АНГЛИЙСКИЙ ЮМОР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ КАРИКАТУР ЖУРНАЛА «ПАНЧ» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНГЛИЙСКИЙ ЮМОР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ КАРИКАТУР ЖУРНАЛА «ПАНЧ»

Титов Д.Е. 1, Хамин Н.П. 1, Переходченко К.С. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Политическая карикатура всегда была одним из важнейших средств агитации. Она так же, как картина или плакат, представляет собой исторический документ, характеризующий историческую эпоху изобразительными средствами.

Карикатура [ит. Caricatura < caricare перегружать]-1) намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события, обычно графическое; -2) плохое, смехотворное подобие чего-либо. Карикатурой называется особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий направленностью на социальную критику.

Расцвет карикатуры связывают с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Лихачева К.О. в своем исследовании пишет о том, что благодаря археологическим раскопкам, на данный момент удалось установить самую раннюю карикатуру. Она изображала Рамзеса III и была нарисована в XIII веке до н.э. Интересно то, что взаимосвязь карикатуры и политики прослеживается во всей её истории: во-первых, первая карикатура в истории человечества комически изображала именно политического лидера; во-вторых, своё становление и развитие карикатурная живопись получила благодаря политической обстановке в Великобритании; в-третьих, в России карикатура появилась и развивалась как средство борьбы с врагами – захватчиками и т. д [1].

Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те, или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но цензура внимательно следила за их политическим аспектом и не допускала никакой свободы в оскорблении власть имущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо яркие и запоминающиеся перерисовывались. Спецификой политической карикатуры является то, что она призвана по своей природе быть мощнейшим средством формирования общественного мнения. Небольшая картинка может оказать более сильный эффект, нежели множество серьезных аналитических статей, поскольку выступает индикатором настроений, способным в комплексе образов аккумулировать коллективные ассоциации и опыт.

