Невыявленные ЧМТ. Расстройства памяти как результат мозговых травм - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Невыявленные ЧМТ. Расстройства памяти как результат мозговых травм

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в настоящей работе мы поднимаем проблему нарушений мнестических процессов вследствие полученных черепно-мозговых травм. На основе психологического анализа причин и основных проявлений дисфункций памяти, оцениваем возможные риски. Исследованиеподаннойпроблематикепроводилосьнаосноветеоретическихданных.

Abstract: in this paper, we raise the problem of violations of mnestic processes due to traumatic brain injuries. Based on a psychological analysis of the causes and main manifestations of memory dysfunctions, we assess the possible risks. Research on this issue was conducted on the basis of theoretical data.

Ключевые слова: черепно-мозговая травма, память, мнестические функции, амнезия.

Keywords: traumatic brain injury, memory, mnestic functions, amnesia.

Часто ли Вы забываете, выходя из дома: телефон, документы, кошелек? Или же, может, бывали случаи, когда из головы вылетало предстоящее событие? Для современного человека, с тем бешенным ритмом жизни, в котором мы живем «что-то забыть» - кажется совершенно обыденным и привычным делом. Казалось бы, чему тут удивляться? Действительно, зачастую проблемы с памятью могут быть обусловлены такими распространенными причинами как:

возрастные изменения,

прием алкоголя и некоторых лекарственных препаратов,

недостаток определенных витаминов и микроэлементов,

недосып, усталость и т.д.

При этом стоит обратить внимание на то, что наиболее опасным фактором расстройств мнестических функций могут являться полученные черепно-мозговые травмы. И хорошо, когда травмы данного характера вовремя выявлены и подвергаются лечению, однако бывают случаи, в частности с повреждениями легкой степени, когда человек не придает особое значение своему плохому самочувствию и не обращается к специалисту.

К сожалению, не все имеют представление о том, что именно головной мозг человека является органом, координирующим и оптимизирующим все жизненно-важные функции организма, а также отвечающим за контроль поведения. Все наши мысли, чувства, ощущения и движения непосредственно связаны с работой головного мозга, и, при нарушении его функциональности, у человек могут утрачиваться способности к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.

Хотелось бы отметить тот факт, что поражения головного мозга могут быть обусловлены различными причинами, такими как опухоли, заболевания сосудистой системы, всевозможные инфекции, гипоксии и т.д. Тем не менее, весьма распространенной причиной нарушений функциональности головного мозга являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ).

Нарушения когнитивных функций вследствие черепно-мозговой травмы на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных в современной клинической нейропсихологии. По многочисленным сведениям, Всемирной организации здравоохранения, во многих странах отмечается заметный рост числа ЧМТ. В первую очередь это можно связать с повсеместным широким внедрением технических средств в быту и на предприятиях, а также со значительным увеличением использования различного транспорта. Интерес к рассматриваемой проблеме обусловлен в первую очередь тем, что у большинства пациентов, перенесших ЧМТ, на первый план чаще выступают именно нарушения процесса психосоциального взаимодействия, а не физические дефекты. Это связанно с тем, что самыми частными проявлениями у больных с различными формами черепно-мозговой травмы на момент госпитализации являются нарушения когнитивных функций.

Нарушения высших психических функций, возникающие в разные периоды течения ЧМТ, изучаются и описываются во многих нейропсихологических исследованиях, в основном они выявляются у 70-100% людей, получивших черепно-мозговую травму [3]. Выявлено, что степень когнитивных нарушений зависит от тяжести поражения головного мозга. Нередко травма данного типа становится причиной нетрудоспособности многих пациентов. В связи с этим особо актуален вопрос прогнозирования возможных последствий ЧМТ, а важнейшими прогностическими факторами при данном виде травмы считается нейропсихологическое наблюдение и определение сохранности когнитивных функций.

Выявлено, что среди наиболее значимых причин нарушения функциональности процессов познавательной деятельности в результате ЧМТ у лиц преимущественно старшего возраста принято считать различные повреждения тканей головного мозга, вызывающие нейродегенеративные и сосудистые патологии. При этом у более младших представителей населения частота встречаемости подобных заболеваний значительно меньше, однако у них в числе причин отмечаются именно травматические воздействия, в частности, механического характера, а также интоксикационные процессы.

В практике нейропсихологов наиболее частыми случаями при различных травмах головного мозга являются именно расстройства памяти. Обычно это дисфункции амнестического характера, которые проходят со временем. Однако встречаются случаи, когда последствия, вызванные очаговыми повреждениями структур мозга, оказываются необратимыми. Поскольку память является одной из форм психического отражения, в зависимости от степени тяжести полученной травмы, нарушения функциональности данного процесса заметно сказываются на жизнедеятельности человека и в целом на качестве его жизни. Среди особо значимых дисфункций процесса памяти при различных черепно-мозговых травмах выделяют трудности произвольного воспроизведения. Однако, при этом первичная недостаточность запоминания встречается относительно редко, чаще всего она возникает вследствие ишемии медиальных отделов височных долей или же при дислокации церебральных структур и сдавлении задней мозговой артерии.

Для ЧМТ также свойственны остро возникшие амнестические расстройства. Феномен посттравматической амнезии ярко проявляется в состояние замешательства, которое возникает сразу же после получения травмы. В таком состоянии человек крайне дезориентирован и не может вспомнить события, происходящие с момента травмы. Пострадавший может быть не в состоянии назвать свое имя, время, место, где он находятся. Термин «посттравматическая амнезия» впервые был использован в 1940-х годах и заключался в конкретизации периода между моментом получения травмы и возвращением к полному восстановлению непрерывной памятью, включая и то время, в течение которого пациент был без сознания. Различают два типа амнезии, проявляющиеся при ЧМТ:

ретроградная амнезия (заключается в нарушении памяти на события, которые предшествовали травмирующему моменту)

антероградная амнезия (предполагает ярко выраженные проблемы со способностью запоминать события, происходящие после получения травмы).

