Организация летних наблюдений школьников по зоологии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Организация летних наблюдений школьников по зоологии

Тажибаева Наргиза Фархадовна 1
1ШГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время большое внимание в процессе обучения школьников уделяется формированию навыков исследовательской работы и умению получать знания самостоятельно. Одной из форм работ, способствующих овладению учащимися исследовательскими навыками, являются самостоятельные летние наблюдения по зоологии. Организация летних зоологических наблюдений способствует закреплению теоретических знаний, полученных школьниками на уроках и совершенствованию практических умений. Кроме того, дети учатся самостоятельно проводить элементарные наблюдения и обрабатывать полученную информацию. Вышеизложенные положения определяют актуальность нашей работы.

Мы провели анализ литературы, отражающей педагогический опыт по использованию летних зоологических наблюдений в учебно-воспитательном процессе. Согласно мнению А. В. Савчук летние задания целесообразно предлагать учащимся после изучения раздела "Зоология". В процессе таких наблюдений школьники лучше узнают природу своего края, научатся оформлять свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации[6]. В своих работах Л. В. Соболева обращает внимание на основные цели работы по наблюдению за поведением животных в процессе летних наблюдений:

- отработка метода наблюдения и совершенствование умений обучающихся наблюдать;

- формирование представлений о поведении животных;

- получение и совершенствование практических навыков в описании,

интерпретации особенностей поведения животных[5].

Большой интерес представляют работы Б.Е. Райкова, в которых автор рассматривает особенности организации летних зоологических экскурсий и организацию наблюдений за животными организмами в процессе экскурсионной работы[4].

Обратим внимание на особенности подготовки учащихся к проведению летних зоологических наблюдений. В целях грамотного выполнения зоологических наблюдений, учащихся необходимо познакомить с методикой их проведения. Учащимся следует знать, что в процессе наблюдений не следует шуметь, чтобы не спугнуть животное. Наблюдения должны проводиться регулярно в течение определённого времени. Все результаты необходимо фиксировать на месте наблюдения, чтобы избежать ошибок и неточностей. Следует обратить внимание на общие принципы ведения записей наблюдений.

Необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией:

1) дата наблюдения (с указанием года);

2) время начала и время конца наблюдения;

3) место наблюдения;

4) условия наблюдения (температуру, ветер, облачность, осадки);

5) особенности поведения животного.

Записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко

можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать[6].

Учащихся следует познакомить с методами исследования животных Мы проанализировали методы наблюдения за беспозвоночными и позвоночными животными и обратили внимание на ряд методов, которые будут понятны и доступны школьникам.

Для изучения фауны членистоногих рекомендуется использовать различные методы отлова. Самый простой и распространенный способ поймать беспозвоночных-это ручная сборка. Школьникам рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксируется дата, погодные условия, перечисляются виды обнаруженных насекомых и описываются особенности их жизнедеятельности. Обязательно обращается внимание на влияние погодных условий на активность членистоногих. Доступный способ сбора насекомых – это энтомологическое кошение. Этот метод подходит для кратковременных наблюдений: определения разнообразия видов, степени доминирования, сравнения с другими подобными станциями и т. д.

При изучении позвоночных животных в природе используют метод прямого наблюдения и метод исследования животных по следам их жизнедеятельности. Прямые наблюдения школьники могут проводить в летний период за синантропными птицами, амфибиями, такими как остромордая лягушка, певчими птицами, обитающими в садах и парках[4].

Однако, непосредственные наблюдения не всегда возможны. Большое количество информации учащиеся могут узнать, исследуя следы жизнедеятельности животных. Тип животного можно определить по строению следов, остатков пищи, кусочков шерсти. В этой области нужно не только непосредственно наблюдать за животными, но и видеть все следы их деятельности.

Обобщив материал, собранный педагогами, учителями биологии, мы отобрали и систематизировали наблюдения за животными, которые могут быть рекомендованы школьникам в летний период для расширения их кругозора по биологии и развития практических навыков.

1. Наблюдение за развитием бабочки капустной белянки.

Ход наблюдения:

1. Отыщи на листьях капусты несколько гусениц капустной белянки. Поместите их  в стеклянную литровую банку и завяжите ее сверху марлей.

2. Кормите гусениц листьями капусты. Наблюдайте, как и часто ли они едят, фиксируйте количество съеденного корма.

