СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО ТУРИЗМА

Коровушкина А.А. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших секторов мировой экономики. Она составляет достаточно огромное количество дохода как для предприятия, так и в целом для страны.Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. Развитие туризма помогает глобализации и развитие партнерских деловых отношений в бизнесе и во многих других отраслях. Однако, в связи с нестабильной ситуацией пандемии, индустрия несет огромные убытки, что приводит к уничтожению малого бизнеса в туризме и разнообразия.

Цель работы: проанализировать и выяснить, что влияет на мировой туризм в целом и что может помочь поддержать состояния мирового туризма до закрытия пандемии на данный момент; выявить, как на данном этапе индустрию туризма поддерживают разные государства.

Актуальность данной работы является тем, что мировой туризм имеет огромное влияние на экономику стран, а также на экономическую составляющую отдельных организаций. Решение проблемы состояния мирового туризма на данный момент поможет избежать экономический кризис, как в России, так и в других странах.

Одними из главных задач данной работы будут являться:

Изучение структуры мирового туризма и что в него входит.

Проанализировать, как мировой туризм влияет на экономическую составляющую стран и туристские организации.

Выявить пути решения, которые будут способствовать развития туризма на период карантина и пандемии.

Объектом является мировой туризм. На данный момент международный туризм оказывает влияние, как на политические, так и на экономические связи в мировом сообществе. Туризм способствует изменению национальной экономики. Это также актуально для развития международного туризма и в России. Из-за влияния карантина, который распространился на весь мир, многие туристские компании несут огромный убыток, что привод туризм, как огромную индустрию, нести потери в развитии. Курортные и последующие сезоны после открытии пандемии были утеряны, что послужило дополнительными затратами стран. Мировой туризм стал запрещен в связи с ограничениями и рекомендациями на выход за пределы дома или страны. Многие эксперты уверены, что тенденцией на период пандемии станет внутренний туризм, однако и его реализация будет достаточно проблематична, что приведет к большой потере заработка в туризме. Несмотря на постепенное восстановление некоторыми странами авиасообщения с другими государствами, почти везде введены посткоронавирусные меры в области туризма, предусматривающие обязательное прохождение пребывающими путешественниками 14-дневного карантина. 

Однако туризм еще и социокультурное явление, сфера культуры и человеческой деятельности. В области социальных отношений туризм может претендовать на некий структурообразующий уровень в связи с тем, что каждый 20-й человек в мире, так или иначе, связан с индустрией туризма. Во многих странах мира именно за счет туризма образуются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т. д.

Глава 1. Теоретические основы мирового, международного туризма

«Туризм»: понятие, критерии

Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровитель­ных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Термин «туризм» с давних времен используется во многих язы­ках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII—XVIII столетии молодые дворяне. В XIX столетии такие поездки стали популярны и среди других слоев на­селения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими куль­турами.

На протяжении столетий основное назначение туризма — знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.

Основными критериями туризма являются следующие:

1.  Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновиднос­тью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, нахо­дящихся за пределами их постоянного места жительства.

2.  Перемещение людей в достаточно короткие про­межутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—3 дня), далее следуют небольшие туристские   поездки   (6—7   дней),   меньшую   долю   занимают 8—12-дневные поездки.

3.  Пребывание в другом месте, при этом место пре­бывания не должно быть местом постоянного или дли­тельного проживания. Оно не должно быть связано с трудо­вой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельнос­тью, отличается от поведения туриста и не может классифициро­ваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или плани­рующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

4.  Выезд людей с места своего постоянного прожи­вания в иную местность, страну в целях туризма. Пе­ремещения в пределах местности постоянного проживания (на­пример, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму. По статистике внутреннего туризма, ограничены кате­гории населения, которые следуют ежедневно на работу на опре­деленные временные промежутки и расстояния. Так, для неболь­шого города это 20—30 минут при расстоянии в несколько кило­метров, для крупного города — поездки на работу продолжитель­ностью до трех часов на расстояние 50—100 км. Учитывается и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а так­же отличия и особенности местностей и административных терри­торий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км считает­ся дальним путешествием. В то же время, в крупных городах это расстояние находится в пределах городской черты.

5.  Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в ка­кую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществле­ния деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.1

Классификация современного туризма

Современный туризм классифицируется:

по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровитель­ный; само-деятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;

по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешан­ный;

по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

по возрасту: зрелый; молодёжный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;

по географии: межконтинентальный; международный (межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;

по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических ви­дов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздуш­ный шар, дельтаплан).

Всемирная Туристская Организация предложила следующую градацию туристов по возрастному признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодёжь (15-24 года), экономически активные молодые туристы (25-44 года), экономически активные туристы среднего возраста (45-64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет).

В практике работы предприятий туристской индустрии для целей статистики применяют следующие возрастные категории:

0-2 года — инфант (грудной ребёнок)

3-12 лет – ребёнок

14-18 лет – школьник

18-25 лет — молодёжь (студенты)

26-45 лет – взрослые

46-65 лет — взрослые.

65 лет и старше — пенсионеры (третий возраст).

По продолжительности путешествий выделяют следующие виды туризма:

краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней);

среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней);

долгосрочный (туры на срок от 15 дней до 30 дней).

 Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занима­ют при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объёма дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия.

К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов, и другие. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.

Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.

Продавцы услуг обеспечивают их основной объём (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).

Основными посредниками являются регулярные и чартер­ные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.

По источникам финансирования туризм можно подразделить на коммерческий и социальный.

 Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, является основным источником для развития производства услуг. Стремясь максимизировать прибыль, туристские фирмы постоянно ищут наиболее оптимальное сочетание между величиной издержек и конечной ценой турпродукта. Предоставляемые ими туристские услуги ориентированы в основном на клиентов со средним и высоким уровнем дохода.

 Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для туризма определённых категорий граждан. Субсидии выделяются как из государственных» так, и из негосударственных фондов, а также от благотворительных организаций. В Манильской декларации указывается, что «социальный туризм — это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан».
Концепция социального туризма базируется на 3 основных принципах: .
1. Обеспечение отдыхом каждого члена общества путем вовлечения в среду туризма людей с низким уровнем дохода.
2. Субсидирование туристских поездок малоимущих граждан.
3. Участие государственных, муниципальных и общественных структур в развитии туризма.
Данная концепция реализована на практике в Швейцарии, Германии и Франции с использованием отпускных чеков. Данный вид туризма реализуется через фонды социального страхования и является, прежде всего, лечебно-оздоровительным туризмом.

Виды туризма с использованием нетрадиционных источников финансирования:

Религиозный туризм

Деловой туризм

Конгрессно-выставочный туризм

Инсентив-туризм

Лечебно-оздоровительный туризм

Экологический туризм

Событийный туризм

Горнолыжный туризм

Экстремальный туризм

Круизный туризм.

Национальные туристские администрации (НТА) – специализированные правительственные организации (министерства) развитых стран, которые успешно:

формируют и разрабатывают туристский продукт;

продвигают туристский продукт на туристский рынок;

решают многие локальные задачи;

разрабатывают маркетинг;

изучают потенциальную аудиторию (незанятый сегмент рынка).

Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий  с целью выявления туристского потенциала и рационального туристского обустройства, подготовки на этой основе программ развития туристского бизнеса, проектов инфраструктуры туристских центров и курортных регионов,  в обучение и переподготовку кадров, в информационное обеспечение и рекламу. Средства должны быть как государственными, так и привлечёнными. Кроме того, государство должно не только поддерживать туризм финансовыми ресурсами, но и проводить в жизнь передовое туристское законодательство.

Нагрузку на экологию городов и территорий всё более и более обуславливает   транспорт, составляющий сегодня основу туризма. Именно посредством транспорта на территории заводятся туристические потоки, и именно от транспорта в большинстве случаев зависит давление антропогенной нагрузки. Кроме того, сам по себе транспорт является мощным источником техногенной нагрузки, в несколько раз превышая по совокупности вредного воздействия промышленные источники загрязнения окружающей среды.

Это особенно проявляется в курортных городах и особо охраняемых заповедных территориях.  Именно здесь транспортная составляющая туристского обустройства территории начинает играть доминирующую роль в обеспечении устойчивого развития природного, экологического и градоэкологического комплекса. Туристский потенциал можно сохранить только в том случае, если во главу угла будет поставлена экосистема, а технологии транспортных коммуникаций   будут экологичны.2

Теперь рассмотрим Мировой туризм(международный) и что он в себя включает.

Мировой туризм(международный): понятие, классификация

Мировой туризм— это сложная система, подразумевающий самые разные виды услуг и самые разные потребности потребителей. Рекреационный и спортивный туризм, религиозный и познавательный - распространены по всему миру. Современный мировой туризм включает в себя множество понятий. Чтобы составить представление об основных его аспектах, рассмотрим основные категории.

В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причём внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.

Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. За последние три десятилетия число туристов в мире увеличилось почти в 4 раза, а доходы от туризма — более чем в 25 раз. Туризм является высокодоходной отраслью и входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и с автомобилестроением, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6%, соответственно.

Международный туризм — существенная составляющая инновационного развития любой страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль экономики, источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости. Индустрия туризма (включая внут­ренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в мире — 297 млн.3

Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.  До настоящего времени индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. По прогнозам Всемирной Туристской Организации, к 2010 г. количество международных туристских поездок составило 937 млн, а доходы от туризма достигли 1,1 трлн. долларов, при общем обороте мировой туриндустрии более 8 трлн. долларов.

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% — на Азию, Африку и Австралию, вместе взятые.4

Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специали­зирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтро­пиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и другие. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объёма экспорта (это, в основном, развивающиеся государства со слаборазвитой эконо­микой). Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

Индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. В ней остро проявляется необходимость государственной финансовой поддержки. В обмен на финансовые вложения в туризм страна имеет:

быстрый возврат средств (4 — 8 лет),

увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат,

увеличение занятости населения,

увеличение поступления валюты.

Под поступлениями от международного туризма понимается пла­та за товары и услуги, произведённая иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от допол­нительной занятости и оплаты международного транспорта. Помимо расходов на проезд в страну и обратно, иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов,на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%. Расходы американских туристов за рубежом обычно выше, чем расходы туристов из других стран.

Одной из главных особенностей развития туризма является неравномерное распределение туристских потоков в разных регионах и странах мира. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движение имеет в основном интрарегиональный характер.

Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления всё большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения.

Международное туристское право

Интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления норм регулирования туристской деятельности. В настоящее время с развитием массового туризма сформировалась особая отрасль – туристское право. Международный туризм регулируется многими Конвенциями, международными договорами и соглашениями.

Прежде всего, было достигнуто соглашение об обеспечении основных прав на отдых и свободное время, которые являются фундаментом развития туризма.

