Введение
С каждым годом поток отдыхающих стремительно растет, а это означает, что есть еще один разумный аргумент в пользу инвестирования именно в туризм. Число клиентов является фактором, способным влиять по показатели прибыльности в сфере туризма, росту прибыли. Увеличению потока прибыли способствуют актуальные сезонные предложения и льготы для постоянных клиентов.
Актуальность:
Ежедневно появляются новые креативные идеи организации туристического бизнеса. Любая компания, которая стремится достигать финансового успеха в сфере туризма, должна заниматься не только привлечением клиентов выгодными преимуществами для клиентов, сезонными льготами, но и создать уникальное рыночное предложение, которое будет пользоваться хорошим спросом на рынке.
Цель:
Изучить предпринимательство в сфере туризма, его особенности, определить какое влияние туризм оказывает на связующие отрасли в туризме.
Задачи:
– раскрыть сущность основных понятий, определений и терминов относительно цели исследования;
– провести анализ ведения предпринимательской деятельности в туристском агентстве;
– выявить основные направления по повышению эффективности предпринимательской деятельности туристского агентства.
Объект:
Предпринимательство в сфере туризма
Предмет:
Особенности предпринимательской деятельности в туристической сфере
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность, функции и роль предпринимательской деятельности
В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г. В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Однако француз Бодо пошел дальше Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
А Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.
Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития».
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение».
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия» .
В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.
Предпринимательство – это особый вид экономической активности, под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента. Таковым может быть производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий являются тоже инновационными моментами.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу.
Объектом предпринимательской деятельности является товар, продукт, услуги, т.е. то, что предлагается на рынок с целью удовлетворения чьей-либо потребности.
Среди наиболее важных целей предпринимателя выделяется производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Все эти цели между собой взаимосвязаны (Рисунок 1).1
Рисунок 1 – Цели предпринимательства [8]
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.
Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность в России регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), отдельными законами и подзаконными нормативными актами.
Основными субъектами на туристском рынке, осуществляющими производство и реализацию услуг, выступают отдельные предприниматели – физические лица и предприятия – юридические лица.
Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательская деятельность юридических лиц определяется статьей 49 ГК РФ, устанавливающей правоспособность юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение, прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Под туристским предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий формирование, продвижение и/или реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.
На выбор организационно-правовых форм туристских предприятий влияют следующие факторы:
1. Общие. К общим факторам относятся: планируемые масштабы деятельности, капиталоемкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития предприятия, особенности представления налоговых и других льгот предприятиям отдельных форм, государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм.
2. Индивидуальные. К ним относятся: имеющийся (возможный) размер стартового капитала, индивидуальные особенности предпринимателя (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности и т.п.), уровень профессионализма предпринимателя, отношение предпринимателя к коммерческим рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам.
Существенным элементом в становлении нового предприятия является выбор его организационно-правовой формы. Выбрав организационно-правовую форму, предприниматели переходят к выбору фирменного наименования.
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением «и компания» и слов «полное товарищество».2
В фирменное наименование товарищества на вере должны входить либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» или «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».
Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью должно включать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или «с дополнительной ответственностью».
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Акционерное общество в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» вправе иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках и языках народов России.
В связи с тем, что фирменное наименование предприятия подлежит государственной регистрации, после чего юридическое лицо приобретает исключительное право его использования, необходимо провести проверку наименования на неповторимость.
Следующим шагом является определение юридического адреса будущей турфирмы и получение (подготовка) документов, обосновывающих права на помещение, которое будет юридическим адресом. Такими документами могут быть предварительный договор аренды, письменное подтверждение собственника сдать помещение в аренду или продать помещение.
После этого учредители будущей фирмы должны подготовить и подписать учредительные документы.
Учредительными документами для полного товарищества и товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается всеми участниками полного товарищества и полными товарищами на вере.
