Современная ситуация на туристском рынке характеризуется значительным снижением выездного и въездного потока туристов, с одной стороны, и интенсивным развитием внутреннего туризма, с другой. А это значит, что происходит переориентация деятельности туроператоров и турагентов для более полного удовлетворения потребностей клиентов. Сегодня даже ингоинговый туроператор вынужден осваивать новые направления внутреннего туризма, предлагая потребителю интересные путешествия не только за рубеж, но и по России. Несмотря на банкротства и закрытие некоторых турфирм, на рынке успешно и плодотворно работают многие широкоизвестные и авторитетные туроператоры. Поэтому, считаем, что следует изучать и обобщать опыт работы передовых предприятий турбизнеса, чтобы отметить наметившиеся тенденции в их деятельности.
Одним из самых известных на туристском рынке России является туроператор «Coral Travel», который вот уже 25 лет воплощает в жизнь мечты людей об идеальном отдыхе!. Считаем, что очень полезно будет узнать об особенностях их деятельности сегодня.
«Coral Travel» - международный многопрофильный туроператор, работающий на российском рынке туристических услуг с 1995 года. «Coral Travel» является членом OTI HOLDING международной группы компаний, которая имеет вес в туристической сфере. Обладая большим профессиональным опытом в сфере выездного туризма, компания «Coral Travel» предлагает на российском туристском рынке только высококачественный турпродукт.
Туроператор Coral Travel предлагает лучшие курорты и отели в 40 странах мира, среди которых Австрия, Андорра, Бахрейн, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Греция, Грузия, Доминиканская Республика, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Испания, Италия, Катар, Кения, Кипр, Куба, Маврикий, Мальдивы, Марокко, Мексика, ОАЭ, Россия, Сейшелы, Сингапур, Таиланд, Танзания, Тунис, Турция, Узбекистан, Хорватия, Черногория, Шри-Ланка. Идет постоянная работа по открытию новых направлений. Уже несколько лет туроператор осваивает новые российские направления, в частности, предлагает отдых в Сочи, Анапе и др. [1]. Туроператор организует групповые и индивидуальные туры FIT на базе собственных чартерных программ и регулярных рейсов, занимается развитием инсентив-, конгресс-, спортивного и других видов туризма, а также активно продает авиабилеты в онлайн. Под брендом Coral Travel работают туроператоры не только в России, но и в Германии, Украине, Польше, Турции, Белaруси и Грузии.
«Coral Travel» реализует свой турпродукт совместно с компанией Odeon Tours, также принадлежащей OTI HOLDING и получившей международный сертификат ISO 9001:2000 международной организации по сертификации BVQI за качество управления. Обслуживая сегмент туристов с доходами среднего и выше среднего уровня, «Coral Travel» стремится к полному удовлетворению запросов всех своих клиентов. Сегодня компания отправляет на отдых более миллиона туристов в год.
В компании уделяют огромное внимание системе управления качеством и человеческим ресурсам. Бренд «Coral Travel» позиционируется на российском рынке как марка надежности и качества, что накладывает особую ответственность на деятельность компании и является стимулом для дальнейшего развития и совершенствования. Свою миссию «Coral Travel» видит в том, чтобы максимально способствовать созданию цивилизованного туристского рынка, где отношения в цепочке клиент – агент – оператор основаны на взаимном доверии и уважении. Конечная цель деятельности компании – сделать качественный отдых доступным для всех категорий населения страны.
Основная цель туроператора «Coral Travel» – дальнейшее повышение эффективности деятельности компании и ее конкурентоспособности на рынке, что предполагает целенаправленную работу по четырем направлениям:
* управление ожиданиями рынка посредством укрепления лояльности к продукту компании и проведения эффективных мероприятий по дальнейшему повышению узнаваемости бренда «Coral Travel»;
* улучшение показателей деятельности компании за счет более высоких объемов продаж и дифференциации турпродукта, постоянного мониторинга текущего положения дел на рынке и оперативной корректировки планов;
* повышение качества управления компанией путем эффективного планирования и повышения точности прогнозов результатов деятельности.