Всеобщая Декларация прав человека, принятая генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в статье 24 гласит, что «каждый человек имеет право на отдых и свободное время, включая разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемые ежегодные отпуска». В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила и расширила этот тезис. Государства, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязались обеспечивать право каждого человека «на отдых, свободное время, разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также оплату за праздничные дни». Эти положения придали импульс развитию туризма.

Одним из главнейших направлений формирования международного туристского права было, прежде всего, достижение о терминологии и определениях. В 1976г. впервые ООН был опубликован перечень определений туристской терминологии, где даны практически все важнейшие термины, предназначенные для унификации правил туристской статистики Provisional Guidelines on International Tourism ,UNCTAD .

При ООН создана Всемирная Туристская Организация – ВТО, целью которой является выработка норм и правил, облегчающих туристский обмен в международном сообществе. Согласно п.1 ст.3 Устава, основной целью ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии». Официальными языками ВТО являются: английский, арабский, испанский, русский и французский.

 Все члены ВТО подразделены на 3 группы:

действительные члены (суверенные государства)

ассоциированные члены

присоединившиеся члены.

Присоединившимися членами ВТО могут быть любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере туризма и путешествий, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.)

Туризм зарекомендовал себя в качестве мощного инструмента искоренения нищеты. Он стал экономической основой для многих наименее развитых стран мира, обеспечив им возможность развития и создания рабочих мест. Совместная программа ВТО/ UNCTAD под названием «Устойчивый туризм — залог искоренения нищеты (STEP)» направлен на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран.

ВТО охватывает всю индустрию туризма с помощью своего сайта в Интернете, а также имеет свой информационный стенд на крупнейших международных туристских выставках, включая следующие:

FITUR, Мадрид (Испания)

ITB, Берлин (Германия)

MITT, Москва (Российская Федерация)

WTM, Лондон (Великобритания)

В 1985г. на 6-й сессии Генеральной Ассамблеи ВТО была принята «Хартия Туризма» и «Кодекс туриста». Разработаны общие понятия и терминология туризма, принципы статистики, нормы и рекомендации для формирования национального законодательства, системы преференций для туристов, создание системы туристского образования. Определяются общие права и обязанности туристов и организаторов туризма. Значительная часть нормативных материалов издаётся ВТО на основных ведущих языках (английском, немецком, французском, испанском, китайском и русском)5

Международный туризм в России

В России международный туризм представлен такими видами, как деловой, культурный, этнический, познавательный, лечебный и оздоровительный, спортивный, круизный, экологический, рыболовный и охотничий. Стали доступными для туристов такие районы, как Дальний Восток, Урал, Сахалин, Курильские острова, Север России, а также Нижний Новгород, Самара и другие территории. Регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для России видам туризма, созданы профессиональные образовательные стандарты, идет работа по формированиюположительного имиджа страны как туристского направления.

Степень развития международного туризма зависит от воздействия многочисленных экономических и социальных факторов, а именно роста доходов населения, совершенствования туристских формальностей (сложность оформления заграничных паспортов, виз, таможенные правила, валютный контроль, обмен валюты, санитарные правила, вопросы въезда-выезда, пребывания и передвижения), повышения уровня транспортного обслуживания, увеличения продолжительности отпусков, развития межгосударственного взаимодействия и прочего6

Годом ранее туризм имел огромную силу как в экономическом плане, так и в других отраслях. Но из-за данных условий жизни во всём мире, туризм более не развивается так хорошо и несет огромнуюприбыль, что сказывается не только на состоянии отдельных отраслей предприятия, но и в целом на экономическую составляющую страны.

 

Глава 2. Анализ современного состояния мирового туризма

2.1. Основные тенденции и направления развития туризма в мире

Происходящие глобальные процессы и изменения условий жизнедеятельности общества в целом, прямо или косвенно влияющие на систему туризма (на которые не может повлиять туристская деятельность), являются внешними или экзогенными факторами. К ним относятся природно-климатические, культурно-исторические, социально-экономические, демографические, политико-правовые, научно-технические, экологические, географические и этнические факторы.

Помимо внешних факторов, воздействующих на развитие туризма, существуют явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в сфере туризма — эндогенные факторы. К ним относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, их оборудованием и оснащением, внедрением коммуникационных систем; факторы, связанные со спросом и предложением туристских услуг, а также технологические и институциональные факторы.

Главным внешним фактором, влияющим на туризм, является глобализация, которая сопровождается концентрацией доли рынка в руках крупных компаний. Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других компаний.

Глобализация и локализация в туризме

 Глобализация создает принципиально новые условия сосуществования и взаимодействия стран и регионов всего мира, вовлекая их в массовый обмен потоками информации, знаний, технологий, финансов, товаров, услуг, человеческих ресурсов.

Наряду с тенденциями глобализации, размывающими границы национального, трансформирующими культурную идентичность, нивелирующими своеобразие этнокультур, ведущими к унификации норм и стандартов в туризме, в мире действуют встречные тенденции локальной глобализации — синтез глобальных интересов и локальной самобытности с целью интеграции в общемировые процессы. Этому явлению известный социолог Роланд Робертсон дал название «глокализация».

В процессе глокализации сочетаются характерные региональные и местные черты и особенности при разработке турпродукта, адаптированного для принятия на глобальном рынке, развивается маркетинговый принцип «Мысли глобально и действуй локально».

В основе глобализации, помимо экономических вопросов, лежат проблемы экологии и безопасности, а действующими лицами, этого процесса, наряду с государственными структурами и частным бизнесом, являются общественные и социальные институты, учреждения культуры, которые сотрудничают и взаимодействуют в области кооперации социумов, культур, индивидов для активного и эффективного развития местного сообщества.

