Процесс проектирования текстильной игрушки как средство развития творческих способностей студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Процесс проектирования текстильной игрушки как средство развития творческих способностей студентов

Кизилова Е.С. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация Одним из средств развития творческих способностей, обучающихся являются проектирование и изготовление текстильной игрушки. В статье рассматривается вопрос возможности развития творческих способностей, обучающихся в процессе проектирования и изготовления текстильной игрушки.

Annotation: One of the means of developing creative abilities, students are the design and manufacture of textile toys. The article discusses the possibility of developing the creative abilities of students in the process of designing and manufacturing a textile toy.

Ключевые слова: процесс проектирования, творческие способности, текстильная игрушка, формирование способностей студентов, методика обучения.

Key words: design process, creativity, textile toy, formation of students "abilities, teaching methodology.

В рамках обучения студентов на художественно-графических факультетах педагогических институтов появляется вопрос о проектно-образном мышлении и художественно-образном воображении, как основные способности первоначально необходимые с целью высококачественной подготовки предстоящих специалистов-преподавателей изобразительного искусства, которые в свою очередь станут совершенствовать эти способности у обучающихся школ.

Одним из результативных средств формирования креативных способностей студентов считаются занятия по проектированию. Освоение разных видов проектной деятельности входит в систему подготовки преподавателей изобразительного искусства, в высококлассную профессиональную деятельность в которую входит организация проектно-художественной деятельности обучающихся средней школы и учреждений дополнительного образования.

Проектирование - это специфический вид художественно-творческой деятельности. Данный продолжительный процесс, включающий в себя постановку и осмысление проектной задачи, обоснование выбора материального воплощения идеи, составление технологической карты, планирование деятельности с целью решения данных вопросов, оформление идей графическим и макетным способом, изготовление в материале. В процессе создания текстильной игрушки под контролем преподавателя учащиеся проходят все стадии проектной деятельности, приобретая высокопрофессиональный опыт, а совместно с ним новые познания, умения, навыки, одновременно улучшая ранее существующие. Обучающемуся необходимо уметь творчески использовать знания и навыки, которыми он уже владеет, уметь преобразовывать свою художественно-творческую деятельность, осуществляя тем самым компетентностный подход в процессе создания текстильной игрушки.

Эффективность формирования творческих возможностей студентов в процессе проектирования текстильной игрушки обеспечивают соответствующие преподавательские требования(рис.1):

Рисунок 1 – Преподавательские требования обеспечивающие эффективное формирование творческих возможностей.

Игрушка появлялась и развивалась трудными путями, обладая собственные периоды расцвета и периоды упадка, непосредственно связанные с общей историей вкуса, с характером прикладного искусства, с преподавательскими тенденциями, в конечном итоге, с рынком. Из всех разновидностей игрушек мягкая текстильная - самая поздняя по периоду ее появления. В XX веке началось глобальное изготовление мягкой игрушки. На современном этапе в абсолютно всех государствах мира изготовление мягких текстильных игрушек - это весьма сформированная промышленность. Современные игрушки согласно собственному качеству превосходят своих предшественников.

Процесс проектирования текстильной игрушки, содержит в себе все без исключения этапы проектирования, считается средством развития основных компонентов творческих способностей, интеллектуальной инициативы, поисковой, преобразующей активности и направленности на творческую самостоятельность. Наряду с формированием проектно-образного мышления и художественно-образного воображения художественное проектирование текстильной игрушки воспитывает в личности студента смелость и другие волевые качества при решении любых задач в процессе проектирования, как необходимого условия формирования сенсорного восприятия.

Этапы проектирования текстильной игрушки(рис.2):

Рисунок 2 – Этапы проектирования

Помимо данного существовало, что наряду с формированием креативных способностей, обучающихся совершается развитие исполнительско-технических навыков.

В процессе проектирования текстильной игрушки студенты овладевают следующими знаниями (рис.3):

Рисунок 3 – Знания которыми необходимо овладеть студентам в процессе проектирования игрушки

Проектирование текстильной игрушки способствует развитию у обучающихся основных трудовых способностей и приёмов работы, конкретных качеств личности таких, как: усердие, аккуратность, терпение, трудолюбие и др.; процесс проектирования содействует развитию у обучающихся заинтересованности к художественно-творческой деятельности.

Одним из необходимых требований для развития проектно-образного мышления и художественно-образного воображения обучающихся на занятиях согласно проектированию текстильной игрушки, должны быть специально разработанные задания и упражнения, направленные на развитие разного эмоционального отношения к разрабатываемым проектам, за счёт преобразования, изменения, комбинирования и изучения основных средств художественной выразительности. На основе этого теории была разработана методическая система, нацеленная на формирование творческих способностей, обучающихся в процессе проектирования текстильной игрушки.

Приступая к проектированию текстильной игрушки, обучающимися складываются главные тенденции деятельности. Этапы поиска отмечались в эскизах, набросках, схемах образа изделия; из них выбирались наилучшие, которые потом разрабатывались детально.

Регулярное и последовательное выполнение эскизов, набросков работы над заданием позволили исключить ряд переделок, неизбежных ошибок.

После выполнения набросков обучающиеся приступали к разработке выкроек. При выполнении проекта обучающимися на планшетах, уже после того как в набросках всё без исключения уже решено, уделялось внимание композиции материала, т.е. расположению графической части проекта на плоскости.

В процессе проектирования текстильной игрушки студентам была предложена система заданий (рис.4):

Рисунок 4 – Система знаний необходимая в процессе проектирования текстильной игрушки

В процессе занятий в экспериментальной группе по проектированию текстильной игрушки обучающимися собирался альбом, включающий в себя зарисовки и эскизы, выполненные упражнения, которые обучающиеся имели возможность использовать в своей педагогической деятельности в качестве наглядных пособий.

