К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Согласно классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова в эту категорию входят дети с нарушением слуха - глухие, слабослышащие, позднооглохшие.
Дефектологи отмечают, что к категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным. Ребёнку необходима специальная систематическая психолого – педагогическая помощь, также существенно ограничивается социальная адаптация.
В категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена и группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации. Выбор оптимальных условий получения образования детьми с кохлеарными имплантами зависит от их актуального социально-психологического статуса, уровня общего и речевого развития [3].
В состав глухих обучающихся входят разные группы детей: обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого–педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе; обучающиеся с дополнительными ограничениями здоровья (с умственной отсталостью, в отдельных случаях с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения и др.); обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития, включая выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, текущие психические заболевания [1].
Различие структуры нарушения, разный уровень общего и речевого развития у глухих обучающихся определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, требуют дифференциации стандарта – разработку вариантов, обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; обеспечение специальной помощи глухим детям, обучающимся совместно со слышащими нормально развивающимися сверстниками; преодоление ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников. Наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха, предложенная Л.В. Нейманом.
Основной критерий определения степени тугоухости - степень понижения слуха в области речевого диапазона (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются 3 степени тугоухости: 1 степень - снижение слуха не > 50 дБ; 2 степень - средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3 степень – потеря слуха > 70 дБ.
Условная граница между тугоухостью и глухотой – 85 дБ. Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребёнка уже при снижении слуха на 15-20 дБ. В зависимости от объёма воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют 4 группы глухих: 1 гр. – 125-250 Гц; 2 гр. – до 500 Гц; 3 гр. – до 1000 Гц; 4 гр. – 2000 Гц и выше.
В соответствии с международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000Гц. 1 степень тугоухости - снижение слуха не превышает 40 дБ; 2 степень – от 40 до 55 дБ; 3 степень - от 55 до 70 дБ; 4 степень – от 70 до 90 дБ. Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота [4].
Р.М. Боскис предложено подразделять детей с нарушенным слухом по следующим параметрам: 1) степень поражения слуховой функции; 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции; 3) время возникновения нарушения слуха.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины, в сурдопедагогике – «слабослышащий».
Р.М. Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими [2].
Педагоги Т.А. Власова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова также отмечают, что у глухих учащихся доминирует зрительное восприятие, развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов, работает дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность.
На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития. Развитие психики ребенка с нарушениями слуха протекает с отклонениями от обычной нормы - недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи, развитию познавательной деятельности [1].
Таким образом, обнаруживаются следующие нарушения речи: недостатки произношения; ограниченный запас слов, бедный словарь; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается в ошибочном написании слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи (неправильное построение предложения; неправильное согласование предложения; ограниченное понимание устной речи; ограниченное понимание читаемого текста. Замедленное формирование целостного образа обуславливает более позднее сенсорное развитие, обнаруживаются в виде трудностей выделения свойств и отношений предметов и в других видах деятельности.
Список использованных источников
Рау, Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст]: Пособие для учителей / Ф.Ф. Рау, Н.Ф Слезина. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
Сурдопедагогика [Текст]: Учебник для ВУЗов /под ред. Р.Г. Речицкой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – М.: 2004.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха [Текст]: учеб.пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.