Учредительными документами для общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью являются учредительный договор, который подписывается его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество утверждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор о создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащие размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Однако договор о создании акционерного общества определяет отношения только между учредителями до момента создания общества и не создает обязательных отношений между обществом и акционерами. Поэтому договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества.
Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами.
Требования к содержанию учредительных документов определены Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами.
Подготовив учредительные документы, учредители должны открыть в одном из банков накопительный счет, внести 50% от суммы уставного капитала будущего юридического лица и получить от банка соответствующее подтверждение.
Затем следует пройти процедуру государственной регистрации. Государственная регистрация является основным условием для осуществления предпринимательской деятельности. Это положение вытекает для граждан из п. 1 ст. 23 ГК РФ, который предусматривает, что «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».
Государственная регистрация юридических лиц предусмотрена ст. 51 ГК РФ. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, которым является момент его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятий осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения законодательства, а также, если учредительные документы не соответствуют предъявленным требованиям.
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями и ведение государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями согласно постановлению Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации» возложены на Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным указом Президента № 1482, и с соблюдением особенностей, предусмотренных Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
«Положение о порядке регистрации» предусматривает следующий перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации:
– заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;
– утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;
– решение о создании предприятия или договор учредителей;
– документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;
– свидетельство об уплате государственной пошлины.
Кроме того, по сложившейся практике требуется представление документа, свидетельствующего о будущем адресе юридического лица.
Датой представления учредительных документов для регистрации предприятия является соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата их почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении.
Регистрация предприятий должна осуществляться регистрирующим органом не позднее трех дней с даты подачи необходимых документов или в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке документов, необходимых для регистрации.
Требования для регистрации предпринимателя, т.е. при индивидуальной трудовой деятельности, более простые. При этом необходимо получить в районной администрации (по месту жительства) свидетельство на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, где следует как можно полнее указать планируемый перечень видов деятельности.
Следует представить следующие документы:
– заявление на регистрацию;
– паспорт с местной пропиской;
– 3 фотографии 3x4;
– квитанцию об уплате регистрационного сбора в Сбербанке;
– документы и их копии о вашей профессиональной пригодности к выбранным видам деятельности.
За свидетельство на индивидуальную трудовую деятельность нужно заплатить сбор в Сбербанк в размере одного минимального размера оплаты труда.
В течение 10 дней после получения свидетельства требуется зарегистрироваться у инспектора в районной (по месту жительства) Государственной налоговой инспекции. Также следует встать на учет в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского и социального страхования, открыть свой банковский счет. Для получения лицензии нужно обратиться в департамент мэрии. На основании разрешения милиции в специальной мастерской изготовят персональную печать (на которой должны быть указаны Ф.И.О. предпринимателя и администрация района, города). Текст на печати в соответствии с полученным свидетельством согласуется в районном отделении милиции.
В простейшем случае для индивидуальной трудовой деятельности не требуется юридического адреса, и работа может быть начата при наличии домашнего адреса (прописки.
Итак, можно сделать вывод о том, что выбор организационно-правовой формы нового предприятия является существенным элементом в его становлении.
1.3 Основные принципы предпринимательской деятельности
К факторам развития бизнеса современная экономическая наука относит не только труд и капитал, но и предпринимательские способности, образующие особый ресурс – интеллект.
Это дает основание утверждать: для предпринимателя в туристическом бизнесе главным ресурсом являются не столько деньги, орудия или предметы труда, сколько его умение хозяйствовать, знать психологию потребителя туристского продукта, понимать общественные потребности в туристическом бизнес.
Предприниматель в корне отличается от менеджера тем, что выступает инициативным и самостоятельным агентом рынка. Он действует на «свой страх и риск», использует собственные ресурсы и несет полную ответственность за результаты своей деятельности.
Для развития туристического предпринимательства должны соблюдаться следующие условия:
–стабильность государственной экономической и социальной политики;
–льготный налоговый режим для социальных видов туризма;
–развитая инфраструктура поддержки предпринимательства [4].
