Социальное сопровождение замещающих семей в условиях сельской местности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социальное сопровождение замещающих семей в условиях сельской местности

Сачева Т.Ю. 1
1ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является основной ячейкой общества, она выполняет важные социальные функции, обеспечивает социализацию, формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей человека.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют определенную группу, которая не способна без определенной помощи и поддержки государственных органов, социальных институтов, адаптироваться в современном обществе.

На сегодняшний день, государство осуществляет необходимую поддержку замещающих семей. В нашей области также, как и в других областях, существует комплекс мер поддержки замещающих семей. По последним данным количество детей-сирот, находящихся в региональных органах социальной защиты Кузоватовского района составляет 78 ребёнка.

Вопросы, касающиеся становления и развития института замещающих семей, отражены в современных работах ученых, педагогов (Жукова В.И., Курбацкого И.Н., Иванова Н.П., Осиповой И.И., Левина Г.В., Ослон В.Н., Свириденко А.Г., Хлебникова А.М., Турчининой Е.В., Шумилко Ю.В., Фетисовой О.В., Бобылева И.А., Цветковой В.А., Заводилкина О.В., Шатиловой И.Н.)

Замещающая семья - любой тип семейного устройства ребенка - приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей. России и на Западе к становлению замещающих семей привело развитие системы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также требуемая социально-педагогическая защита

В современное время работа с детьми-сиротами подразумевает максимальное устройство детей в достойные семьи, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получат хорошее воспитание. Это обусловлено рядом историка - педагогических и социальных предпосылок.

Согласно классификации Хрустальковой Н.А, рассматривается два типа замещающей семьи [18]:

1. Замещающая семья - это любой тип семейного устройства ребенка - приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенком в сиротском учреждении.

2. Профессионально - замещающая семья - это приемная, патронатная семьи или семейная воспитательная группа, где воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является профессиональной деятельностью замещающих родителей, которые прошли специальный отбор, получили соответствующую подготовку, наделены юридическими правами и ответственностью, как и кровные родители при сохранении всех социальных льгот и пособий на приемных детей.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, опека устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, но не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Ребенок, находящийся под опекой или попечительством, имеет право на общение с биологическими родителями в том случае, если они не лишены родительских прав, а также с другими родственниками [1].

На ноябрь 2020 года в Кузоватовском районе Ульяновской области насчитывается 76 детей находящихся под опекой или попечительством.

Приемной семьей, в соответствии с Семейным кодексом РФ главой 21 статьей 152, признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (Семейный кодекс РФ глава 21 статья 152) [3].

Замещающая семья призвана решать целый комплекс задач:

Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы.

Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности.

Расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.

Сегодня в России отмечается тенденция к увеличению количества замещающих семей. Наряду с этим возрастают вторичные отказы замещающих родителей от детей-сирот в связи с возникновением проблем в воспитании и неподготовленности приемных родителей [14].

При воспитании приемных детей замещающими родителями независимо от факторов проживания (опыт родителей, уровень образования т. д.) существуют определенные трудности:

незнание личностных особенностей ребенка;

неготовность приемных родителей к переменам в семье, которые возникают с появлением в ней нового члена;

непонимание задач и целей воспитательной работы, которая является основной в деле адаптации приемных детей в условиях замещающих семей;

не владение методикой коррекционной работы с приемными детьми.

Для полноценной реализации всех предписанных обществом функций необходима помощь и поддержка замещающим семьям.

Работа с замещающими семьями направлена на укрепление и развитие семейных отношений, восстановление внутреннего уюта в семье, а также стабилизацию достигнутых положительных результатов в социальном, психологическом, педагогическом отношении и ориентации на максимальную реализацию замещающих семей в социальном обществе.

Можно выделить ряд основных технологий социальный работы с замещающими семьями:

диагностика;

адаптация;

реабилитация;

патронаж;

профилактика.

Одним из важных направлений работы с замещающей семьей является диагностика такой семьи, она предусматривает сбор, анализ информации о ней, о приемном ребенке и других ее членах, выявление существующих проблем. Диагностика подразделяется на первичную, углубленную и проблемную и осуществляется по направлениям: диагностика замещающих родителей и диагностика ребенка. При диагностировании замещающей семьи проводится наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование.

Обучение замещающих родителей включает в себя психологический подход, сочетая лекции, рассказы, беседы, приводящие будущих приемных родителей включаться в устранение проблем, принимать для себя решения и обобщения, сравнивать уже с известной теорией. В практике замещающие родители пробуют себя в дискуссиях круглых столов; выполнение упражнений, которые являются выходами из определенных сложных ситуаций; применяют знания и умения, выходящие за пределы известного образца; экспериментирование, привлечение в исследовательскую деятельность; участие в проектах и тренингах; клубные формы работы.

Для избегания трудностей и проблем, возникающих среди членов замещающей семьи, а также реализации всех необходимых функций семьи проводится профилактика. Одно из наиболее развитых направлений профилактики является применение специальных обучающих программ. Практика показывает, что замещающие родители не справляются без помощи специалистов в вопросах освоения знаний, умения регулирования взаимоотношений в семье, а именно создания необходимых комфортных условий физиологического, эмоционального, интеллектуального состояния детей, удовлетворение их элементарных потребностей.

