Физические процессы амортизаторов позволяют контролировать их характеристики. К ним относят:
Энергетический;
Пневмогидравлический;
Вибро-акустический;
Тепловой;
Кинетический.
Данные физические процессы позволяют определить давление в системе амортизатора, вязкость и температуру амортизационной жидкости, амплитуду и частоту колебаний амортизатора и др.
Описанные выше физические процессы могут протекать в системе быстро или медленно. От этого будет зависеть изменение технического состояния амортизаторов.
На рисунке 1 представлена диаграмма событий, определяющая качественные признаки технического состояния амортизаторов. Для оценки состояния используются средства диагностирования и методы технической диагностики.
Проверка амортизаторов сводится к определению совокупности отказов и неисправностей всех частей и элементов. Конечный результат дает общую картину о состоянии амортизаторов, изучив при этом поэлементно состояние каждой детали амортизатора.
Рисунок 1 – Диаграмма событий
В начале проверки проводится оценка структурных параметров состояния амортизатора, замерив величины на специализированном оборудовании и определение качественных признаков состояния путем визуального метода.
По результатам замеренных значений структурных параметров амортизатора определяется износ деталей, зазоры, отказы и неисправности.
Прямое измерение износа позволяет выявить быстро отказ или неисправность амортизатора, внешней оценкой, без выявления скрытых дефектов. Устанавливается результат диагностики и производится анализ результатов.
На рисунке 2 представлено дерево отказов подвески.
Рисунок 2 – «Дерево» отказов подвески
Изучение рабочих процессов подразумевает измерение физической величины процесса с помощью специализированного оборудования и применения средств диагностирования. Результат выдается на мониторе оборудования выходным сигналом от датчиков. В дальнейшем производится анализ полученных результатов.
Рисунок 2 позволяет на примере возникновения постороннего шума в подвески проанализировать ее техническое состояние. Составлено «дерево» отказов подвески, которое позволяет определить отказы и неисправности подвески, возникнувшие из-за повреждения автомобиля в результате его эксплуатации. В «дереве» отказов подвески представлены возможные причины дефектов и способы их устранения.
При обнаружении стука в подвеске требуется сделать проверку ходовой части. Посторонний стук может быть вызван возникновением люфта в резьбовых шарнирах или отсутствием смазки в резьбовых шарнирах, ослаблением крепления пальца резьбовой втулки, износом резиновых втулок стабилизатора, ослаблением креплений стабилизатора к лонжеронам, износом шкворня, разрушением резинового буфера.
Люфт в шарнирах подразумевает проверку соединений деталей на износ. Допустимое значение люфта до 1,2 мм. При обнаружении люфта требуется заменить шарниры.
Описанные выше причины постороннего стука подвески требуют заполнить соединения смазкой, подтянуть крепления или заменить изношенные детали.
Вывод:
Произведена оценка надежности амортизаторов. Она позволяет определить предотказное состояние амортизаторов, выявить отказы и неисправности, а также спрогнозировать остаточный ресурс, определить вероятность безотказной работы.
Рабочие процессы амортизаторов позволяют обнаружить скрытые повреждения и неисправности амортизаторов.
«Дерево» отказов подвески позволяет выявить элемент, в котором возник отказ, выявить причину отказа и предлагает способ его устранения. «Дерево» отказов можно применять и для других деталей и агрегатов автомобиля для выявления неисправностей.
Список используемых источников:
Вероятность безотказной работы [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/;
Диагностирование ходовой части автомобиля [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_245881_diagnostirovanie-hodovoy-chasti-avtomobilya.htm;
Савлук А.И. Оценка надежности сложной технической системы на примере амортизатора подвески / А.И. Савлук // Студенческий научный форум. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru;
Тебекин М.Д. Особенности определения технического состояния шаровых шарниров / М.Д. Тебекин, А.А. Катунин, А.Н. Новиков // Мир транспорта и технологических машин. 2014. № 2 (45). С. 14-20;
Устройство и принцип работы амортизаторов [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://techautoport.ru/hodovaya-chast/podveska/amortizator.html;
Хасанов И.Х. Методика контроля технического состояния кузова легкового автомобиля на основе измерения углов установки управляемых колес / И.Х. Хасанов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 10 (129). С. 139-145;
Хасанов И.Х., Р.Х. Хасанов / Обоснование разработки методики корректирования периодичности технического обслуживания передней подвески легкового автомобиля / И.Х. Хасанов // В сборнике: Прогрессивные технологии в транспортных системах Сборник докладов восьмой Российской научно-практической конференции. Ответственный редактор Рассоха В.И., ответственный секретарь Калимуллин Р.Ф. 2007. С. 310-315;
Цветкова Е.М. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.М. Цветкова, Е.Е. Черепанова // Paradigmata poznani. 2016. № 4. С. 96-98.;
Черепанова Е.Е. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.Е. Черепанова, Е.М. Цветкова // В сборнике: Стратегии развития региона на основе модернизации приоритетных отраслей его экономики материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых . под общ. ред. Ю.С. Андрианова. 2016. С. 219-221;
Шаихов Р.Ф. Методика расчета и обоснования параметров конструкции верхней опоры передней амортизаторной стойки легкового автомобиля / Р.Ф. Шаихов, Н.М. Филькин, В.В. Лянденбурский // Технология колесных и гусеничных машин. 2015. № 1. С. 57-64.