоком и им давали во время кормления прослушать тяжёлый рок. После прослушивания у них оно пропадало. А когда дали послушать классическую музыку, молоко увеличивалось на 20%.

Также было зафиксировано то, что при прослушивании тяжёлой музыки у некоторых людей учащался пульс, а после классической музыки приходил в норму или понижался.

Нами было проведено исследование типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды с помощью методики «Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко. В исследовании приняло 10 школьников в возрасте 13 лет.

Интересны были полученные результаты: у более половины детей фигурирует эйфорическая эмоциональная активность, при которой эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы. Такие школьники чаще всего испытывают такие эмоции как радость, счастье, удивление, удовольствие и т.д. У 30 % школьников доминирует рефрактерная эмоциональная реакция, то есть эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний, неприятного осадка, размышлений, затаённой грусти, злобы. Такие дети двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл – это всё зависит от установки самой личности, от её тенденции приписывать вещам хорошие или плохие качества. К примеру, если мы дадим послушать классическую музыку таким школьникам, то можем наблюдать у некоторых повышение пульса, а у некоторых, наоборот, понижение.

Таким образом благодаря эмоциям человек осознаёт свои потребности и предметы, на которые они направлены, т.е. эмоции непосредственно связаны с регуляцией деятельности человека. И большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Эмоции – это очень сложные психические явления. Они могут оказывать на человека разные эмоциональные стимулы. Всё с чем бы человек не соприкасался несёт эмоциональную информацию, которая непосредственно передаётся человеку, а также может передаваться от человека человеку.

Список литературы:

1. Алманова М. Ф./Статья «Влияние звука на эмоциональное состояние человека» https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/vliianiie-zvuka-na-emotsional-noie-sostoianiie-chielovieka

2. Джабраилов Ш. В. Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека / Ш. В. Джабраилов, Ш. Ш. Камбарова, В. Г. Ревенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53972/ (дата обращения: 12.11.2020).

3. Дмитрий Кабанов/Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние/ https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/392309/

 

Просмотров работы: 131