Особенности организации практических работ в рамках факультатива «География родного города» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности организации практических работ в рамках факультатива «География родного города»

Халявин С.И. 1, Булдакова Н.Б. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассмотрена значимость практических работ, на факультативных занятиях курса «География родного города», выделены основные критерии оценивания практических работ, представлен план факультативного занятия. Автор обращает внимание на значимость изучения краеведческого материала в курсе школьной географии.

Ключевые слова: практическая работа, факультатив, ФГОС.

В современной образовательной системе, хорошо изучена такая учебно-воспитательная форма проведения занятий, как факультатив. Факультативные занятия, представляют собой необязательные уроки по определенному предмету, который может изучать школьник. Факультативные курсы направлены в основном на дополнительное образование школьников. Стоить отметить, что целью факультативных занятий является «углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение. Факультативные курсы представлены рабочими программами, которые могут быть рассчитаны как на учебный год, так и на полугодие. На наш взгляд, факультативный курс должен способствовать появлению у учащихся умения решать задачи, вызывать интерес учащихся к содержанию и процессу обучения. Кроме того, факультативные занятия способствуют внедрению профессиональной ориентации в учебный процесс. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашей работы.

Разработанный нами, факультатив «География родного города» полностью соответствует требованиям, которые выделил ФГОС. В курсе изучения факультатива, учащимся предоставляется возможность более подробно узнать историю своего населенного пункта, особенности экономического положения, флористический и фаунистический состав. Значительное внимание в данном факультативном курсе уделяется практическим работам, имеющим практико-ориентированную направленность.

Практическая работа, это одна из форм учебно-воспитательной работы, ориентированная на закрепление теоретического материала. Целью проведения практических занятий является закрепление пройденного материала, обеспечение связи процесса обучения и практической деятельности, а также развитие практических умений по формированию выводов и результатов работы. Практические занятия развивают и закрепляют знания и умения у учащихся. Они определяют деловые качества обучающихся, приучают к самостоятельному труду, а преподаватель должен руководить этим самостоятельным трудом и разрабатывать для него материалы.

Прежде чем приступать к практической деятельности, необходимо знакомство учащихся с методами географических исследований: следует изучить классификацию методов и их сущность.

Рассмотрим примеры практических работ по географии родного города.

1. Особенности ЭГП родного города.

Целью данной работы является анализ специфики экономико-географического положения города и определение особенностей влияния ЭГП на его генезис и развитие.

Перед началом практической работы учащихся необходимо познакомить с понятием ЭГП, видами ЭГП, обсудить способность ЭГП изменяться во времени. После этого учащиеся могут приступать к выполнению практических заданий.

В работе предлагаются следующие задания:

1. На основе анализа географических карт проанализировать особенности ЭГП города. Определить его макро-, микро-, мезоположение.

2. Проанализировать ЭГП города по отношению к транспортным путям, природно-ресурсным базам, рынкам сбыта.

3. Оценить положение города по отношению к регионам-соседям (учитывается степень социального и экономического развития соседних областей и районов).

4. На основе обобщения полученных в процессе работы данных, сделать оценку ЭГП города: определить положительные и отрицательные стороны ЭГП. Сформулировать вывод о роли ЭГП в развитии города.

2. Население родного города.

Цель работы: изучить национальный состав и демографические процессы в населённом пункте.

Перед началом работы с учащимися проводится обсуждение терминов: демография, демографические процессы, рождаемость, смертность, естественный прирост, естественная убыль населения. Знание указанных терминов является необходимым в процессе выполнения работы.

Работа включает следующие задания:

1. В процессе анализа статистических материалов, выданных учителем, определить национальный состав населения города. Данные оформить в виде таблицы.

2. Проанализировать статистические данные, отражающие рождаемость и смертность населения города в разные годы. Результаты анализа оформить в виде графика.

3. Сделать вывод о специфике демографических процессов, протекающих в городе.

Практические работы могут выполняться как индивидуально, так и в группах. В случае группового выполнения работы между учащимися распределяются обязанности таким образом, чтобы каждый ребёнок был задействован на занятии.

Выполнение практических работ завершается обсуждением с учащимися полученных результатов. Проводится сравнение результатов, разбираются допущенные школьниками ошибки. Учителю необходимо научить учащихся в процессе практических работ извлекать максимум информации из географических и статистических материалов и формулировать на основе полученных данных выводы. Этот навык необходим школьникам для дальнейшего успешного обучения.

Так как факультатив носит краеведческий характер, в процессе занятия целесообразно использовать специальный раздаточный материал краеведческого характера, содержащий информацию для успешного выполнения работы. Этот материал должен быть представлен статистическими материалами из первоисточников (отчётности предприятий, результатов переписи населения), топографическими и тематическими географическими картами, копиями архивных документов. Необходимо использовать в процессе занятий специальную краеведческую литературу.

Практическая работа по данному факультативу, позволяет учащимся не только качественно ознакомиться с главными особенностями и достопримечательностями родного города, но самостоятельно определить роль родного города в регионе и в истории развития родного края.

В ходе выполнения практической работы, учащиеся знакомятся с техникой проведения исследования, анализируют краеведческие источники и ресурсы, занимаются построение схем и таблиц, составлением карт.

Проведения практического занятия осуществляется по плану:

1.Организационный момент – 3 минуты.

2.Фронтальный вопрос – 5 минут.

3.Объяснение правил выполнения работы – 2 минуты.

4.Выполнение работы учащимися – 30 минут.

5.Подведение итогов и оценка работ учащихся – 5 минут.

Ряд практических работ допускается проводить на местности. Такие занятия могут быть организованы в форме экскурсий, состоящих из двух частей: рассказ учителя; выполнение практического исследования. Такая форма работы необходима для овладения учащимися навыками полевых исследований, без которых невозможна организация полноценной исследовательской работы по географии.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, сформулируем основные выводы:

1. Практическая работа является обязательным компонентом факультативного курса «География родного города»;

2. В целях успешного выполнения школьниками практических работ, следует познакомить их с методами географических исследований;

3. Перед выполнением практических заданий необходимо знакомить учащихся с теоретическим материалом.

4. В процессе практических работ следует использовать статистические материалы, архивные источники и специальную литературу, Учиться извлекать из них информацию, а так же проводить ряд работ на местности.

Список использованных источников:

1. Формы и методы организации практических работ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.informio.ru/publications/id1544/Formy-i-metody-organizacii-prakticheskih-rabot

2. Аксакалова, Г.П. Факультативные занятия по географии [Текст] / Г.П. Аксакалова, Н.В. Андреева, В.П. Голова. – М.: Просвещение, 1985. – 120 с.

3. Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13819/

Просмотров работы: 13