ТРИБОАНАЛИЗ АМОРТИЗАТОРОВ ПОДВЕСКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТРИБОАНАЛИЗ АМОРТИЗАТОРОВ ПОДВЕСКИ

Артюшенко С.С. 1, Загородний Н.А. 1
1Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трибоанализ амортизатора подвески позволяет определить факторы, определяющие процесс изменения технического состояния амортизатора и определить основные направления повышения его надежности.

Для определения факторов, влияющих на долговечность выбранной системы, требуется проводить оценку взаимодействия всех элементов в процессе эксплуатации.

Для оценки надежности амортизатора выбрано взаимодействие блоков: шток и поршень (рисунок 2). В таблице 1 представлены исходные данные для описания системы

Рисунок 1 демонстрирует схему функциональных блоков амортизатора. Оценка взаимодействия элементов амортизатора позволяет выявлять отказы и неисправности подвески на ранних этапах.

Взаимодействия функциональных блоков базируется на данных таблицы 1. Параметры взаимодействия функциональных блоков отображены в таблице 2.

Оценку взаимодействия функциональных блоков проводим по таким элементам амортизатора как шток и поршень (рисунок 2), т.к. на них действуют наиболее сильные нагрузки и эти детали являются основным звеном амортизатора.

 

 

 

Рисунок 1 – Функциональная схема амортизатора подвески легкового автомобиля

Рисунок 2 – Рабочий поршень и разделительный шток амортизатора

Таблица 1 – Взаимодействие штока и поршня

Характеристика

Соединение

Шток

Поршень

Материал

Сталь 40 ГОСТ 1050-88

Сталь 40 ГОСТ 1050-88

Геометрические параметры

10,5

44

Условия посадки

-

0,020

Модуль упругости

590 МПа

590 МПа

Твердость поверхности

НВ578

НВ578

Высота микронеровности

Ral

Ral

Таблица 2 - Параметры взаимодействия функциональных блоков

Характеристика

Шток-поршень

Нагрузка

Давление 0,1 МПа

Температура окружающей среды

Нагревает до160°С и выше

Температура трения

Соответствует температуре амортизационной жидкости

Скорость перемещения

Жидкость перетекает со скоростью 20-30 м/с, скорость поршня 0,31 м/с

Для того, чтобы определить изменение технического состояния амортизатора необходимо рассчитать такую характеристику как вероятность безотказной работы. Результаты значений представлены в таблице 3 для штока и поршня.

Таблица 3 - Вероятность безотказной работы амортизатора

Характеристика

Соединение

Шток

Поршень

Вероятность безотказной работы

0,8

0,9

Для описания системы работы амортизатора требуется определение его иерархической структуры выбранных элементов штока и поршня. Данные системы представлены в таблице 4.

Описание структуры начинается с легкового автомобиля и заканчивается одним элементов, на которые направлены исследования. В данном случае выбран поршень амортизатора, потому что он является наиболее уязвимым элементов амортизатора, благодаря ему выполняется работа амортизатора в целом, а также из-за восприятия высоких нагрузок наиболее подвержен износу.

Оценка надежности производится с определения характеристик амортизаторов. Надежность оценивается показателем безотказной работы. Надежность оценивается по стадиям жизненного цикла амортизаторов.

Стадии жизненного цикла:

Проектирование. Необходимо правильно производить разработку конструкторской документации, которая будет учитывать статические и динамические нагрузки амортизаторов при движении, а также условия эксплуатации и температурный режим;

Изготовление. При изготовлении необходимо учитывать все характеристики амортизаторов, заложенные в конструкторских картах на стадии проектирования;

Эксплуатация. Требуется соблюдение правил технической эксплуатации, установленные заводом-изготовителем и своевременное проведение технического обслуживания и ремонта согласно техническому регламенту;

Утилизация. Требуется соблюдение правил экологической безопасности при утилизации использованных элементов амортизатора и технических жидкостей, применяемых при ТО и Р.

Таблица 4 – Стадии жизненного цикла и уровень сложности

Уровень сложности

Стадия

конструирования

производства

эксплуатации

I

Деталь

Поршень

II

Сопряжение

Шток-поршень

III

Сборочная единица

Амортизатор

IV

Машина

Легковой автомобиль

Вывод:

Установлено, неисправности соединения «щток-поршень» определить визуальным методом не предоставляется возможным. Требуется использование стендового метода с применением специализированного оборудования и инструмента и проведения полной разборки амортизатора.

Список используемых источников:

Вероятность безотказной работы [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/;

Диагностирование ходовой части автомобиля [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_245881_diagnostirovanie-hodovoy-chasti-avtomobilya.htm;

Савлук А.И. Оценка надежности сложной технической системы на примере амортизатора подвески / А.И. Савлук // Студенческий научный форум. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru;

Тебекин М.Д. Особенности определения технического состояния шаровых шарниров / М.Д. Тебекин, А.А. Катунин, А.Н. Новиков // Мир транспорта и технологических машин. 2014. № 2 (45). С. 14-20;

Устройство и принцип работы амортизаторов [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://techautoport.ru/hodovaya-chast/podveska/amortizator.html;

Хасанов И.Х. Методика контроля технического состояния кузова легкового автомобиля на основе измерения углов установки управляемых колес / И.Х. Хасанов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 10 (129). С. 139-145;

Хасанов И.Х., Р.Х. Хасанов / Обоснование разработки методики корректирования периодичности технического обслуживания передней подвески легкового автомобиля / И.Х. Хасанов // В сборнике: Прогрессивные технологии в транспортных системах Сборник докладов восьмой Российской научно-практической конференции. Ответственный редактор Рассоха В.И., ответственный секретарь Калимуллин Р.Ф. 2007. С. 310-315;

Цветкова Е.М. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.М. Цветкова, Е.Е. Черепанова // Paradigmata poznani. 2016. № 4. С. 96-98.;

Черепанова Е.Е. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.Е. Черепанова, Е.М. Цветкова // В сборнике: Стратегии развития региона на основе модернизации приоритетных отраслей его экономики материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых . под общ. ред. Ю.С. Андрианова. 2016. С. 219-221;

Шаихов Р.Ф. Методика расчета и обоснования параметров конструкции верхней опоры передней амортизаторной стойки легкового автомобиля / Р.Ф. Шаихов, Н.М. Филькин, В.В. Лянденбурский // Технология колесных и гусеничных машин. 2015. № 1. С. 57-64.

Просмотров работы: 3