Устойчивый туризм

С тех пор как человечество озаботилось устойчивым развитием, приоритетом туристской деятельности является устойчивое развитие.

Вслед за принятием конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) программного документа о концепции устойчивого развития — «Повестка дня на XXI век» («Agenda 21»), Всемирная туристская организация, Всемирный совет по путешествиям и туризму и Совет Земли (Earth Council) разработали в 1995 г. документ «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма».

Согласно этому документу «устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма — это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому развитию».

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановый опыт туристов, повышая их осведомленность об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них».

Ответственный туризм

Включает элементы социального, экологического и других видов туризма, он сосредоточен на индивиде, воспитанном на ценностях сознательности и ответственности. Его философия заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, чтобы народы мира консолидировались на основе национальной самобытности и знакомства с бытом местных жителей, их нравами и обычаями; в поощрении позитивного и справедливого взаимодействия между туристской отраслью, местными общинами и посетителями. Такие поездки, осуществляются в соответствии с принципами социальной и экономической справедливости и при полном уважении к окружающей среде и культуре местного сообщества. Ответственный туризм признает главенствующую роль принимающей местной общины и ее право быть участником процесса устойчивого развития туризма на собственной территории.

Важную роль в создании условий развития ответственного туризма играет доступность путешествий для всех категорий и слоев населения. Человек с его потребностями должен быть в центре туристской системы, которая, учитывая его индивидуальные особенности, определяемые физическим состоянием, здоровьем и возрастом, формирует доступное туристское предложение по получению качественных услуг.

Доступный туризм

Один из самых динамично развивающихся сегментов туристского рыка. Доступность обеспечивается участием всей индустрии туризма на национальном и местном уровнях, начиная с транспортной системы, средств размещения, предприятий общественного питания, объектов культуры, и заканчивая созданием условий для людей с ограниченными физическими возможностями.

Доступный туризм предполагает наличие такого набора услуг и удобств, которые позволят людям с особыми потребностями, к которым в первую очередь относятся люди с ограниченными физическими возможностями и диетическими ограничениями, пользоваться возможностями осуществления туристской практики без препятствий и трудностей. Его трудно назвать массовым, однако спрос на доступный туризм растет во всем мире, и зарождается в России. В настоящее время 7% всех туристских поездок в мире совершают люди с особыми потребностями, чаще всего в компании членов семьи или друзей.7

2.2. Факторы, влияющие на развитие туристских отраслей

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

внешние (экзогенные);

внутренние (эндогенные).

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма.

Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан. От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма.

Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.

Под влиянием экономических и социальных факторов в последние десятилетия XX в. В западноевропейских странах изменилась парадигма общественного сознания: духовные ценности одерживают верх над материальными. Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ.

Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры, семейного положения и состава семей.

Статистические данные свидетельствуют, что туристские потоки из стран, имеющих повышенную плотность населения, интенсивнее, чем из стран с меньшей плотностью населения. Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.

К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок.

Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.

Туристская активность существенно зависит от политической обстановки. Стабильное политическое положение способствует развитию туризма и, наоборот, напряженная обстановка обусловливает низкие темпы его роста и даже свертывание.Серьезную угрозу туризму представляет терроризм и экстремизм.

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.

 Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

Непропорциональное развитие туризма может подрывать саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т.д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).

Сезонность — это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль—август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь—декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

Особенности сезонности спроса в туризме состоят в следующем: она значительно различается по видам туризма. Так, познавательный туризм характеризуется менее значительными сезонными колебаниями, чем рекреационный

Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми

На сезонность спроса влияют также факторы психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето — самое благоприятное время для проведения отпусков.

На текущий момент самый большой и значимый внешний фактор, который влияет на развитие туризма является пандемия.

По данным Всемирной туристической организации (ЮНВТО), базирующейся в Мадриде, количество международных туристических поездок в первой половине 2020 года упало на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как сообщает Reuters со ссылкой на ЮНВТО, в период с января по июнь этого года мировые туристические компании в общей сложности лишились 440 миллионов клиентов, что привело к потере 460 миллиардов долларов доходов в денежном исчислении. Резкое и внезапное падение количества клиентов поставило под угрозу существование миллионов рабочих мест и предприятий. В Европе в первой половине 2020 года количество туристов сократилось на 66%, в США на 55%, в Африке и на Ближнем Востоке по 57%. Азиатско-Тихоокеанский регион, первый регион, который почувствовал влияние COVID-19 на туризм, пострадал больше всего: за шесть месяцев количество путешественников сократилось на 72 процентов.

В последние недели все больше направлений снова стали открываться для иностранных туристов. ЮНВТО сообщает, что по состоянию на начало сентября в 53% пунктов назначения были отменены ограничения на поездки. Тем не менее, многие правительства по-прежнему проявляют осторожность в открытии границ. По прогнозам экспертов, эта отрасль может восстановиться в прежнем объеме не ранее 2024 года.8

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

1.Процессы спроса, предложения и распространения

2.Возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.);

3.Возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);

4.Возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

5.Возрастание роли кадров в туризме;

6.Возрастание роли частного туристского бизнеса9

2.3. Влияние международных организации на туризм

Виды международных туристских организаций и их характеристика.

В настоящее время существует более 200 международных туристских организаций различного уровня и профиля. Это ассоциации и группы ассоциаций, союзы и объединения, федерации и комитеты, комиссии и советы, центры и институты, а также сети.

Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы:

мировые общего характера;

мировые отраслевого характера;

региональные общего характера;

региональные отраслевого характера;

специализированные;

особые.

К мировым туристским организациям общего характера относятся:

Всемирная туристская организация (ЮНВТО),

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC), Международный туристский альянс (АИТ) и другие.

В области туристского бизнеса и предпринимательства действуют такие мировые международные организации, как Всемирная федерация туристских агентств (ВАТА).

Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и другие подобные организации.

К мировым туристским организациям отраслевого характера относятся: Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (ИПСА), Международная гостиничная ассоциация (МГА) и многие другие.

К региональным туристским организациям общего характера относятся: Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА), Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА) и многие другие организации.

К региональным туристским организациям отраслевого характера относятся: Азиатско-Австралазийская гостиничная и ресторанная ассоциация (ААХРА), Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА), Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА) и многие другие организации.

В группу специализированных международных туристских организаций входят организации по различным видам туризма: культурному, социальному, молодежному, деловому, конгрессному и др.

В группу особых организаций туристской сферы разного профиля, выполняющих специфические функции, входят организации: отвечающие за сотрудничество в области туристской информации; регулирующие профессиональное туристское образование; управляющие научными исследованиями в туристской сфере; содействующие развитию международного туризма и др. Эта группа включает Международную федерацию журналистов, пишущих о туризме (ФИЖЕТ), Международную ассоциацию по документации и информации в области культуры и туризма (АДИКТ), Всемирную ассоциацию профессионального обучения в туризме (АМФОРТ)

Цели и задачи международных туристских организаций. Целями и задачами мировых международных туристских организаций общего характера являются: определение направлений развития мирового туризма в целом; решение общемировых экономических, социальных и гуманитарных проблем, связанных с ростом и развитием туризма; практическое содействие странам — членам своих организаций в продвижении и развитии национального туризма этих государств. Среди целей и задач этих организаций и такие важные вопросы, непосредственно связанные с туризмом и туристской деятельностью, как стимулирование экономического развития стран — участников, защита окружающей среды, сохранение культурного и природного наследия, содействие миру, взаимопониманию, уважению и толерантности между народами.

Некоторые организации являются межправительственными, что позволяет решать задачи туристского развития на уровне государственных министерств и ведомств, находить отражение международных инициатив в государственной политике стран.

Ведущей международной туристской организацией общего характера является Всемирная туристская организация системы ООН (ЮНВТО, англ. UNWTO). Она была создана при участии Организации Объединенных Наций (ООН) на основе Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в 1975 г. В 2003 г. Всемирная туристская организация получила статус специализированного учреждения ООН.

ЮНВТО — единственная межправительственная организация международного уровня в сфере туризма. В ее составе 156 государств и территорий, являющихся постоянными членами, 6 ассоциированных членов и свыше 400 присоединившихся членов, среди которых: национальные правительственные организации; туристские ассоциации; частные компании, в том числе авиакомпании, туроператоры, гостиничные и ресторанные ассоциации; учебные заведения туристского профиля. Штаб-квартира ЮНВТО находится в Мадриде (Испания).

Основная цель Всемирной туристской организации заключается в содействии развитию туризма как важнейшей формы диалога культур в глобализирующемся мире, эффективного средства содействия миру и взаимопониманию между народами, здоровью и процветанию, экономическому росту, уважению и соблюдению прав и свобод человека.

Первоочередные задачи ЮНВТО следующие:

развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;

окружающая среда и планирование, т.е. планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды;

качество туристского развития, т.е. повышение качества туристского обслуживания и обеспечение безопасности туристских услуг;

статистика и маркетинговые исследования, т.е. изучение туристского рынка; сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;

коммуникация и документация, т.е. обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.

Задача сотрудничества во имя развития предполагает стимулирование туризма в целях социально-экономического развития стран и регионов, создания рабочих мест, формирования инфраструктуры, получения доходов от туристской деятельности, искоренения нищеты и ликвидации неграмотности. Реализация этой задачи особенно важна для развивающихся стран и регионов. Приоритетной задачей ЮНВТО сегодня является продвижение ответственного, устойчивого и универсально доступного туризма в соответствии с Хартией туризма и кодексом туриста, и Глобальным этическим кодексом туризма.

Задача развития гуманитарных ресурсов связана с необходимостью выработки и распространения единых международных стандартов качества туристского образования с учетом национальной специфики туризма.

Перед мировыми международными туристскими организациями отраслевого характера стоят цели и задачи, связанные с определением тенденций и путей развития своей отрасли в сфере туризма, координацией сотрудничества предприятий отрасли с предприятиями и организациями других секторов туристской индустрии, разработкой единых отраслевых норм и стандартов качества услуг, решением проблем развития своей отрасли.10

2.4. Проблемы современного состояния мирового туризма

Мировые тенденции приносят новые и часто невидимые вызовы, угрозы и возможности, воздействующие как на экономику в целом, так и на отдельные ее сектора. Структура экономики будет существенно меняться в ближайшее десятилетие. Рассмотрим каждую тенденцию более подробно.

1. В связи с ростом дохода населения развивающихся стран, а также со старением населения появляются новые группы потребителей. Изменение демографии окажет значительное влияние на спрос потребителей в ближайшие годы. В частности, такие тенденции, как продолжающийся рост числа среднего класса и старение населения означает, что потребители услуг, как правило, будут богаче и старше. Действительно, средний класс и люди старшего возраста станут ключевым фактором роста индустрии, и их поведение в путешествиях может привести к значительным сдвигам на туристическом рынке. Следовательно, должен увеличиться диапазон товаров и услуг, ориентированный на данную группу потребителей. Инфраструктуру и вспомогательные услуги необходимо будет адаптировать с учетом возросшего спроса и изменений потребностей и предпочтений посетителей. Например, доступность (физический доступ и предоставление информации), вероятно, будет предметом особой значимости для пожилых туристов.