Основные принципы предпринимательства в туристическом бизнесе представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные принципы предпринимательства в туристическом бизнесе [3]
Предпринимательская деятельность в сфере туризма характеризуется рядом особенностей:
– важнейшей особенностью туристического предпринимательства является создание и развитие индустрии туризма, которая появилась благодаря массовому спросу на туристические услуги. Индустрия туризма представляет собой совокупность юридических и физических лиц экономической и социальной сфер деятельности, которые предоставляют туристам услуги по временному размещению (проживанию), питанию, перевозке, экскурсионному обслуживанию, организации отдыха, развлечений и др.;
– организация предпринимательской деятельности в сфере туризма предполагает, что для потребления турпродукта или отдельных туристических услуг турист должен лично прибыть в место их предоставления. Данная особенность осуществления туристического бизнеса называется «невидимый экспорт»;
– осуществление предпринимательства в туризме обычно связано с тем, что рыночная среда туристического бизнеса имеет особый культурологический, интеллектуальный характер, так как туристическое потребление направлено на приобретение овеществленных (материальных) товаров, отражающих историческую, национальную, социологическую и другую специфику посещаемой дестинации. В этом смысле туристическое потребление и рынок туристических услуг несут в себе некую культурологическую направленность, познавательно-романтический аспект, а туристическая услуга имеет неуловимый, нематериальный характер, хотя и производит глубокое эмоциональное впечатление;
– также особенностью предпринимательской деятельности в сфере туризма является то, что предоставление туристических услуг обусловлено договором купли-продажи конкретного тура, согласно которому одна сторона (туроператор, турагент) за согласованную плату обязуется обеспечить предоставление заказанного другой стороной (туристом) комплекса туристических услуг, то есть туристического продукта. Договор на туристическое обслуживание заключается по общим положениям договора о предоставлении услуг. Он может заключаться путем выдачи ваучера, который представляет собой форму письменного договора на туристическое и экскурсионное обслуживание. В договорах оговариваются: виды услуг и сроки их предоставления, общая стоимость, размер финансовой ответственности туроператора, другие данные, обусловленные характером соглашения. Таким образом, турист, оплатив полный комплекс туристических услуг, сможет с ним ознакомиться только в дестинации приема;
– предпринимательская деятельность в сфере туризма связана с воздействием на нее внешних эффектов (экстерналий). Суть этих эффектов состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристических услуг образуют внешние выгоды для туристического бизнеса различного уровня и направленности. Однако внешние эффекты, создаваемые туризмом, могут быть как положительными, так и отрицательными. К положительным эффектам относятся: доходы нетуристических субъектов предпринимательства, связанные с увеличением реализации товаров и услуг, не входящих в турпродукт; развитие инфраструктуры дестинации в связи с туризмом; увеличение количества рабочих мест и сокращение безработицы; рост государственных доходов за счет получения налогов и пошлин от туристической деятельности. К негативным воздействиям туризма относятся:
–загрязнение окружающей среды, нанесение ущерба живой природе и ухудшение экологической обстановки в целом;
– и, наконец, важной особенностью предпринимательской деятельности в туризме является то, что туристические услуги и турпродукты не могут накапливаться и сохраняться для последующего потребления. Если продажа не состоялась, значит, туристическое предприятие понесло убытки. Поэтому многие предприниматели предлагают скидки или другие льготы для стимулирования сбыта туристических услуг.
Поскольку туристическая деятельность характеризуется совпадением во времени процесса производства и потребления услуг, то туристический бизнес выступает как единая во времени и пространстве система производства и потребления услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов, а предпринимательство в туризме – это совокупность различных видов деятельности, призванных удовлетворять комплекс потребностей туристов и обеспечивать получение прибыли предпринимателям. 3
Таким образом, туристическое предпринимательство предполагает деятельность с целью получения прибыли от производства и реализации турпродуктов или отдельных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.
