Формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой у студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой у студентов

Кузьмина В.В. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования стойкого интереса студентов в процессе обучения в вузе к регулярным занятиям физической культурой.

Ключевые слова: Физическая культура, спорт, студенты, интерес, мотивация, аэробика.

Цель работы - изучить интерес к занятиям физической культурой с помощью анкетирования студентов и проанализировать литературу.

Студенты являются наиболее уязвимой частью молодежи. На них возлагается большая учебная нагрузка и, следственно, уменьшается двигательная деятельность. Вдобавок появляется свобода действий и некоторые проблемы в межличностном общении. Так как студенты являются основным трудовым резервом страны (это еще и будущие родители), им необходимо здоровье для обеспечения благополучия всей нации. Именно поэтому предельно важно изучить интересы, потребности и мотивы нынешней молодежи в сфере занятий физической активностью.[4]

В наши дни физическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности. Оно создает основу для дальнейшего становления других сторон культуры, обеспечивает продуктивность в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, в высших учебных заведениях физическое воспитание необходимо для привития студентам тяги к спорту.[2]

Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. В последнее время мотивационный фактор стал приобретать все большее значение, поскольку, уделяя внимание индивидуальным особенностям студента, можно подобрать такой комплекс упражнений, который позволит развить интерес к занятиям физической культурой и спортом, а это в дальнейшем, порой даже не заметно для самого студента, способствует формированию его профессиональных качеств.

Изучая источники по данной теме можно увидеть, что физическая культура это особенная часть культуры в обществе, так как она представлена развитием человеческого тела с помощью физических упражнений, соблюдением правильного режима. Физическая культура постепенно формирует здоровье и здоровый образ жизни человека [3].

По нашему мнению, стало очевидно, что если не добиться заинтересованности в физической культуре, предусматривающей обращение к личности студента, то и дальше проблема неудовлетворительного состояния здоровья будет постоянно возникать. В связи с этим возникла необходимость физического самовоспитания студентов, ориентированных на здоровый стиль жизни.

Изучая литературу, можно увидеть, что применение в учебном процессе различные аэробические программы, основу которых составляют: базовая аэробика, танцевальная и силовая, способны увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения. Задача преподавателя – обеспечить мотивированность занятий, провести психолого-педагогическую работу с использованием средств оздоровительной аэробики, направленных на формирование мотивированного поведения в области физической культуры. Обычный человек в отличие от спортсмена (у которого конечная цель – достижение высоких результатов) плохо понимает, что именно он хочет получить от занятий физической культурой.

В академических заведениях все-таки ставят учебу на много выше, чем занятия физической культурой, ведь для этого и нужны образовательные организации. С этим нельзя ничего сделать, студенты должны выкладываться по полной на занятиях, и так же заниматься спортом в свободное от учебы время.[1]

Как мы знаем, личность - это человек, имеющий определенные качества, которые приобретаются им в процессе всей его жизни. И формирование личности обусловлено определенной выполняемой деятельностью, где детерминирующим фактором является мотивация.

Так, повышение двигательной активности студентов невозможно без формирования у них искреннего интереса к занятиям физической культурой и осознанного желания заниматься физическими упражнениями дополнительно. Занятия физической культурой и спортом дают неограниченные возможности для развития и воспитания в обучающихся творческой личности. Через познание огромных ресурсов собственного организма при занятиях физическими упражнениями личность начинает искать новые возможности в своем духовном развитии.[4]

Эффективность учебного процесса по физическому воспитанию можно повысить путем привлечения студенческой молодежи к систематическим дополнительным занятиям спортом в свободное от учебы время, при этом основным структурным звеном реализации физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий должна являться сборная команды вуза. Так проводятся различные соревнования по фитнес-аэробике в трех номинациях фитнес-аэробика, фитнес-степ аэробике и фанк-аэробике. Человек, занимаясь аэробикой, помимо развития основных физических качеств и изменения антропометрических данных удовлетворяет свои потребности, мотивы, решает определенные задачи, достигает поставленных целей.[2]

Уже было много написано научных статей, и проведено не меньшее количество исследований, который показывают, что физкультурно-спортивная деятельность не прижилась в рядах студентов как насущная потребность и не превратилась в личный интерес.

Что бы направить молодежь на спортивную жизнь, нужно тщательный подход. Как минимум нужны хорошие педагогические условия, которые способствуют переводу ценностного потенциала сознания обучающихся на более высокий, цивилизованный уровень, а также формирование положительной мотивации среди молодежи, которая будет влиять на физическую культуру сознания.[1]

По мнению автора, нашему современному обществу необходимо присутствие активного, здорового, физически крепкого человека, формирование которого происходит благодаря воздействию на него внутренних и внешних факторов. Все вышесказанное в совокупности, определяет значимость физической культуры в высших учебных заведениях и определяет необходимость популяризации физической культуры среди студентов [5].