По мнению российского политолога Алтуняна А.Г., политическая карикатура является таким же политическим текстом, как и любое вербальное сообщение. «Так же, как и словесный текст карикатура о чем-то рассказывает, даёт оценку и в некоторых случаях даже предлагает решение проблем» [2]. Для того чтобы наиболее полно рассмотреть политическую карикатуру как жанр, стоит обратить внимание на жанрообразующие признаки политической карикатуры. Коммуникативная цель жанра политической карикатуры состоит в осмеянии и острой сатирической критике известных политических деятелей и значимых событий в сфере политики, в манипулировании общественным сознанием, например, путем создания определенного образа политика. Концепция автора предполагает, прежде всего, критическое или негативное отношение художника (или газеты/журнала, заказывающего работу) к изображаемым на карикатуре политическим событиям и их участникам, а также его желание представить персонажей в комической манере. Тема текста политической карикатуры всегда характеризуется злободневностью, так как представляет собой реакцию на актуальные политические события. Карикатура, как комическое сообщение, передает информацию либо о происходящем политическом событии, либо об уже произошедшем (чаще всего художник обращается к недавним событиям, так как общество еще не успело их забыть, а также к прецедентным феноменам). 17 июля вышел первый номер журнала с хлестким - в прямом смысле - названием "Панч" (Punch). Еженедельный сатирический журнал выходил с 1841 года и даже отпраздновал 150-летний юбилей, однако праздничный 7888-й номер (1992) так и остался последним. О направленности журнала говорилось в обращении к читателям, опубликованном в первом номере: «Панч» был задуман как сатирическое издание, позиции которого были, с одной стороны, консервативными, поскольку он поддерживал традиционную для Англии политическую систему, но с другой стороны, журнал ратовал за перемены, направленные на улучшение положения всех слоев английского общества, и поэтому его можно назвать прогрессивно-либеральным изданием того времени. Журнал достаточно полно выражал настроение английского общества 40 х гг. XIX в., с хроникальной достоверностью представляя наиболее заметные события, происходящие не только в Англии, но и в мире. Очень скоро Панч" стал эталоном едкой сатиры [3]. Главным выразительным средством «Панча» была карикатура. Сатирические иллюстрации занимали большую часть объема номера, тогда как текстовая часть сводилась к коротким заметкам или подписям – к карикатурам. В тот период социальные карикатуры, опубликованные на страницах «Панча» (1853–1856 гг.), были адресованы разным слоям английского общества. Карикатуры военной тематики были направлены не только на повышение боевого духа и позитивного настроя общества, но и на выявление ошибок, которые допускало правительство в отношении британской армии. Период же 1936-1945гг позволяет увидеть историю Второй мировой войны глазами англичан — от предпосылок глобального конфликта до его логического завершения. Рассмотрим, для примера, карикатуру «Испанские качели» (2 декабря 1936 года). Гражданская война в Испании, пролог Второй мировой, в разгаре. На качелях слева читатель может увидеть Франко, Муссолини и Гитлера, справа республиканцев, Сталина и премьер-министра Франции Леона Блюм, рядом с качелями стоит министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден в раздумьях: «Возможно, это новый баланс сил, но точно не коллективная безопасность». Качели- очень точный образ в данной ситуации, потому что всем известно, как ни старайся, но баланс на качелях долго удерживать невозможно и, равновесие очень зыбко, а значит – конфликт неизбежен, и гражданская война скоро перейдет в мировую. Свидетельство этого мы можем видеть на следующей карикатуре под названием «Добрососедское поведение» (24 августа 1938 года). На ней изображен Гитлер, который наращивает забор и за этим занятием наблюдают соседи- Англия и Франция. Во дворе рядом с Гитлером шагают два мальчугана с трубой и барабаном. Опять мы видим, как метко отображено состояние, а главное, отношение одних из ведущих и крупнейших стран Европы к тому, что демонстрирует политика Германии- они озабочены и встревожены, глядя, как она наращивает свой военный потенциал, но при этом не пытаются ничего предпринять, чтобы воспрепятствовать этому. Интересны, так же образы детишек, которые тоже дают понять, что из маленьких мальчиков, которые просто громко играют на музыкальных инструментах, они скоро вырастут в большую проблему. Еще одна карикатура «Лиса и виноград» (5 июля 1939 года)., в которой зритель(читатель) видит уже знакомый забор, под которым стоит лиса, тянущаяся через него к виноградным гроздьям, на которых написаны названия «Данциг», «Венгрия», «Югославия», «Южный Тироль», «Барселона» дает четкое понимание того, что до момента, когда она начнет есть виноград, остается меньше двух месяцев. Лиса – фашистская Германия, которая начнет в августе 1939 года Вторую мировую войну. А прекрасный виноград- страны, которые станут первыми жертвами войны. Таким образом, просмотрев карикатуры английского журнала «Панч» периода II мировой войны, мы можем увидеть, что тема текста политической карикатуры всегда характеризуется злободневностью, так как представляет собой реакцию на актуальные политические события. Карикатура, как комическое сообщение, передает информацию либо о происходящем политическом событии, либо об уже произошедшем (чаще всего художник обращается к недавним событиям, так как общество еще не успело их забыть, а также к прецедентным феноменам. И, если, в начале своего творческого пути, карикатуры журнала «Панч», были обращены на проблемы английского общества, то в середине ХХ века период 30-40 гг. большинство карикатур касаются, в основном, одной важной темы, такой как, вопросы войны и мира. В политической карикатуре этого периода можно выделить несколько функций. Наиболее значимыми из них являются сатирическая, социальная, творческая, эмотивная, иллюстративная и функция культурной памяти.

Литература:

1. Наговицына, А.И. Карикатура как способ воздействия на избирателей в предвыборной президентской гонке в период 2011-2012 г в России[текст]// А.И Наговицына. // курсовая работа//.

2.Алтунян А. Г.[текст] / Анализполитическихтекстов/. А.Г. Алтунян Учебное пособие. Каменистые тропы науки - это горы. Анализ политическихтекстов: Учебное пособие. / М.: Университетская книга; Логос, 2006.

3.Леонтьева Е.В. Журнал "Панч" о жизни английского общества в годы крымской войны [текст]/ Е.В Леонтьева. Вестник РГГУ. серия: история. филология. культурология. востоковедение// Из-во: Российский государственный гуманитарный университет (Москва) ISSN: 2073-6355 стр. 125-133

Просмотров работы: 66