Проведенное исследование подтвердило, что формирование креативных возможностей обучающихся в процессе проектирования текстильной игрушки станет результативным, когда будут установлены цели, задачи и содержание обучения проектированию текстильной игрушки; будет осуществлена интеграция обучения проектированию текстильной игрушки с другими дисциплинами (рисунок, живопись, композиция, цветоведение, скульптура, декоративно-прикладное искусство и т.д.); станут применяться оптимальные сочетания известных в педагогике методов и методических приемов с формами организации обучения; будет осуществлен отбор научных знаний и художественно-творческого опыта по проблеме исследования; процесс проектирования текстильной игрушки будет направлен на развитие художественно-творческих способностей.

Разработанная методика обучения проектированию текстильной игрушки, реализованная в преподавательской практике разработанная программа дала возможность найти решение поставленным задачам исследования:

1. Проведенное исследование искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, трудов художников-педагогов по проблеме исследования позволил установить степень ее изученности, актуальности.

2. Определено понятие «проектирование текстильной игрушки как средство развития творческих способностей студентов», которое характеризуется как процесс системного освоения теоретическими знаниями, фактическими умениями в области художественного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и на этой основе глубоким осознанием взаимосвязей всех явлений художественно-проектной деятельности, нацеленной на творческую самореализацию и формирование творческих возможностей обучающихся.

3. Выявлены преподавательские требования формирования творческих возможностей обучающихся художественно-графических факультетов в процессе обучения проектированию текстильной игрушки.

4. Определены психолого-педагогические также методические особенности формирования творческих возможностей, обучающихся в процессе проектирования текстильной игрушки. Осуществлен выбор наиболее оптимальных методов и форм обучения, учитывающий этапы творческого процесса - от возникновения замысла, до его реализации в проектной графике и готовом изделии.

5. Определены критерии оценки и уровни формирования творческих возможностей, обучающихся на занятиях по проектированию текстильной игрушки.

6. Разработана, теоретически обоснована, и экспериментально проверена и доказана эффективность методической системы разработанных заданий и упражнений для занятий по проектированию текстильной функциональной игрушки, направленной на развитие творческих способностей студентов, включающей в себя цели, задачи, содержание, принципы построения учебных заданий. В ней учитывается постепенный переход от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к творческой, осуществлена интеграция обучения проектированию текстильной функциональной игрушки с другими дисциплинами (рисунок, живопись, композиция, цветоведение, скульптура, декоративно-прикладное искусство, черчение), используются эвристические приемы ассоциаций и аналогий, специально разработанные наглядные пособия.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило замысел о неиспользованных возможностях проектирования текстильной игрушки в художественном образовании студентов, в развитии творческих способностей студентов, в развитии всех психических структур (мышления, воображения, памяти, зрительных восприятий, эмоционально-чувственного отношения к действительности).

Проблема развития творческих способностей студентов является комплексной проблемой, в которую составными частями входят психологический, общепедагогический и дидактико-методический аспекты.

Список литературы:

Арефьева М.В. Особенности руководства практической деятельностью детей младшего школьного возраста при создании текстильной игрушки [Текст] / М.В. Арефьева // Начальная школа плюс До и После. № 9,2009. -С. 34-37, (0,4 пл.).

Арефьева М.В. Проектирование и конструирование текстильной функциональной игрушки [Текст] / М.В. Арефьева II Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки = Yaroslavl pedagogical bulletin: научный журнал. - Ярославль: ЯГПУ, 2010. - №3. -Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 154-157, (0,5 п.л.)

Арефьева М.В. История возникновения и развития мягкой игрушки [Текст] / М.В. Арефьева // Декоративно-прикладное искусство в педагогическом университете. Художественно-педагогическое мастерство. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М.: Прометей, 2006. - С. 183-187,

Арефьева М.В. О некоторых проблемах процесса проектирования текстильной функциональной игрушки в учреждениях дополнительного художественного образования [Текст] / М.В. Арефьева // Дополнительное образование в сфере культуры и музыкального искусства: Традиции и инновации. Тезисы межвузовской научно-практической конференции 19.12.2008/МГИМ им. А.Г. Шнитке. - М., 2008. - С. 16-18, (0,1 п.л.).

Арефьева М.В. К вопросу о развитии творческих способностей студентов-дизайнеров на примере проектирования текстильной функциональной игрушки [Текст] / М.В. Арефьева // Молодые учёные - столичному образованию: Материалы VIII городской научно-практической конференции молодых учёных и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2009. - С. 450-452, (0,4 п.л.).

Арефьева M.B. Художественное конструирование текстильной функциональной игрушки как средство активизации творческой деятельности студентов [Текст] / М.В. Арефьева // Молодёжь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции. I Том. Педагогика. - Невинномысск: НИЭУП, 2009. - С. 62-64, (0,3 пл.).

Арефьева М.В. Активизация творческих способностей студентов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки [Текст] / М.В. Арефьева // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск XXVI/Coct. И отв. ред.: Ю.Н. Рыбин; под общ. ред. E.H. Геворкян. - М.: МГПУ, 2009. - С. 28-33, (0,4 пл.)

Арефьева М.В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки [Текст] / М.В. Арефьева // Актуальные проблемы современного искусства: история, теория и практика: материалы международной научно-практической конференции/под ред. С.П. Машовец. - Хабаровск. ДВГГУ, 2009. - С. 19-24, (0,3 пл.).

Просмотров работы: 21