* работа по самым высоким мировым стандартам, внедрение инновационных туристских технологий, без которых невозможно поступательное движение вперед [1].
Следует отметить, в дальнейших планах туроператора «Coral Travel» -- увеличение доли, занимаемой компанией на рынке, расширение бизнеса за счет повышения качества, развития новых направлений и расширения ассортимента предоставляемых услуг.
Рассмотрим подробнее организационную структуру предприятия.
Реестровый номер ООО «Coral Travel» в Едином Федеральном Реестре Туроператоров серии МT1 №001376. Финансовое обеспечение предоставляет ОСАО «РЕСО-Гарантия» в размере 100 миллионов рублей. Компания реализует стандарты следующих услуг: перелет, организация передвижения, что включает встречу гостей в аэропорту, заботится о качестве услуг ресторанов, отелей и `шопинг-центров, с которыми сотрудничает. Программы авиаперевозок осуществляются на чартерной и регулярной основе из всех аэропортов Москвы и более чем из 47 городов Российской Федерации, 5 городов Украины, 2 городов Белaруси, 10 городов Польши, 2 городов Турции, 10 городов Германии [1].
Генеральным директором компании является Джошкун Юрт, он же заместитель председателя OTI холдинга. Система управления качеством построена таким образом, что весь руководящий состав принимает деятельное участие в разработке стратегических планов компании, регулярно участвуя в собраниях и совещаниях. Туроператор имеет свои представительства в городах Украины и Белоруссии. В связи с расширением ежегодно открываются новые офисы. Сегодня более 14 000 туристических агентств по всей России осуществляют продажу туров от Coral Travel, обладающей самой большой франчайзинговой сетью в стране, которая насчитывает более 900 фирменных офисов. Помимо этого, для туристов открыта единственная в России премиальная сеть агентств Coral Travel Elite Service, которая на данный момент насчитывает более 40 офисов продаж.
В 2017 году Coral Travel, первым среди крупных туроператоров, представил специальный отдел Элитного отдыха Coral Travel Elite, осуществляющий обслуживание VIP-заявок. Семейный и элитный отдых – далеко не единственные приоритеты Coral Travel. Компания также занимается групповыми турами и мероприятиями, полностью отвечающими любым интересам корпоративных клиентов. Разнообразие вариантов отдыха, контроль качества работы на всех этапах, огромное количество направлений и специальные концепции для туристов разных возрастов и категорий – то, за что миллионы туристов выбирают Coral Travel.
На протяжении всего существования Coral Travel пользуется большим успехом у семей с детьми. Специально для этой категории туристов уже 10 лет работает фирменная концепция идеального семейного отдыха Sun Family Club. Изюминка концепции – опытные российские педагоги, предлагающие детям всех возрастных групп не только отдых и развлечения, но и интересные развивающие занятия. Также в рамках фирменной концепции производится тщательный отбор отелей в соответствии со строгими стандартами качества. На текущий момент таких отелей уже более 80-ти.
Хочется отметить, что средний возраст сотрудников в компании составляет 30 лет, почти все имеют диплом о высшем образовании. Организованно и успешно функционирует система обучения молодых специалистов. Это говорит о продуманной стратегии и ориентации на будущее. Вся информация по показателям экономической деятельности компании «Coral Travel» скрыта. Организационная структура компании «Coral Travel» представляет собой линейно-функциональную систему (См. рис. 1) [1]. Данная организационная структура позволяет руководителю обладать достаточно полной информацией о различных сферах деятельности компании и способствует наиболее эффективному управлению подчиненными и контролю над их деятельностью.
Рис. 1 Организационная структура ООО «Coral Travel»
Конкурентная среда туроператора «Coral Travel». По данным рейтинга туроператоров 2020 года, представленного в таблице 1, основными конкурентами компании «Coral Travel» являются «Tez Tour» и «TUI» [2].