2. Смещение внимания экономики в сторону ресурсоэффективности. В настоящее время проблема сохранности и возобновляемости ресурсов является одной из самых актуальных. Стремление сохранить и эффективно использовать имеющиеся ресурсы также влияет на развитие индустрии туризма. К ресурсоэффективности в туризме и гостеприимстве можно отнести использование инновационных технологий, таких, например, как умный дом, который позволяет использовать более экологичные материалы и технологии энергосбережения, ориентация на использование альтернативной энергии (например, солнечные батареи), а также использование переработанных материалов.

3. Развитие цифровой экономики позволит создавать новые туристические рынки и бизнес-модели.

Населению трудоспособного возраста в будущем скорее всего не удастся легко накапливать состояние. Эти изменения также могут привести к тенденции более коротких поездок и увеличению популярности более дешевых вариантов перемещения (например, лоукостеры) и размещения (хостелы). Все эти вопросы должны учитываться при оценке предпочтений новых поколений путешественников в ближайшие десятилетия.

Индустрия туризма активно подхватывает тенденции на информатизацию пространства: появляется все больше технологий, позволяющих туристу самостоятельно выбирать билеты, гостиницу, апартаменты. Ни один отель сегодня не может обойтись без применения систем автоматизации. Некоторые отели уже применяют электронных консьержей. Использование же смартфонов - одна из самых популярных инноваций. Эти технологии помогают также персонифицировать услуги гостиниц.

В связи с инновационностью и динамичностью развития индустрии туризма должны быть также разработаны новые методики и системы управления с учетом снижения и смягчения возможных негативных последствий.

4. Увеличение количества транспортных инноваций, доступной инфраструктуры влияет на рост мобильности пассажиров.

В связи с проблемой старения мирового населения самым острым вопросом будет транспортный (предоставление возможности туристу максимально комфортного перемещения, решение вопроса доставки туриста в аэропорт или на железнодорожный вокзал и т. д.). Туристская инфраструктура, виды транспорта, предоставление информации должны быть тщательно продуманы и протестированы в связи с ростом количества клиентов с уменьшенной подвижностью и ограниченными коммуникационными возможностями для того, чтобы помочь туристам уверенно ориентироваться в процессе путешествия. Принятие такого подхода может расширить потенциальные туристические рынки для людей с особыми потребностями, а также повысить комфорт для путешественников без нарушения мобильности.

Туризм является деятельностью человека, которая зависит от природных ресурсов, одновременно способствуя их истощению, в связи с этим он может сыграть ключевую роль в переходе к ресурсосберегающей экономике.11

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки развитие туристического бизнеса оказалось под серьезной угрозой.
По оценкам экспертов, только в первые месяцы пандемии спрос по всем выездным направлениям сократился на 20-25%, а после закрытия границ многими государствами – упал практически до нуля.
Негативные последствия от вынужденного простоя из-за пандемии ощутили на себе все представители туриндустрии, но тенденция к постепенному снижению в России уровня заболеваемости новой коронавирусной инфекцией дает надежду на то, что уже скоро ограничительные меры будут сняты, и туристическая отрасль сможет приступить к активному восстановлению своей деятельности.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что мировой туризм переживает не самые лучшие времена. Многие организации, в связи с пандемией несут огромные потери и убытки. Малые бизнесы закрываются, не имея возможности разрастись как следует, что приводит всю индустрию туризма, в том числе и государство нести потери. Данная проблема всецело зависит от организаций медицинской помощи и не будет иметь решения, пока люди не смогут излечиться от COVID-19.

Глава 3. Пути решения и совершенствования мирового туризма

3.1. Пути решения и меры поддержки в России

Понимая, что турбизнес сам не сможет справиться с возникшими трудностями, государство решило ввести ряд мер поддержки – преимущественно для малого и среднего бизнеса, ИП. Полный перечень актуальных мер поддержки для предприятий туристской отрасли в середине мая сформировал и представил на своем сайте Ростуризм. В него включены как общие меры, предусмотренные для всех отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии, так и специальные. В частности, речь идет о (вот некоторые из них):

субсидиях для туроператоров на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками (на возмещение затрат, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, а также с организацией вывоза туристов из иностранных государств с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, выделено 3,5 млрд руб.);

взносе туроператоров в сфере выездного туризма в резервный фонд Ассоциации "Турпомощь" на 2020 год (размер такого взноса на 2020 год составит 1 руб.);

возврате средств при отмене и переносе мероприятий (касается отмены, замены или переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия);

продлении лицензий и разрешений, в том числе на розничную продажу алкоголя (продление действия срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года и действие которых продлевается на 12 месяцев);

беспроцентных кредитах на выплату зарплат (кредиты предоставляются по ставке 0% первые 6 месяцев и 4% – в последующие полгода);

грантах на зарплату, неотложные нужды, коммунальные платежи (до конца июня субъектам МСП, осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях, будет выплачиваться один МРОТ (12 130 руб.) на каждого занятого в организации при условии сохранения занятости на уровне не менее 90% от численности на 1 апреля 2020 года);12