2 Предпринимательская деятельность в туристском агентстве «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
2.1 Общая характеристика туристского агентства «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
Предприятие, которое будет рассматриваться в продолжение данной работы и на основании деятельности, которого будет проводиться дальнейший анализ, является туристическая фирма «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
Данная фирма является одной из успешных турфирм города Черногорска.
Организационно-правовая форма предприятия «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г. – индивидуальный предприниматель.
Основными источниками правового регулирования деятельности «Семь Звезд» ИП Жилив А.Гявляются: Конституция РФ, гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Туристское агентство ««Семь Звезд» ИП Жилив А.Г. было открыто в 2014 г.
Юридический адрес организации (место нахождения): 350075, Россия, г. Черногорск, ул.Ачинская, 102. Почтовый адрес: 350075, Россия, г.Черногорск, ул. Ачинская 102. Тел. +7999-382-32-92. Электронный адрес: sevenstars@mail.ru. Режим работы круглогодичный: по будням с 9:00 до 19:00, по выходным с 10:00 до 17:00.
Общая численность работников предприятия – 3 человека:
1 Директор туристического агентства «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г. – Жилив Александр Григорьевич
2 Менеджер по туризму –Погодина Анастасия;
3 Менеджер по туризму –Прытникова Екатерина.
Рисунок 3 – Организационная структура турагентства «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
Опыт работников всех работников в сфере туризма более 6 лет.
В круг обязанностей директора входят представительские функции, поддержание имиджа предприятия, переговоры с партнерами, получение лицензий, подбор персонала.
Основная цель компании – организовать высококачественный отдых, сумев найти индивидуальный подход к каждому клиенту.4
Глава 3. Пути совершенствования деятельности «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
Анализ предпринимательской деятельности туристского агентства показал, что этот вид деятельности нуждается в дальнейшей разработке и совершенствовании, т.к. именно от успешности в предпринимательской деятельности зависит прибыльность турагентства и получение большего дохода, что является основой деятельности любого коммерческого предприятия, каким и является турфирма «Лестница в небо».
Так ключевой целью данного турагентства по-прежнему остается получение устойчивой максимальной прибыли. Направлениями предпринимательской деятельности, к примеру, на ближайший год, можно назвать увеличение прибыли еще на 30-40 %, увеличение числа клиентов на 10%.
Для реализации поставленной цели одним из основных направлений развития и совершенствования турагентства можно выделить рекламу.5 Следует обратить внимание турфирмы «Лестница в небо» на возможные выгоды более широкого использования сети Интернет, в связи с глобальным развитием Интернет-технологий в регионе. В частности, имеется в виду создание более информативного сайта фирмы, с возможностью для пользователей ознакомления со всеми предлагаемыми услугами турагентства.
Можно начать сотрудничество с какой-либо компанией, которая поспособствует обеспечению качественной постоянной рекламы на телевидении и радио.
Следующим мероприятием по повышению эффективности предпринимательской деятельности турагентства может стать возможность оплаты туров по пластиковым банковским картам.
Для того чтобы «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.стало лучшим предприятием в сфере туризма и успешно функционировало на рынке туристских услуг, автор предлагает разработать Программу совершенствования организации бизнес-туризма в компании по двум направлениям, исходя из выявленных проблем.
Проект программы совершенствования организации бизнес-туризма в «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
1. Положение о Службе Маркетинга в«Семь Звезд» ИП Жилив А.Г
3.1. Общие положения
Настоящее Положение устанавливает в общем виде цели и задачи Службы Маркетинга (далее по тексту «Служба»), состав, обязанности, права и ответственность его сотрудников.
Службу Маркетинга возглавляет Директор по маркетингу, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Генерального директора.
Постановка проблемы: в современных экономических условиях способны выжить лишь те туристские организации, которые наиболее адекватно реагируют на запросы рынка туристских услуг и состояние макросреды. В деятельности «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г
очевидна необходимость создания специализированного отдела, выполняющего функции сбора, обработки и анализа коммерческой информации - как внутренней, так и внешней.
Служба Маркетинга - самостоятельное структурное подразделение «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
действующее на основе принципов и методов маркетинга, и подчиняющаяся непосредственно его директору.
