Государственная тайна как предмет преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Государственная тайна как предмет преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Данная статья посвящена уголовно-правовому исследованию разглашения государственной тайны, а именно обеспечение безопасности государства путем регулирования отношений, возникающих в результате засекречивания или рассекречивания сведений, относящихся к государственной тайне.

Ключевые слова: государственная тайна, разглашение государственной тайны, секретность, безопасность государства.

Вопрос государственной тайны достаточно обсуждаем в любое время, так как все тайное, запретное и недоступное вызывает повышенный интерес. Этим и вызвана актуальность государственной тайны как предмета преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Институт государственной тайны, непосредственно связанный с засекречиванием или рассекречиванием информации, имеет особое место и играет важную роль в жизни государства, а именно сохранение его безопасности как внутри страны, так и в международных отношениях.

Основополагающим нормативным правовым актом, закрепляющим положения, касающиеся государственной тайны, является Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Как раз он и говорит о главном для данной статьи понятии, а именно, что «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».1

Согласно ст. 29 Конституции РФ сведения, которые составляют государственную тайну, определяются федеральным законом. Так Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет положение в ст. 8 о праве на доступ к информации. Но здесь нужно отметить, что доступ к сведениям, составляющих государственную тайну, ограничен.

На основании пп. а п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» к полномочиям Президента РФ в области обеспечения безопасности как раз и относится решение вопросов, непосредственно связанных с обеспечением защиты государственной тайны, а также контроль за обеспечением защиты сведений, относящихся к государственной тайне. Также следует отметить, что кроме Президента РФ следует отнести и палату Федерального Собрания, Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы, также на ровне субъекта РФ и местного самоуправления, ну и, соответственно, органы судебной власти. Здесь же необходимо подчеркнуть, что перечень органов защиты государственной тайны гораздо шире вышеназванного списка.

Закон предусматривает несколько категорий сведений, которые составляют государственную тайну. Таковыми являются:

сведения в военной области;

сведения в области экономики, науки и техники;

сведения в области внешней политики и экономики;

сведения в области разведывательной, контрразведывательной, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

К первой категории в частности относятся документы и планы боевого управления, сведения о боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов; планы строительства Вооруженных сил РФ, развитие вооружения и военной техники; вопросы, связанные с ядерными боеприпасами, новыми видами ракетного топлива или взрывчатых веществ.

 Сведениями в области экономики, науки и техники является информация о возможных военных действиях, об использовании инфраструктуры, о достижениях науки и техники, о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов.

Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, а также финансовая политика в отношении иностранных государств составляют сведения в области внешней политики и экономики.

Заключительная категория включает информацию о методах и средствах защиты секретной информации, о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры, о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры. В любом случае вся информация должна быть проверена, и как закреплено в законе, в течение 3 месяцев должна быть организована экспертная оценка сведений на соответствие их секретности.

Полный перечень таких сведений приведен в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

Особое внимание привлекают грифы секретности, то есть когда могут быть указаны как сведения: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно», и это будет зависеть от степени возможного нанесения ущерба безопасности. Здесь же нужно сказать, что в соответствии с грифами секретности устанавливаются формы допуска к такой информации. Наравне с данными сведениями нужно помнить, что такая информация, как о состоянии здоровья высших должностных лиц, размерах золотого запаса и государственных валютных резервах, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах и стихийных бедствиях не подлежит отнесению ее к государственной тайне.

Говоря про ответственность за незаконное распространение государственной тайны, нужно обратиться к вышеупомянутому Закону РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», а именно к ст. 26, которая закрепляет положение, что «должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством»2.

Уголовная ответственность является самым строгим видом юридической ответственности. Она охватывает наиболее общественно опасные преступления, за которые и наступает данная ответственность. Основанием уголовной ответственности служит совершение преступления, то есть противоправного деяния, содержащего исключительно все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. В данном случае такое преступление, как разглашение государственной тайны предусмотрено ст. 283 УК РФ, а именно «разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».3 В данном случае объектом преступления будут общественные отношения, а именно обороноспособность и безопасность Российской Федерации в части, касающейся государственной тайны. Следует также отметить, что в ч. 1 вышеуказанной статьи были внесены изменения Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ. Данная статья была дополнена расширительным понятием «иные случаи», которое является дополнением к ранее названным в ч. 1 ст. 283 УК РФ случаев. Сама суть общественной опасности такого преступления состоит в разглашении сведений посторонним лицам, что создает опасность утечки государственных секретов и ставит под угрозу как внутреннюю, так и внешнюю безопасность государства. Разглашение государственной тайны - это есть предание огласке или распространение данной тайны с нарушением установленного Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» порядка (правил) и оно может быть выражено как устно, то есть в беседе с кем-либо, в ходе публичного выступления, а также и письменно, таковым станет сообщение в письме, опубликование в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», СМИ. Соответственно, предметом данного преступления выступают сведения, которые как раз и составляют государственную тайну.