3.2 Меры по развития туризма в России

Комплекс мер по развитию туристической отрасли после пандемии COVID-19 предложили и общественники, разработав и опубликовав на портале Российских общественных инициатив программу13 развития отрасли с конкретными предложениями по следующим направлениям:

визовая политика (ключевой идеей здесь является отмена виз для граждан развитых стран и исключение "принципа взаимности", при этом составлен перечень государств, для граждан которых целесообразно отменить визы в одностороннем порядке, – например, Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Германия и т. д.);

гостиничный бизнес (предлагается повысить качество сервиса гостиничных услуг, усилить конкуренцию и максимально дерегулировать отрасль, а также ввести трехлетние налоговые каникулы для вновь открываемых предприятий гостиничного бизнеса со штатом менее 20 человек);

транспортная инфраструктура (авторы инициативы считают необходимым ввести режим "открытого неба" для всех региональных аэропортов с пассажиропотоком менее 5 млн человек в год, а впоследствии – для всех аэропортов страны, а также обеспечить транспортную доступность природных туристических объектов);

общественное питание (предполагается незамедлительно активировать механизм "регуляторной гильотины", дублирование меню на английском языке и предоставление персоналу возможности прохождения базовых курсов владения английским языком на безвозмездной основе).

Авторы общественной инициативы уверены, что указанные меры позволят увеличить вклад туристической отрасли в экономику России с 3% до 11% ВВП в течение пяти лет. "Доля России на международном рынке туризма в случае принятия данной программы вырастет с менее чем 1% до 3%", – подчеркивается в тексте инициативы. 14

3.3. Пути решения проблем мирового туризма в Европе

Несмотря на то, что границы временно закрыты, текущая работа представительства по туризму Греции (ГНТО) ориентирована как на туристов, так и на туристические бизнес, особенно на туроператоров и турагентов. ГНТО поддерживает связь через электронные платформы, которыми представительство располагало ранее, а также и те, что были созданы для этого случая, социальные сети visitgreece.ru в Facebook и Instagram и т.д.В ГНТО запросили предложения туроператоров по форме поддержки и новым идеям, которые можно реализовать в будущем.

В связи с невозможностью вести привычную деятельность офлайн, цифровая активность выросла на порядок.В Доминикане считают сложившуюся ситуацию лишь временной передышкой и используют ее для того, чтобы максимально подготовиться к возвращению постояльцев.

В офисе по туризму отмечают активацию социальных сетей, выросла вовлеченность подписчиков, они вдумчивее реагируют на ролики и информацию о стране, т.к. это единственно возможная замена путешествиям.

В Инстаграме Доминиканы можно найти ролики, обучающие танцевать меренге и бачату, готовить доминиканские блюда и делать национальную куклу Лимэ. Офис по туризму предлагает к просмотру доминиканские фильмы, знакомит потенциальных туристов с национальной музыкой и литературой.

Министерство туризма Доминиканы продолжает планирование совместных активностей с туроператорами, чтобы в нужный момент возобновить комфортную полетную программу. На начало лета запланировано проведение роуд-шоу по городам России.

Представительство по туризму Италии также активно работает в соцсетях. Подписчикам и потенциальным туристам предлагаются виртуальные экскурсии по малоизвестным городам Италии, посещение музеев и специальных экспозиций и т.д.

ENIT разработал приложение Italia VR-Virtual Reality для Google Play и App Store, скачав которое можно наслаждаться видами Италии, сидя на диване. Информация постоянно обновляется.

Карло Микаллеф, руководитель группы сегментного маркетинга Мальтийского управления по туризму (МТА), рассказывает, что сложившаяся ситуация позволила сосредоточиться на планировании и подумать о том, как продолжать вдохновлять путешественников по всему миру и оставаться вместе в эти трудные времена.

С самого начала в МТА решили приостановить все крупные рекламные и маркетинговые проекты.

Работа МТА в социальных сетях в основном ориентирована на туристов. МТА также находится на постоянной связи с ключевыми туристическими партнёрами, чтобы понять, как можно помочь им в коммуникациях с их клиентами и агентами в этот период.

МТА пришлось отменить все массовые мероприятия и ряд деловых личных встреч. В настоящее время МТА ведет активную работу по масштабному проект, который офис по туризму запускает на разных рынках, в том числе и в России. Это промо-кампания в социальных сетях, которая состоит из красочных фотографий Мальты и вдохновляющих, душевных посланий, которые, как рассчитывают в МТА, порадуют и подержат всех, кто скучает по Мальте.

Кампания ориентирована преимущественно на туристов, но представители турбизнеса смогут использовать материалы в работе с клиентами и партнерами.

Офисы Совета по туризму Сингапура (STB) по всему миру поддерживают тесный контакт с представителями туриндустрии.

STB сформировал Комиссию по вопросам восстановления туриндустрии, в которую вошли ключевые партнеры из частного и государственного сектора, с целью совместной разработки стратегий и планов по возрождению туризма в Сингапуре.

Кроме того, правительство стремится привлечь бизнес и общественность к усилиям в сфере поддержания высочайших стандартов чистоты и соблюдения строжайших санитарных норм. В рамках этих усилий STB была разработана специальная система сертификации туристических предприятий «SG Clean».15

Заключение

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что актуальность состояния мирового туризма будет оставаться всегда, и на период короновируса она имеет ещё большую значимость, потому как страны переживают тяжелые времена в экономических и политических сферах.

