The article is devoted to the problem of competence in the field of environmental education of preschoolers. Only a teacher who is competent in the field of environmental education can instill in children love and care for nature, a conscious attitude towards it. The article presents a representative, allowing to identify the level of competence in the field of environmental education.
Key words: environmental education, competence, preschool age.
Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования в России требует изменения внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового определения как необходимого условия для принятия и развития новых педагогических идей, в том числе и в области экологического образования детей. Результаты исследований Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, И. А. Хайдуровой и др. доказывают, что важнейшим условием овладения детьми экологической культурой является готовность воспитателя к осуществлению этой педагогической миссии.
Важную роль в решении данной проблемы отводится педагогу дошкольного образования, который должен обладать определенной компетентностью в области экологического образования подрастающего поколения. Компетентность в области экологического образования должна рассматриваться в качестве ключевой системообразующей единицы профессиональной компетентности специалиста.[2]
Анализ литературы показывает, что все исследователи рассматривают экологическую компетентность как интегрированное качество личности. Большинство ученых это качество личности характеризуют с точки зрения сформированности экологической культуры самого педагога, так, например, Л. В. Панфилова – как способность к деятельности по сохранению окружающей среды, основанной на признании особой социальной ценности экологических благ, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость [4, с. 51]. Е. А. Макарова - как качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности педагога к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора [3, с. 22].
Именно экологическая компетентность, как доказывает И.Н. Асаева, должна быть выделена как одна из наиболее значимых в комплексе профессионально важных качеств воспитателя дошкольного учреждения [1].
Исходя из определений исследователей можно сделать вывод, что компетентность в области экологического образования дошкольников - это интегративное качество личности, которое проявляется в готовности осуществлять деятельность по экологическому образованию дошкольников, основанное на экологических знаниях и практических умениях педагога, которые он применяет в работе и жизни, а также проявляет экологически осознанное отношение к природе.
Для выявления уровня компетентности в области экологического образования дошкольников был разработан следующий опросник.
Инструкция к опроснику: выберете один вариант ответа, который считаете наиболее подходящим.
1. Насколько Вам интересна экологическая ситуация в мире?
А – Регулярно интересуюсь, в курсе событий.
Б – Интересуюсь периодически, но могу что-то упустить
В – Меня это не интересует
2. Пополняете ли Вы свои знания в области экологии?
А – Да, считаю это важным
Б – Иногда, когда появляется необходимость
В – Очень редко
3. Придерживаетесь ли Вы осознанного экологического отношения к природе в своей повседневной жизни? (правильно утилизируете мусор, отдаете предпочтение экологичным материалам и т.д.)
А – Да, придерживаюсь
Б – Придерживаюсь лишь частично, иногда не получается
В – Не придерживаюсь, не считаю, что это необходимо
4. Участвуете ли Вы в мероприятиях и акциях, связанных с экологией?
А – Активно участвую
Б – Участвую лишь иногда
В – Не участвую
5. Считаете ли Вы, что люди должны изменить своё отношение к природе на более осознанное, стремиться сохранить её?
А – Да, людям следует больше ценить и беречь природу
Б – Существующих мер достаточно для сохранения природы
В – Есть более важные проблемы, природа не так важна
6. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?
А – Каждый человек должен заниматься решением экологических проблем на своем, бытовом уровне
Б – Этим должны заниматься различные государственные и негосударственные организации (правительство, министерство охраны природы)
В – Не знаю, кто этим должен заниматься
7. Так ли важно, на Ваш взгляд, осуществлять экологическое образование дошкольников?
А – Считаю это необходимым и важным
Б – Думаю, что это нужно, но не считаю особо важным и обязательным
В – Не думаю, что это так необходимо
8. Как Вы считаете, с какой регулярностью должны проводиться занятия, связные с экологическим образованием дошкольников?
А – Еженедельно
Б – 1-2 раза в месяц
В – Не считаю, что они должны проводиться регулярно
9. Сколько парциальных экологических программ ДО Вы знаете?
А – 4-5 программ
Б – 3-2 программы
В – 1-2 программы
10. Пополняете ли Вы знания о новых, инновационных технологиях и методах экологического образования дошкольников?
А – Регулярно пополняю, ищу для себя самые новые и интересные методы и технологии
Б – Пополняю лишь иногда, по необходимости
В – Не пополняю, не считаю необходимым
11. На Ваш взгляд, с какой позиции необходимо объяснять детям важность сохранения природы?
А – Природа – это огромная ценность, независимо от того, полезна ли она для человека или нет. Человек лишь часть природы, он должен гармонично взаимодействовать с ней.
Б – Природа полезна для человека, она дает ему необходимые для жизни ресурсы, именно поэтому необходимо её беречь.
В – Природа не представляет собой особую важность, её не нужно сохранять.
12. Как Вы оцениваете уровень своей компетентности в области экологического образования дошкольников?
А – Высокий
Б – Средний
В – Низкий
Обработка результата
В опроснике всего 12 вопросов. В каждом вопросе 3 варианта ответа. За ответ A начисляется 2 балла, за ответ Б – 1 балл, за ответ В – 0 баллов.
Расшифровка результата
Низкий уровень (от 0 до 8 баллов)
Низкий уровень компетентности в области экологического образования характеризуется тем, что педагог экологически ориентирован, но еще не занимает сознательно выраженной экологической позиции как личность и специалист, освоивший систему экологических знаний, умений и навыков и имеющий сформированные экологические ценности и отношения, а также опыт экологически целесообразного поведения.
Средний уровень (от 9 до 16 баллов)
Средний уровень компетентности в области экологического образования характеризуется более четкими экологическими знаниями, достаточно высокой устойчивостью экологических ценностей и отношений, наличием некоторого опыта индивидуальной и самостоятельной экологической деятельности в профессиональной деятельности. Но проявление экологически ценных профессионально-личностных качеств носит преимущественно теоретический характер.
Высокий уровень (от 17 до 24 баллов)
Высокий уровень компетентности в области экологического образования характеризуется большим объемом экологических знаний. Экологическая компетентность обретает профессиональный характер. Отмечается высокий уровень потребности в самосовершенствовании экологических знаний, пополнении опыта разнообразной экологической деятельности, а также устойчивость привычек экологически целесообразного поведения.
Таким образом, данный опросник поможет педагогам определить свой уровень компетентности в области экологического образования дошкольников и, исходя из результата, провести работу по повышению компетентности.
Список литературы
Асаева, И. Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений [Электронный ресурс] / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 – С36-41
Захлебный А. Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2014. - № 3. – С.3-8.
Макарова, Е. А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореферат дисс. на соиск. учен. степени канд. пед. наук специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (экология) – Самара, 2011
Панфилова Л. B. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: дис. на соиск. учен. степени д-ра. пед. наук - Тольятти, 2002.