При совершении данного противоправного деяния виновный только умышленно реализует преступление, непосредственно, путем разглашения таких сведений, при условии, что они стали достоянием других лиц, последние восприняли и осознали фактический смысл полученной ими информации. Также следует отметить, что ст. 283 УК РФ в части 2 закрепляет квалифицированный состав, то есть то же самое деяние, что было названо выше, но при этом повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Здесь уже будет присутствовать две формы вины и последствиями могут стать, например, срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети, проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации последствий, которые при разглашении стали достоянием иностранной разведки и тд.

На практике дела по разглашению государственной тайны встречаются реже по сравнению, например, с государственной изменой, но все же такие преступления есть. Далее стоит обратиться к судебной практике, в которой рассматриваются уголовной дела не только первой инстанцией, но и апелляционной и кассационной, также встречаются Постановления Европейского Суда по правам человека на жалобы, но стоит подчеркнуть, что не всегда Суд разрешает дело в пользу осужденного. Так, к примеру, относительно недавно было вынесено Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 ноября 2017 г. Дело "Москалев (Moskalev) против Российской Федерации" (Жалоба № 44045/05) (Третья секция), в котором «заявителю было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны, преступлении, предусмотренном частью первой статьи 283 Уголовного кодекса Российской Федерации, за сообщение родственнику осужденного о том, что за последним было установлено тайное наблюдение. При ознакомлении с уголовным делом заявитель впервые узнал о том, что его телефонные переговоры записывались, а другие коммуникации отслеживались. Он также узнал о том, что в основу обвинения в разглашении государственной тайны была положена запись телефонного разговора с Л., сестрой осужденного, который отбывал наказание в подведомственном заявителю учреждении. В ходе разговора, состоявшегося 17 октября 2002 г., заявитель предупредил Л., что ее родственник находился под тайным наблюдением и что в его камере были установлены прослушивающие устройства.»4. Евпропейский Суд по правам человека признал, что меры тайного наблюдения в данном случае являются вмешательством в осуществлении права заявителя на уважение его «частной жизни», но при этом это никак не повлияло на признание Москалева виновным в разглашении государственной тайны.

Можно назвать Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. № 51-АПУ14-28СС, согласно которому «Сычев А.О. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, доверенные ему по службе, которые стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены. Осужденный Сычев А.О. в судебном заседании виновным себя не признал. В апелляционной жалобе адвокат Дорожкин СВ., считает приговор незаконным, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом необоснованно не приняты во внимание показания Сычева А.О. о том, что согласие на разглашение конфиденциальных сведений имелось, показания Сычева А.О. подтверждаются показаниями свидетеля Т Л А Р исследованной в суде аудиозаписью разговора между Сычевым и К, показаниями гражданина, конфиденциальные сведения о котором были разглашены. Автор жалобы полагает, что имела место провокации преступления со стороны оперативных сотрудников, поскольку в ходе беседы оперативный сотрудник ФСБ задавал Сычеву А.О. вопросы, направленные на разглашение государственной тайны приглашает на эту беседу Н, который не имеет допуск к такой информации»5. В этом случае судебная коллегия оставила апелляционную жалобу без удовлетворения, так как был установлен доступ Сычева к сведениям, составляющим государственную тайну и в целом не было оснований для отмены приговора.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что государственную тайну составляют не любые сведения, а лишь та информация, которая обладает свойством конфедициальности и ограниченного доступа. Поэтому разглашение состоит в противоправной огласке сведений, составляющих государственную тайну и за такое деяние предусматривается уголовная ответственность в соотвествии со ст. 283 УК РФ. В целом, регулирование определеных отношений возникает в результате засекречивания или рассекречивания сведений, относящихся к государственной тайне, тем самым обеспечивая как внутреннюю, так и внешнюю безопасность Российской Федерации.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»// СПС «Консультант Плюс».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// СПС «Консультант Плюс».

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»// СПС «Консультант Плюс».

Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"// СПС «Консультант Плюс».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов»// СПС «Консультант Плюс».

Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. № 51-АПУ14-28СС//СПС «Консультант Плюс».

Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 ноября 2017 г. Дело "Москалев (Moskalev) против Российской Федерации" (Жалоба № 44045/05) (Третья секция)//СПС «Гарант».

Уголовное право в таблицах и определениях/под ред. А.В. Бриллиантова. Москва: Эксмо, 2018. 608 с.

Уголовное право России. Особенная часть. В 2 т. Том 2. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступленяи против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества: учебник/под ред. О.С. Капинус; под науч.ред. К.В. Ображиева, Н.И. Пикурова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 639с.

1 Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»/ РГ. № 182, 21.09.1993 //СПС «Консультант Плюс».

2 Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»//СПС «Консультант Плюс».

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

4 Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 ноября 2017 г. Дело "Москалев (Moskalev) против Российской Федерации" (Жалоба № 44045/05) (Третья секция)//СПС «Гарант».

5 Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. № 51-АПУ14-28СС//СПС «Консультант Плюс».

Просмотров работы: 260