Разработка текстильной игрушки, как средство развития эстетического и нравственного воспитания - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Разработка текстильной игрушки, как средство развития эстетического и нравственного воспитания

Морозова З.М. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.

Annotation: Introducing children to the origins of folk culture is one of the most important tasks of modern pedagogy, which in turn solves a number of complex problems, such as: the formation of patriotism, an active life position, a creative approach in solving various life situations, respect for traditional values.

Ключевые слова: Народные традиции, эстетические чувства, самодельная кукла, теоретические методы, народные промыслы, рефлексия.

Key words: Folk traditions, aesthetic feelings, makeshift doll, theoretical methods, folk crafts, reflection.

Начало XXI века – данный период перемен, охвативших все сферы без исключения: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия общество утратило народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сберечь и передать последующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и рукодельную куклу.

Куклы, с древних времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые постоянно существовали и всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы считаются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.

В настоящее время роль народной текстильной игрушки имеет не такую масштабную значимость, ведь многие перестали воспринимать традиции наших предков как что-то важное. Народные текстильные игрушки все реже используются и разрабатываются на занятиях. Дети не имеют представление, как именно должна выглядеть та или иная народная кукла. В доказательство этому ниже предоставлена диаграмма опроса детей о знаниях народной текстильной игрушки (рис. 1).

Рисунок 1- Результаты опроса проверки знаний по истории куклы

Как видно на диаграмме лишь малая часть обучающихся имеет понятие о народной кукле. В связи с этим, было решено, провести опыт, в котором детей будут обучать истории, традициям и разработки текстильной игрушки. После окончания опыта будет проведён анализ знаний и навыков обучающихся.

Для проведения опыта были поставлены следующие задачи (рис.2):

Рисунок 2 – Задачи экспериментального исследования

Для решения поставленных задач используются теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся информация об истории создания куклы, их видах, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; подготовка проектов о народной кукле; показ готовых образцов или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, презентации, беседы и полезные советы по рукоделию в процессе творческой деятельности. Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; выполнению практической работы по изготовлению какой-либо куклы, предшествует изучение свойств материала, знакомство с приемами построения композиции и обязательное знакомство с безопасными приемами работы и санитарно-гигиеническими требованиями. Кроме этого, прежде чем приступить к выполнению практической части по изготовлению изделия, демонстрирую детям пример, обсуждается конструкция в целом и отдельные ее части, провожу знакомство с используемым материалом, различными способами обработки и отделки изделия.

Процесс разработки куклы длительный и делиться на несколько этапов, например: беседа; подготовка ткани; продумывание макета куклы; изготовление тела куклы, костюма; декоративное оформление.

Педагогический опыт в соответствии с данной темой возможно разделить на несколько этапов. На первоначальном этапе была подобрана и изучена литература об этнической кукле, о русском костюме. В последующем этапе было составлено перспективное планирование также начата работа. Велись беседы о традициях русского народа, о промыслах. Обучающиеся знакомились с тряпичными куклами и помогали в их изготовлении. Проводилась дискуссия о истории появления каждой куклы. Обсуждение с детьми, как преобразить ту или иную куклу, как ее декорировать. Обучающиеся с удовольствием принимали участие в создании кукол. Также в настоящее время работа не прекращается. Происходит ознакомление с новыми куклами, оформление композиции из тряпичных игрушек.

Алгоритм занятия по изготовлению тряпичной куклы

1. Вводная часть. В первую очередь, необходимо сформулировать цель работы. Мыслительную деятельность обучающего нужно обратить на процесс поиска рационального решения задачи. Это активизирует мышление, повышает внимание.

2. Объяснение нового материала с целью знакомства с историей и традициями народной тряпичной куклы, а также с многообразием материалов и их свойствами. Совместно с обучающимися требуется определить правильную очерёдность проведения работы.

3. Изготовление основы куклы. Процесс по изготовлению куклы может протекать в разных режимах: в репродуктивном режиме – в ходе раздельной демонстрации последовательности выполнения, так и в творческом режиме, предусматривающем воплощение собственных замыслов на основе использования усвоенных технологий.

5. Создание костюма куклы. В традиционной тряпичной кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Формирование наряда начинается с оформления рубахи, деталей, производится «на глаз» методом наложения выбранной ткани на туловище, как делали это народные мастера. Можно было обмерить туловище по линии груди и линии талии, измерить высоту туловища, сделать припуски на швы и подгибку и выкроить деталь. На первых этапах работы детали должны быть просты, соответствовать простым геометрическим формам.

6. Оформление куклы. Оформление куклы включает выполнение волос (парика), мелких деталей и украшений, головного убора. Если кукла-крестьянка - «красна девица», то волосы заплетаются в косу и украшаются девичьей повязкой с шелковыми лентами. Если же кукла - «мать с ребенком», то волосы убираются под платок или сборник. Можно надеть кокошник, вышитый бисером и блестками. Можно выполнить всевозможные отделки: банты по низу платья, пояс по линии талии, кружевные оборки по низу рукава, тесьма и т.д. Куклам-крестьянкам можно надеть несколько ниток бус, серьги. Наиболее распространенные способы декорирования кукольного костюма – вышивка.

7. Итог занятия. В конце занятия организуется просмотр продуктов детского творчества, рефлексия и уборка рабочего места. Детям целесообразно задать следующие вопросы:

С какими материалами работали на занятии?

Какие операции по обработке ткани выполняли?

Что вы запомнили из рассказа о кукле?

Что чувствовали при изготовлении куклы?

Какая кукла понравилась и почему?

По окончанию проведения опыта был вновь проведён опрос среди обучающихся о знаниях народной текстильной игрушки. Результат представлен в диаграмме (рис. 3).

Рисунок 3 – Результат проверенного опыта, направленного на изучение текстильной куклы

Итак, по диаграмме можно определить, что информированность обучающихся увеличилась, из этого можно сделать последующий вывод, что в процессе разработки текстильной игрушки обучающийся со временем будет постепенно углубляться в этно-художественную деятельность, а игрушка войдет в его сознание, как значимый элемент культурного наследия народа. В игрушках сконцентрирована своеобразная речь художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народов. К сожалению, общенародная игрушка в наши время преобразуется в сувенирную продукцию, никак не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Следует иметь ввиду, то что именно народная игрушка традиционно выступала в качестве предмета сохранения культурного наследия, и именно в качестве воплощения духовного опыта народа она возвращается в педагогический процесс.

Используемая литература:

Коротких О. В. статья «Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка» журнал Наука и школа 2013 год, №4.

Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. – 62с.

Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно - методическое пособие» Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

Лыкова И. «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009 г.

Н Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

«Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология». Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.

Просмотров работы: 15