Отличительная особенность первого типа амнезии от второго заключается в следующем: при ретроградной амнезии у больных возможно восстановление памяти со временем, при антероградной же форме память также может восстанавливаться, однако не в полной мере (остаются пробелы на период после травмы) [1].

Хотелось бы еще раз подчеркнуть всю значимость рассматриваемого психического процесса, поскольку именно память является важнейшим звеном человеческой психики и именно благодаря ей обеспечивается сохранность связи между событиями прошлого с настоящим. Такая связь позволяет сохранять единство личности. Из этого следует, что подобные амнестические осложнения, несомненно, отражаются на таких сферах жизни человека как работа, семья, да и в целом его социальной жизни, а вслед за этим со временем возможны проявления следующих проблем: некоторые изменения в характере, устойчивое состояния раздражённости, привычное поведение человека приобретает патологический характер. В таком случае безусловно требуется помощь специалистов психолога и психиатра.

Очень важно доносить до людей понимание о всей серьезности осложнений вследствие мозговой травмы и о том, что к нашему здоровью необходимо относиться с набольшей ответственностью. Возможно тогда бы, развивающиеся когнитивные нарушения у населения наблюдались гораздо реже. Все те возникающие последствия в виде дисфункций памяти можно охарактеризовать как патологическое состояние, которое связанно с неспособностью в полной мере сохранять, накапливать и использовать полученную в процессе взаимодействия с окружающим миром информации. Для того чтобы пациент, перенесший черепно-мозговую травму смог вернуться к своей полноценной жизни, работе и увлечениям, необходимо, чтобы специалисты разработали для него программу мероприятий, по восстановлению высших психических функций. Нередко больным после тяжелого повреждения головного мозга приходиться фактически заново учиться читать и писать — однако, как отмечают эксперты, освоить эти навыки повторно будет легче при условии грамотного подхода и хорошей мотивации.

Процесс лечения и восстановления пациентов с черепно-мозговыми травмами обязательно подбирается исходя из индивидуального подхода, поскольку разнообразие форм и типов повреждений находится в широком спектре. Учитывая все особенности травматического характера, составляется коррекционная программа в соответствии с выявленными нейропсихологическими дисфункциями, которые и являются причиной нарушения памяти. Одним из важнейших аспектов коррекции нарушения памяти является сохранность социальной активности человека. Для этого рекомендовано поддержание роли индивида в общественной жизни, а также по возможности организация, хотя бы минимальной, рабочей деятельности. При этом поддержка и общение со стороны родственников и друзей оказывают огромное влияния на качество и длительность реабилитационного процесса.

В заключении мы хотели бы еще раз отметить, что знания о различных психических последствиях травм головного мозга представляют большую практическую значимость для каждого из нас, поскольку любая черепно-мозговая травма, даже легкой степени не проходит бесследно. Нарушение различных структур головного мозга вследствие очагового повреждения или формирования патологического процесса может стать очагом для возникновения нейропсихологического синдрома. Одним из основных синдромов является нарушение процесса памяти, что может также повлечь за собой как легкие расстройства поведения, так и развитие глубоких психопатологий.

Береги свое здоровье и здоровье ваших близких!

Список используемой литературы:

1. Банщиков В.М. Психические нарушения при травмах головного мозга Текст. / В.М. Банщиков, Т.А. Невзорова // Психиатрия. М., 1969. — Гл. XI. -С. 178 - 192.

2. Дзамихов К.К. Диагностика когнитивных расстройств при черепно-мозговых травмах средней степени тяжести / К.К. Дзамихов, Е.И. Чаблина, А.С. Карпов // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 2-1. - С. 94- 95.

3. Дроздова Е.А., Захаров В.В. Когнитивные функции в остром периоде сотрясения головного мозга. Неврологический журнал. 2012.

4. Захаров В.В. Нарушение когнитивных функций как медико-социальная проблема Текст. / В: В. Захаров // Доктор. Ру. 2006. -№ 5. - С. 1 - 4.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Москва: Изд-во МГУ; 1973. 256 с.

6. Пошатаев К.Е. Эпидемиологические и клинические аспекты черепно-мозговой травмы. дальневосточный мед. журн. 2010; 4: 125–8.

List of references:

1. Banshchikov V. M. Mental disorders in brain injuries Text. / V. M. Banshchikov, T. A. Nevzorova // Psychiatry. M., 1969. - Chapter XI. - P. 178-192.

2. Dzamikhov K. K. Diagnostics of cognitive disorders in traumatic brain injuries of moderate severity / K. K. Dzamikhov, E. I. Chablina, A. S. Karpov // International student scientific Bulletin, 2015, no. 2-1, Pp. 94-95.

3. Drozdova E. A., Zakharov V. V. Cognitive functions in the acute period of brain concussion. Neurological journal. 2012.

4. Zakharov V. V. Violation of cognitive functions as a medical and social problem Text. / In: V. Zakharov // <url>, 2006, No. 5, Pp. 1-4.

5. Luria A. R. Fundamentals of neuropsychology. Moscow: MSU publishing House; 1973. 256 p.

6. Poshataev K. E. Epidemiological and clinical aspects of traumatic brain injury. far Eastern medical journal 2010; 4: 125-8.

Просмотров работы: 110