Табл. 1
Рейтинг лучших туроператоров на 2020 год
Место |
Название |
Кол-во тур. направления |
Общий рейтинг |
10 |
«Mouzenidis Travel» |
7 |
84 из 100 |
9 |
«Библио Глобус» |
53 |
86 из 100 |
8 |
«AnexTour» |
23 |
86 из 100 |
7 |
«ICS Travel Group» |
60 |
88 из 100 |
6 |
«Pegas Touristik» |
22 |
88 из 100 |
5 |
«NTK-Intourist» |
23 |
88 из 100 |
4 |
«Sunmar» |
14 |
90 из 100 |
3 |
«Tez Tour» |
20 |
92 из 100 |
2 |
«TUI» |
>20 |
94 из 100 |
1 |
«Coral Travel» |
54 |
98 из 100 |
В рейтинге собраны самые надежные туристические операторы на сегодняшний день. Особой разницы между компаниями нет: все они отличаются высоким качеством и разнообразием оказываемых услуг.
Особенности ценовой политики «Coral Travel». Ценообразование - это центральное звено хозяйственной деятельности компании «Coral Travel». Достижение стратегических и оперативных целей во многом зависит от того, проводит ли турфирма четкую ценовую политику. Другими словами, владеет ли она искусством реагирования на изменения рыночной среды посредством изменения цены на свои турпродукты.
Процесс формирования цены на туристский продукт «Coral Travel» выглядит следующим образом. Для приема иностранных туристов и отправки российских туристов за рубеж компания заключает договор с иностранной туристской фирмой. Все договоренности с организациями закреплены контрактом - документом, охватывающий практически все стороны предстоящей совместной деятельности по туристскому бизнесу. Среди существенных условий контракта: порядок бронирования мест и туристского обслуживания; условия приема, размещения и обслуживания туристов. В контракте четко оговаривается, что именно входит в цену обслуживания и как она понимается, то есть оговариваются общие принципы формирования цены, определяются скидки и надбавки на сезон/несезон, будние и праздничные дни, на детей, школьников, студентов, количество бесплатных мест на группу и т.д. Цена обычно указывается из расчета на одного человека за один туродень. Количество туродней считается ночевками.
«Coral Travel» в зависимости от вида тура и его программы заключает договора на обслуживание: с авиаперевозчиками, железной дорогой, автопарками (так как собственный автотранспорт отсутствует), со страховыми компаниями. Обязательное наличие договоров и условий, оговоренных в них, являются основанием для включения в цену соответствующих позиций. Туроператор «Coral Travel» в обязательном порядке производит отчисления во внебюджетные фонды по перечню и ставкам налогов, утверждаемых законодательством (НДС, акцизы и др.). Компанию характеризует абсолютная прозрачность и абсолютное соблюдение законов Российской Федерации. Эти суммы включаются в отпускную цену туристского продукта.
В основе ценовой политики «Coral Travel» лежит самостоятельное формирование цен, на основе прямых контрактов с отелями, авиакомпанией, транспортной компанией и другими фирмами-провайдерами. При разработке ценовой политики компанией учитываются, две важнейшие особенности рынка туризма. Во-первых, имеются существенные сезонные колебания спроса по видам туризма (познавательный и рекреационный, конгрессный, рафтинг и др.). Цены в пиковый сезон могут превышать цены мертвого сезона в 2-3 раза. Это означает, что в годовом цикле реализации имеются периоды существенных убытков, которые полностью покрывают успех в период пикового сезона. Здесь стратегия умещается в логику азартного игрока: выиграть максимум, когда сопутствует удача, и проиграть минимум, если фортуна изменила. В разгар сезона при высоких затратах появляется возможность реализовывать турпродукт. И наоборот, в мертвый сезон при низких затратах устанавливаются наиболее низкие цены (стоимость услуг по размещению и других услуг в туристских центрах резко падает).