3. Опишите внешний вид гусеницы и зарисуйте ее. Следите за изменениями, происходящими с гусеницей, фиксируйте их в дневнике наблюдений.

4. Дайте гусеницам вместо листьев капусты листья пастушьей сумки, сурепки или другого крестоцветного растения. Пронаблюдайте, будут ли гусеницы есть их.

5. Проследите, как гусеницы линяют, как они превращаются в куколок. Зарисуйте схему превращения.

6. Проследите, меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?

2.Наблюдения над божьими коровками.

Божьи коровки также являются доступным объектом для наблюдений учащихся [1].

Ход наблюдения:

1. Несколько божьих коровок поместите в стеклянную банку, которую с верху затяните марлей.

2. Отыщите черемуху или другое растение, побеги которых облеплены тлями. Срежьте один из побегов с тлями и поставьте его в стакан с водой, а затем в банку с божьими коровками.

3. Наблюдайте, будут ли божьи коровки поедать тлей. Если будут, то попробуйте подсчитать, сколько тлей может уничтожить за сутки одна божья коровка.

4. Отыщите в колониях тлей личинок божьей коровки, поместите их в другую банку и проследи,  едят ли  они тлей. Наблюдайте за превращением личинок в куколок. Схема превращения.

5. Отметьте, через сколько суток, после окукливания выйдут взрослые божьи коровки. Опишите их внешний вид.

6. После окончания наблюдений  за божьими коровками их следует обязательно выпустить в природу.

7. Сделать вывод о значении божьи коровки в природе.

3. Наблюдения за гнездовым поведением домового воробья.

Домовый воробей является синантропной птицей и распространён повсеместно. Гнёзда птиц можно обнаружить рядом с жильём человека, под крышами домов и хозяйственных построек, в дуплах деревьев.

Ход наблюдения.

1. Отыщите место гнездования домовых воробьёв и проследите за постройкой гнезда. Их каких материалов птицы строят гнездо.

2. Установите, через какой промежуток времени в гнезде появятся птенцы.

3. Наблюдайте ежедневно за кормлением птенцов в течение часа. Подсчитайте, какое количество раз за час прилетают взрослые птицы к гнезду. Попытайтесь пронаблюдать, где воробьи добывают корм и сделайте вывод о значении птиц для природы и сельского хозяйства.

4. Зафиксируйте в дневнике наблюдений дату, когда птенцы покинут гнездо. Сделайте вывод о длительности периода развития птенцов в гнезде[3].

Полученные в процессе выполнения наблюдений результаты рекомендуется фиксировать в дневнике наблюдений. Результаты исследований учащихся обсуждаются в начале учебного года на уроке зоологии или на внеклассном мероприятии. Опыт педагогов показывает, что внедрение в учебно-воспитательный процесс такой формы работы активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует закреплению теоретических знаний и формирует навыки исследовательской работы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что летние задания по зоологии необходимы, так как они повышают продуктивность учебно-воспитательного процесса. Но учителю следует обучить школьников методам зоологических исследований, тщательно продумать ход наблюдений, определить объекты наблюдения. В этом случае работа учащихся будет эффективной и повысит результативность их обучения.

Список использованных источников

Егорова, И. В. Летние задания по ботанике и зоологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/06/02/letnie-zadaniya-po-botanike-i-zoologii;

Ларина, Г.В. Варианты летних заданий по зоологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://multiurok.ru/files/varianty-lietnikh-zadanii-po-zoologhii.html;

Летние задания по зоологии. Система летних заданий по биологии[Электронный ресурс]. – Режим доступа. -https://ferma-enotov.ru/letnie-zadaniya-po-zoologii-sistema-letnih-zadanii-po-biologii/;

Райков, Б.Е. Зоологические экскурсии [Текст] / Б.Е.Райков, М.Н. Римский-Корсаков. – М.: Топикал, 1994. - 640 с.

Соболева, Л. В. Наблюдения, опыты и исследования в уголке живой природы [Текст] / Л. В Соболева. - Тверь, 2014.

Савчук, А.В. Организация летней полевой практики по зоологии в условиях профильного лагеря [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -

https://docplayer.ru/33480044-Metodicheskie-rekomendacii-organizaciya-letney-polevoy-praktiki-po-zoologii-v-usloviyah-profilnogo-lagerya.html.

Просмотров работы: 84