На сегодняшний день, аэробикой занимаются в основном только женщины и девушки, вследствие влияния ее гендерной выраженности. Это является главным недостатком в использовании средств аэробики для формирования стойкого интереса к занятиям физической культурой.

Таким образом, занятия аэробикой обладает значительным потенциалом в формировании положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, но это эффективно в отношении девушек, а вот в отношении юношей требует разработки серьезного психолого-педагогического подхода.[5]

На основе анализа литературы было проведено анкетирование для изучения интереса к занятиям физической культурой у студентов ИрГУПСа. Анкетирование проводилось в социальной сети Вконтакте. Оно включало в себя 6 вопросов с вариантами ответов, среди обучающихся 1-4 курса вуза ИрГУПС на выявление отношения студентов к физической культуре и их заинтересованности к этому предмету.

В опросе приняли участие 111 человек (из них 67 юноши и 44 девушки).

Ниже приведены результаты исследования.

Из них видно, что большинство (42%) относятся к занятиям ФК удовлетворительно. С интересом относятся 34% опрошенных студентов. И только 7% студентов вуза ИрГУПС относятся к занятиям ФК негативно.

На второй вопрос «Получаете ли вы удовольствие от этих занятий?» 49% опрошенных студентов вполне удовлетворены, 38% находятся под сомнением и 13% опрошенных не удовлетворены.

На следующий вопрос : «Нравятся ли вам занятия в формате оздоровительной аэробики?» большинство девушек ответило положительно (44%), 19% указали вариант ответа «Нет» (большинство юношей) и 37% сомневаются в ответе.

На вопрос «Часто ли вам не хватает мотивации для занятий физической культурой?» 24% всегда мотивированы, что помогает нам понять, для студентов нашего вуза не хватает интереса и мотивации.

«Удовлетворяет ли вас качество занятий ФК в вашем учебном заведении?» на этот вопрос положительно ответили многие опрошенные студенты. Их процент составил 46. И под сомнением находятся 37%.

И последний вопрос: «Что для тебя имеет быть решающим в процессе занятия спортом?». Проведенный анализ исследований мотивов занятием спорта, предпочитаемых студентами, показал, что у около 34 % мотивацией выступает желание улучшить фигуру, осанку, похудеть (т.е. биологический фактор)

Как один из основополагающих мотивов занятий спортивной деятельностью, выбранным 52 % студентами, рассматривается педагогический фактор, которым регламентируется престиж, или же желание человека самоутвердиться в обществе.

И на последний план выходит психологический фактор, за который проголосовало 14% студентов.

Из этого можно сделать вывод, что большое количество студентов все же имеют интерес к занятиям физической культурой и спортом. А для еще большего интереса нужно разнообразие занятий.

В ходе выполненной работы, изученной мною литературы, а так же проведенного анкетирования в соц. сети, могу сказать, что необходимость поиска путей повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом студентов не вызывает сомнения. Грамотно организованные, динамичные, разнообразные, увлекательные занятия физической культурой служат целому ряду перспективных целей. Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости принятия серьёзных мер по привитию студентам интереса к различным видам двигательной активности, по формированию направленности личности на занятия физической культурой и спортом, а также в целом формирования у них установок на здоровый образ жизни. Формирование мотивации и интереса к систематическим занятиям физической культурой – актуальная проблема современности. Поддержание интереса и целеустремлённости у студентов во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.

В результате анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов относятся к физической культуре положительно, а так же им нравится посещать занятия в ИрГУПСе. Но многим опрошенным иногда не хватает мотивации для занятий ФК. Повысить интерес студентов к занятиям физической культурой могла бы возможность выбора вида спорта и занятие им в процессе планового учебного процесса.

Список литературы:

Балашов Н.С. «Мотивация студенческой молодежи к занятиям спортом в рамках учебных занятий по физической культуре»/физическая культура№85//2020.04.

Жукова Е.И https://clck.ru/RpX5G Мотивация к занятиям аэробикой//

Кудрявцева Е.В. « https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28924127. »/ Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов//2017

Наговицын Р.С. «Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе»/фундаментальные исследования№8-2//2011.03.293-298.

Суяргулов А.У. «Физическая культура в жизни студентов»/физическая культура№56//2018.04.https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-v-zhizni-studentov/viewer

 
Просмотров работы: 77