С введением ФГОС перед образовательной системой появилась важная задача, которая подразумевает под собой подготовку ученика к быстро меняющейся социально-экономической среде. Ученик должен обладать различными способностями, развитым кругозором, а также самостоятельно должен находить выход из затрудненных ситуаций. ФГОС направлен на то, чтоб сделать систему образования более «гибкой» и приспособленной к изменениям в стране, а именно: в экономическом, социальном и духовном плане.
Одним из наиболее эффективных взаимодействий между обучающимся и учителем является игра. Именно с помощью игры учитель может выстроить образовательный процесс так, что ученики попадут в совершенно другие реалии, отходя от классно-урочной формы. С использованием игры на уроках работа учеников представляется уникальной. При использовании игровой технологии, деятельность школьников принимает положительную окраску.
В толковом словаре С.И. Ожегова под игрой понимается занятие, которое служит для развлечения или отдыха человека. Главной целью игры является развитие творческих способностей, а также организация групповой деятельности.
Игровая технология, как и любая технология, которая может использоваться на уроке, имеет определенную цель. Целью игровой технологии является расширение формирование определенных умений, расширение кругозора, а также воспитание самостоятельности, общительности, коммуникации [1].
Существует различная классификация игр: по целям проведения выделяют: обучающую, тренировочную, развивающую, текстовую игры; по способу проведения игры делятся на: фронтальные, групповые, парные. Так, к самостоятельным, типовым группам игр относятся следующие: ролевые игры, игры-путешествия, игры-соревнования, игры-поиск, игры-упражнения и т.п.
Использовать игровые технологии можно на различных этапах урока. Например, на уроке биологии, при изучении биоразнообразия фауны, на этапе «самоопределение к деятельности» учитель может предложить школьникам разделиться на несколько групп, и с помощью технологии «рюкзак идей» предложить школьникам отгадать тему урока. Предварительно учитель подготавливает различные карточки с изображениями животных и организмов, показ которых сопровождается вопросами «Что может объединять данных животных?», «В каком месте могут жить животные?», «Одинаковое ли место обитания у тех или иных животных?». Таким образом, при использовании игровой технологии появляется некий азарт во время изучения нового материала.
При использовании «ролевых игр» урок биологии можно провести интересно, увлекательно и необычно, а полученные знания останется в памяти учеников надолго. Главной особенностью ролевой игры является то, что при использовании данной технологии применяется совершенно другая методика, отличная от обычного приема «игра». Учитель заранее определяет своих помощников. Помощникам или ученикам даются определенные задания, в том числе – подготовить костюмы. Учитель подготавливает какую-либо «сценку», которую, в последствии, разыгрывают помощники. В это время, класс наблюдает за действиями каждого героя и приходит к умозаключению о показанной картине. Урок заканчивается общим выводом о представленном материале [3].
Также, игровую технологию можно применить на этапе «систематизации знаний», на уроке биологии при изучении темы «Биоразнообразие фауны». Особенностью данной технологии является то, что в рассказе учителя зашифрованы животные. Предварительно, учеников можно разделить на команды. Выигрывает та команда, которая отгадает наибольшее количество животных. Наибольшим преимуществом при использовании данной технологии является то, что учителю не требуется какой-то специальной подготовки или техники в реализации данного приема [2].
Игра-путешествие может погрузить школьников в определенную среду, с помощью видеороликов или слайд-шоу. Учащиеся могут совершать путешествия на различные континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. По ходу игры, учитель может сообщать различные интересные факты, новые сведения или школьники самостоятельно могут делать открытия. Применение данной технологии эффективно после урока «открытие новых знаний» с целью выявления уровня знаний учащихся.
Таким образом, использование игровой технологии на уроках биологии, позволяет учителю сделать образовательный процесс более ярким, тема урока будет весьма интересна обучающимся, а знания, приобретенные на уроке, будут усвоены намного лучше.
Список использованных источников
1. Арбузова, Е.Н. Проектирование рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Арбузова, М., 2015. – 415 с.
2. Иванова, Т.В. Общая методика обучения биологии в школе [Текст] / Т.В. Иванова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова. – М. : Дрофа, 2010. – 271 с.
3. Рубцова, А.В. Конструирование и методика использования ситуационных задач по биологии [Текст] / А.В. Рубцова, Е.Н. Арбузова, Н.С. Гольцова // Биология в школе. – 2015. – № 8. – С. 36–42.