ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Дымшакова А.А. 1, Суворова А.И. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Способность прогнозировать будущее, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, является важным фактором успешного решения проблем будущего. Согласно мнению коллектива авторов Д. Пескова, М. Кожаринова, П. Лукша, И. Савчук, данная способность реализуется через три этапа работы с будущим: стратегическое мышление, принятие решений по стратегии, а также воплощение в жизнь этих решений. Авторы отмечают, что форсайт относится больше к «стратегическому мышлению» и в меньшей степени – к принятию решений на основе построенной стратегии [1].

Среди общепринятых и используемых методов обучения, в последние несколько лет активно развивается форсайт-технология. В переводе с английского языка «foresight» означает – предвидение, а сама технология предполагает создание образа будущего через различные действия, ориентированные на мышление, обсуждение и очерчивание будущего [4].

При использовании этой технологии учитель может преследовать такие цели как: 1) разобраться в том, что затрудняет развитие данной проблемы; 2) помочь спрогнозировать развитие проблемы в перспективе; 3) понять, какое направление востребовано сейчас, а какие – в будущем; 4) изучить методы, которые помогут в решении этой проблемы; 5) выделить приоритеты в современных исследованиях на основе базовых сценариев.

Форсайт прежде всего направлен на совместную работу в коллективе, один человек не в силах рассмотреть проблемы с разных аспектов, обязательно нужно учитывать разные мнения. Участники коллектива в обязательном порядке должны разработать карту будущего, которая направлена не на местную установку, а на перспективу. После карты обязательны ставки участников, без этого не обходится ни один форсайт. К концу совместной работы происходит проверка реальностью, и, если что-то не соответствует ставкам, корректировка идёт «на ходу» [3].

Методисты предлагают реализовать форсайт следующими способами: при помощи процесса, он позволяет пополнять и развивать разную стратегию; при помощи сессии, когда происходит прямой контакт с участниками на сессии; при помощи проекта, который представляется собой цикл событий и воспроизводится при помощи различных технологий.

Базовая методология использования форсайт технологии включает четыре уровня деятельности учителя: настоящее (высказывания участников, модерация); будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т. д.); планирование (стратегический анализ, определение приоритетов); нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и соучастие участников форсайта).

Анализ мероприятий с использованием форсайт технологии показывает, что чаще всего используются такие методы как анализ взаимных воздействий, глобальных трендов, морфологический и мультикритериальный анализ, библиографический анализ, игры, испытания, метод Дельфи, дерево целей, моделирование и симуляции, мозговые штурмы, сценирование и обратное сценирование, общественные панели, разработки будущего, сканирование среды, экспертные панели, экстарполяция трендов, СВОТ –анализ и др. [2].

Можно привести пример реализации форсайт технологии в географии. Так, при изучении темы «Современный мир и глобальные проблемы человечества» ученикам предлагается рассмотреть такие вопросы как глобальные проблемы, причины возникновения проблем планетарного характера и пути их решения, взаимосвязь глобальных проблем. Ученикам предлагается ситуация: представьте, что сбылись ваши мечты, вы счастливы, это 2030 год; опишите, что изменилось в мире; каким образом разрешились основные проблемы человечества; перечислите, какие факторы повлияли на эти изменения.

Учитель при реализации форсайт технологии необходимо придерживаться базовых принципов форсайта: будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать; будущее имеет разные варианты и не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров; есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Таким образом, использование форсайт технологии позволяет на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития проблемы. Важным также является и то, что устанавливаются неформальные взаимосвязи между участниками, создаётся единое представление о ситуации.

Список использованных источников

Данилюк, А.Я. Образовательный форсайт в современной России [Текст] / А.Я. Данилюк., И.Э. Куликовская // Известия Южного федерального университета. – 2008. – № 10. – С.13-21

Косолапова, М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе [Текст] / М.А. Косолапова. – Томск: ТГУ. – 2007. – 177 с.

Плаксина, И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие. [Текст] / И.В. Плаксина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.

Пугачева, Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием [Текст] / Н.Б. Пугачёва // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2010. – № 1 (2). – С. 65-69

Просмотров работы: 129