Определение ценовой стратегии зависит от сочетания и взаимодействия многих факторов. Для успешного продвижения нового туристского продукта туроператор «Coral Travel» использует несколько ценовых стратегий. Стратегия «снятия сливок» (высоких цен) предполагает первоначально высокий уровень продажных цен на новые туристские продукты, это возможно в условиях отсутствия конкуренции и предложения абсолютно новых туристских услуг. Турфирма пользуется своей временной монополией до момента, пока рынок не окажется насыщенным и не появятся аналоги; затем фирма идет на снижение уровня продажных цен.
«Coral Travel» всемерно способствует дальнейшему развитию туристского потребительского рынка, понимая, что успешное развитие компании возможно только при поступательном движении вперед всей туротрасли, а грамотная ценовая политика компании способствует не только развитию туристской отрасли в Российской Федерации, но и оздоровлению экономики в целом. Так, в компании «Coral Travel» мертвый сезон продолжается с ноября до мая, то для того, чтобы увеличить объем продаж в этот сезон очень важно использовать внесезонные скидки, например, от 3 до 7% , в зависимости от места и продолжительности тура.
Скидка за внесезонную покупку - мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется клиенту, если он приобретет услуги сезонного спроса вне периода года, для которого они предназначены. Цель использования скидок за внесезонную закупку состоит в том, чтобы побудить клиента приобрести данную услугу до начала очередного сезона, в самом его начале, либо вообще вне сезона [3]. Величина сезонных скидок обычно бывает довольно небольшой и определяется как со стороны покупателя, так и со стороны туроператора. Компания «Coral Travel» как любая другая фирма, снижая цены или делая скидку на турпродукт, должна стремится установить такую цену, которая покрыла бы все затраты, связанные с предоставлением турпродукта. Кроме того, цена должна давать определенную норму прибыли.
Следующий фактор, позволяющий тураоператору «Coral Travel» успешно работать на рынке туруслуг, – это правильный выбор партнеров. Рассмотрим этот аспект деятельности компании подробнее.
Среди постоянных партнеров «Coral Travel» более 6000 агентств по всей России, более 15 авиакомпаний и более тысячи отелей. Отношения с партнерами складываются на основе открытости и честности, без которой невозможно построить успешный бизнес. Каждый агент, покупая турпродукт «Coral Travel», можете быть уверен, что его клиенту предоставлены только высококачественные услуги, тщательно рассмотренные и отобраные экспертами. Таким образом, продукт предлагается на рынке под маркой CORAL является, в глазах клиентов и партнеров синонимом надежности и качества.
За время своей деятельности компания «Coral Travel» неоднократно удостаивалась престижных сертификатов и наград российских и международных конкурсов и премий. Перечислим только некоторые из них [4].
Таблица 2
Достижения туроператора «Coral Travel»
Год |
Награда |
2004 |
«За многопрофильность и надежность в туроператорской деятельности» премии «Путеводная звезда», проводимой правительством г. Москвы. |
2005 |
лауреат Национальной туристской премии им. Юрия Сенкевича, учрежденной Федеральным агентством по туризму. |
2006 |
диплом Российского фонда защиты прав потребителей и Московского фонда защиты прав потребителей при Мэрии г. Москвы «За активное участие в формировании цивилизованного потребительского рынка России». |
2009 |
лауреатом Всероссийской премии «За вклад в экономическое развитие России» и была удостоена почетного звания «Лучший туроператор года» в номинации «Лидер российского бизнеса 2009» за экономическую стабильность и финансовую устойчивость. |
2010 |
Почетный диплом победителя Всероссийского конкурса «100 лучших организаций индустрии туризма и гостеприимства России» в номинации «Лучший туроператор», организованного Всероссийским Форумом инновационных туристских проектов – 2010 при поддержке Совета Федерации ФС РФ. |
2011 |
Благодарность начальника ГУВД г. Москвы В. А. Колокольцева «За оказание практической помощи органам внутренних дел». |
2011 |
Специальный диплом Национальной туристской премии им. Сенкевича 2011 в номинации «Социально ответственная компания». |
2012 |
