Насколько вы компетентны в области экологического образования дошкольников? - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Насколько вы компетентны в области экологического образования дошкольников?

Мельникова Е.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

The article is devoted to the problem of competence in the field of environmental education of preschoolers. Only a teacher who is competent in the field of environmental education can instill in children love and care for nature, a conscious attitude towards it. The article presents a representative, allowing to identify the level of competence in the field of environmental education.

Key words: environmental education, competence, preschool age.

Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования в России требует изменения внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового определения как необходимого условия для принятия и развития новых педагогических идей, в том числе и в области экологического образования детей. Результаты исследований Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, И. А. Хайдуровой и др. доказывают, что важнейшим условием овладения детьми экологической культурой является готовность воспитателя к осуществлению этой педагогической миссии.

Важную роль в решении данной проблемы отводится педагогу дошкольного образования, который должен обладать определенной компетентностью в области экологического образования подрастающего поколения. Компетентность в области экологического образования должна рассматриваться в качестве ключевой системообразующей единицы профессиональной компетентности специалиста.[2]

Анализ литературы показывает, что все исследователи рассматривают экологическую компетентность как интегрированное качество личности. Большинство ученых это качество личности характеризуют с точки зрения сформированности экологической культуры самого педагога, так, например, Л. В. Панфилова – как способность к деятельности по сохранению окружающей среды, основанной на признании особой социальной ценности экологических благ, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость [4, с. 51]. Е. А. Макарова - как качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности педагога к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора [3, с. 22].

Именно экологическая компетентность, как доказывает И.Н. Асаева, должна быть выделена как одна из наиболее значимых в комплексе профессионально важных качеств воспитателя дошкольного учреждения [1].

Исходя из определений исследователей можно сделать вывод, что компетентность в области экологического образования дошкольников - это интегративное качество личности, которое проявляется в готовности осуществлять деятельность по экологическому образованию дошкольников, основанное на экологических знаниях и практических умениях педагога, которые он применяет в работе и жизни, а также проявляет экологически осознанное отношение к природе.

Для выявления уровня компетентности в области экологического образования дошкольников был разработан следующий опросник.

Инструкция к опроснику: выберете один вариант ответа, который считаете наиболее подходящим.

1. Насколько Вам интересна экологическая ситуация в мире?

А – Регулярно интересуюсь, в курсе событий.

Б – Интересуюсь периодически, но могу что-то упустить

В – Меня это не интересует

2. Пополняете ли Вы свои знания в области экологии?

А – Да, считаю это важным

Б – Иногда, когда появляется необходимость

В – Очень редко

3. Придерживаетесь ли Вы осознанного экологического отношения к природе в своей повседневной жизни? (правильно утилизируете мусор, отдаете предпочтение экологичным материалам и т.д.)

А – Да, придерживаюсь

Б – Придерживаюсь лишь частично, иногда не получается

В – Не придерживаюсь, не считаю, что это необходимо

4. Участвуете ли Вы в мероприятиях и акциях, связанных с экологией?

А – Активно участвую

Б – Участвую лишь иногда

В – Не участвую

5. Считаете ли Вы, что люди должны изменить своё отношение к природе на более осознанное, стремиться сохранить её?

А – Да, людям следует больше ценить и беречь природу

Б – Существующих мер достаточно для сохранения природы

В – Есть более важные проблемы, природа не так важна

6. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?

А – Каждый человек должен заниматься решением экологических проблем на своем, бытовом уровне

Б – Этим должны заниматься различные государственные и негосударственные организации (правительство, министерство охраны природы)

В – Не знаю, кто этим должен заниматься

7. Так ли важно, на Ваш взгляд, осуществлять экологическое образование дошкольников?

А – Считаю это необходимым и важным

Б – Думаю, что это нужно, но не считаю особо важным и обязательным

В – Не думаю, что это так необходимо

8. Как Вы считаете, с какой регулярностью должны проводиться занятия, связные с экологическим образованием дошкольников?

А – Еженедельно

Б – 1-2 раза в месяц

В – Не считаю, что они должны проводиться регулярно

9. Сколько парциальных экологических программ ДО Вы знаете?

А – 4-5 программ

Б – 3-2 программы

В – 1-2 программы

10. Пополняете ли Вы знания о новых, инновационных технологиях и методах экологического образования дошкольников?

А – Регулярно пополняю, ищу для себя самые новые и интересные методы и технологии

Б – Пополняю лишь иногда, по необходимости

В – Не пополняю, не считаю необходимым

11. На Ваш взгляд, с какой позиции необходимо объяснять детям важность сохранения природы?

А – Природа – это огромная ценность, независимо от того, полезна ли она для человека или нет. Человек лишь часть природы, он должен гармонично взаимодействовать с ней.

Б – Природа полезна для человека, она дает ему необходимые для жизни ресурсы, именно поэтому необходимо её беречь.

В – Природа не представляет собой особую важность, её не нужно сохранять.

12. Как Вы оцениваете уровень своей компетентности в области экологического образования дошкольников?

А – Высокий

Б – Средний

В – Низкий

Обработка результата

В опроснике всего 12 вопросов. В каждом вопросе 3 варианта ответа. За ответ A начисляется 2 балла, за ответ Б – 1 балл, за ответ В – 0 баллов.

Расшифровка результата

Низкий уровень (от 0 до 8 баллов)

Низкий уровень компетентности в области экологического образования характеризуется тем, что педагог экологически ориентирован, но еще не занимает сознательно выраженной экологической позиции как личность и специалист, освоивший систему экологических знаний, умений и навыков и имеющий сформированные экологические ценности и отношения, а также опыт экологически целесообразного поведения.

Средний уровень (от 9 до 16 баллов)

Средний уровень компетентности в области экологического образования характеризуется более четкими экологическими знаниями, достаточно высокой устойчивостью экологических ценностей и отношений, наличием некоторого опыта индивидуальной и самостоятельной экологической деятельности в профессиональной деятельности. Но проявление экологически ценных профессионально-личностных качеств носит преимущественно теоретический характер.

Высокий уровень (от 17 до 24 баллов)

Высокий уровень компетентности в области экологического образования характеризуется большим объемом экологических знаний. Экологическая компетентность обретает профессиональный характер. Отмечается высокий уровень потребности в самосовершенствовании экологических знаний, пополнении опыта разнообразной экологической деятельности, а также устойчивость привычек экологически целесообразного поведения.

Таким образом, данный опросник поможет педагогам определить свой уровень компетентности в области экологического образования дошкольников и, исходя из результата, провести работу по повышению компетентности.

Список литературы

Асаева, И. Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений [Электронный ресурс] / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 – С36-41

Захлебный А. Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2014. - № 3. – С.3-8.

Макарова, Е. А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореферат дисс. на соиск. учен. степени канд. пед. наук специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (экология) – Самара, 2011

Панфилова Л. B. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: дис. на соиск. учен. степени д-ра. пед. наук - Тольятти, 2002.

Просмотров работы: 20