Особенности первоначального этапа формирования географической картины мира - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности первоначального этапа формирования географической картины мира

Лисицына А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особого внимания заслуживает анализ литературных источников по формированию географической картины мира у учащихся. Известно, что понятия «универсальная картина мира», «научная картина мира», «естественнонаучная картина мира» стали активно использоваться в естествознании и философии в первой половине XIX века, а понятие «географическая картина мира» лишь во второй половине XIX века. Это было связано с тем, что разные разделы географической науки долгое время были обособлены друг от друга, менее связаны, чем разделы других естественных наук [1].

Важный этап формирования географической картины мира (с древнейших времен до середины XVI в.), характеризуется первоначальным накоплением географических знаний.

Уже в глубокой древности признавалась шарообразность Земли, возникло представление географической зональности, зародились общая география и географическое страноведение, картография и гидрология. К числу наиболее важных философско-географических достижений эпохи античной культуры можно отнести: формирование пространственного (геопространственного) подхода; становление натурфилософии. В географии формируется описательно-страноведческое направление, которое способствовало накоплению географических фактов о различных регионах Ойкумены и образованию единой (описательной) географии (хорографии). Происходит зарождение естественнонаучного или общеземлеведческого направления (линия Аристотеля), связанного с попыткой объяснения описываемых природных явлений. Здесь просматриваются основы теоретического осмысления через систему понятийного аппарата: о фигуре и сферах Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, климате и климатических поясах, геоцентрической модели космоса, географии, хорографии и др. Появляется математико-географическое направление, которое заложило основы математической географии, геодезии и картографии. Вводятся такие понятия как топография, широта и долгота, картографическая проекция, длина меридиана и др. Прослеживаются экологические мотивы в географии, связанные с мыслями о природной детерминации, роли климата в жизни людей, формировании их характера, традиций и обычаев [2].

Сухопутные путешествия в основном к «священным местам» совершались паломниками или миссионерами. Образовательный процесс начинался с латинской патристики, т. е. совокупности теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). В истории географии она была временем сохранения элементов античных знаний на общем фоне их упадка и первых попыток интерпретации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций. Примером могут быть труды Козьмы Индикоплова, написанные в VI веке. Это нашло отражение на раннесредневековых «колесных картах», что ассоциировалось с плоской формой нашей планеты. Их центром, осью мироздания был признан Иерусалим, местоположение «Гроба Господня».

Позднее, в среднем средневековье происходит расширение пространственного кругозора на Севере Европы и Северной Атлантике и знакомство европейцев с арабоязычной наукой.

Список использованной литературы

1. Губернаторова, Л. И. Естественнонаучная картина мира [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Губернаторова; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. − 226 с.

2. Сауров Ю.А. Научные картины мира: Элементы эпистемологии [Текст] / Ю.А. Сауров, С.Ю. Сауров – Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2006. – 192 с.

Просмотров работы: 72