Награда «Лучший агент года» по итогам работы за 2011 г. |
2012 |
Награда в номинации «Лучший туроператор 2012 года» (Sabre Travel Network) |
2013 |
Первоеместовконкурсе Sabre и Etihad Airways 2013- Certificate of Recognition от Sabre и Etihad Airways |
2014 |
Сертификат «Прорыв года-2013» за выдающиеся успехи в области продаж авиабилетов (Авиакомпания Airberlin) |
2014 |
Сертификат «Самое динамичное агентство» по итогам 2014 г. за выдающиеся успехи в области продаж авиабилетов. |
2015 |
Награда «Лучший туроператор 2014 года» в номинации «Рост продаж на рейсы авиакомпании Brussels Airlines» |
2016 |
награда «Лучший туроператор». Признан лидером по продажам за 2014 – 2015гг. (авиакомпания Qatar Airways) |
2016 |
Премия «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Туризм и отдых». |
2017 |
Премия «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Туризм и отдых». |
2017 |
Премия в номинации «За креативность» (Israel Travel Awards 2017). Совместная премия Министерства туризма Израиля и Ассоциации туроператоров (АТОР) |
2019 |
премия в номинации «Лидер по объёму продаж туров из России» (AbuDhabiTravelAwards)- |
2019 |
награда в номинации «За долгосрочное сотрудничество и поддержку» (авиакомпания Etihad) |
Подытоживая, следует отметить, что туроператор «Coral Travel» успешно занимается профессиональной деятельность, реализуя различные направления по России и за ее пределами. Компания намерена способствовать повышению престижа российской туристской отрасли, установлению честной конкуренции и цивилизованных отношений между участниками рынка. Выступая за создание в России цивилизованного туристского рынка, руководство понимает, что оно невозможно без экономического развития государства. Фирма активно участвует в экономической и социальной жизни страны. Руководство компании вносит деятельный вклад в реализацию федеральных программ в сфере туризма.
Компания «Coral Travel» ясно осознает свою ответственность перед обществом в целом. Многочисленные благотворительные акции компании направлены на поддержку малоимущих и нуждающихся слоев населения. Она оказывает помощь детским домам, тесно взаимодействует с различными благотворительными фондами, уделяя особое внимание детям-сиротам и ветеранам.
Для компании характерна абсолютная прозрачность и уважение к обычаям и традициям страны, где осуществляется деятельность компании. Сотрудники компании – это не только неотъемлемая и важнейшая часть бизнес-процесса, но и члены большой дружной семьи «Coral Travel». Отношения с партнерами строятся на долгосрочной взаимовыгодной основе. Именно поэтому все партнеры компании являются ее верными друзьями.
Конкуренция на рынке является для компании Coral Travel естественным стимулом для дальнейшего развития. В компании уважают мнение партнеров и конкурентов, непредвзято относятся к критике и всегда открыты для сотрудничества. Участие в благотворительности и в социальной жизни страны является обязательным для компании.
Компания стремится к тому, чтобы каждый турист был доволен отдыхом под маркой Coral Travel. Coral Travel всемерно способствует дальнейшему развитию туристского потребительского рынка, понимая, что успешное развитие компании возможно только при поступательном движении вперед всей туротрасли. Главными составляющими успеха Coral Travel были и остаются гибкость политики компании, восприимчивость к инновациям и открытость для новых, прогрессивных методик и технологий. Корпоративная этика компании основывается на сочетании командного подхода к выполнению поставленных задач с профессионализмом и творческой инициативой каждого отдельного сотрудника. А также на обязательной порядочности и ответственности по отношению ко всем участникам бизнеса и клиентам.
Библиографический список
1. ООО туроператор «Coral Travel»: официальный сайт [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.coral.ru/
2. Лучшие туроператоры России: рейтинг надежности на 2020 год. [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://trutop.ru/turoperatory-rossii-rejting-luchshih/
3. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие. / Ю.В. Безрутченко. – М.: Дашков и Ко, 2014.
4. Награды компании. Награды компании [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.coral.ru/main/coral/awards/