Трибоанализ амортизатора подвески позволяет определить факторы, определяющие процесс изменения технического состояния амортизатора и определить основные направления повышения его надежности.
Для определения факторов, влияющих на долговечность выбранной системы, требуется проводить оценку взаимодействия всех элементов в процессе эксплуатации.
Для оценки надежности амортизатора выбрано взаимодействие блоков: шток и поршень (рисунок 2). В таблице 1 представлены исходные данные для описания системы
Рисунок 1 демонстрирует схему функциональных блоков амортизатора. Оценка взаимодействия элементов амортизатора позволяет выявлять отказы и неисправности подвески на ранних этапах.
Взаимодействия функциональных блоков базируется на данных таблицы 1. Параметры взаимодействия функциональных блоков отображены в таблице 2.
Оценку взаимодействия функциональных блоков проводим по таким элементам амортизатора как шток и поршень (рисунок 2), т.к. на них действуют наиболее сильные нагрузки и эти детали являются основным звеном амортизатора.
Рисунок 1 – Функциональная схема амортизатора подвески легкового автомобиля
Рисунок 2 – Рабочий поршень и разделительный шток амортизатора
Таблица 1 – Взаимодействие штока и поршня
Характеристика |
Соединение |
|
Шток |
Поршень |
|
Материал |
Сталь 40 ГОСТ 1050-88 |
Сталь 40 ГОСТ 1050-88 |
Геометрические параметры |
10,5 |
44 |
Условия посадки |
- |
0,020 |
Модуль упругости |
590 МПа |
590 МПа |
Твердость поверхности |
НВ578 |
НВ578 |
Высота микронеровности |
Ral |
Ral |
Таблица 2 - Параметры взаимодействия функциональных блоков
Характеристика |
Шток-поршень |
Нагрузка |
Давление 0,1 МПа |
Температура окружающей среды |
Нагревает до160°С и выше |
Температура трения |
Соответствует температуре амортизационной жидкости |
Скорость перемещения |
Жидкость перетекает со скоростью 20-30 м/с, скорость поршня 0,31 м/с |
Для того, чтобы определить изменение технического состояния амортизатора необходимо рассчитать такую характеристику как вероятность безотказной работы. Результаты значений представлены в таблице 3 для штока и поршня.
Таблица 3 - Вероятность безотказной работы амортизатора
Характеристика |
Соединение |
|
Шток |
Поршень |
|
Вероятность безотказной работы |
0,8 |
0,9 |
Для описания системы работы амортизатора требуется определение его иерархической структуры выбранных элементов штока и поршня. Данные системы представлены в таблице 4.
Описание структуры начинается с легкового автомобиля и заканчивается одним элементов, на которые направлены исследования. В данном случае выбран поршень амортизатора, потому что он является наиболее уязвимым элементов амортизатора, благодаря ему выполняется работа амортизатора в целом, а также из-за восприятия высоких нагрузок наиболее подвержен износу.
Оценка надежности производится с определения характеристик амортизаторов. Надежность оценивается показателем безотказной работы. Надежность оценивается по стадиям жизненного цикла амортизаторов.
Стадии жизненного цикла:
Проектирование. Необходимо правильно производить разработку конструкторской документации, которая будет учитывать статические и динамические нагрузки амортизаторов при движении, а также условия эксплуатации и температурный режим;
Изготовление. При изготовлении необходимо учитывать все характеристики амортизаторов, заложенные в конструкторских картах на стадии проектирования;
Эксплуатация. Требуется соблюдение правил технической эксплуатации, установленные заводом-изготовителем и своевременное проведение технического обслуживания и ремонта согласно техническому регламенту;
Утилизация. Требуется соблюдение правил экологической безопасности при утилизации использованных элементов амортизатора и технических жидкостей, применяемых при ТО и Р.
Таблица 4 – Стадии жизненного цикла и уровень сложности
Уровень сложности |
Стадия |
||
конструирования |
производства |
эксплуатации |
|
I Деталь |
Поршень |
||
II Сопряжение |
Шток-поршень |
||
III Сборочная единица |
Амортизатор |
||
IV Машина |
Легковой автомобиль |
Вывод:
Установлено, неисправности соединения «щток-поршень» определить визуальным методом не предоставляется возможным. Требуется использование стендового метода с применением специализированного оборудования и инструмента и проведения полной разборки амортизатора.
Список используемых источников:
Вероятность безотказной работы [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/;
Диагностирование ходовой части автомобиля [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_245881_diagnostirovanie-hodovoy-chasti-avtomobilya.htm;
Савлук А.И. Оценка надежности сложной технической системы на примере амортизатора подвески / А.И. Савлук // Студенческий научный форум. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru;
Тебекин М.Д. Особенности определения технического состояния шаровых шарниров / М.Д. Тебекин, А.А. Катунин, А.Н. Новиков // Мир транспорта и технологических машин. 2014. № 2 (45). С. 14-20;
Устройство и принцип работы амортизаторов [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://techautoport.ru/hodovaya-chast/podveska/amortizator.html;
Хасанов И.Х. Методика контроля технического состояния кузова легкового автомобиля на основе измерения углов установки управляемых колес / И.Х. Хасанов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 10 (129). С. 139-145;
Хасанов И.Х., Р.Х. Хасанов / Обоснование разработки методики корректирования периодичности технического обслуживания передней подвески легкового автомобиля / И.Х. Хасанов // В сборнике: Прогрессивные технологии в транспортных системах Сборник докладов восьмой Российской научно-практической конференции. Ответственный редактор Рассоха В.И., ответственный секретарь Калимуллин Р.Ф. 2007. С. 310-315;
Цветкова Е.М. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.М. Цветкова, Е.Е. Черепанова // Paradigmata poznani. 2016. № 4. С. 96-98.;
Черепанова Е.Е. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.Е. Черепанова, Е.М. Цветкова // В сборнике: Стратегии развития региона на основе модернизации приоритетных отраслей его экономики материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых . под общ. ред. Ю.С. Андрианова. 2016. С. 219-221;
Шаихов Р.Ф. Методика расчета и обоснования параметров конструкции верхней опоры передней амортизаторной стойки легкового автомобиля / Р.Ф. Шаихов, Н.М. Филькин, В.В. Лянденбурский // Технология колесных и гусеничных машин. 2015. № 1. С. 57-64.