Профилактика дает возможность предотвратить возникновение отклонений в развитии, обучении, воспитании ребенка. Благодаря профилактике решаются вопросы возникновения конфликтных ситуаций между членами замещающих семей, а также формируется помощь в разрешении конфликтов и их успешной акклиматизации к новым статусам и позициям замещающих родителей и их приемных детей.

Цель социального сопровождения: помощь и поддержка в организации и реализации сотрудничества с замещающей семьей, направленного на самопознание ее членов, самоуправление своими межличностными отношениями, на поиск внутренних и внешних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.

Социальное сопровождение осуществляется в форме индивидуального консультирования супругов и ближайших родственников: групповой работы семейными группами, где воспитатели могли бы обменяться своими чувствами, ощущениями себя в роли воспитателей, помочь друг другу в чем-либо.

Комплексная работа с замещающей семьей делает акцент на работу с родителями. Именно они в случае неблагополучия должны в первую очередь поменять свое отношение к семейному укладу и к своей роли в становлении семьи. Работа предусматривает разные направления и использование таких форм и методов как семейные семинары-практикумы, семейное психологическое консультирование, тренинговая работа с семейными группами, работа по реабилитационным программам.

Семейные практикумы могут посвящаться проблемам, волнующим всю семью или отдельно - родителей и детей. До составления программы практикума необходимо обговорить с семьей тему занятия, (обсуждаемая проблема согласовывается членами семьи между собой).

Занятия проводятся в формах сюжетно-ролевой игры, «мозгового штурма», семейного совета и т.д. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. Затем все члены семьи ищут пути выхода из сложившейся проблемной ситуации и договариваются о дальнейших действиях. В конце занятия необходимо выяснить его результативность, то есть провести рефлексию и получить обратную связь. Практикум может быть рассчитан на несколько занятий. В таком случае можно дать семье домашнее задание.

Тренинги и психологические группы регулярно проводятся для действующих замещающих родителей как посвященные конкретным темам, так и с целью оказания психологической поддержки. Группы могут быть как раздельные, т.е. только для детей или только для родителей, так и совместные.

Сопровождение замещающих семей необходимо для профессиональной подготовки и помощи опекунам (попечителям) и приёмным родителям в адаптации детей в новых условиях, в урегулировании конфликтных ситуациях, о недопустимости вторичного сиротства данных детей.

Заключение

Одной из самых острых социальных проблем в России в последние двадесятилетия является проблема сиротства.

Воспитание детей в интернатных учреждениях не обеспечивает удовлетворения их основных потребностей и накладывает негативный отпечаток на психо-физическое развитие детей, свидетельством чего является не только отставание в развитии и несформированность элементарных бытовых, а также коммуникативных навыков, но и отсутствие у них конструктивных поведенческих установок (доверительного отношения к миру, личной ответственности и пр.), необходимых для успешной интеграции в социум (определения жизненных перспектив и следования им, создания собственной семьи и пр.).

На сегодняшний день поиск решения данных проблем в России осуществляется в контексте развития института замещающей семьи.

«Замещающая семья» является обобщающим понятием для семейных форм устройства детей, обозначающим малую социальную группу, одним из членов который является принятый на воспитание ребенок, основанную на связях, регламентированных семейным законодательством, и реализующую социально – ориентированные функции семьи.

Работа с замещающими семьями направлена на укрепление и развитие семейных отношений, восстановление внутреннего уюта в семье, а также стабилизацию достигнутых положительных результатов в социальном, психологическом, педагогическом отношении и ориентации на максимальную реализацию замещающих семей в социальном обществе.

Появление приемного ребенка в семье приводит к существенным изменениям в ее статусе и динамике развития, к переплетению этапов ее жизнедеятельности и усложнению межличностных связей, отношений.

Воспитание приемного ребенка в замещающей семье в определенных ситуациях сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, обуславливающие негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений. Для преодоления указанных трудностей необходимы: развивающая среда, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие таким ведущим потребностям детей, как потребность в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости.

Быть приемными родителями очень нелегко, ведь на пути будет много преград. Замещающим родителям нужно набраться терпения и если уж решились на такое - не жалеть! Ведь они творят благое дело: дают семью, уют и покой малышу, который за стенами детдомов так сильно в этом нуждается...

Список используемых источников

Нормативно-паровые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ.

2. Закон Ульяновской области от 21.12.2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ.

4. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

5. Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

6. Федерального закона от 24.06.1999 № 120 "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

7. Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Список литературы

8. Обучающие программы для приемных родителей, опекунов и родителей, имеющих проблемы в воспитании детей / СОТИС – соц. технологии, исслед. – 2014 год;

9. Организация работы с приемной семьей: метод. рек. / Дементьева Т. Ф. – 2012 год;

10. Подготовка кандидатов в приемные родители / Социальная педагогика Вознюк Н. – 2012 год;

11. Помощь и поддержка замещающих семей / Ж.А. Захарова – 2013 год;

12. Приемная семья для детей-сирот / Соц. педагогика. Байер Е. – 2013 год;

13. Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ / Бурдо Е.П. – 2014 год;

14. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи / Н.АХрусталькова – 2007 год;

15. Социальная работа с семьёй – Учебно-методическое пособие / Шубович М.М., Бибикова Н.В., Фоминых Н.М. – 2017 год;

Электронные ресурсы:

16. Официальный сайт Муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области – https://kuzovatovo.ulregion.ru/;

17. Официальный сайт муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области – http://kuzobr.ucoz.ru/.

 

Просмотров работы: 41