Подводя итоги работы, мы выяснили, что туризм является неотъемлемой частью экономики, и влияет на каждый сектор деятельности в стране, а также способствует глобализации. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру. Однако, мы также выяснили, что на данный момент такая тактика не может и не должна проводиться, потому как она будет нарушать запреты, предоставленные министерством здравоохранения в связи со сложившийся ситуацией.

Констатируем такие результаты проведенного исследования, как успешное изучение структуры мирового туризма и всё, что входит в его понятия. Были также рассмотрены и изучены все объекты влияния на мировой туризм и его основополагающие факторы.

К рассмотрению и изучению были представлены все пути решения по-современному состояния туризма как в странах Европы, так и в России, так как в развитии как мирового туризма, так и внутреннего туризма стран огромную роль играет пандемия короновируса. Негативные последствия от вынужденного простоя из-за пандемии ощутили на себе все представители туриндустрии. На данный момент, многие организации пытаются решить огромную проблему, связанную с дефицитом туристов в их странах. Этому способствует различные льготы от государств, которые стараются всячески поддержать, как уже давно устоявшиеся бизнес-компании, так и малый бизнес. Все страны пытаются поддерживают туризм различными способами, однако это не окупают его состояние в полной мере, как могло бы быть в условиях нормального проведение, что сказывается на предприятия малого бизнеса, которые вынуждены закрываться, это подрывает общую экономику страны, что приводит к повышению доллара и в последствии повышение цен на различные продукты.

Огромную роль в развитии мирового туризма так же сыграют инновационные технологии, которые будут повышать спрос и задавать модную тенденцию на мировой туризм. С их помощью будет повышаться конкуренция различных организаций, что будет способствовать разнообразию и увеличению туристских услуг.

Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности, в частности.

 

Список литературы:

Kukiani [электронный ресурс]URL: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=5&p=5&s=3

Worldtravel.name [электронный ресурс]// URL:https://worldtravel.name/travel-tips/mirovoi-turizm.htm

Международное туристское право: тенденции и развитие [электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-turistskoe-pravo-tendentsii-i-razvitie

Организация объединения наций [электронный ресурс]URL: https://www.un.org/ru/ga/40/docs/40res.shtml

Перспективы развития международного права в России в условиях геополитических трансформаций [электронный ресурс]//URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-v-rossii-v-usloviyah-geopoliticheskih-transformatsiy

Основные тенденции развития в мире туризма [электронный ресурс]/URL:https://turismbasics.ru/5-3-osnovnye-tendencii-i-napravlenija-razvitija-turizma-v-mire.html

Основы туризма [Электронный ресурс]. URL: https://turismbasics.ru/5-4-dejatelnost-mezhdunarodnyh-mezhpravitelstvennyh-i-nepravitelstvennyh-organizacij-obedinenij-v-sfere-turizma.html

Studyfiles [электронный ресурс]/URL:https://studfile.net/preview/1726329/page:5/

RG.RU[электронный ресурс]/URL: https://rg.ru/2020/09/15/mirovaia-otrasl-turizma-poteriala-v-2020-godu-65-procentov-klientov.html

Тенденции и проблемы развития мирового туризма [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-mirovogo-turizma

ГАРАНТ.РУ [электронный ресурс]/ URL: http://www.garant.ru/article/1376805/#ixzz6dJHoi9WZ

Ассоциация туроператоров [электронный ресурс]/ URL:https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/51312.html

rrbusiness.ru [электронный ресурс][URL: http://rrbusiness.ru/journal/article/643/].

Международный туризм [электронный ресурс]/URL:Международный туризм: состояние и перспективы развития

Приложение 1:

1Kukiani [Электронный ресурс]URL: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=5&p=5&s=3

2Worldtravel.name [электронный ресурс]// URL:https://worldtravel.name/travel-tips/mirovoi-turizm.htm

3Международное туристское право: тенденции и развитие [электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-turistskoe-pravo-tendentsii-i-razvitie

4 Смотреть в приложении

5 Организация объединения наций [электронный ресурс]URL: https://www.un.org/ru/ga/40/docs/40res.shtml

6 Перспективы развития международного права в России в условиях геополитических трансформаций [электронный ресурс]//URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-v-rossii-v-usloviyah-geopoliticheskih-transformatsiy

7 Основные тенденции развития в мире туризма [электронный ресурс]/URL:https://turismbasics.ru/5-3-osnovnye-tendencii-i-napravlenija-razvitija-turizma-v-mire.html

8RG.RU[электронный ресурс]/URL: https://rg.ru/2020/09/15/mirovaia-otrasl-turizma-poteriala-v-2020-godu-65-procentov-klientov.html

9Studyfiles [электронный ресурс]/URL:https://studfile.net/preview/1726329/page:5/

10 Основы туризма [электронный ресурс]/ URL: https://turismbasics.ru/5-4-dejatelnost-mezhdunarodnyh-mezhpravitelstvennyh-i-nepravitelstvennyh-organizacij-obedinenij-v-sfere-turizma.html

11 Тенденции и проблемы развития мирового туризма [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-mirovogo-turizma

12ГАРАНТ.РУ [электронный ресурс]/URLhttp://www.garant.ru/article/1376805/#ixzz6dJHoi9WZ

13ГАРАНТ.РУ [электронный ресурс]/URLhttp://www.garant.ru/article/1376805/#ixzz6dJHoi9WZ

14ГАРАНТ.РУ [электронный ресурс]/URLhttp://www.garant.ru/article/1376805/#ixzz6dJHoi9WZ

15 Ассоциация туроператоров [электронный ресурс]/ URL:https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/51312.html

Просмотров работы: 12774