Роль демонстрации на уроках ботаники - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль демонстрации на уроках ботаники

Тегенцева А.С. 1, Коурова С.И. 1
1ШГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обучении каждый учитель должен творчески подходить к организации учебного процесса. Ему необходимо проводить уроки разнообразно и увлекательно, чтобы вызвать заинтересованность со стороны учащегося. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко.

Для достижения этих результатов необходимо обращаться к методам наглядности, чтобы обеспечить прочность знаний. Наглядность является одним из компонентов системы обучения. Ее роль в том, чтобы на более высоком уровне помочь учащемуся качественно усвоить изучаемый материал.

Использование методов наглядности позволяет сделать урок более доступным и увлекательным для учащихся.

В свою очередь их можно условно разделить на 2 группы: метод иллюстрации и метод демонстрации [3]. В данном случае нас интересует метод демонстрации: с их помощью можно обратить внимание на существенные, а не на случайные внешние характеристики предметов.

Демонстрация – наглядный показ, представление чего-либо; в педагогике используется наряду с объяснением [2]. Она включает в себя от демонстрации приборов до опытов. С возможностями технического оснащения учебных классов стало возможно применение усовершенствованных демонстрационных методов, что позволяет применять их на любых уроках вне зависимости от их типа.

Учитель должен заострять внимание на существенные стороны демонстрационных средств, а учащимся необходимо осмыслять, по возможности фиксировать в тетрадь и обнаруживать связи между повествованием и демонстрацией.

Демонстрационные объекты могут быть как натурального (гербарии), так и искусственного происхождения. Натуральные помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах, а искусственные - призваны воспроизводить натуральные. Все это позволяет ознакомиться с внешним видом и внутренним устройством того или иного объекта, способствуют облегчению восприятия и осмысления изучаемого материала.

Некоторые исследования показывают, что гербарий хоть и дает точное представление об изучаемом объекте, все же стоит рассматривать его в комплексе с другими наглядными средствами, помогающим понять свойства изучаемого объекта.

Сама по себе демонстрация требует заблаговременной подготовки. Демонстрация объектов всегда начинается с внешнего вида – рассмотрение формы, размера и цвета. Далее переходят к внутреннему строению или к тем частям, которые хотят подчеркнуть.

Часто на уроках ботаники используются коллекции, которые объединены какой-либо тематикой. Их разное множество. Существуют морфологические, общебиологические, технологические и др [1]. Коллекции, используемые при изучении внешнего строения, называются морфологическими («Коллекции плодов и семян»). Они позволяют выявить черты сходства и различия. Коллекции, используемые для демонстрации продуктов из природных материалов, называются технологическими («Зерновые культуры и крупы, получаемые из них»).

Помимо привычных для нас натуральных объектов – гербарии и коллекции (плодов и семян, соцветий, шишек) – используют также влажные биологические препараты. Это прочно закупоренные банки с консервирующей жидкостью, в которой находятся части растений. Принцип их в том, чтобы давать представление о внешнем строении изучаемого объекта в их натуральных размерах. Это, например, препарат «Корень бобового растения с клубеньками». Он используется в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при знакомстве с семейством бобовых растений.

Не последнюю роль в изучении ботаники играют микропрепараты. Они позволяют понять клеточное строение организмов – детально изучить объект или его часть под микроскопом.

Микропрепараты бывают двух типов: постоянные, изготовленные промышленным путем («Стебель подсолнечника (поперечное сечение)», «Пыльца лилии цельный организм») и временные, приготовленные либо учителем для урока, либо самими учащимися по ходу урока (микропрепарат кожицы лука).

Постоянные микропрепараты готовятся по специальным технологиям, которые обеспечивают их долгое хранение. Обычно микропрепараты в большинстве своем сложны для восприятия, поэтому их используют в комплексе с микрофотографией или иллюстрацией. Это облегчает понимание и запоминание материала.

Временные препараты долго не хранят. После ознакомления с микрообъектом предметное стекло моют и кладут на место до следующего использования. Изготовление микропрепаратов развивает практические навыки, умение работать с микроскопом и формирует первоначальные систематизированные представления о биологических объектах.

Опыты по ботанике важно демонстрировать правильно, чтобы стимулировать познавательную активность учащихся и развить их инициативность. Для этого необходимо, чтобы опыт был не слишком продолжительным и имел не только воспитательное и развивающее, но и прикладное значение. Соблюдая все эти условия, будет достигнута педагогическая эффективность, что, в свою очередь, поспособствует осознанному усвоению материала. Для большей результативности демонстрацию опыта лучше совмещать с беседой.

Помимо натуральных объектов для демонстрации используются также изобразительные пособия. Они включают в себя различные муляжи и модели. Муляжи точно копируют натуральный объект (форму, размеры, окраску и т.д.). Модели же не копируют, а передают его главные свойства и функции. Существуют статические (модель строения цветка) и динамические (цикл размножения мха) [1].

Все рассмотренные средства наглядности играют важную роль в обучении. Реализуются они посредством демонстрации. Чтобы демонстрация дала хороший результат, необходимо ее согласованность с содержанием материала, чтобы она отвечала возрасту учащихся и привлекала внимание к желаемой информации.

Список источников

Глубшева, Т.Н. Лабораторные работы по методике преподавания биологии: методические рекомендации / Т.Н. Глубшева, С.Д. Чернявских. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016 − 168 с. (дата обращения: 01.11.2020)

Определение «демонстрация». Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Демонстрация (дата обращения: 01.11.2020)

Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н.А. Куренова, Г.Г. Зиганшина. Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 47-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 01.11.2020).

Просмотров работы: 2