В своей деятельности Служба Маркетинга руководствуется:
- законами Российской Федерации;
- постановлениями Правительства РФ;
- уставом предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, этическим кодексом и настоящим положением;
- иными организационно-распорядительными документами и инструкциями.6
Ценность Службы Маркетинга заключается в выработке стратегии поведения предприятия на рынке туристских услуг.
3.2. Цели и задачи Службы Маркетинга
Целями функционирования Службы Маркетинга в «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г. является:
1) внедрение концепции маркетинга в деятельность всех подразделений«Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.;
2) обеспечение выживаемости компании, основанной на совершенствовании производства и реализации услуг, удовлетворении потребностей и запросов потребителей;
3) обеспечение роста продаж за счет достижения превосходства над конкурентами;
4) достижение установленных показателей прибыли.
Задачи Службы Маркетинга «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
1) проводить маркетинговые исследования, включая выделение и изучение перспективных рынков сбыта, динамики и специфики спроса на туристские услуги, а также исследование возможностей и состояния собственного предприятия;
2) обеспечивать регулярный мониторинг удовлетворенности клиентов: ввести в практику работы Службы Маркетинга ежеквартальные опросы (анкетирование) клиентов о качестве предоставляемых услуг;
3) оперативно реагировать на поступающие от клиентов претензии: претензии от клиентов должны немедленно поступать руководителю Службы Маркетинга, который контролирует их устранение и организует мероприятия по предотвращению их впоследствии;
4) проводить регулярные внутренние аудиты качества предоставляемых услуг: материалы внутренних аудитов предоставляются руководству компании «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г. и являются основой для постоянного улучшения качества оказываемых услуг;
5) прогнозировать состояние рынка, динамику его изменений;
6) организовывать работы по рекламе, стимулированию сбыта и PR и оценивать их эффективность
7) организовывать подготовку и рассылку потенциальным заказчикам информационных материалов (рекламных проспектов);
8) организовывать работы по созданию фирменного стиля предприятия;
9) участвовать в работах по организации внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами через совместные предприятия и ассоциации;
10) формировать спрос и стимулировать сбыт туристских услуг;
11) искать новые виды и формы расчетов с потребителями и осваивать новые рыночные ниши;
12) организовывать и проводить маркетинговый контроль на предприятии.
3.3. Организационная структура службы
Структура отдела определяется возложенными на него задачами и спецификой предоставляемых предприятием услуг.
Структуру и штатную численность Службы Маркетинга утверждает генеральный директор «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г7
по представлению директора Службы Маркетинга.
За выполнение отдельных функций маркетинга отвечают менеджер по маркетингу и рекламе; менеджер по маркетинговым исследованиям; менеджер по стимулированию и PR; дизайнер, мерчендайзер.
3.4. Оценка эффективности работы Службы Маркетинга
1) качество, своевременность и глубину проведенных работ по анализу конъюнктуры рынка и, как следствие, точность разработанных прогнозов объема реализации туристских услуг на кратко-, средне- и долгосрочные периоды;
2) осуществление поиска потребителей основных видов услуг предприятия, выявление основных причин отказа от заключения договоров: качество, ассортимент, цена, порядок и форма оплаты, степень выполнения договорных обязательств предприятием, уровень обслуживания потребителей при продаже туристских услуг и др.
3) качество и своевременность выполнения работ в сфере разработки предложений по планированию и/или совершенствованию ассортимента, рекламы, включая выставочную деятельность и формирование имиджа предприятия, паблик рилейшнз и программ по стимулированию сбыта в соответствии с утвержденными планами работ.
3.5. Система оплаты труда сотрудников Службы Маркетинга
Базовый оклад (тариф) - постоянная составляющая заработной платы сотрудника, размер которой определяется штатным расписанием.
Базовый оклад следует установить в размере 20-40% от средней заработной платы сотрудника, которую он имел до введения новой системы оплаты труда.
Персональная надбавка - денежное вознаграждение, устанавливаемое каждому сотруднику по представлению руководителя службы маркетинга в рамках утвержденного общего фонда на персональные надбавки всем сотрудникам службы.8
Размер персональной надбавки может составлять 50-60% от базового оклада.
Заключение
В заключение данной курсовой работы можно сказать, что в сфере туризма предпринимательство имеет немаловажное положение и оказывает влияние на такие отрасли экономики, как транспорт и связь, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство, строительство, и другие. Предпринимательство является своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
Если реализация предпринимательской идеи достигнута, то результатее деятельности можно считать успешным. Предпринимательский успех изначально связан с идеей самоутверждения или с желанием внести что-то свое в ход событий.
Развитие предпринимательской деятельности в туризме в настоящее время можно охарактеризовать ростом туристских потоков.
Так мною был проведен анализ системы предпринимательской деятельности турагентства«Семь Звезд» ИП Жилив А.Г
Подводя итоги работы, можно сказать о том, что этот вид деятельности данной турфирмы нуждается в дальнейшей разработке и совершенствовании, т.к. именно от успешности в предпринимательской деятельности зависит прибыльность туристского агентства и получение большего дохода, что является основой деятельности любого коммерческого предприятия, каким и является турфирма «Семь Звезд» ИП Жилив А.Г.
Таким образом, в рамках поставленной цели данной работы решены следующие задачи:
– раскрыта сущность основных понятий, определений и терминов относительно цели исследования;
– проведен анализ ведения предпринимательской деятельности в туристском агентстве;
– выявлены основные направления по повышению эффективности предпринимательской деятельности туристского агентства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бусыгин А.В. Предпринимательство.– М.: ИНФРА-М, 2014. – С. 35.
2.Бутова Т.В. Предпринимательство. Пособие для подготовки к экзаменам. –М.: ЮРКНИГА, 2015. – С. 67.
3. Власова Т.И. Предпринимательская деятельность в сфере услуг: учебное пособие / Т.И. Власова, А.Б. Крутик, В.А. Михайленко. – Спб-Астерион, 2015. – С. 24.
4. Гостиничный и туристический бизнес/под ред. А.Д. Чудновского. – М.: ЭКМОС, 1998. – С. 87.
5. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности. – М., 2015. – С. 54.
6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Новое издание. – М., Нолидж, 2016. – С. 102.
7. Гуляев В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности. – М.: Приор, 2014. – С. 14.
8. Дремина Г.С. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Омега, 2013. – С. 15.
9. Егорова Т.М. Управление и организация в сфере услуг.2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – С. 31.
10. Жулевич Е.В. Организация туризма. – М.: Дело, 2013. – С. 24.
11. Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 (ред. от 30.11.1994) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[Электронный ресурс]: СПС «Консультант-Плюс».
12. Зорина Г.И., Е.Н.Ильина, Е.В.Мошняга. Основы туристской деятельности – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 11.
13. Костюкова О.И. Основы туризма. – М.: «Ось-89», 2009. – С. 23.
14. Крутик А.Б. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.176.
15. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник –М.: ИНФРА-М, 2014. – С. 90.
16. Чеботарь М.Ю. Туристический бизнес. – М.: «Мир деловой книги»,2012. – С. 109.
1Бусыгин А.В. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2014. – С. 35.
2Бутова Т.В. Предпринимательство. Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: ЮРКНИГА, 2015. – С. 67.
3Власова Т.И. Предпринимательская деятельность в сфере услуг: учебное пособие / Т.И. Власова, А.Б. Крутик, В.А. Михайленко. – Спб-Астерион, 2015. – С. 205
4 Гостиничный и туристический бизнес/под ред. А.Д. Чудновского. – М.: ЭКМОС, 1998. – С. 87.
5Гуляев В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности. – М.: Приор, 2014. – С. 346.
6Крутик А.Б. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.176.
7Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2014. – С. 90.
8Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 (ред. от 30.11.1994) «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант-Плюс».